Документальный |
18+ |
Элисон Клейман |
22 января 2012 |
29 ноября 2012 |
1 час 32 минуты |
aiweiweineversorry.com |
Ай Вэйвэй — самый известный китайский современный художник, «пекинский Энди Уорхол» и хулиган, создавший себе имя и репутацию не только выставками в Tate Modern, но и открытым противодействием китайским властям. Три года режиссер фильма Алисон Клэймен всюду следовала за Ай Вэйвэем, выучила мандаринский диалект и в результате создала местами смешной, местами страшный, но неизменно захватывающий портрет художника и в то же время активиста, который последовательно испытывает терпение властей и тратит на разъяснение своей позиции посредством твиттера и бесчисленных интервью едва ли не больше времени, чем собственно на искусство. В этом смысле фильм, вышедший под слоганом «Never Retreat, Retweet!», также отлично справляется с этой функцией — представители китайских властей уже несколько раз пытались запретить его показы во всем мире.
Если вы еще сомневаетесь, можете ли в одиночку изменить к лучшему хоть что-то в этом мире - это кино для вас. "Никогда не извиняйся" - фильм про величие простого человека в противостоянии могущественной Системе. И лично мне он рассказал о свободе гораздо больше, чем тот же многобюджетный и пафосный "Облачный атлас". Я имею в виду ту внутреннюю свободу индивида, благодаря которой возможно не только гражданское общество, но и вообще сохранение человеческого лица. Параллели между китайской и российской действительностью очевидны - и это еще один повод посмотреть этот фильм. По-настоящему актуальный художник сегодня невозможен без борьбы, без разыгрывания очередной "шахматной партии" с властью - именно так формулирует свое творческое кредо Ай Вэйвэй. Враг очень силен, но благодаря Ай Вэйвэю или участникам российской арт-группы "Война" уже написаны первые страницы какой-нибудь будущей "Антологии антитоталитарного искусства XXI века". Осталось только дожить.
Гениальное документальное кино... с самого начала: "только одна из сорока кошек умеет открывать дверь и мне повезло встреть ее... но в отличии от человека даже эта однако кошка никогда не закрывает дверь за собой"
Ай Вэйвэй - современный китайский художник-скульптор-архитектор и диссидент по совместительству. Он не только один из не многих, кто в Китае открыто демонстрирует свою точку зрения, отличную от общепринятого курса. Ай Вейвей идет дальше, предпринимая конкретные попытки изменить отношение властей к своему народу. Он не призывает народ к свержению власти, а призывает власть к уважению ее же законов. Такой подход куда более конструктивен, так как направлен на созидание, а не на разрушение.
Я несколько скептически отношусь к современному искусству - за частую для меня в нем мало смысла и много провокации. Причем творчество не может быть незаметным, но оно не может быть "провокацией в себе" - это уже скорее реклама автора. В случае с Ай Вейвеем меня поразило на сколько осмысленны и нетипичны его "произведения". Не хочу пересказывать фильм - его надо смотреть и может быть у вас сложиться совсем другая картина и впечатления от всего увиденного.
Для меня же фильм стал окном к пониманию "сегодня" как оно есть и актуального для "сегодня" искусства.
Но остался вопрос: Стоит ли закрывать за собой дверь? или я кошка?