Мюзикл, Мелодрама, Музыкальный |
14+ |
Роб Маршалл |
3 декабря 2009 |
3 марта 2011 |
1 час 58 минут |
nine-movie.com |
1965 год, Италия, киностудия Cinecittà. Великий режиссер (Дэй-Льюис) пытается вспомнить, как у него раньше получалось снимать кино, — а вокруг него хороводом вертятся жена (Котийяр), любовница (Крус), созданная им кинозвезда (Кидман), покойная мама (Лорен), верный друг — костюмерша (Денч), настырная журналистка (Хадсон) и проститутка родом из его католического детства (Фергюсон). Время от времени все персонажи выражают свои душевные переживания в тщательно поставленных вокально-хореографических номерах, тематика которых находится в диапазоне от неореализма и Пруста до желания поцеловать чьи-нибудь пальцы ног.
Идея сделать из феллиниевских «8 1/2» бродвейский мюзикл, осуществленная в 1982 году композитором Мори Йестоном, не так взбалмошна, как кажется на первый взгляд. В общем, первоисточник и сам с трудом затыкал рот собственной песне, постоянно останавливаясь в одном па от того, чтобы стать если не мюзиклом, то фильмом-концертом. Мало того, главный классик современного мюзикла Боб Фосс начал кинокарьеру с переделки «Ночей Кабирии» в «Милую Чарити», а позже отметился в жанре кинематографа творческих катастроф, сняв «Весь этот джаз». Неудивительно, что Роб Маршалл, который после экранизации фоссовской постановки «Чикаго» считается чем-то вроде текущей реинкарнации мастера, выбрал именно этот опус, чтобы продолжить придумывать собственный способ переносить на экран умный сценический мюзикл.
Уделяя явно больше внимания созданию музыкальной феерии, чем выяснению отношений с Феллини, Маршалл как-то очень ненавязчиво отстаивает свое право на самостоятельность. Он переносит акцент с творческого ступора на неумение отделять работу от личной жизни, напирает на отношения с женой больше, чем на отношения с женщинами, даже добавляет в конец немного американской морали — но все это воспринимается как такое же невинное развлечение, как и игра в то, что Дэниел Дэй-Льюис — итальянец, а Джуди Денч — парижанка. То, что вышло у Маршалла, страшно возмутит тех, кто гордится, как сильно они любят «8 1/2». И наоборот — особенно понравится тем, кто стесняется признаться, что при всем уважении к Феллини им никогда не удавалось посмотреть «8 1/2», ни разу не уснув.
Пожалуй, подпорчу-ка я аппетит всем тем, кто с нетерпением ожидает этот фильм. Такие есть, хотя у нас фильм еще не заявлен в прокате, да и по ту сторону бывшего железного занавеса он вышел в свет лишь в середине декабря.
Когда, отстояв предлинную очередь в кассы кинотеатра (по секрету шепну: большая часть этой самой очереди сделала выбор в пользу аппетитного «Шерлока Холмса», а вовсе не «Девять»), я покупала билет на этот фильм, я еще не знала, что меня ждет. Не знала в прямом смысле этого слова: за день до этого автобус, на котором красовалась афиша «Девять» важно проехал мимо меня, и я, наивно, «клюнула» на цвет женского киношного мира: Пенелопу, Софи, Джуди, Марийон, Николь, Кейт и Ферги. Вот именно что цвет, о таланте в этом конкретном фильме говорить не очень придется… Не будем забегать вперед; билет я купила, место нашла, свет погас, и действо началось.
Ранним солнечным утром главный герой (Дэй Льюис), к которому все по-братски обращаются «Гвидо», подъезжает на машине в стиле шестидесятых, гламурно блестящей и по-бондовски cool, к бункерообразному павильону, выходит, интеллектуально сутулясь, открывает дверь, и нашему взору предстают пустые припыленные декорации. Тут он закуривает, и в его воображении появляются его главные женщины из прошлого и настоящего – все вышеперечисленные кинодивы. Они по-бродвейски одеты, точнее раздеты, танцуют и поют не очень сильными голосами. Все это приправляется светом софитов, черно-белыми перьями танцоров и постоянной мешаниной «сцена-реальная жизнь». А кто, вы говорите, режиссер? Ах, Роб Маршал, «Чикаго»… А дальше: бурный круговорот личной жизни: жена/любовница/журналистка/муза/первая проститутка, да еще и мать с советчицей в придачу. Бедный Гвидо Контини. И все эти женщины просто требуют его внимания и любви. По ходу фильма выясняется, что он режиссер, и что никак не может придумать хотя бы сценарий к фильму. Куда уж тут, когда собственный сценарий жизни идет не по написанному; ничто ему не помогает: ни отдых, ни песни, ни даже актрисолюб-кардинал. Так он теряет по одной всех своих красоток, фильм не снимает, из кино уходит, по причалу бродит.
Смотрела я на все это, и не могла понять. Это же Феллини! «Восемь с половиной»! С вкраплениями из «Сладкой жизни» и «Амаркорда». Уже дома, проконсультировавшись у интернета, я выяснила, что Маршалловский фильм – эта переработка мюзикла «Девять», в свою очередь поставленного по мотивам «Восьми с половиной». Темная я, непросвещенная. Передо мной был обычный ремейк. Ремейк на Феллини.
Вот тут-то начинаются проблемы. Наш «Девять» как и его предок, очевидно, пытался поставить в центре всего проблемы режиссерского творчества и внутреннего кризиса человека. Только внутреннего и творческого я так и не увидела. Создается ощущение, что главный герой не снимает фильм просто из-за халатности и чересчур бурной жизни. Гвидо Дэй Льюиса выглядит настороженным, отощавшим, в дулю завязанным хмуряком, быстро идущим наугад в клубах сизого сигаретного дыма. Даже танцуя он выглядит холодно и напряженно. Ему явно не хватает ленивой привлекательности, итальянской расслабленности, интеллектуальности и вместе с тем постоянного самокопания Гвидо Марчелло Мастрояни.
А что же его женщины? Одна другой великолепнее, пятеро - обладательницы Оскара, но когда речь заходит о том, чтобы «покрасоваться», они как павлины распускают свои хвосты, в меру и не в меру. Из-за этого все выглядят орнаментально и неорганично по отношению к сюжету, каждая пытается перетянуть одеяло на себя. Я не увидела ни глубины в их игре, ни, признаться, хорошего исполнения песен. К чему скрывать, что из всей семерки, пожалуй, лишь у Ферги есть вокальные данные. Кстати, номер с ее зажигательной тарантеллой, где интересно использован песок, был куда лучше кислых и штампованных номеров других героинь.
Сказать, что я разочарована, не могу – ведь я ничего не ожидала. Я была удивлена увидеть ремейк именно на Феллини. Ремейк, отяжеленный восьмью звездами, приводящий в уныние, потому что из него выкинули и легкость, и тонкий юмор, и забавную смесь фантазии, воспоминаний и реальности, оставив поверхностный сюжет, любовные передряги и блестящий «гламур», эдакие сливки, чтобы лучше понять Феллини. Как японскую кухню адаптируют для желудка европейца, делая менее острой, убирая ее своеобразность и гармонию, так и фильм Феллини адаптировали словно под ленивых, нежелающих размышлять и понимать зрителей. Неужели для нас? Мой вам совет, посмотрите лучше «Восемь с половиной», а если хотите водевиль – идите на «Девять». Каждому свое.
Продюссер с донельзя унылым лицом собирается снять новый мегафильм, но не знает, как, и не хочет об этом говорить, вокруг него крутятся много красивых и ухоженных бапп, желающих его как продюссера и немножко как мужчину. Периодически в вялотекущий кисель сюжета, если оно можно так назвать, вклиниваются куски с песнями и танцами, где Пенелопа Крус и Николь Кидман в красивых ажурных чулках машут своими прекрасными ногами. Вообще, мюзиклы - это сценический жанр, и переносить мюзикл на кинопленку - это никому не нужный онанизм, так как вся энергия и живость теряется, а остается только дешевое варьете с перьями в жопе. Причем по музыкальной части вроде не так плохо, пока Киркорыч и иже с ним не надругался своей озвучкой, но все остальное кошмарно, тем более что скучнее кино про то, как снимают кино, изначально ничего не придумать, даже "Чикаго" был веселее. В общем, поклонникам жанра лучше посмотреть тупо съемку бродвейской постановки.
Так сильно ждал этот фильм, а оказалось, что это перснятый "8 с половиной" Феллини. В котором актеры, когда не знают, что играть - поют. А поют они практически все время.
Мюзикл-римейк великого (и одного из лично моих самых любимых фильмов) 8 ½ Феллини. Проще, прямее, схематичнее, поверхностней, развлекательней, чем оригинал. С бОльшим акцентом на теме отношений/измен, нежели на исследовании творчества, творца и его взаимодействия с миром. Но смотреть, любя Феллини, интересно. (К слову, с ужасом вижу, читая рецензии, что многие нынешние "киноманы" с оригиналом даже и не знакомы.) А еще в "Девяти" шикарно курят, что редкость в современном кастрированном кино. И даже больше, чем в оригинале. Ну и набор актеров, конечно, впечатляет.
С первой сцены я понял, что мне уже понравится фильм, будь он хоть про что. И чем дальше, тем больше он захватывал, проникал, восхищал, воодушевлял, вдохновлял даже! По-итальянски красочный, горячий, энергичный, экспрессивный, и в то же время по-американски музыкальный.
Режиссер как бы раскрыл игру подсознания, преподнося каждый диалог фильма в роскошном убранстве музыкальных фантазий главного героя. Здесь и телефонный звонок превращается в кабаре, и флирт в баре рождается настоящей феерией музыкального шоу с пышной красоткой и антуражем образа кинорежиссера.
"он переживает все это, что бы подарить это вам!" ключевая на мой взгляд фраза, произнесенная в середине фильма, дает ключ к выходу из трагической ситуации лишенного творческой любви героя. вся его жизнь наполнена сценами неснятого фильма, собрать которые воедино он сможет лишь к концу, когда сможет признаться себе и всем нам, что по сути он ребенок, который может воплотить любую свою мечту, но лишь с помощью окружающих его людей, которые готовы покорно служить его гению!