В шикарном доме моды п/у Макса Мариана (Митчелл) некто в черном плаще и белой маске планомерно душит, режет, колет и жжет каленым железом манекенщиц. "Кровь и черные кружева" (в оригинале "Шесть женщин для убийства") - классика "джалло" и едва ли не самый роскошный хоррор Бавы, снятый с совершенно гринуэевской пышностью. Фильм излишне красочен, чтобы быть страшным. Под избыточный джаз Карло Рустичелли по дворцу шастает роковая и похожая на Доронину графиня (Барток), колышутся портьеры, лунный свет заливает аллеи, и падают красные манекены, и злобно позванивает алый телефон.
Недалеко от здания фешенебельного модельного ателье происходит загадочное убийство одной из модели. Никаких следов, мотивов или подозреваемых полиция найти не может. Тем временем, совершенно случайно, ее сослуживцы находят дневник в одном из ее ящичков. Находка настораживает половину ателье – каждый хочет или почитать дневник, или не дать другим, чтобы его почитали, скрывать есть практически каждому. Поэтому ничего удивительного в том, что на девушку, которая нашла эту опасную тетрадь, вскоре нападает убийца во всем черном и маске. Однако, дневника у нее не обнаруживается – кто-то хитрый вытащил его, когда сумочка находилась в ателье. Впрочем, вскоре на обладателя тетради тоже нападают. Шаг за шагом неизвестный приближается к своей цели. Слой за слоем слетают покровы с тайн каждого, кто работает в доме моды. Все меньше и меньше становится понятно, чем же на самом деле занимается модельное агентство. Первый фильм-джалло в его каноническом понимании.
Конечно, самым первым фильмом жанра «джалло» по праву считается другой фильм режиссера Марио Бава – «Девушка, которая слишком много знала». Но он был слишком черно-белым и несерьезным, чтобы полностью отвечать требованиям жанра как в отношении повествования, так и стилистики. Все эти цветовые решения, погони в темных комнатах, размахивания ножом, одетый в маску убийца, да и финальный твист, развенчивающий фигуру маньяка – все тут есть как раз в достаточном виде, чтобы достоверно считать эту картину точкой опоры для творчества будущих мастеров кровавого, но очень интересного жанра, балансирующего на грани детективных «худанитов» и наадреналиненых психологических триллеров.
Более того, из-за своего слегка нелогичного сюжета (напоминающего скорее сон, чем документалистику преступлений), больной мотивации убийцы, весьма изощренных методов убийства (лицом об горящую печку, говорите?), ярких и четких цветов, доминирующих в гамме картины, «Шесть женщин для убийцы» является не просто вехой, но и классическим, каноническим фильмом для «джалло», первым большим явлением в жанре. К уже отмеченным важным характеристикам, найденным в фильме, хочется добавить и соседство прекрасного (модели, мир моды) и порочного (убийства и пороки практически каждого персонажа в фильме). Да и интересен сам подход к съемке – режиссер может сделать акцент на чем-то совсем не значительном для развития истории, ввести предметы в сцену исключительно из-за их красоты, оригинальности.
Классическим для жанра является и звуковое сопровождение, музыка, написанная Карло Рустикелли. Даже если на время отвернуться от экрана, ощущение того, что там идет фильм-«джалло» не пропадет. Трудно придумать более важного для развития жанра фильм. Да, может быть многие картины, которые будут сняты позже, в художественном плане, в отношении интриги истории и связности сюжета будут превосходить этот классический фильм. Но можно сказать со всей уверенностью – «Шесть женщин для убийцы» полностью сформировал жанр и в полной мере заслужил оказаться на титульных страницах практически всех учебников по истории «джалло».
Ощущение декоративности, театральности да и вообще комиксовости и несерьёзности не оставляло на протяжении всего просмотра. Наверное, можно записать эту работу в евронуар. Но конечно, итальянцы, ещё ТЕ постановщики ужасов и триллеров, и по настоящему глубоких работ здесь ждать бессмысленно. Одно то, что эти с позволения сказать кинематографисты в 70-е и 80-е тонко маскировались под жанровые голливудские фильмы(в том числе беря англоязычные псевдонимы), характеризует их великими мастерами подделок, сродни китайцам в экономике. И данный фильм вполне сойдёт за предтечу этого дешёвого жанра. Но надо признать, что копродукция с немцами пошла фильму на пользу, и он действительно неплох как по цветастой картинке, так и по сути триллерному сюжету. А уж наличие россыпи красивых девушек в ролях жертв и вовсе украшает зрелище.