Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Москва

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 58

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2108 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Медицина в Москве Реформа здравоохранения: что происходит и что будет

Глава Департамента здравоохранения ушел в отставку, количество больниц сокращают, бесплатную... Читать дальше

Покупки недели Mary Katrantzou x Adidas Originals, четыре распродажи и пятилетие «КМ 20»

В городе межсезонье: тут как тут обновленный Garage Sale «Цветного», несколько релизов теплых... Читать дальше

Открытия недели Гигантский салон N1 Beauty, магазин «Точка» и европейский винтаж с фалафелем

Как будто нет никакого кризиса: с этой недели «Город» каждый день публикует обзоры новых мест, а... Читать дальше

Мы хотим танцевать 10 хип-хоп-треков от дуэта Tactics x Dazz-La

В регулярной рубрике, в которой диджеи выбирают треки одного направления, звучащие в их сетах, —... Читать дальше

Фильм на выходные «Большое разочарование» Лоренса Касдана

На этих выходных Станислав Зельвенский рекомендует посмотреть важную трагикомедию про похороны... Читать дальше

Чтение на выходные «Я — Малала» Малалы Юсуфзай

«Воздух» публикует отрывок из книги нового лауреата Нобелевской премии мира, пакистанской... Читать дальше

Отдел кадров Zotman, The Burger Brothers и другие лучшие инстаграмы ресторанов Москвы

Татуированные поварские руки, такая красивая яичница, что хочется съесть айфон, и веточка лаванды... Читать дальше

Семплеры, ноутбуки, автоарфа и матрешка: концертный инструментарий электронщиков

Из каких предметов состоит сетап электронного музыканта? Правда ли, что это только ноутбук и... Читать дальше

«Геймергейт» как ступень взросления игр

Андрей Подшибякин объясняет, какие выводы нужно сделать из сексистского скандала, захватившего мир... Читать дальше

«Зильс-Мария» Оливье Ассайяса: Жюльетт Бинош против Кристен Стюарт

В прокат вышел фильм «Зильс-Мария», саркастичная драма об актрисе (Бинош), ее помощнице (Стюарт), о... Читать дальше

Смежные территории Last Ex, Mono, Tape, Weary Eyes и другие построк-альбомы

В регулярной рубрике, отслеживающей записи в жанрах, не охваченных «Волной», — построк: от двух... Читать дальше

«Одержимость»: хит «Сандэнса» о судьбе барабанщика

В прокат выходит «Одержимость», победитель сандэнсовского фестиваля этого года, фильм о непростых... Читать дальше

История одной песни «Этот мир (придуман не нами)»

В регулярной рубрике о величайших песнях в истории человечества — «Этот мир», одна из композиций,... Читать дальше

Зачем вы это сделали Почему в России отказались от перехода на летнее и зимнее время

В ночь с субботы на воскресенье Россия открутит время на час назад и навсегда перейдет на зимнее... Читать дальше

Кинотеатр «Воздуха» «Сетевой торчок» (2013)

В нашем кинотеатре продолжается мини-фестиваль фильмов про интернет. Сегодня — история пекинского... Читать дальше

«Забудьте про революцию»: что происходит с образованием будущего

Что случилось с революцией, которую нам обещали пропагандисты нового дистанционного образования, —... Читать дальше

Покупки недели Домашняя одежда

Среди миллионов людей вокруг, пожалуй, найдется десяток тех, кому в такую погоду хочется ходить на... Читать дальше

Новое место Бар The Box на Белой площади: попытка спарринга с Delicatessen

Открылся бар The Box — первый опыт настоящего ресторана основателей сети Puff Point и первое место... Читать дальше

Планы на выходные Ник Кейв, «Однорукий из Спокана» и «Горько! 2»

Не пропустите: вторая часть комедии про примордиальную Россию, Ник Кейв в фильме про самого себя,... Читать дальше

Жан-Пьер и Люк Дарденны: «Солидарность важнее, чем работа и зарплата»

Антон Долин расспросил братьев-режиссеров из Бельгии об их последнем фильме «Два дня, одна ночь», о... Читать дальше

Зачем Яна Блиндер, Алиса Игнатьева и другие инди-музыканты идут на «Голос»

Продолжается третий сезон шоу «Голос» на Первом канале, перенявшего у «Фабрики звезд» задачу... Читать дальше

Жизнь с детьми Куда сводить ребенка во время осенних каникул

Мы знаем, что будет делать ваш ребенок этой осенью: изучит инфузорию-туфельку, отвлечется от «Губки... Читать дальше

«Suspicious Minds» братьев Голд: почему паранойя правит миром

Борислав Козловский — о книге, где психиатр рассказывает об открытом им «синдроме «Шоу Трумана», а... Читать дальше

«Горько! 2»: русский мир как он есть

Посмотрев продолжение главной российской комедии прошлого года, Антон Долин пришел к выводу, что... Читать дальше

«Русская музыка никуда не годится»: «Унесенные ветки» о джазе, Максим и БГ

Дивная авант-джазовая группа «Унесенные ветки» представила свой новый альбом «Летят!» на Volna... Читать дальше

Состояние ресторанов Долго, дорого и плохо: 8 причин ненавидеть рестораны

Вопросы «Вас ожидают?» на входе, громилы-охранники, нелепый дизайн — Александр Ильин составил... Читать дальше

Новое место Магазин с вещами с европейских барахолок и фалафельная в доме Наркомфина

В одной из квартир-ячеек в доме Наркомфина открылся симпатичный шоу-рум No Wave Store, где за... Читать дальше

«20 000 дней на Земле»: Ник Кейв притворяется Ником Кейвом

Юрий Сапрыкин — о псевдодокументальном фильме про Ника Кейва, в котором тот изображает самого себя.... Читать дальше

Новое место Вышедший из онлайна мужской магазин Gent's Stuff

Лавочка, начинавшая с итальянской галантереи — носков, запонок и зонтиков, — стала полноценным... Читать дальше

Русские медиа изнутри «В очередь, старухи»: как W-O-S стал изданием про Россию

Самое нетривиальное культурное издание в русском интернете заметно обновилось — теперь оно про... Читать дальше

Сегодня в мире Лучшие нон-фикшн-книги октября

Инноваторы компьютерной эры, путешествие по Транссибу, спор с Ханной Арендт, еще один анализ... Читать дальше

Клип недели «Boring Girls» Pissed Jeans и другие видео про необычные свидания

Свидание — это, как правило, момент романтический, но только не для героя клипа «Boring Girls»... Читать дальше

Лучший вид на этот город Геннадий Устиян о конце московского богатства

Один из ветеранов московского глянца написал «Городу» о том, почему сытой, веселой московской жизни... Читать дальше

Новое место Магазин с необычными продуктами и всякой всячиной «Точка | Калашный, 9»

Хозяева закусочной Crabs Аre Сoming открыли лавочку, где представлен хит-парад со всей Москвы — от... Читать дальше

Как выживает последний порнокинотеатр Парижа

«Воздух» познакомился с хозяином и завсегдатаями Le Beverley, последнего кинотеатра во Франции, где... Читать дальше

Альтернатива айфону: 11 отличных телефонов на все случаи жизни

«Воздух» выбрал дюжину выдающихся телефонов — от гигантских андроидов до трубок с кнопками — для... Читать дальше

Концерты недели Cold Cave, «Наадя», Антон Маскелиаде и другие

Каждую неделю «Волна» выбирает концерты и вечеринки, которые не стоит пропускать: от Cold Cave и... Читать дальше

7 альбомов недели Pharmakon, Кули Джи, Терстон Мур, Скотт Уокер и Sunn O))) и другие

«Волна» рассказывает о новых альбомах, на которые стоит обратить внимание: размышления на тему IDM... Читать дальше

«Книга Иова» Эймунтаса Някрошюса: человек прощает Бога

На фестивале «Сезон Станиславского» показали новый спектакль литовского мэтра Эймунтаса Някрошюса.... Читать дальше

«Рок должен уходить вглубь»: Jack Wood о Сибири, алкоголе, сексе и альбоме

Происходящий из Томска ансамбль Jack Wood, играющий громкий, истошный и абсолютно аутентичный... Читать дальше

«Это может звучать в маршрутках»: «Наадя» о «Нааде», Навальном, Земфире и войне

Московская группа «Наадя» выпустила на Volna Records свой первый альбом — чуть ли не самую... Читать дальше