Морис — пухлощекий и искренний сельский юноша, работает батраком у сурового, но справедливого фермера, на равных общается с ослом, играет на клавишах в любительском ВИА. Однажды в хозяйский автомобиль, который Морис взял без спросу, врезается на кабриолете некий брокер — залетный парижский человек, бесповоротно осатаневший на ответственной работе. Опасаясь гнева фермера, герой с товарищем, педоватым деревенским парикмахером больших артистических амбиций, едут в Париж — выбивать из брокера 500 на новую дверцу, а заодно уточнить, зачем довольно милая девушка брокера так ласково смотрела на Мориса.
Здоровая человеческая глупость, не тронутая плесенью патологии, не доведенная до нервнопаралитической консистенции, любимой последним поколением американских комиков, — драгоценный и редкий сегодня товар. В общем, трудно облечь в слова ту простую радость, которую испытываешь, глядя на спокойное, как сырник, лицо артиста Ван Хаша и понимая: перед тобой не имбецил, не олигофрен, не каннабисовый овощ, а именно что дурак, экологически чистый, домашней выделки дурень, болван, cоль земли, магистериум комической вселенной. Конечно, «Облом» не самая изысканная комедия на свете: большинство шуток тут ложатся в диапазоне между толстухой, писающей в рукомойник, и безногим инвалидом, которому с размаху бьют дверью по лбу. Но во всем этом (включая даже сцену с безногим) есть такой очень приятный, почти что шукшинский флер. Это фильм не только о заведомом нравственном превосходстве деревни над городом (хотя эта мысль дана весьма выпукло). Это в первую очередь кино про очень хорошего человека, такого, которому всюду нальют, отсыплют, постелют; которому в конце концов все дадут — именно потому, что у него при не самой светлой голове доброе и умное сердце. Много ли мы видим сегодня картин с таким безупречно нравственным посылом — скажите, пожалуйста.