Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Москва

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 58

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2107 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Рабочие материалы «Грибы сами говорят, где они»: грибники отвечают на вопросы

Плащи Muji, походные брюки Fjällräven, ножи для подрезания ножки Opinel — этот арсенал пригодится... Читать дальше

«Songs of Innocence» U2 как остров несбывшихся надежд

Ирландская четверка внезапно для всех выпустила свой новый альбом, закачав его во все устройства от... Читать дальше

Распродажи в интернете Гид по верхней одежде для осени: 10 красивых вещей со скидками

Каждые две недели «Город» собирает десятку выгодных сделок в зарубежных онлайн-магазинах. В новом... Читать дальше

«Главное, чтобы весело было»: Генри Кайзер о дайвинге, деконструкции и Курехине

Один из лучших гитаристов-импровизаторов, дайвер, фанат Grateful Dead, записывавшийся с Фредом... Читать дальше

«Для меня советское начало — смертоносное. И никакой ностальгии»

В Манеже открылась выставка новых работ Эрика Булатова, классика советского андеграунда. «Воздух»... Читать дальше

«Амфест-2014»: что смотреть на фестивале американского кино

Антон Долин составил субъективный гид по самым важным фильмам девятого фестиваля независимого... Читать дальше

Новый дефицит 10 онлайн-служб, где можно заказать деликатесы, если их нет в магазинах

Пустые полки в «Ашане» в секции «импортные сыры», стремительно дорожающая рыба, поджарая русская... Читать дальше

5 книг на 2 недели Новый Пелевин, Волков говорит со Спиваковым, мемуары историка-авантюриста

Каждые две недели Лев Данилкин выбирает для вас самые интересные издания из только что вышедших.... Читать дальше

Сделай сам Barley&Millet и каши на полдник

В рубрике «Сделай сам» – компания друзей, привезших из Англии любовь к кашам с грушей, кроликом и... Читать дальше

Сегодня в мире Лучшие выставки сентября

Ведьмы и поздний Тернер в Лондоне, картины Дюшана в Париже, американское искусство 1930-х и... Читать дальше

Учебник Эмо

В регулярной рубрике «Волна» продолжает делать путеводители не только по отдельным великим... Читать дальше

Плейлист недели Пол Маккартни, Дин Блант, U2, Холли Херндон и другие

Лучшая новая музыка и сопутствующие известия за последнюю неделю: Маккартни поет для видеоигры,... Читать дальше

Новое место «Гороховое поле» Сергея Мазаева: клуб, которого не будет

По соседству с «Гоголь-центром» открылся клуб-ресторан «Гороховое поле». Солидное заведение с... Читать дальше

Новая уличная еда Как «Город» знакомил «Гинзу» с новым московским стритфудом

В эти выходные прошел заключительный «Городской маркет еды». Обозреватель «Города» Александр Ильин... Читать дальше

О чем снимают кино в Северной Корее

Северная Корея остается на карте Азии темным пятном. Осветить его можно, посмотрев снятые в КНДР... Читать дальше

«Каждая груша — это отдельный мир»

«Садовый археолог» Изабелла Далла Раджоне посвятила жизнь поискам и возрождению старинных сортов... Читать дальше

Что можно купить в китайских интернет-магазинах

Раньше в паре шагов от почти каждого дома находился развал с дешевыми и некачественными китайскими... Читать дальше

Где искать лучшие украшения в городе

Москва-Сити продолжает застраиваться и заполняться — теперь у всех модниц и любителей украшений... Читать дальше

Костюмер, архитектор, программист и другие: на кого учились музыканты

Учебный год уже в разгаре, а «Волна» выяснила, каким профессиям обучались разные музыканты и почему... Читать дальше

Концерты недели Руфус Уэйнрайт, Mueran Humanos, Negative Approach, Magnetic Poetry и другие

Каждую неделю «Волна» выбирает концерты и вечеринки, которые не стоит пропускать: от Руфуса... Читать дальше

«Велкам хом»: Америки не существует

В прокат вышел «Велкам хом» — снятый за крохотные деньги фильм о жизни постсоветских эмигрантов в... Читать дальше

Клип недели «Walk» Квабса и другие клипы про необычные прогулки

Стоит только молодому соул-певцу Квабсу выйти на прогулку в клипе «Walk», как вокруг тут же... Читать дальше

Новые приключения Джессики Лэнг: вымышленные сезоны любимых сериалов

«Воздух» попросил русских сценаристов придумать сюжеты для новых сезонов американских сериалов... Читать дальше

Кончится лето The Rolling Stones, Portishead, Роберт Плант и другие лучшие концерты лета

«Волна» попросила уважаемых российских журналистов и промоутеров выбрать лучший концерт, который... Читать дальше

«Я просто люблю пожрать»: Дмитрий Зотов о потрохах и своих новых ресторанах

В 2013 году Дмитрий Зотов, шеф из дорогих мест «Ресторанного синдиката», открыл на свои деньги... Читать дальше

Какими приложениями пользуются фотографы

За последний месяц в App Store вышла новая камера Camu, версия Afterlight для андроидов и еще сто... Читать дальше

Что нужно знать об азиатском искусстве

Китай в мире современного искусства имеет не меньший вес, чем Италия, — и дело не только в масштабе... Читать дальше

События недели «Люси» в кино, концерт Руфуса Уэйнрайта и DMX в «Главклубе»

Не пропустите на этой неделе: лекция Кронгауза о новоязе, концерт Mueran Humanos, австралийский... Читать дальше

7 альбомов недели Noize MC, Гуф & Rigos, Бэнкс, Трики, The Juan Maclean, Женя Куковеров

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: Noize MC возвращается в форму, Гуф и Ригос... Читать дальше

Тенденция Туфли-лодочки

Мы не устанем повторять — на хорошие лодочки не стыдно потратиться, потому что более долговечной... Читать дальше

Открытия недели Обновленный «Мясной клуб», Forte Bello в Мякинино и посуда «Молоко»

В регулярном обзоре премьер недели – выкупленный у Новикова «Мясной клуб», хороший (и странный)... Читать дальше

«Я хочу почувствовать русский вайб»: Фатима о перемене мест и дебютном альбоме

Лондонская певица Фатима, исполняющая R'n'B старой школы и выступающая завтра в Петербурге, – о... Читать дальше

Мы хотим танцевать 10 техно-треков от PTU

Регулярная рубрика «Волны», в которой диджеи выбирают 10 треков одного направления, звучащие в их... Читать дальше

Фильм на выходные «Грязное дело» Роберта Олдрича

Каждую пятницу Станислав Зельвенский выбирает хороший старый фильм, способный украсить выходные. В... Читать дальше

Новая уличная еда 10 проектов летних фудмаркетов, которые мы полюбили

В эти выходные пройдет заключительный «Городской маркет еды» во дворе Музея Москвы. «Город»,... Читать дальше

«Размышления убивают музыку»: Трики о новом альбоме, внутренней боли и Ноггано

Трики выпустил новый альбом «Adrian Thaws» и в конце сентября представит его на концертах в Москве,... Читать дальше

Чтение на выходные «Медийный город» Скотта Маккуайра

«Воздух» публикует отрывок из только что выпущенной издательством Strelka Press книги... Читать дальше

Кинотеатр «Воздуха» «День шахтера» (2010)

В нашем кинотеатре начинается мини-фестиваль фильмов документалиста Андрея Грязева. Сегодня —... Читать дальше

Жир и мир: самые распространенные мифы о пользе диет

«Город» на время решил отвлечься от воспевания еды и попросил одного из проповедников... Читать дальше

«Любовь к трем цукербринам» Виктора Пелевина: нас всех тошнит

Варвара Бабицкая прочитала новый роман Виктора Пелевина и очень расстроилась.... Читать дальше

«Севиль», «Дустар», «Арго» и другие: каким был джаз в СССР

Сегодня в Крыму вместо переехавшего в Одессу Koktebel Jazz Festival, стартует официозный и более... Читать дальше

«Люси» Люка Бессона: голова-нога

В прокат вышел фантастический боевик «Люси», в котором Скарлетт Йоханссон превращается в... Читать дальше