После того как мир поразила эпидемия, отец семейства (Джоэл Эджертон) перебрался с родными в лес в надежде, что там они будут в безопасности. Но стоило им приютить семейную пару (Кристофер Эбботт и Райли Кио), как все пошло не так. Встреченный восторженными рецензиями (рейтинг на Rotten Tomatoes — 88%) умный и беспощадный хоррор с шокирующей концовкой про монстров, которые живут внутри людей.
Детектив, Триллер, Ужасы |
18+ |
Трей Эдвард Шульц |
29 апреля 2017 |
24 августа 2017 |
1 час 31 минута |
facebook.com |
Трое в противогазах и резиновых перчатках, всхлипывая, прощаются с покрытым волдырями полуголым стариком, который явно не очень понимает, что происходит. Потом старика грузят на тележку, отвозят к вырытой неподалеку яме, убивают выстрелом в голову, обливают бензином и поджигают.
Молодой человек по имени Трей Эдвард Шульц дебютировал два года назад фильмом «Криша», после которого целый ряд критиков (хотя были и резко несогласные) объявил его надеждой американского кино. На «Кришу» Шульц собрал немного денег краудфандингом, снял ее в родительском доме, в ролях — в основном родственники режиссера (главная героиня, Криша, — его тетя), а также он сам. Это очень живая, нервная, порой истеричная мелодрама про пожилую алкоголичку, которая навещает давно брошенную семью на День благодарения, — вроде бы ничего сенсационного, но фильм сделан фантастически уверенно, учитывая все вводные; чаще других в восторженных отзывах встречалась фамилия Кассаветеса.
Здесь речь тоже о семейных ценностях: сняв противогазы, люди оказываются заросшим бородой учителем истории по имени Пол (Джоэл Эджертон), его женой Сарой (Кармен Эджого) и их 17-летним сыном Трэвисом (Келвин Харрисон-мл.). Еще у них есть собака, что в фильмах ужасов всегда неспроста. Покойный был отцом Сары. В стране (или мире) бушует эпидемия какого-то жуткого вируса, и герои спрятались от него в доме посреди леса, заколотив двери и ставни. Не будем углубляться в не слишком извилистый сюжет, но, конечно, у них будут гости (включая Райли Кио).
Шульц использует понятия и приемы постапокалиптического хоррора, но хоррором фильм можно назвать с некоторой натяжкой: в частности, что именно «приходит ночью», зрителю придется додумывать самостоятельно — поскольку ничего, однозначно претендующее на звание «оно», никуда не приходит. Однако название (в любом случае удачное) кажется вполне уместным. По ночам в доме определенно неуютно — к тому же при заколоченных окнах не всегда можно определить время суток. Юный Трэвис не может спать, а когда спит, проваливается в сюрреалистические кошмары. Но ирония в том, что все действительно ужасное происходит при свете дня.
Тревис, как мы постепенно понимаем, — центральная фигура в этой истории, наши глаза в ней, поскольку фильм в конечном счете не о чудищах и вирусах, а снова, как и «Криша», о том, как члены семьи превращают друг друга в заложников своей любви, и именно ребенок ощущает это в первую очередь. Впрочем, он уже и не ребенок, что здесь тоже обыгрывается.
Надежда или нет (пожалуй, все-таки да), Шульц опять демонстрирует замечательное владение формой: это по-настоящему тревожные, тяжелые полтора часа. Едва ли он и дальше будет заниматься хоррором, а жаль — в этом жанре у него точно есть перспективы. Шульц, как положено, учится у лучших: это можно увидеть в кубриковских проездах по коридору и симметричных кадрах, в почти линчевском саунд-дизайне — и при этом его фильм меньше всего похож на упражнение, на отлично сделанное домашнее задание (чем грешит как раз большинство начинающих хоррормейкеров). Это осознанно скромная, но взрослая и серьезная работа: может, здесь и нет родной тети режиссера, но демоны, которые прячутся то ли в темном лесу, то ли в уютной столовой, явно его собственные.
Я люблю кино психологическое, раскрывающее людей во всей их полноте, через призму крутости успеха или, наоборот, – через гнилость порока. И, к сожалению, таких фильмов очень мало, каждый достойный – это как прямо жемчужинка, затесавшаяся в выгоревшей золе какого-то откровенного драматического мусора.
«Оно приходит ночью» как раз такая жемчужина. Это вдвойне интересно, потому что и режиссёр малоизвестный дебютант, и в главных героях Джоэл Эджертон, которого я не люблю на самом деле, хотя и признаю его актёрские заслуги. Но фильм получился именно о самом моём любимом, о том, какими люди оборотнями бывают…
Я после просмотра долго про себя распробовал послевкусие, потому что чувствовал, что чего-то фильм по фабуле напоминает. И наконец понял, что это же вывернутый наизнанку «Кловерфилд, 10». Почему вывернутый наизнанку? А потому что в «Кловерфилде» человеческое зло встречало гостей дома, а в «Оно приходит ночью» зло приходит в дом. Аллюзия на «Кловер», кстати, как по мне читается на раз-два ещё и потому, что действия обоих фильмов разворачивается на фоне неясной постапокалиптической угрозы, и в обоих случаях она оборачивается фейком.
Этот фильм я однозначно рекомендую всем, кто любит психологические драмы, кайфа для них тут много, особенно ближе к финалу. Ну сам финал, трешовый, спойлерить не буду, но я не ожидал кое-чего… А оно и произошло. За что респект Трей Эдвард Шульц, буду за ним следить теперь.
Забудьте все положительное, что вы прочли об этой картине! Она ни о чем. Половину фильма сидишь и думаешь "ну когда же начнется хоть что-нибудь, хоть какой-то экшн", потом вроде "ну вот оно, сейчас пойдет!", а последние 15 минут просто предсказываешь действия героев. Понятно, что где-то какая-то эпидемия, но никто для семьи по сути опасности не представлял. Никакого "оно" не существует, даже намека на него. Герои просто боятся и при малейшем подозрении всех вокруг убивают из ружья, чтобы не заразиться. Люди выходили из зала, вопрошая, зачем сняли этот фильм.
Очень редко, когда я заставляю себя смотреть кино из разряда, скажем так, не для всех. Весь этот артхаус, душевная рефлексия, страдания на фоне не понимающего мира… Это всё не моё.
Поэтому, собственно, я избегаю просмотра фильмов от каких-то там никому неизвестных авторов. А Трей Эдвард Шульц, судя по подсмотренной о нём информации на «Кинопоиске», как раз из таких, ещё и с Пальмовой ветвью за режиссерский дебют. Что там у него? Какая-то короткометражка психоделическая, с наверняка поднятыми вечно-философскими вопросами (это я про «Кришу»).
«Оно приходит ночью» оказался вовсе не артхаусом. Точнее, его привкус в фильме чувствуется, конечно, чисто атмосферно, но это такой привкус, приятный, как привкус вишневого пирога в «Твин Пиксе» (а тоже ведь у Линча артхаус, да ещё и какой, завёрнутый в попсовую форму сериала).
Мне в «Оно приходит ночью» понравилась прежде всего игра актеров. Джоэл Эджертон раньше ассоциировался у меня исключительно с Гэтсби, но, имхо, в роли Пола, типично американского мужика из провинции, защищающего свой уютный сложившийся мирок от вторжения извне, он смотрится еще более органично.
Месседж фильма, в общем, понятный (типа не доверяйте чужакам). Тем не менее обыгран в «Оно приходит ночью» оригинально. Через призму того, что все чужаки – это всегда кошмар. Кошмар, вовлекающий в себя без остатка. И вот за это фильму твёрдую пятёрку я поставлю.
Страх очень сложно поддается описанию, и у всех он разный… Например, мне многие ужастики не то, чтобы не нравятся, не то, чтобы они меня пугают, а, наоборот, порой смешат. Все эти монстры, нереальные ситуации, доведенные до абсурда...
С фильмом «Оно приходит ночью» все по-другому. То есть, я со скепсисом начинала смотреть, и так оно вроде и было поначалу – как по схеме: эпидемия, семья спасается в лесном домике от ужасов внешнего мира… А в какой-то миг я почувствовала такой большой комок напряжения, потому что в результате это всё действительно оказалось жутко. В общем, если вы хотите посмотреть действительно страшный фильм, который давит психологически – велком. Получилось!