Москва
6.8

Фильм
Что-то в воздухе

Après mai, Франция, 2012
Описание Афиши
Описание прокатчика
Ностальгическое кино про французскую революцию 1968-го

Частично основанный на воспоминаниях собственной юности фильм Оливье Ассайяса про студента-cинефила и молодежь начала 70-х, застывшую в коротком безвременье между уже отгремевшим маем 1968-го и еще не пришедшей ему на смену удручающей трезвостью.

  • Что-то в воздухе – афиша
  • Что-то в воздухе – афиша
  • Что-то в воздухе – афиша
  • Что-то в воздухе – афиша
  • Что-то в воздухе – афиша
Драма
16+
Оливье Ассайяс
2 сентября 2012
6 июня 2013
2 часа 2 минуты
apresmai-film.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Оливье Ассайяса

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
5 июня 2013
Ассайяс о молодости на марше

1971 год, в Париже студенты иногда еще бьются насмерть с полицией. Замкнутый старшеклассник Жиль (Метайе), мечтающий стать художником, накануне выпуска печатает листовки и рисует ночью на стенах лицея анархистские граффити, спорит о судьбах революции и путях рабочего движения, а когда его бросает богемная подружка (Комб), влюбляется в товарища по борьбе Кристину (Кретон). Совсем скоро кто-то отправится на лето в Италию, а кто-то в Непал, на кого-то заведут дело, а кто-то найдет работу — одним словом, произойдет все что угодно, кроме революции.

Несмотря на романтическую вывеску, это вовсе не «Мечтатели» Бертолуччи, а демонстративно бесстрастное кино, подчеркнуто бегущее драматизма, — отчего кому-то может показаться скучноватым. Ассайяс постоянно склеивает эпизоды затемнениями, в которых укрываются и бег времени, и вроде бы важные события, — словно листает, без гнева и пристрастия, альбом с вырезками из собственного чулана. Тут совсем нет ностальгии, кроме ностальгии по солнечным зайчикам и распущенным девичьим волосам, и почти нет сожаления, кроме сожаления самого общего характера. Конечно, можно сказать, что это кино про то, как утекла свозь пальцы революция, как растаяли в воздухе завоевания 68-го, но это будет лукавством, сорокалетняя дистанция позволяет смотреть на вещи более трезво. «Что-то в воздухе» — универсальный фильм о юности как таковой, о таких ее важнейших свойствах, как хрупкость и переменчивость. Юным свойственно менять идеалы, потому что собственных у них все равно нет, и менять любимых, потому что они ничего друг про друга не знают, — это не хорошо и не плохо, и в этой картине нет хороших и плохих. Просто знать наперед никому не дано: одна сбежит делать радикальные документалки и очнется на кухне моющей посуду, другой пойдет на компромисс и устроится ассистентом на трэш-постановку, а сорок лет спустя снимет об этом солнечный, тонкий и мудрый фильм.

15
0

Отзывы

7
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
6 июня 2013
Романтическая революция

Крайне левые идеи и революционные настроения мая 68го приведут, как известно, к определенным - не всегда однозначным - изменениям в сознании французского общества и превратятся в хрестоматийные манифестации с листовками и коктейлями Молотова - это как раз очень подробно показано в фильме одного из наиболее важных современных режиссеров Франции. Гошизм (фр. gauchisme - "левизна") окажется катализатором, вызвавшим радикальную трансформацию сознания и развитие социалистических идей и ставшим казавшимся в тот момент идилическим воплощением ощущения счастья и вседозволенности. Но фильм, пожалуй, не совсем об этом. Веломоторные средства передвижения, длинные волосы, незаконные памфлеты, кажущаяся абсолютной свобода и неподдельные искренние чувства - прекрасные в своей бездонной наивности составляющие, пожалуй, самой романтической и светлой революции, в которой казалось бы ничто не было наполовину - все было до конца, - в попытке найти пляж под булыжниками мостовой (один из лозунгов революции) они пытались стать счастливыми и обрести друг друга - чтобы однажды потерять и встретиться через некоторое время опять уже для того, чтобы определить те изменения, которые произошли с ними.

Фильму Оливье Ассайас едва ли суждено превратиться в бесконечно прекрасных "Мечтателей" Бертолуччи, но ничто - в том числе и его чрезмерный хронометраж - не помешают ему стать еще одной прекрасной элегией о молодости, свободе и вере в светлое завтра: про далекий 68ой снято уже столько фильмов, но в воздухе революционного Парижа в тот год было так много всего, что этого вполне хватит еще на один фильм, в котором используемые режиссером затемнения окажутся не только пропусками временных этапов, но и вырванных их майского воздуха лозунгов революции - "Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД", "Вся власть воображению!", "Революция невероятна, потому что она настоящая".

8
0
7
Сулес Евгений
53 отзыва, 161 оценка, рейтинг 179
19 июня 2013

Ассайяс начинает там, где заканчивают «Мечтатели». Тонкая, нежная, долгая картина даже не столько о конкретном времени (самое начало 70-х), сколько о молодости и взрослении как таковых. Смотря, ловишь себя на мысли, что сейчас таких картин уже не делают. Ощущение, что она снята в то время, о котором рассказывает. Какая-то очень правильная интонация у фильма, спокойная, ясная, как летний полдень, без возрастных придыханий. Молодость вовсе не прекрасна. Мучительные поиски, расставания, разочарования, потери, набивание шишек. Смутное время… Но очень быстро проходит.

4
0
7
Иван Судаков
17 отзывов, 32 оценки, рейтинг 39
12 июня 2013

Nothing you can make that can't be made.
You say you want a revolution
Well you know we all want to change the world. The Beatles-
Несогласная с правилами молодежь была всегда. И сейчас, на Болотной, и в 70-ых, в Париже да и по всей Европе. Вот и герой фильма "Что-то в воздухе" тоже не согласен. И бунтует. Мажет граффити во всю стену, раздает листовки, газеты, выходит на площади в первых рядах демонстрантов.Все это он, конечно, делает не один, а с друзьями и когда одного из его друзей поймали, он, с оставшимися на свободе, решает залечь на дно и уехать на некоторое время в Италию.Там он начинает активно рисовать и в нем просыпается интерес к кинематографу.....
But if you go carrying pictures of Chairman Mao
You ain't going to make it with anyone anyhow
Очень интересная артхаусная картина, сделанная в стиле как бы "смонтированных воспоминаний" ностальгирующего режиссера и заставляющая задуматься, конечно о многом.
Во-первых, что же это такое что-то в этом воздухе, заставляющее людей выходить на улицы и требовать себе новой жизни?
Во-вторых, а так ли это надо драться с кем-то физически или раздувать мировой пожар (который, кстати сказать, горит в этой картине повсеместно), если можно воздействовать - и гораздо сильнее - с помощью камеры или бумаги с красками?
Однозначных ответов фильм не дает.
Каждый решает сам......

1
0
3
Clockwork Orange
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 8
7 июля 2013

Довольно скучное повествование поиска смысла жизни анархически настроенными французскими раздолбаями, перемежающееся устраевыемыми ими погромами и реализацией творческого "я".

0
0
5
Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 369
3 июля 2013

Если полистать лозунги революционной молодежи Франции конца 60-х – начала 70-х годов прошлого века, бросится в глаза, что тогда требовали не столько революции, сколько жизни, настоящей жизни, без масок, лжи, компромиссов, запретов, футляров и прикрас, жизни дерзкой, творческой и абсолютно бесстрашной. Вот, например:
Под булыжниками мостовой — пляж!
Радуйся без препятствий!
В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра — отменить общество!
Вся власть воображению!
Запрещать запрещено.
Революция невероятна, потому что она настоящая.

Это очень молодые требования, и они, в общем-то, присущи многим и многим поколениям юных, в каком бы веке они ни жили, в каких бы одеждах ни расхаживали – романтиков, нигилистов, хиппи, панков и т.д.
Требование жизни от нежити - от тех, кого не считаешь живыми, это прекрасно. Только через разрушение своего не добьешься, надо искать способы созидания. Самое созидательное на этой планете, судя по фильму Оливье Ассайяса, - любовь и творчество. Жиль (алтер эго режиссера) сумел сплавить их в единое целое (живопись, кино и романтическую привязанность к девушке), выбрал путь созидания и получил самую главную свободу на свете – быть собой и рассказывать об этом создавая, а не разрушая. Банально? Наверное, да.

Вопрос: неужели для того, чтобы сказать все это, стоило снимать фильм с привкусом историзма и политического послания, с призвуком ностальгии по временам, когда все были вместе, и даже разобщение (троцкисты, маоисты, коммунисты и т.д.) выглядело как единый порыв к искренности и свободе? Ответа у меня нет. И кино в целом мне не понравилось. Не из-за этих красивых вечных банальностей, о которых выше. Есть несколько других причин.

В стародавней пьесе драматурга Александра Володина одна героиня произносит фразу: «Если нужно будет, я, может, все отдам, а вы еще подумаете». Энтузиазм, горение, восторг, правда, которая лихорадит, готовность ради нее на все-все-все и оголенное осуждение обывателя, который предпочитает покой и полумеры… Этого в фильме нет. Некому в нем сходить с ума, корчиться в лихорадке прозрений, кричать: «Не дам спать никому!», ну, т.е. жиреть, стареть, врать, обрастать коконом комфорта. Некому вдохновенно, цельно любить жизнь, не представляя себе никаких компромиссов с нею, не желая довольствоваться второразрядным, ненавидя приспособленчество и снисходительность взрослости. Некому…

Есть там кадры с огнем, полыхают костры, горит дом, фигуры мечутся в смятении… Но внутреннего полыхания нет ни в одном герое. Плечом к плечу отвоевывать жизнь у старого мира? Заражать и заражаться страстью? Непоколебимо верить? Гореть мечтой? Ничего похожего. Что точно в них есть – это самонадеянность молодости. Они не летают, а ходят, не блещут глазами, а смотрят, не стремятся, алчут, жаждут, а лишь пытаются. Вот поэтому фильм лишен внутренней энергии и внутренней же поэтичности - восторга, иррациональности, эйфории. Максимум, что можно сказать о нем, он поэтичен внешне, вспомним хотя бы белое платье возлюбленной героя или тонкий профиль рыжеволосой девушки-танцовщицы.
Вопрос: не с критикой ли подходит к своим молодым, к их способу жизни режиссер? Точно нет. Скорее, с памятью. В результате получается, что строители будущего даются сквозь запыленное иссохшим временем стеклышко ностальгии, настолько запыленное, что непонятно, с благодарностью или тоской вспоминает свою молодость автор фильма, со слезами или с радостью, с сочувствием или с холодной мыслью. Эта «запыленность» заражает динамику, эйфорию, аффект революционности молодости статикой. Порой кажется, что они не живут, а бегут от жизни.

В старинных романах, по извечной схеме, герой непременно находит то, что искал, но не там, где ожидал найти, не так, как предполагал и хотел. То же самое (несмотря на всю революционность героя и желаемую им новизну) случилось и с Жилем. Жизнь (со всей увесистостью традиционности, опыта) всегда оказывается мудрее бунтарей и романтиков, неистово жаждущих перекроить ее устройство под свои представления о правде. То же, копейка в копейку, случилось с хрестоматийными бунтарями - Базаровым, Чацким, Раскольниковым… Пионеры позабыли о пионерских мечтах, уже не слышат сигналов горна, и их красные галстуки развязались и поблекли.
Странно, очень странно… Казалось бы, фильм про жажду революции, про страсть к переменам, про жизнь на краю времени и смерти. Однако абсолютно не чувствуется не то что острота драматизма, но даже движение драмы ощутимо с трудом, противоречия почти не заметны, особенно внутри Жиля (ушла одна (девушка, революция, причина жить) – пришла другая). Тишь да гладь, спокойная поверхность неподвижных сценарных вод…

И ведь, если вглядеться, вокруг героев в общем-то хорошая жизнь, не кошмар, не адова бездна. Совершенно непонятно в результате, к чему им бунт, драки и прочие манерные выходы в революцию. Меня одно только всколыхнуло посреди всеобщей идейной невнятицы режиссерского послания, лозунг французских «шестидесятников» «Вся власть воображению!» был визуализирован в финале честно, искренне, вовремя и очень красиво, и не в революционном, а в творческом ключе (кинокадр с растворяющейся в солнце девушкой). Но опять же, не банально ли?

0
0

Подборки Афиши
Все