Москва
7

Фильм
Тони Эрдманн

Toni Erdmann, Германия, Австрия, 2016Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Трехчасовая немецкая комедия, обласканная критикой в Каннах

Главный сюрприз Канн-2016 — трехчасовая немецкая комедия, которую каннские критики до сих пор считают одним из лучших фильмов конкурса, несправедливо обделенным призами. Стареющий одинокий учитель музыки решает, что нет лучшего способа наладить отношения с дочерью, чем притвориться другим человеком. Он нацепляет кривую челюсть и несуразный парик и в таком виде заявляется к ней на день рождения, представляясь Тони Эрдманном. Количество неловких ситуаций и немых сцен к финалу становится критическим, а комическое становится трагическим.

  • Тони Эрдманн – афиша
  • Тони Эрдманн – афиша
  • Тони Эрдманн – афиша
  • Тони Эрдманн – афиша
  • Тони Эрдманн – афиша
Драма
18+
Марен Аде
14 мая 2016
23 февраля 2017
2 часа 42 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы М.Аде

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
25 февраля 2017
Комедия о закате Европы

Где-то в Германии Винфрид (Петер Зимонишек), учитель музыки на пенсии и в разводе, живет с дряхлой собачкой, развлекая себя и окружающих идиотскими розыгрышами; в нагрудном кармане у него для этого всегда спрятаны фальшивые зубы. Его дочь Инес (Сандра Хюллер) работает в Румынии на крупную консалтинговую контору и во время своих редких визитов на родину в основном говорит по телефону. И когда собачка Винфрида умирает, он без предупреждения прилетает в Бухарест посмотреть на то, как проходит жизнь дочери.

Третья полнометражная работа сорокалетней Марен Аде, автора очень симпатичной картины «Все остальные», получила редкое по нынешним временам для немецкого фильма международное признание — последний раз, кажется, нечто подобное было десять лет назад с «Жизнью других». У «Тони Эрдманна» восторженная пресса на всех языках, основной каннский конкурс, победа в главных номинациях премии Европейской киноакадемии, номинация на «Оскар». При этом здесь, в отличие от той же «Жизни» или, допустим, популярного «Бункера» Оливера Хиршбигеля, Германия в виде исключения не торгует своим ужасным прошлым, а приглядывается к настоящему — куда менее драматическому, но тоже, выходит, малоприятному.

Прошлое, впрочем, неподалеку: в пыльном шкафу совсем старенькой матери Винфрида хранится среди прочего солдатский шлем, и он вспоминает, как она любила Гарри Белафонте, хотя и считала его «негритянской музыкой». Это крошечный эпизод, на который можно вовсе не обратить внимания, но он очень важен для понимания главного героя и конфликта фильма: Винфрид принадлежит к поколению немцев, родившихся после войны и выросших с чувством вины и стыда за своих родителей. Это объясняет и его манеры стареющего хиппи, и настойчивые попытки наладить контакт с дочерью — Винфрид хорошо знает, как живется без него.

Дочь же, ровесница режиссера, стыдится отца по более прозаическим причинам: просто потому что он отец и глупо шутит. Инес (в отличном исполнении Хюллер) представляет новую Германию — которая уже избавилась от комплексов и связанного с ними идеализма и спокойно доминирует в Европе экономически и политически, с позиции силы подтягивая отстающие страны. Собственно, работа героини состоит в том, чтобы помочь румынским нефтяникам с наименьшими потерями уволить побольше людей.

Иначе говоря, по-хорошему, рекламу «Тони Эрдманна» должен круглосуточно крутить канал Russia Today: идеологически это сатира на положение дел в объединенной Европе, пророчески снятая еще до Брекcита. Ключевая в этом смысле сцена происходит, когда Винфрид и Инес приезжают с местным мини-олигархом на нефтяное месторождение. Порой Аде, как правило сдержанной, даже изменяет чувство меры: в какой-то момент героиня смотрит из окна вылизанного современного офиса на дворик, где копошатся замызганные румыны.

Капиталистическая корпоративная культура — удобная мишень для критики: Инес помыкает своей румынской помощницей, ее саму, в свою очередь, непрерывно унижают начальство и партнеры. Мужчины в дорогих костюмах, говорящие на смеси немецкого и английского, посылают своих русских жен в торговые центры (где местным, как нам сообщают, шопинг не по карману), а сами едут в ночные клубы брызгаться шампанским и нюхать кокаин. Хочется сказать, что Аде обличает сексизм — и он тут действительно представлен в полный рост, — но все не так однозначно. Самые яркие сцены фильма — знаменитый уже день рождения голышом и еще более примечательный эпизод с птифурами — выводят проблему за пределы простой гендерной оппозиции: это о потери человеческого облика в целом, о дегуманизации независимо от пола. Не говоря уже о том, что отец, приехавший спасать успешную, бездетную и одинокую карьеристку-дочь, — не самая, мягко говоря, феминистская конструкция.

Взаимоотношения Винфрида и Инес, которые любят друг друга, но ранят друг друга и все такое прочее, — центральная, но, пожалуй, наименее интересная тема фильма: там есть какая-то динамика и хорошо подмеченные нюансы, но в основном это все очень на поверхности. Своей обезоруживающе безыскусной, безакцентной режиссурой Аде вроде бы предупреждает обвинения в банальности, но это только прием, и банальности, произнесенные вскользь и шепотом, не становятся от этого глубже. Что мы отчетливо увидим в ремейке с Николсоном и Кристен Уиг, если он действительно состоится, — где, разумеется, вся политика уйдет на обочину или исчезнет вовсе (куда отправится Уиг, в Мексику?), а ссоры и примирения отца и блудной дочери будут отполированы до блеска и обставлены с подобающим драматизмом. Зато он будет, вероятно, посмешнее: несмотря на свидетельства людей, будто бы заливавшихся хохотом все два часа сорок минут «Тони Эрдманна», в этом плане фильму (который, впрочем, и не подписывался быть комедией) есть куда двигаться. В конце Аде даже не выдержала и использовала самую дешевую, практически бесплатную шутку из всех западных фильмов про Бухарест: когда кто-нибудь путает его с Будапештом. Немудрено, что Европейский союз вот-вот развалится.

7
0

Отзывы

9
Mariam Akopyan
5 отзывов, 50 оценок, рейтинг 24
26 июня 2016

Великолепный фильм! Юмором с первой же минуты резко плещут в лицо. При этом три (!!!) часа смотрятся на одном дыхании. Можно одновременно и посмеяться, и поплакать. На показе в рамках ММКФ первую часть фильма зал ждал классического фестивального кино, не понимая, что смеяться можно сразу, но даже наиболее высоколобые киноценители взорвались вместе с залом в определенный момент.
Нестандартный сценарий, отличный подбор актеров и незаметные для большинства зрителей шутки типа предложения натереть сыр в шампанское (это не спойлер) покорят всех, кто любит честное кино без ложного снобизма.

7
0
5
reginamarina
81 отзыв, 219 оценок, рейтинг 439
10 января 2017

Странно, что в 2016-м еще снимают фильмы про корпоративный этикет и съезжающих с катушек менеджеров, втирающих кокаин в десны. Казалось, "Духless" забил последний гвоздь в крышку этого гроба, и все дауншифтеры уже вернулись с Гоа к своей неинтересной работе. Мировой кризис. Большинство живет с голой ж., но, увы, как румыны, а не как похожая на некрасивую Ходченкову бизнес-консультант Инес со своим дуркующим папой Винфредом (видимо, есть какая-то мистическая связь с Винни-Пухом, иначе с чего бы немцам такие имена). Затянутая картина с сомнительным юмором, где больше, чем шутки сценаристов, смешат претензии на арт-хаус.

6
1
9
Игорь Незовибатько
48 отзывов, 62 оценки, рейтинг 45
9 марта 2017

«Тони Эрдманн» Марен Аде - непредсказуемое тонкое жизненное кино. Интересно и трогательно следить за этой настоящей и непредсказуемой (не как в стандартном кино) жизнью: порой улыбаюсь, порой больно, вдруг взрываюсь смехом или, чувствую, набегают слёзы. Чего только стоит неожиданная песня героини или сцена дня рождения! Простая история об отце и дочери, вдруг переворачивающаяся и удивляющая - просто и удивительно о понятной и не понятой нами жизни.
Я заметил, что такие фильмы, снятые в Германии, Румынии, Турции, Иране, Америке, Китае, Дании… имеют между собой много близкого и родного. В них нет оценки, морали, штампов, осуждений, плохих и хороших. Они текут как жизнь, где близкие и родные нам люди живут как могут, ошибаются, барахтаются, страдают, смеются, попадают под пресс обстоятельств, пытаются выбраться и помогают друг другу. Это человечные фильмы о человечности.
Такое современное кино – одновременно связанное с местом и космополитичное по духу - смывает предрассудки, представления о чужих нациях и культурах, деление на своих-чужих, восток-запад, чёрное-белое, наше-не наше. После него так пошло и нелепо быть агрессивным, осуждать других, смеяться над другими культурами, создавать границы…
А когда действие происходит ещё и там, где я бывал и бываю – как здесь, в квартирах и на улицах Бухареста или во двориках маленького немецкого городка – включаются ещё свои воспоминания и ассоциации, делающее увиденное ещё более понятным и родным.
Открыл для себя нового режиссёра (благодаря популярности «лучшего европейского кино» прошлого года), как ранее открыл Фархади, Мунджиу, Акина, Чжан Ибай, режиссёров «Догмы» – живущих, казалось бы, так далеко от нас и друг друга – и при этом таких понятных и близких. Так хорошее кино помогает путешествовать по нашей планете, при этом чувствуя себя везде своим

4
0
9
Татьяна
50 отзывов, 51 оценка, рейтинг 131
8 января 2017

Фильм очень понравился! Уж на что мой муж любитель всяких инопланетных стрелялок, и то сидел в удовольствии. И глубоко - про важное, и смешно и мило - отдых душе и радость сердцу.

3
0
9
Максим Тютиков
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
26 февраля 2017

Отличный фильм смотреть всем, не читать негативные отзывы а идти и смотреть!

2
0

Подборки Афиши
Все