Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Москва

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 58

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2110 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Длинные выходные 20 магазинов, куда надо сходить в праздники

Межсезонные скидки, блестящие новогодние коллекции, коллаборации всех со всеми — праздничная суета... Читать дальше

Длинные выходные 12 вещей, которые нужно успеть сделать в Москве с 31 октября до 4 ноября

В канун четырехдневных выходных «Город» придумал 12 идей, чем себя развлечь на праздники:... Читать дальше

Открытия недели Зимин в «Доме 12», кофейный рай в OMG! Coffee и красота в салоне «Оттенки»

Каждую неделю «Город» подводит итоги важных ресторанных премьер, пишет про новые магазины и салоны... Читать дальше

1 год «Афише–Город» 15 лучших материалов «Города»

В октябре 2013 года мы запустили ежедневную «Афишу» про Москву — сайт «Город». В честь годовщины мы... Читать дальше

15 лучших материалов «Волны»

В октябре 2013 года была запущена ежедневная «Афиша» про музыку — сайт «Волна». В честь годовщины... Читать дальше

«Все это некий поклон Летову»: «Серебряная свадьба» об «Ag», кабаре и подростках

Вчера на Volna Records вышла EP «Серебряной свадьбы» «Ag» — «Волна» поговорила с лидером... Читать дальше

Чтение на выходные «Будущее разума» Митио Каку

«Воздух» публикует отрывок из бестселлера известного физика и популяризатора науки Митио Каку... Читать дальше

Мы хотим танцевать 10 грайм-треков от Logos

В регулярной рубрике, в которой диджеи выбирают треки одного направления, звучащие в их сетах, — 10... Читать дальше

«Любое унижение продиктовано страхом»: Eomac о российской политике, любви и мире

«Волна» поговорила с выступающим сегодня в Москве техно-музыкантом Eomac, любимым Томом Йорком и... Читать дальше

Премьера недели «Общак»: Том Харди и чеченские деньги в Бруклине

В прокат вышел фильм «Общак» с Томом Харди — криминальная драма по сценарию Денниса Лихэйна... Читать дальше

Как устроен прокатный московский велосипед

Красные велосипеды «Велобайка», появившиеся в Москве в 2013 году, этим летом заменили на другие — с... Читать дальше

Фильм на выходные «Подержанные автомобили» Роберта Земекиса

Как всегда по пятницам, Станислав Зельвенский советует хороший старый фильм, способный украсить... Читать дальше

Битвы гигантов История любви: айфон и Китай

Слухи и опросы обещают Apple фантастический успех в Китае. Статистика и контрабандисты намекают на... Читать дальше

«От этих картинок портится настроение»: арт-критики о картинах музыкантов

«Волна» попросила нескольких арт-критиков вслепую оценить работы русских музыкантов, — Муджуса,... Читать дальше

Длинные выходные 15 главных событий московской «Ночи искусств»

«Ночь искусств» — апогей серии событий Депкультуры по мотивам «Ночи в музее» и «Ночи музыки».... Читать дальше

Москва глазами иностранцев Сербский жонглер о планетарной функции славян и работе на улице

Каждые две недели «Город» публикует монолог иностранца о Москве. В этот раз — гражданина мира,... Читать дальше

Горизонт Настя Лиса — отсылающий к девяностым поп из Киева

В рубрике о перспективных новичках «Волна» рассказывает о новой поп-героине из Киева, которая в... Читать дальше

История российских клубов «16 тонн»

«Волна» продолжает серию материалов об истории самых значимых российских клубов, рассказанной теми,... Читать дальше

Новое место OMG! Coffee: неплохая кофейня у трех вокзалов

Второе кафе OMG! Сoffee открылось на Краснопрудной улице. Хороший кофе, бургеры, сэндвичи,... Читать дальше

Гид Что смотреть на Большом фестивале мультфильмов

С 30 октября по 10 ноября в Москве пройдет Большой фестиваль мультфильмов: четыре сотни мультиков... Читать дальше

Fairlane Acoustic на «Волне» Young Adults в трамвае

«Волна» продолжает совместную рубрику с проектом Fairlane Acoustic, в рамках которого музыканты... Читать дальше

Опыты Волксонка, Малыш Козищенскиш и другие топонимы: иностранец читает таблички

По просьбе «Города» американец Эван Джонсон прогулялся по Москве и прочитал надписи на уличных... Читать дальше

Прощай, Наки: почему «Подпольная империя» так и не стала великим сериалом

Завершился сериал «Подпольная империя» про нравы американских гангстеров эпохи сухого закона.... Читать дальше

«Люди хотят увидеть, чтобы поверить»: Колин Стетсон о медитации, шоу и катарсисе

Он выступал с Arcade Fire, Томом Уэйтсом, LCD Soundsystem и Дэвидом Бирном, но то, что этот канадец... Читать дальше

Рэйф Файнс: «На улице меня не узнают. У меня же есть нос»

Знаменитый британский актер, который привез на фестиваль «Новое британское кино» свой второй фильм,... Читать дальше

Николай Харджиев: «Серебряный век — это миф, выдумка, очень глупая»

Вышла в свет книга интервью Ирины Врубель-Голубкиной «Разговоры в зеркале». «Воздух» печатает... Читать дальше

Гид Что смотреть на фестивале NET

С 7 ноября по 10 декабря в Москве пройдет фестиваль Нового европейского театра NET. «Воздух» выбрал... Читать дальше

5 книг на 2 недели Поэзия Мамлеева, ЖЗЛ Крупской, забытые рокеры 90-х и другие новинки

Каждые две недели Лев Данилкин выбирает для вас самые интересные издания из только что вышедших.... Читать дальше

Жизнь с детьми Сельдерей, Медведь Пухляк и Чучундра: самые безумные герои детских спектаклей

На выходных в клубах Хеллоуин, за ним – школьные каникулы. Этой публикацией «Город» убивает двух... Читать дальше

«Перформанс в России: Картография истории»: краткий гид по выставке

В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Перформанс в России: Картография... Читать дальше

Новое место «Поехали»: библейская похлебка и вологодские щи в ресторане Елены Чекаловой

Телеведущая, кулинар-любитель и жена Леонида Парфенова открыла свой первый ресторан на Петровских... Читать дальше

Живьем на Галерной Deep Winter

На «Волну» возвращается совместная рубрика с петербургской студией «Галерная, 20» с видеозаписями... Читать дальше

FAQ Можно ли услышать разницу между MP3 и FLAC?

В новом выпуске рубрики «Волны», посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с... Читать дальше

«1989» Тейлор Свифт как Pinterest от поп-музыки

Некогда главная поп-кантри-певица Америки на новом альбоме пытается окончательно отбросить от себя... Читать дальше

«Гришковец — это наш проводник»: Mgzavrebi о пандури, Кавказе и корпоративах

Гиги Дедаламазишвили, лидер грузинского фолк-рок коллектива Mgzavrebi, рассказал «Волне» о правилах... Читать дальше

Жизнь под санкциями Как это было в Югославии

Санкции ООН против Союзной Республики Югославия продолжались с 1992 по 1996 год, практически... Читать дальше

Жизнь на колесах «Здесь подкупил, там пригрозил»: мир глазами создателя трамвая Russia One

Дизайнер Алексей Маслов придумал трамвай Russia One, логотип «Сноба», стиль канала Russia Today и... Читать дальше

Брэд Питт и Дэвид Эйр: «Из танка такой красивый вид открывается»

Актер Брэд Питт и режиссер Дэвид Эйр — о снятой ими военной драме «Ярость», танках, эстетизации... Читать дальше

Жизнь с детьми Каково это — быть бебиситтером

По просьбе «Города» журналист Анастасия Шашкова написала о своем опыте работы бебиситтером и... Читать дальше

Археология кино Механика чуда: как устроена анимация

По случаю Международного дня анимации медиаархеолог Федор Михайлов разбирает устройство, с помощью... Читать дальше

«Один раз мы связали пассажира и положили его на служебные кресла»

Бортпроводник и координатор проекта «Молодая авиация» Евгений Манакин — о том, что отказ выключить... Читать дальше

«Кристофер и отец» театра «Круг II»: хрустальный мир

В Москве показали спектакль «Кристофер и отец», поставленный театром людей с ограниченными... Читать дальше

Главное за неделю Оксимирон, OK Go, Джони Митчелл, Иван Дорн, Эвиан Крайст и другие

«Волна» закрывает «Плейлист недели» и вместо него представляет новую рубрику, которой достаточно,... Читать дальше