Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Расписание
Показать
Москва

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 58

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2103 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Тенденция Козырек

Пожалуй, козырек — это самый бесполезный аксессуар. Нос с ним не обгорит, но вот голову от солнца... Читать дальше

Завтрак без туриста: еще раз о безыдейности Москвы для гостей столицы

В столице обустраивают пешеходные зоны, делают напольную навигацию в метро и усердно переводят... Читать дальше

FAQ Как русские группы попадают на разогрев к звездным артистам?

В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой,... Читать дальше

Сериал Гильермо дель Торо «Штамм»: играя в категорию «Б»

Василий Миловидов, посмотрев начало нового сериала Гильермо дель Торо про вирус, делающий из людей... Читать дальше

Рабочее место Светлана Тегин

Модельер Светлана Тегин — одна из первых обитателей «Винзавода». Свою студию в полуразрушенном цеху... Читать дальше

«Мораль в том, что надо держать эти домашние записи в надежном месте»

Актеры Камерон Диас и Джейсон Сигел о постельных сценах в выходящем на экраны фильме «Домашнее... Читать дальше

«Никакой миссии нет. Веселимся, как можем»: семь новых московских вечеринок

Принято считать, что с ночной жизнью в Москве все не очень хорошо. Чтобы опровергнуть этот тезис,... Читать дальше

Плейлист недели The Drums, The Ting Tings, Perfume Genius, Alt-J, Pixelord и другие

Лучшая новая музыка и сопутствующие известия: возвращение The Ting Tings и The Drums, откровения... Читать дальше

Москва глазами иностранцев Аргентинская путешественница о холодном борще и мамушках

Раз в две недели на «Городе» выходит рассказ иностранца, поселившегося в Москве на время или... Читать дальше

Дети Майдана: 10 новых украинских фильмов

Посмотрев на фестивале в Одессе новое украинское кино, Антон Долин удостоверился, что у него... Читать дальше

Лето в Москве Кейл, олива и розмарин: что растет на московских балконах

В советские времена цветистые балконы были приметой зажиточных бабушек, скучающих по дачам. Сейчас... Читать дальше

Что на самом деле означает новый логотип Airbnb

Airbnb, самый удобный поисковик жилья для путешествующих, сделал редизайн и объявил о новых планах... Читать дальше

«Корни», Темникова, Нарцисс и другие: что стало с героями «Фабрики звезд»

На прошлой неделе на Volna Records вышла EP бывшего участника группы «Корни» Павла Артемьева —... Читать дальше

Распродажи в интернете Ботинки Acne, джемпер A.P.C. и другие находки

Каждые две недели «Город» выбирает лучшие сделки в зарубежных онлайн-магазинах. В новом выпуске —... Читать дальше

«12 духовных скреп», «Русское поле» и другие альтернативы Пикнику «Афиши»

«Воздух» заглянул в параллельный мир фестивалей, где вместо Jamiroquai — Никита Михалков, вместо... Читать дальше

5 книг на 2 недели Дебют Аткинсон, 122 страницы о Первой мировой, автобиография Хокинга и другие

Каждые две недели Лев Данилкин выбирает самые интересные издания из только что вышедших.... Читать дальше

Премьера нового сингла Tesla Boy «Strong»

«Волна» представляет новый сингл самой популярной российской группы из модных — а Антон Севидов... Читать дальше

Пикник «Афиши» 50 лучших фотографий Пикника-2014

Зрители и музыканты, красавицы и динозавры, роботы и собачки, бургеры и барберы, йога и бокс:... Читать дальше

Выборы, выборы «Меня нет, вас тоже не существует»: Ольга Романова о тайной стороне выборов

Основатель общественного движения «Русь Сидящая», оппозиционерка Ольга Романова попыталась принять... Читать дальше

Пикник «Афиши» 9 музыкальных впечатлений фестиваля

Позавчера триумфально состоялся очередной Пикник «Афиши». Редакция «Волны» делится несколькими... Читать дальше

Слава, сексизм, развод и безумие: что случилось с Робином Тиком

В прошлом году песня Робина Тика «Blurred Lines» только на американских радиостанциях прозвучала... Читать дальше

События недели Фестиваль Jazz Rooftop, Motörhead, Неделя архитектурной биеннале на «Стрелке»

Что делать в будние дни: послушать дискуссии об архитектуре на «Стрелке», увидеть работы живописцев... Читать дальше

18+ «Хочется стабильности — это проявляется даже в порнухе»: психотерапевт о сексе

Еще одна познавательная история из номера «Афиши» про секс. Семейный психотерапевт Инна Хамитова... Читать дальше

Пикник «Афиши» Посетители и организаторы фестиваля — о том, как это было

Пикник «Афиши» состоялся — и он, кажется, был классным. «Город» начинает публиковать фотоотчеты с... Читать дальше

Концерты недели Motörhead, BadBadNotGood, «Архстояние», Игорь Григорьев

Каждую неделю «Волна» выбирает концерты и вечеринки, которые не стоит пропускать. На этот раз —... Читать дальше

Клип недели «Hunger of the Pine» Alt-J и другие видео про охоту на людей

Новый клип обладателей Mercury Prize, группы Alt-J дает зрителю почувствовать себя в роли жертвы,... Читать дальше

Кира Муратова: «Я вышла на финишную прямую, понятно?»

Режиссер Кира Муратова в интервью Антону Долину ставит свой диагноз сегодняшней Украине и... Читать дальше

«Малевич был человеком современным и необычайно открытым»

На прошлой неделе в Тейт-Модерн открылась крупнейшая за 25 лет ретроспектива Казимира Малевича.... Читать дальше

Министерство правды Западные журналисты — о гибели боинга и информационной войне

Крушение малазийского боинга и гибель 298 человек вызвали шок в мировом сообществе. Не дожидаясь... Читать дальше

Открытия недели Tanzbar без танцев, ресторан Happy Bones и греческие пенерли на теплоходе

Несмотря на рост арендных ставок, новые рестораны продолжают вылупляться. На этой неделе можно... Читать дальше

7 альбомов недели Jungle, Ля Ру, White Fence, Is My Lover, МЦ Валентина и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: Jungle добавляют грува в чиллвейв, Ля Ру... Читать дальше

Фильм на выходные «Electra Glide in Blue» Джеймса Уилльяма Гуэрсио

Станислав Зельвенский — о первом и последнем фильме непрофессионального режиссера, который тем не... Читать дальше

Найдется все: как поисковый алгоритм «Яндекса» поможет в поиске антиматерии

«Яндекс» и CERN собираются вместе изучать свойства антиматерии, чтобы понять, почему Вселенная... Читать дальше

10 лучших молодых режиссеров клипов в мире

Мишель Гондри и Джонатан Глейзер давно снимают большое кино, Хайп Уилльямс стал брендом, Набил тоже... Читать дальше

Чтение на выходные «Зачем мы пишем?»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпускает сборник эссе известных писателей о том, как они... Читать дальше

Пикник «Афиши» 25 красивых вещей с фестивального Маркета

Как обычно, на Пикнике «Афиши» будет Маркет с десятками приятных лавок, торгующих одеждой,... Читать дальше

Перед полуночью Мама создателя, человек-табличка и жена телеведущего: кто попал на Boiler Room

Вчера в Москве прошла первая Boiler Room — придуманная в Лондоне секретная вечеринка, которую... Читать дальше

Цезарь, Грендель, черепашки-ниндзя: кого сыграли оцифрованные актеры

К выходу «Планеты обезьян: Революция» «Воздух» вспоминает еще несколько главных героев различных... Читать дальше

«Нас вдохновляли коллаборации Blue Note»: премьера проекта Amur Tiger Arkestra

Один из самых изобретательных здешних музыкантов Сергей Галуненко, он же Galun, записывающий умную... Читать дальше

«Жерар нашел кого-то из Азербайджана и добыл нам деньги»

Режиссер фильма «Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абель Феррара рассказал Василию Миловидову о том,... Читать дальше

Горизонт Gripkompote — добродушный фолк из Ленобласти

В рубрике о перспективных новичках — четыре человека из Ленобласти, сочиняющие немного абсурдный,... Читать дальше

Смежные территории Rise Against, Hurula, Bane, Battle Ruins и другие панк- и хардкор-альбомы

В новом выпуске рубрики, отслеживающей записи в жанрах, не охваченных «Волной», редакция вебзина... Читать дальше

«Добро пожаловать в Нью-Йорк»: выйду из шкафа с лицом Депардье

В прокат выходит новый фильм Абеля Феррары, где Жерар Депардье изображает главу МВФ, ставшего... Читать дальше