Исторический, Драма |
18+ |
Хироси Тэсигахара |
15 сентября 1989 |
2 часа 15 минут |
Фильм о важности чайной церемонии и о том, насколько это все чайное дело – важно и серьезно. Фильм о величайшем мастере чайной церемонии Рикю (Рентаро Микуни), который однажды стал учеником одного мастера, служившего у одного японского барона Хидейоси (Цутому Ямазаки). Хидейоси был великим войном и правителем своего времени. Он сумел собрать под своим крылом все доступные силы и объединить земли под сильной рукой. Единственное, Хидейоси был жестоким и суровым человеком, но, благодаря умелым чайным церемониям, которые были похожи на смесь философских рассуждений и психоаналитических сессий, которые были единственным, что могло направить энергию великого война в креативном русле. И, возможно, стали частью успеха и крепости характера Хидейоси. Но срабатывает далеко не всегда. Однажды Хидейоси решает, что сможет завоевать Корею и Китай и отвергает все сомнения, которые Рикю выражает словами. Но верный слуга не сдается, ведь у него всегда есть шанс повернуть свои мысли путем чайной церемонии.
Фильм получился очень традиционно японский. И традиционно требовательный к зрителю. Требовательный к мельчайшим деталям, тончайшим нюансам, легчайшим жестам. Конечно, фильм совсем не о важности чайной церемонии. Точней, не совсем об этом. Это фильм о мире, в котором подобная церемония имеет весьма важное значение, о тех, кто в нее вовлечен непосредственно. Исторические подробности тоже играют тут не последнюю роль. Но важно совсем другое, важно то, насколько стремление к самосовершенствованию, самоидентификации, самосознанию выливается посредством этих, казалось бы, совсем неважных моментов из жизни большого японского правителя. И уж конечно, для мастера церемонии вся жизнь – это и есть приготовление, путь к совершенству. Совершенству грации движений, совершенству вкусовых органолептических свойств напитка, совершенству общения, совершенству духа, совершенству гармонии. Это еще одна история о том, насколько важна честь быть слугой в отношениях «слуга-господин». Насколько важна не только с исторической точки зрения, как тут, но и с точки зрения создания внутреннего мира, выстроенного вокруг этой оси.
Смотреть этот фильм, конечно, решительно невозможно. Это очень медленный по темпу фильм, в котором практически ничего не происходит, а чай заваривается в режиме реального времени. Особенно сложно этот фильм смотреть зрителю западному, хотя как раз именно эта работа из всего творчества позднего Тэсигахары относится к наиболее почитаемым и популярным работам. Это, впрочем, довольно просто объяснить – так близко к стандартам «азиатской экзотической» открытки он никогда не приближался. Целый фильм о том, как готовят и наливают чай, и при этом с весьма богатой исторической наполненностью – звучит как рецепт успеха для западного зрителя. И пусть фильм совсем не похож на того раннего, загадочного, мистического Тэсигахару, которого любят и помнят до сих пор. Здесь есть своя скрытая красота. Впрочем, не настолько уж и скрытая.