Молодая француженка переживает смерть близкой подруги и никак не может выбраться из депрессии. У покойницы остались муж и новорожденный ребенок, за которыми надо присматривать. Во время очередного визита в дом вдовца героиня неожиданно встречает в его лице свою будущую лучшую подругу. Пока герои картины решают, где проходит грань между мужским и женским, Озон определяется, что за фильм он снимает: комедию, триллер, психологическую драму. В итоге получается нечто среднее — фарс, быстро перерастающий в трагедию.
Драма |
18+ |
Франсуа Озон |
6 сентября 2014 |
13 ноября 2014 |
1 час 48 минут |
Клэр (Демустье) и Лора (Ле Беско) с детства были лучшими подругами, потом обе удачно вышли замуж — Клэр за Жиля (Персонна), Лора за Давида (Дюрис) — и стали дружить уже семьями, потом Лора родила и почти сразу умерла, оставив близких совершенно опустошенными. Вся эта драма, впрочем, умещается в коротком прологе. И начинается новая: однажды Клэр, которая поклялась заботиться о муже Лоры и их маленькой дочери, заходит навестить Давида и обнаруживает его накрашенного, в парике и женском платье.
«Новая подружка» формально является экранизацией одноименного коротенького рассказа британской детективщицы Рут Ренделл — хотя Озон изменил в нем начало, конец, да, в общем-то, и середину. Самое удачное, пожалуй, в его редактуре — умерщвление жены главного героя, в оригинале просто вечно отсутствующей. Покойная Лора (по-видимому, отсылка к классическому нуару Отто Премингера), почти не появляясь на экране, оказывается равноправным персонажем фильма: ее молчаливое присутствие — или, точнее, отсутствие — так или иначе ощущается во всех сюжетных поворотах.
Ромен Дюрис — хороший актер, и ноги у него стройные, но солирует тут все-таки Анаис Демустье: трансформации, происходящие с ее героиней, требуют куда более тонкой техники, и она превосходно справляется с ролью. Из поисков гендерной идентичности Озон устраивает целый квест: она множится, расщепляется, отражается в зеркалах. Все персонажи — даже муж Клэр, который вроде как простой парень, — при ближайшем рассмотрении оказываются не вполне уверены ни на свой, ни на чужой счет. Мужик в платье и парике (который при этом настаивает, что он не гей, хотя и в этом могут быть сомнения) — еще самая легкая из загадок. Озон, как и во многих своих фильмах, утверждает, что если слегка надавить, любой из нас начнет сомневаться, кто он, кого и как ему хочется любить — и в этом, может быть, нет ничего страшного.
Как, опять же, часто бывает у Озона, тут зачастую трудно сказать, где режиссер иронизирует, а где говорит всерьез: «Подружка» всю дорогу балансирует на опасной грани между психодрамой и комедией — посмеиваясь, впрочем, скорее над собой, чем над своими героями. Культурный француз, взявшись за тему трансвестизма, аккуратно цитирует всю библиографию по данному вопросу: «Психоз» Хичкока, «Бритву» Де Пальмы, «Жильца» Поланского и т.д. Но чаще всего в этом фильме, с его подружками в коме и гей-кабаре, вылезает, конечно, тень Альмодовара (тоже, кстати, однажды экранизировавшего Рут Ренделл). И Озон похожим образом выкручивает мелодраму до таких зашкаливающих значений, что вопрос, насколько он серьезен, отпадает сам собой: какая, в сущности, разница. В данном случае, правда, велик риск того, что зритель в итоге просто пожмет плечами. Природный темперамент Озона далеко не испанский, а его холодная, перфекционистская и в конечном счете слегка однообразная режиссерская манера имеет свойство немедленно остужать зажженные Озоном-сценаристом страсти.
Это лишенное земного притяжения отражение невинности восьмидесятых, блики солнечных лучей на веснушках ее лица и его замазанной тональным кремом щетины и красиво расставленные предметы интерьера как-то особенно врываются в сознание зрителя, символизируя собой легкость бытия и восприятия жизни – характерных для Франсуа Озона элементов раскрашивания утопической действительности, в которой у каждого есть свой дом, или вернее даже микрокосм, в пространстве которого он и обитает. Расценивать ли данный кинематографический этюд в качестве театральной постановки, этакого анекдотичного фарса, который, подобно сквозняку, врывается в затхлое помещение аккуратной квартиры, в которой разместились они – типичные муж, жена и ребенок, или же рассматривать данное произведение в контексте сложной гендерной самоидентификации, с точки зрения тотальной модификации – если угодно, крушения – институтов современной семьи в проекции драматического падения в подсознательные слои собственных нереализованных желаний? Вопрос этот, поставленный перед зрителем столь ловко, и будет олицетворять собой способность последнего воспринять это маленькое исследование о том, куда приводят мечты, когда свобода – повсюду, а восемь женщин внутри начинают практиковать иглоукалывание в мозг, как мантру повторяя свою такую казалось бы очевидную песню про становление настоящего тебя самого. Или это и не мечты вовсе? Каким бы не оказался ответ на поставленный режиссером вопрос, эта песня все же заставит улыбнуться – ведь завтра мы окажемся старыми и сдохнем в одиночестве, а сегодня позволим себе расширить привычные рамки восприятия себя в окружающем нас мире не пытаясь при этом запомнить, что левый глаз нужно красить левой рукой, а правый – правой; в действительности это не столь важно – мы можем перепутать руки, и это лишь добавит происходящему дополнительного абсурда или – опять же в зависимости от восприятия – куража.
Фильм о перевоплощении, сам перевоплощается из драмы в комедию,затем триллер и мелодраму.
Смесь из разных жанров - это конек Озона. А также безупречная актерская игра и, всегда, неожиданная тема фильма.
Главный герой у Озона, по традиции - женщина! В "Новой подружке" их сразу три - Клэр, Вирджиния, и Лора, или скорее воспоминание о ней.
Молчание Клэр часто говорит нам больше, чем яркий образ Вирджинии. Ромен Дюрис и Анаис Демустье - великолепно справились со своими задачами!
Не нужно искать в фильме реализм жизни и незачем обвинять режиссера в искажении общепринятых норм и форм человеческих взаимоотношений.
Фильм с первых кадров говорит нам - это сказка ("Спящая Красавица"), а все сказки о любви.
Озон - браво!
"Подружка" очаровала: с юмором и на любимые озоновские темы.
Удалось побывать на премьере и увидеть режиссёра вживую и впервые в Москве, в Гоголь-центре. У Озона, бесспорно, потрясающее чувство юмора — легко, иронично и профессионально он разделывался с вопросами зрителей в зале (а вопросы после просмотра, конечно, были и их было немало!). Так и в его фильмах: ирония "открывает" разные тяжелые двери. Вторым "ключом" наверное можно назвать любовь. Режиссера — к персонажам, актеров — в своим ролям. Любовь помогает меняться главным героям, Клэр и Давиду, выбирая при этом, что и говорить, непростые пути. Любовь покойной жены и подруги, Лоры (у которой по сценарию фантастическая, смыслообразующая роль "спящей красавицы"). Любовь мужа Клэр, Жиля, любовь к маленькой дочери. И это потрясающее ощущение любви и легкости передается с экрана.
У Озона прекрасно получается воспевать женщину, даже в фильме, в котором главный герой, казалось-бы, мужчина.
"Новая Подружка", на мой взгляд, лучший фильм Озона!
Тонкий, яркий, чувственный, умный.