Москва
7

Фильм
За холмами

După dealuri, Румыния, Франция, Бельгия, 2012
О фильме
Алина вернулась в Румынию из Германии, надеясь забрать с собой Войкицу — единственного человека во всем мире, которого она любит и кто отвечает ей взаимностью. Но Войкица нашла Бога — а любовь к Богу сложнее всего подвергать ревности.
  • За холмами – афиша
  • За холмами – афиша
  • За холмами – афиша
  • За холмами – афиша
  • За холмами – афиша
Драма
18+
Кристиан Мунджиу
12 сентября 2012
25 октября 2012
2 часа 30 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Кристиана Мунджиу

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Ann Sotnikova
110 отзывов, 115 оценок, рейтинг 2242
15 октября 2012
Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

7
0

Отзывы

9
Мария О
8 отзывов, 23 оценки, рейтинг 4
28 октября 2012

Фильм описывает события в маленьком Румынском женском монастыре. Главные героини выросли в приюте. Алина попала в приемную семью и затем уехала на заработки в Германию, а Войкица ушла в монастырь.
Обе девочки одиноки, нет родителей нет личной жизни.

Войкица находит в религии свой корабль. Ей комфортно, ей спокойно, она не одинока, теперь с ней всегда Бог, понятно что будет завтра, жизнь размерена и логична. Алина приезжает в монастырь увезти любимую подругу, предлагая сомнительное будущее в виде работы официантками на корабле в Германии, но вместе. Войкица пытается всеми силами привязать подругу к монастырю, " Бог не приемлет метаний, выбрала путь - иди". Для Алины все это другой мир, непонятный и чужой, вызывающий отторжение и агрессию.

В процессе всех перипетий, у Алины начинается прогрессирующее умственное расстройство, которое пытаются лечить в больнице, потом отмаливать в Храме. В итоге, Алина умирает в монастыре после долгих молитв, с кровоподтеками от цепей, привязывавших ее к самодельным носилкам для усмирения....

Румынский монастырь показан очень честно, каждый, кто хоть на один день оставался в монастыре услышит знакомые диалоги, ответы, выводы...
Где грань между лечением в психиатрической клинике и экзорцизмом? Кто определяет границу? Сколько людей ежедневно принимают решения о том, что относится к вопросам судьбы, а что зависит от нас ?
Могли ли ей помочь, можно было всего этого избежать или " На все воля Божья" ?

3
0
3
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
27 октября 2012
Верить или не верить, вот в чем вопрос

Возмутительно затянутый и беспощадно утомительный, но при этом натуралистично снятый фильм про организацию быта в румынской ну очень провинциальной деревне в контексте размышления об актуальности и целесообразности веры. С точки зрения развития сюжета - совсем не оригинальное повествование на и так уже чрезмерно раскрытую в разных жанрах тему.
Игра двух главных актрис действительно заслуживает того, чтобы ее отметить, но Пальмовая ветвь за лучший сценарий - это вопрос, повисающий в воздухе, собственно говоря, как и другой вопрос - верить или не верить, и, если все-таки верить, то во что.

4
1
9
Artur Sumarokov
714 отзыва, 3005 оценок, рейтинг 945
9 августа 2014

Молодая девушка Алина приезжает из Германии в румынскую деревушку к своей давней подруге Войкице, ставшей по велению сердца и души монашкой в тамошнем уединенном монастыре, живущем по архаичным законам. Этот визит приводит к самым неожиданным последствиям.

Фильм «За холмами» 2012 года является очередной режиссерской работой самого известного румынского режиссера современного кино Кристиана Мунджиу. На прошлогоднем Каннском кинофестивале фильм имел чрезвычайный триумф, забрав три престижные награды и получив весьма положительную критику. «За холмами» является достаточно тяжеловесной и непростой психологической драмой, в чем-то опирающейся на классическую картину «Мать Иоанна от ангелов». История, разворачивающаяся в фильме и основанная, между прочим, на реальных событиях, затрагивает темы веры, подчас приводящей к слепому ханжеству, и безверия, приводящего к постепенному омертвению человеческой души на фоне эгоистических и извращенных проявлений человеческой природы. К тому же фильм имеет сильный социальный посыл, ибо действие ленты происходит в медленно умирающей деревне, замкнутой и депрессивной, деревне, в которой лишь церковь и вера остаются все еще незыблемой константой существования. Режиссер Кристиан Мунджиу и оператор Олег Муту насыщают фильм обилием метафор, создавая универсальную религиозную притчу, которую невероятно тяжело смотреть и это отнюдь не из-за длинного хронометража.

Актерская игра в картине заслуживает наивысших похвал. Космина Стратан(Войкица) и Кристина Флутур(Алина) великолепно воплотили в яильме своих героинь, создав по сути персонажей, олицетворяющих собой разные стороны человеческой природы, будь-то истинная вера, самопожертвование, злоба, порочность и эгоизм. Актрисы буквально перевоплотились в своих персонажей, создав на экране нечто потрясающее и проникновенное. Как такового саундтрека в ленте нет, что еще больше усиливает реализм происходящего вкупе со статичной операторской работой, полной психологизма и мрачной картинкой, пропитанной безысходностью.

Я рекомендую эту превосходную картину всем поклонникам европейского авторского кино.

2
0
9
Пользователь Афиши №457952
23 отзыва, 43 оценки, рейтинг 29
21 января 2014

Лента "За холмами" румынского режиссера Кристьяна Мунджу, обладателя главного приза Канн, для любителей противоречивых историй. В основе сюжета реальные события, взбудоражившие Румынию в нулевых. Молодую девушку подвергли обряду изгнания бесов в монастыре, после чего она погибла.
В фильме разворачивается противостояние: с одной стороны обитатели монастыря, пытающиеся приручить человека и насильно приучить его к религии, с другой стороны диковатая девушка, ревнующая свою подругу-послушницу к монастырю, его жителям и, главное, к Богу. Механическое следование правилам монастырской жизни сталкивается с жаждой понять почему нельзя одновременно любить и Бога, и человека. С одной стороны вырастить веру насильно невозможно, с другой стороны в чужой монастырь со своим уставом не ходят...Лента для размышлений и обсуждений. Если вы готовы посвятить два с половиной часа фильму, где драма не всегда выражена внешне.

2
0
7
Валерия Брасле
61 отзыв, 147 оценок, рейтинг 61
18 июня 2013

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы". (с)

Сразу оговорюсь, мой отзыв безотносителен к тому, насколько точно создатели фильма проиллюстрировали те события, что послужили отправной точкой для его фабулы. Ведь не владея достаточной информацией относительно предыстории, я не вправе выйти за рамки впечатлений от увиденного на экране.
А впечатления таковы: не один раз ловила себя на мысли о том, как нелегко оставаться в границах... цензурной лексики, наблюдая за картиной непрекращающегося внутреннего и внешнего раздрая - так откровенно удручающей и пугающе правдоподобной. Больно. Как самому что ни на есть рядовому зрителю – в гораздо меньшей степени, нежели как человеку верующему.

При том, что это внушительное по продолжительности - в целом, как бы странно и противоречиво это ни прозвучало, ровное и размеренное кино: почти без острых углов, без ям и кочек, не дающее и малейшего повода упрекнуть авторов в пристрастности или отрицании общепринятых ценностей, в эксцентричности, стремлении к эпатажу, в настойчивых попытках выдавить слезу или вырвать крик негодования. И тем не менее больно от представшего зрелища убожества и бардака, невежества и его "родной сестры" самонадеянности, переходящего все границы (во всех смыслах) эгоизма и суеверного страха. Больно от чего-то затягивающего и не позволяющего свободно вздохнуть, буквально ложащегося камнем на сердце; больно от ужаса и неотвратимости последствий.

Намертво повязаны друг с другом "фигуранты" заведённого Кристианом Мунджиу "дела". Все они испытывают "трудности перевода" и все, кроме Войкицы, кажется, не особенно стремятся их преодолеть. Они говорят о любви, но любви не чувствуют, не знают.

Священник – по молодости своих лет, духовной незрелости и неопытности дерзающий совершить... "отчитку", не заручившись архиерейским благословением. Не представляя или не понимая, насколько велик риск усугубления конфликта и причинения серьёзного вреда.

Монахини – уходя из мира, умирая для его стихий, - не могут не отдавать себе отчёт в том, что на избранном ими пути иноческой жизни их подстерегает едва ли не больше духовных опасностей, чем в прежней - мирской суетной. Предупреждён – значит вооружён. Однако... "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!" (с)

Алина – стихийное бедствие локального масштаба. Влезая со своим уставом в чужой монастырь, она цепляется всеми клешнями и пытается силой загнать Войкицу в счастье, о котором у той уже успело сложиться представление, отличное от представлений подруги. Правда, до этого Алине, похоже, нет дела, поскольку любовь в её понимании тождественна обладанию, а мнения существуют только два: неверное и её собственное.
Одержима ли она? Не знаю. Не всякий грешник бесноват, а баламутство (привет К.С.Льюису) – необязательно следствие беснования. Быть может, да, и не одна она. В известном смысле одержимы и монахини в приютившем её – никому, по большому счёту, не нужную – монастыре: одержимы дичайшими суевериями, одержимы подобной сверхъестественно быстро распространяющейся заразной болезни и раздуваемой "сарафанным радио" истерией. Одержимы в большей или меньшей мере "бесами" все мы - своими страхами, иллюзиями, страстями.

Происходящее в стенах монастыря и за его пределами временами напоминает затеянную накануне открытия очередного театрального сезона возню. И невольно напрашивается вывод, будто тот, чьё имя и титулы произносятся инокинями едва ли не чаще, чем слово "Бог", - и есть настоящий "режиссёр-постановщик" готовящегося спектакля, в котором всем остальным (включая приёмных родителей Алины, медиков, полицейских) отведены роли... рабочих сцены, декораторов и... статистов. А потому финал вполне закономерен.

Более того, просмотр ленты "За холмами" даёт отчётливое осознание того, насколько реально присутствие зла в нашем мире, и что нередко оно проявляет себя незаметно для нас.

2
0

Подборки Афиши
Все