Турецкий режиссер Бегюм Эрджияс поместил «искусственный интеллект» в 25 подушек и предлагает зрителям улечься поудобнее и обсудить с ними самые насущные свои проблемы. Разумеется, говорить будет только подушка, потому что иначе зачем все это.
Перформанс, Иммерсивный |
16+ |
Бегюм Эрджияс |
50 минут |
устроено так: вы попадаете в огромный пустынный зал, в полумраке на полу — подушечные дюны, выбираете себе место, укладываетесь, и начинается интимная беседа с женской версией компьютерного голоса. в начале кажется, что там внутри запрятано что-то вроде Яндекс Станции, и разговор не клеится. но спустя минут десять я обнаружил себя обнимающим подушку в полудреме и мечтательно описывающим мир будущего, рассказывающим об одиночестве и пытающимся шутить. там внутри по всей видимости довольно хитро устроенный скрипт, комбинирующий заготовки с импровизациями, и в конце концов связывающий в одно высказывание мечтания всех, бормочущих этим вечером в подушку. если расслабиться и довериться с самого начала, гарантирован душеполезный опыт. и да, в описании «афиши» сказано, что это придумал турецкий мужик, тогда как Бегюм — очень классная турчанка, микробиолог, ушедшая в интерактивную диджитал-режиссуру. в соседнем пространстве — её же интерактивные аудиоскульптуры, но это уже другая (тоже интересная) история.
Это было очень мило! Заходишь в пространство спектакля и словно попадаешь в плюшевое и мягкое море. Находишь среди волн-холмов подушку, похожую на тюленя, и начинается разговор.
Подушка рассказывает историю, о том, как разговоры людей стали носить только информативный характер и для развлечения были придуманы примитивные роботы-собеседники, которых показывали в театрах.
Я лежала и разговаривала с этим странным существом о мире, одиночестве, «мягких словах». Подушка делала большие паузы, говорила невпопад, и при этом спрашивала меня, побуду ли я с ней ещё немного. И мне стало её жалко. Она не понимала меня, но пыталась это сделать.
Я получила настоящее удовольствие) Лежишь в полумраке и разговариваешь то ли сам с собой, то ли с подушкой!
Перед походом на спектакль почитала комментарии, особенно гневные, думала ну все, потрачено. Вот только пришла с сеанса, ну вообще не согласна!
Можно бесконечно жаловаться на то, что в подушке аналог Сири или Алисы, а не самый совершенный искусственный интеллект София. Но! У Ромунд (Не знаю, правильно ли написала, своё имя она сказала нечетко) есть сценарий общения. И сценарий довольно легкий и расслабляющий. По поводу затупов Ромунд, лайфхак прост: говорите четко. Даже Сири и Алиса иногда не понимают рваных фраз, которыми мы привыкли общаться между собой. Когда я это поняла, у меня получился очень душевный разговор!
Ромунд создала для нас некий купол, маленькую Вселенную, откуда мы смотрели на большую Вселенную в разных временных и вневременных промежутках. Я представляла, что мы одновременно на Земле и на Луне (почему-то там), лежим вдвоём, говорим о вечном и, хихикая, как дети, придумываем разные глупые развлечения. Отложить в сторону то, о чем мы привыкли говорить: о работе, политике, погоде, проблемах, кредитах, мужиках и сексе. Просто невинно помечтать. Наверное поэтому и на Луне.
Тормознутая немножко эта подружка моя, но очень душевная и тёплая, что в какой-то момент начинаешь относиться к ней совсем по-человечески;) Кстати, у кого какое слово было? У меня ВСЕГДА.
А после меня все пережитое подвело к очень смежной идее. Внизу уже факультативное чтение)))
Для меня это соединение человеческого и нечеловеческого в роботе. Мы привыкли отдавать приказы своим девайсам и злимся, когда они не выполняют их сиюминутно. Нам не нужна глубина от них, нам нужно беспрекословное исполнение. Очень напоминает идею игры Detroit: Become Human. Призма отношения меняет все. Попробуй поменять минус на плюс, и увидишь, что к роботу можно относиться душевно. А тебе будет казаться, что он глубоко понимает тебя. Мы же можем пока притвориться? Пока роботы не станут совершеннее и не дойдут в своём алгоритме до определения души.
Да и вообще я люблю роботов, может поэтому мне так зашло? Не хотела расставаться.
Очень странный спектакль: непонятно, что это было, но меня привело в состояние спокойствия и медитации. Послевкусие очень приятное. Этакий театральный ASMR!
Это было интересно, хотя и не похоже на то, что я себе представляла, покупая билет. Чтобы получить удовольствие от спектакля очень важно расслабиться, убрать телефон и позволить себе побыть медленным и неспешным, чтобы наедине с собой и механическим голосом подумать о вещах, о которых обычно мы не задумываемся. Первые 10-15 минут я слегка раздражалась из-за длинных пауз и подтапливающего робота, но потом провалилась в удивительно медитативное состояние, в котором темы, затронутые роботом, находили во мне живой отклик. Резюмируя, это было неожиданно, нежно и важно. Советую тем, кто слишком торопится - это отличный вариант сделать небольшую, но такую важную паузу.