Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.5

Спектакль
Бесы

Постановка - МДТ — Театр Европы
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Девятичасовой шедевр Льва Додина — абсолютно аутентичный Достоевский

Лев Додин и Эдуард Кочергин превратили «Бесов» Достоевского в грандиозный трехчастный спектакль, рассчитанный на целый день. Главный герой, аристократ Ставрогин, переступает нравственные табу, но, как и все герои Достоевского, сомневается, рефлексирует и пытается распутать клубок душевных противоречий, но вместо этого оказывается невольно вовлеченным в социалистический кружок, на поверку оказавшийся крошечным прототипом тоталитарной системы.

  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
Драматический
16+
Лев Додин
Продолжительность первого спектакля 2 часа 40 минут, второго и третьего 2 часа. Перерыв между частями 1 час

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
17 октября 2008

Спектакль, который репетировался три года (с 1988-го по 1991-й), а идет девять часов с двумя перерывами. Своего рода режиссерский шедевр с выдающимися актерскими работами. Название Додин воспринял буквально и выстроил на сцене ад — пространство без сучка, без задоринки с огромной гильотиной в центре. ­Самый мрачный и безнадежный ­Достоевский, какого видела отечественная сцена.

3
0

Отзывы

9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
14 февраля 2011

На сцене вчера убивали. Мы были на первом ряду и Верховенский целился не только в Кириллова, но и в нас. Убийцы взбирались по лесенке и мы уступали им дорогу, невольно становясь участниками бесовщины. Запах жаренной курицы висел пять минут. На пять секунд пронесся запах духов Анжелики Неволиной. Они снимали чёрные перчатки и люстры поднимались вверх. На предсмертном письме Кириллова Курышев действительно нарисовал рожицу. Столик с письмом не закрыли занавесом. Занавеса в МДТ нет

До этого спектакля Театра Европы надо дорасти, не сразу. Это не Чехов, это Достоевский. Это не "Дядюшкин сон", это "Бесы". Одно только могу осознать: благодарность театру за труд. Актёрам и костюмерам, монтировщикам и режиссёру. Семак и Иванов вчера были такие другие, непривычные. Друзья, мы с вами живём в то время, когда на сцене играют Петр Семак и Игорь Иванов. где вы найдете сейчас таких актёров? днём с огнём не найдёте

Неволина, Рассказова, Шестакова, Дмитриев, Морозов... Они все - большие труженики. Не потому что 8 часов на сцене, а потому что они честные и правдивые все эти 8 часов. Народные, заслуженные, молодые. От монологов Шестаковой до эпизода Ростовского - мастер-классы для театральной академии и чистый воздух для зрителя. Воздух даже в самом страшном спектакле на свете

6
0
9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
1 октября 2013

Кто-то бросил глупую фразу о том, что МДТ – самый мрачный театр Петербурга, СМИ ее растиражировали, и с тех пор это определение кочует из спектакля в спектакль. С декабря прошлого года каждый месяц посещаю этот театр, и выхожу из зала с разными чувствами, но всегда положительными: с ощущением радости, восторга, эмоционального подъема, прилива сил, влюбленности или тонких светлых энергий.
«Бесы» - не самый мрачный спектакль, а самый многогранный, ориентированный на зрителей таким образом, чтобы по ту сторону зла увидеть противную злу мистерию. Свободная, легкая игра Олега Дмитриева задает тональность спектакля, который воспринимается на одном дыхании. Феерический артистизм Игоря Иванова мгновенно захватывает и восторгает. И когда появляется труп Лебядкина, становится жаль, что актер больше не вернется на сцену. Внимание в этом спектакле акцентируется на добре, не на зле. Шатов Сергея Власова преображается добротой и любовью к жене, Кириллов – желанием ему помочь. В Виргинских человечность важнее принадлежности к общему делу. Шигалев отказывается участвовать в убийстве, пусть даже по идейным соображениям.
Ставрогин Петра Семака, опустошенный, измученный хаосом чувств и мыслей, взлетов и падений, находящийся в плену изменчивых ощущений, доходящий до предела в познании добра и зла, вызывает сочувствие. Он ищет спасения в общении с отцом Тихоном, в любви женщин, в глазах людей, которые могли бы прочитать его исповедь. Но отец Тихон и влюбленные в него женщины, вызвавшие проблески света в его сознании, сами же и гасят их, погружая в еще большую темноту. В мире Достоевского Ставрогин обречен. Но он прошел слишком трудный путь, слишком много узнал о мире и о себе, слишком много выстрадал, чтобы исчезнуть навсегда. Опустошив себя до предела, многое изжил, достигнул последней черты, за которой падение уже невозможно. Хочется верить, что в другой жизни или в других мирах его ожидает преображение. Бесов бессмысленно просто осудить. Бесы не боятся осуждения, бесы боятся Света.
Выбор Петра Семака на главную роль в этом спектакле был очень мудрым решением Льва Додина, как ни парадоксально, именно потому, что актер и его герой слишком разные. С течением времени они прорастали друг в друга, что пошло на пользу Ставрогину, который стал вызывать сострадание. Великолепный, многогранный талант Петра Семака, сильного, темпераментного актера, умеющего увлечь зрителей, виртуозно использующего богатые природные качества, создающего выразительные, проникновенные, убедительные в своей внутренней ясности образы, всегда разные, неповторимо индивидуальные, имеет еще одно свойство. Сыгранные им роли надолго остаются в памяти. Его последний Астров вызвал чистую радость души, Ставрогин – интеллектуальную рефлексию.
Достоевский остро чувствовал проблемы изменяющегося общества, которое усложнялось, становясь более свободным, перерастая старые социальные конструкции и догмы. Хаотизация общества нашла отражение в «Бесах». Но его нервная, экзальтированная стилистика трудна для восприятия. Его герои подвержены эмоциональной пульсации, лишены внутренней гармонии, образы распадаются на части, и перестаешь понимать смысл происходящего. Какую же титаническую работу пришлось выполнить создателям спектакля, чтобы разобраться в хаосе и дисгармонии мира Достоевского! Каким огромным талантом и превосходным вкусом нужно обладать, чтобы превратить избыточную прозу Достоевского в восхитительный шедевр искусства!

4
0
7
Илья
17 отзывов, 33 оценки, рейтинг 54
4 ноября 2013

Спектаклю уже 20 лет, и идет он все это время фактических без изменений в актерском составе - к сожалению, это видно. В первой части актеры явно экономят силы. Ставрогину (Петр Семак) неплохо было бы сбросить десяток лет и килограммов, Лиза и Дарья Павловна также уже вышли из возраста влюбленных в Ставрогина барышень. Только Лебядкин (блистательный Игорь Иванов) и Шатов (не менее блистательный Сергей Власов) смотрятся на 100% органично. Если удастся абстрагироваться от возраста - получите большое удовольствие и богатую пищу для ума. Я не смог, поэтому моя оценка - 4 балла.

3
0
7
Настя Чацкая
14 отзывов, 37 оценок, рейтинг 18
30 июня 2014

Тяжело. И не потому что спектакль длится 12 часов, а просто потому что приходит снова осознание, как же могут пахать люди. Это наверное и правда вымирающий вид театра, потому что я не вижу здесь режиссера. Режиссер в хорошем смысле этого слова растворился в своем произведении. Само по себе явление – интересный актер, не прикрытый и не приправленный режиссерскими решениями – редкая личность в театре. А у Додина так интересно следить за человеком, что на остальное не обращаешь внимание., а если и обращаешь, то оформление и декорации настолько сливаются с атмосферой, что не замечаешь сценография ли добавляет атмосферы или актер заставляет оживать сценографию и будить воображение зрителя. Сцены ..я снова не верила, что они мизансценически выстроены.
Но вот я пишу эту рецензию уже не по совсем свежим следам и через призму времени анализируя свое состояние я понимаю, что «Бесы» очень долго доводили меня до понимая, до ощущения трагизма, до предчувствия некой беды, в масштабе страны/мира , а вот «Три сестры» длились не 12 часов, а мне было еще более не по себе после этого спектакля. Стоила ли 12часовая эпопея этого? На что вообще рассчитывает режиссер , ставя 12ти часовой спектакль? Если честно, не очень по душе мне атмосфера «дня театра с перерывами на МАКДОНАЛЬС и разговорами «что мы будем брать БИГМАК или Чизбургер. А потом проходит 30 минут и снова театр.12 часов погружения все же менее действенны нежели три. Потому что эти три часа ты сидишь ,затаив дыхание. Наверное самый запоминающийся такого рода спектакль, просмотренный на одном дыхании – это «1900й» Меньшикова. Мне казалось я жизнь прожила.
Но все же , если абстрагироваться (хоть и с большим трудом) от необходимости потреблять пищу в эти 12 часов, то можно очень на долго зависнуть. Я снова плакала в конце. Подобное состояние у меня будет еще в день просмотра «Стриптиза» Мрожека и «Моцарта и Сальери» Пушкина. Истерическое непонимание, как мы, ни черта не понимающие еще в жертвах ради искусства , будем жить во всем этом??Все же Додин – это был шок. Это планка, очертания которой мы, поднимая глаза, можем только смутно различить, поминутно сомневаясь , не обман ли зрения всё это.

2
0
9
vadima
25 отзывов, 112 оценки, рейтинг 32
24 февраля 2012

Потрясающий, нестареющий спектакль, хотя ему уже 20 лет. Поистине Достоевский бессмертен, и Всё - Это про нас - вчерашних, сегодняшних, и, к сожалению, завтрашних. С одной стороны, это ужасно сознавать, что добро, всегда идёт об руку со злом, и бес есть в каждом из нас, и у каждого он свой. Но очень хочется верить в то, что добро всегда побеждает зло, хоть на какое -то время! Иначе, нас давно бы уже не было на земле... Огромное спасибо замечательным артистам за неповторимые переживания. Всем советую посмотреть этот спектакль, пока он ещё идёт на сцене легендарного МДТ.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все