Один из главных фильмов года — не только документальных, а вообще. Зашифрованные письма от человека под ником citizenfour стали приходить Лоре Пойтрас, когда она работала над картиной о государственной слежке в современной Америке. Человеком оказался Эдвард Сноуден, с которым она после этого не один час проговорила в номере гонконгского отеля, где они провели в общей сложности десять дней. Кино не только информативное, но и впечатляющее — из минимума визуального материала авторам (среди них в качестве продюсера Стивен Содерберг) удалось смонтировать по-настоящему напряженный документальный политический триллер.
Документальный |
16+ |
Лора Пойтрас |
10 октября 2014 |
9 июля 2015 |
1 час 54 минуты |
citizenfourfilm.com |
Это история о свободе — или о том, что от нее осталось. О новом мировом порядке — или о том, что им притворяется. И конечно, о том, что в любой компании, в том числе в Агентстве национальной безопасности США, самые осведомленные люди — это системные администраторы.
В январе 2013 года Лора Пойтрас, режиссер-документалист и политический активист, автор двух фильмов о войне в Ираке и ее последствиях, недавно сделавшая короткометражку про скандал с бывшим криптографом АНБ Уилльямом Бинни, стала получать тщательно зашифрованные электронные письма от анонима с ником Сitizenfour. Он обещал ей невероятные разоблачения все того же АНБ — которое после 11 сентября якобы вступило в сговор с телекоммуникационными компаниями и незаконно мониторит фактически все человеческое общение в интернете и не только, в Америке и далеко за ее пределами.
В июне того же года Citizenfour назначил Пойтрас встречу в отеле Mira в Гонконге, рекомендовав ей захватить с собой журналиста Гленна Гринуолда, известного активиста в области гражданских прав. Вскоре к ним присоединился специалист по расследованиям из The Guardian. Они вчетвером провели в гостинице неделю. Citizenfour оказался неприметным 29-летним пареньком по имени Эдвард Сноуден; он устроился по контракту аналитиком в АНБ и украл оттуда, по некоторым данным, более миллиона секретных документов.
И примерное содержание, и развязка — промежуточная, конечно, — этой истории всем известны: в эпилоге Пойтрас и Гринуолд навещают Сноудена уже в Москве; их финальный разговор намекает на новых инсайдеров, готовых идти по его стопам, и на новые грядущие разоблачения. Тем не менее «Citizenfour» от начала до конца смотрится как голливудский триллер. Благодаря не только сенсационному материалу, но и мастерству режиссера: обстоятельства вроде бы сводят его роль к включению кнопки «запись» на видеокамере, но пассивность документалиста всегда очень обманчива. Внутри фильма мы полностью в его власти: Пойтрас может показать под тревожную музыку огромную стройку и сказать, что это АНБ строит гигантское хранилище для наших данных — и нам остается только верить, хотя, возможно, это склад корпорации по производству игрушек (вряд ли). Точно так же она, разумеется, выбирает, как, когда и зачем показывать Сноудена и других, второстепенных героев. Пойтрас ни на секунду не бесстрастный наблюдатель, она полноценный участник — в данном случае уместнее слово «соучастник» — своей истории.
Как в любом фильме, первым делом вызывает вопросы сама личность программиста. Предатель или герой, параноик, который шарахается от телефонов и пожарных сигнализаций, или трезвый реалист. Человек, которым движит, допустим, тщеславие — или идеалист, бескорыстно готовый пожертвовать всем ради общественного блага. Ответы «Citizenfour» однозначны (герой, реалист, идеалист) и в рамках фильма чрезвычайно убедительны. Если имейлы Сноудена, которые Пойтрас зачитывает в начале, способны насторожить («прибейте меня к кресту», «нарисуйте на мне мишень»), то в отеле Mira мы видим живого, не наигранно обаятельного и крайне внятного молодого человека в тонких очках и шмотках из Gap. Кажется, он действительно знает, что говорит, — и говорит то, что знает. Но даже если это не так, для кино (а не для мировой истории) это и не важно, режиссер нашел превосходного героя, идеального именно в силу своей внешней тривиальности: обычный человек в фантастических обстоятельствах.
В финале появляется аббревиатура POTUS, накорябанная на клочке бумаге: President of the United States. Аналогии с Уотергейтом, конечно, подразумеваются, приветствуются и даже озвучиваются в фильме; невероятная журналистская удача — как если бы Глубокая Глотка не встречался с Вудвордом и Бернстайном в гараже, а согласился выступить на камеру. При этом резонанс истории принципиально иной: вина администрации Барака Обамы или конкретной американской спецслужбы, во-первых, не доказана в суде и, во-вторых, является всего лишь политическим фактором. «Citizenfour», несмотря на некоторое количество технического жаргона, очень простыми и доходчивыми словами (в сцене, скажем, инструктажа активистов Occupy Wall Street) описывает глобальную новую реальность, которая больше, чем Обама. Голливуд описал ее двадцать лет назад («Теория заговора», «Враг государства» и т.д.), но одно дело смотреть на Мела Гибсона и Уилла Смита, и немного другое — слушать сисадмина, который рассказывает, что он с рабочего компьютера может подключиться к любому дрону-разведчику, как мы к веб-камере из зоопарка, или прочесть более или менее любую интернет-переписку десятилетней давности. Сколько зрителей будет у «Citizenfour» — столько в мире прибавится параноиков.
Конечно, в истории Сноудена много серых пятен: и детали его передвижений, и, скажем, тот почти несомненный факт, что в украденных им документах масса секретной информации, не относящейся напрямую к сути вопроса — антиконституционной слежке за законопослушными гражданами. И конечно, активистка Пойтрас предпочитает не обращать внимания на, мягко говоря, заметную иронию всей ситуации: борец за свободу слова и неприкосновенность частной жизни бежит из страшной Америки и находит убежище в демократической России, сделав, очевидно, российским спецслужбам подарок, о масштабах которого можно только догадываться. А также и российской пропаганде; нет сомнений, что после кинопроката «Правду Сноудена» начнут с помпой крутить в прайм-тайм по центральным каналам.
Тем не менее: как ни относись к Сноудену, Пойтрас, Бараку Обаме или жизни на Марсе, «Citizenfour» действительно огромное событие. Вероятно, единственный фильм 2014 года — уж точно единственный из лауреатов «Оскара», — который должен, как говорится, посмотреть каждый. Просто для того, чтобы быть в курсе, понимать, о чем говорит планета. История молодого американского программиста затрагивает некоторые фундаментальные вопросы именно сегодняшнего дня, не вчерашнего и не завтрашнего. Это пульс того, что на старости лет мы будет называть «нашим временем» — пускай он бьется не только в необъятных архивах АНБ.
Как бессчетным женам гарема всесильный Шах
изменить может только с другим гаремом,
я сменил империю. Этот шаг
продиктован был тем, что несло горелым
с четырех сторон - хоть живот крести;
с точки зренья ворон, с пяти.
Дуя в полую дудку, что твой факир,
я прошел сквозь строй янычар в зеленом,
чуя яйцами холод их злых секир,
как при входе в воду. И вот, с соленым
вкусом этой воды во рту,
я пересек черту
(с)
Фильм может вызвать внезапные приступы паранойи.
То, о чем догадывалось большинство технологически осведомленных граждан, оказывается давно наступило. Отныне любое развитое государство - и речь здесь не только о США - способно и, вероятнее всего, уже предприняло попытки тотальной слежки за своими и чужими гражданами без их на то согласия. Через телефон, компьютер, кредитную карту и любое приспособление, использующее сеть...
Разумеется, далеко не каждому приятно осознавать, что всю его подноготную, включая и глубоко интимную жизнь, могут в одночасье вывернуть наизнанку. С другой стороны, такая ситуация имеет и свои плюсы. Бесследно совершить преступление становится практически невозможным, а скрыться от правосудия нереальным, если, конечно, правосудие само не будет в этом замешано. Нам же, добропорядочным гражданам, к коим могу причислить и себя, скорее всего, бояться нечего.
Нечего, за исключением одного. Вопрос стоит не в том, ЧТО Они о нас знают, а в том, КАК Они используют эту информацию. Ведь, совершенно очевидно, что некто, имеющий к ней доступ, может разжиться за наш счет, не только продав ее третьим лицам, но и воспользовавшись ею в своих меркантильных начинаниях. Или, что еще хуже, манипулируя имеющимися фактами, сделать нас подозреваемыми-виновными в том или ином преступлении. Вспомните, например, о публичной демонстрации "на суд общественности" избранных фото из закрытых аккаунтов подозреваемых в нашумевших делах: "вот, мол каким мерзавцем/мерзавкой он/она является в своей частной жизни!".
И в этом посыл фильма о Сноудене. О каждом из нас теперь знают практически все - этого не изменить, это побочный эффект технологического прогресса и глобализации. Важно, чтобы существовали правовые и общественные механизмы, способные обуздать тех, кто имеет доступ к этой информации и планирует использовать ее с недобрым умыслом.
И молодой парнишка Эдвард Сноуден стал одним из первых таких препятствий на пути зажравшихся властью, дергающих нас за ниточки...
Если заинтересовал фильм, стоит прочитать книгу Гринвальда (надо отметить хорошо переведенную), по которой фильм делался. Книга в разы сильнее. И фактурой и доказательствами, и вопрос мотивации героя один из основных. Фильм же уводит в сторону от интересной темы.
Дорогое АНБ и все остальные, плюс Обама и прочие из Соединённого Королевства, Вы знаете только то, что мы передаём друг другу или запрашиваем... Вы не знаете того что у нас в голове, так вот... Вам этого не дано знать, но Вы очень повеселили нас.