Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.4

Спектакль
Разговоры беженцев

Постановка - Продюсерский центр «Точка доступа»
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Неприметный спектакль на вокзале — про беженцев

Два человека ведут рассудительную негромкую беседу, проводя время на вокзале — не декорациях вокзала, а буквально в шумном общественном месте с поездами и пассажирами. В Петербурге спектакль играют на Московском вокзале, в Москве — на Ленинградском. Голоса актеров через наушники слышат блуждающие вокруг зрители. Спектакль основан на пьесе Бертольда Брехта, написанной в период Второй мировой войны; не лишенный могучей иронии текст — о войне, о миграции и об общечеловеческих и более чем актуальных вещах. Зритель может подглядывать за собеседниками, а может перемещаться как ему угодно, формируя собственное визуальное сопровождение диалогу, скомпонованному петербургскими продюсером Константином Учителем и режиссером Владимиром Кузнецовым.

  • Разговоры беженцев – афиша
  • Разговоры беженцев – афиша
  • Разговоры беженцев – афиша
  • Разговоры беженцев – афиша
Драматический
16+
1 час 50 минут

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Александра Климова
37 отзывов, 43 оценки, рейтинг 15
7 августа 2018
Однажды на Финляндском вокзале

Торговые центры, заброшенные церкви, теплоходы, магазины электронной техники, вокзалы, туалеты, пустыри – какие только пространства не выбирают сегодня режиссеры в качестве локаций для своих постановок. Вот уже четвертый год международный фестиваль искусств “Точка доступа” демонстрирует нам, что спектакли давно вышли за рамки традиционного театра, что можно обойтись и без света рампы, без сцены, а в некоторых случаях даже без актеров. Безумству храбрых поем мы песню, ибо трепетной русской душе сложно представить оперу в туалете отеля. Поэтому выбор необычной локации – дело благородное, но опасное, ведь любая идея должна быть оправдана.

Случалось, что в эту ловушку попадали некоторые режиссеры, но я хочу рассказать о постановке, за которую очень благодарна фестивалю – это “Разговоры беженцев” по пьесе Бертольда Брехта. Этот спектакль о войне, фашизме, патриотизме и дружбе, о гениях и тиранах, в свое время произвел на меня более сильное впечатление, нежели “Страх, любовь и отчаяние” Льва Додина. Спектакль проходит на Финляндском вокзале, где по соседству с актерами и зрителями расположились в ожидании поезда простые пассажиры. Вокзал становится одним из основных участников действия, обрушиваясь на тебя всей своей суетой, звуками, запахами и спешащими людьми.

- Внимание-внимание, на четвертый путь ко второй платформе прибывает электропоезд…

Герои постановки, немецкие эмигранты Циффель (Максим Фомин) и Калле (Сергей Волков) – просто люди из толпы. Они бродят по зданию вокзала, растворяясь среди пассажиров, изучают расписание поездов и ведут неспешный печальный разговор. В какой-то момент герои присоединяются к человеку с красным флагом, за которым мы, зрители, доверчиво следуем, как дети за гамельнским дудочником.
Основное действие спектакля происходит в зале ожидания, где контакт со зрителем ближе, чем на расстоянии вытянутой руки – актеры подсаживаются к нам, как случайные попутчики, просят присмотреть за вещами, угощают жареной картошкой и импровизируют всякий раз, когда ситуация грозит выйти из-под контроля. Самым верным будет принять правила игры – налить себе кофе из автомата, купить в BurgerKing картофель-фри и присесть неподалеку за соседний столик – ощущение вовлеченности в процесс увеличивается в десятки раз. Обычная история – ждешь поезд и невольно слышишь, о чем беседуют твои соседи.

Однако помимо Циффеля и Калле в спектакле есть и третий персонаж – это сам вокзал, который громко врывается в постановку, внося свои коррективы и дополнительные краски. В этой ситуации двух одинаковых спектаклей быть просто не может. Яркая иллюстрация - сцена в кафе, где герои пьют пиво, а мы наблюдаем за ними через решетку с большой плазменной панелью. Плазма демонстрирует новости и иногда приносит сюрпризы. В прошлый раз не успел Максим Фомин начать разговор о патриотизме, а на экране уже появилось изображение Никиты Михалкова, большого любителя патриотических речей. К концу речи Циффеля зрители буквально бились в истерике от смеха. Прошло время и “Бесогон” Михалкова убрали из эфира. На этот раз с экрана что-то увлеченно говорил Артем Дзюба, только-только получивший звание заслуженного мастера спорта (на эту тему я тоже готова подискутировать, но, пожалуй, не сейчас).

Реакция пассажиров на происходящее – еще один объект для наблюдений. Группа людей в оранжевых наушниках, нарезающая круги по вокзалу, может вызвать разные эмоции. Особенно, если впереди колонны идет человек с красным флагом. Мы, русские, ко всему давно уже привыкли и удивить нас сложно – иное дело финны. В зале ожидания Аллегро наше появление вызывало настоящий ажиотаж – бедные иностранцы буквально вжимались в спинки кресел, глядя полными недоумения глазами.
- Mitä tapahtuu?
- Kuka tämä on?
Неудивительно – наверное, со стороны мы выглядели как секта. Или толпа революционеров. И ведь неспроста мы больше не заходим в зону ожидания поездов из Финляндии, а жаль – контраст с нашей публикой вносил свою изюминку, да и финская речь была не лишней.

С другой стороны, любое изменение маршрута встречаешь с энтузиазмом – интересно, куда сегодня тебя заведут Циффель и Калле. В финале, глядя вслед их удаляющимся фигурам, ловишь себя на мысли, что это те случайные попутчики, с которыми хочется встретиться еще не раз.

PS В заключение хочу добавить, что мне сложно представить актеров, более подходящих на эти роли, чем Максим Фомин и Сергей Волков. Максим еще в “Топливе” Александровского показал фантастическое умение держать зал на протяжении полутора часов с помощью одной только интонации. А что касается Сережи.. Очень жаль, что он уезжает. Москвичи, вам повезло!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все