Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Москва

Все проекты «Афиши».
Читайте, cмотрите, готовьте,
путешествуйте.

Возврат на сайт через 10 секунд

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 58

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2119 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Открытия недели «Арго» и второй Bruce Lee, кафе «О ле» и сапожники Gottlieb Schwarz

Владелец клуба Fantômas обустраивает ресторанные кущи на Звенигородской улице, теперь стиль бутика... Читать дальше

Состояние электроники Svora, Systo, PZDC и другие: кто, как и зачем делает нелегальные рейвы

Что будет с концертами в новом году, мы уже узнавали, но с вечеринками ситуация в кризисное время... Читать дальше

Альбом дня «What a Terrible World, What a Beautiful World» The Decemberists

Сегодняшний альбом дня — наименее амбициозная и очень простая работа американцев The Decemberists.... Читать дальше

Находки недели Словарь IKEA, культ фаллосов, все прически Дэвида Боуи, рынки рабов в Крыму

Всю неделю редакция «Воздуха» сохраняет увлекательные статьи, фильмы, видеоролики, клипы, книги и... Читать дальше

Чтение на выходные «Напрасные совершенства и другие виньетки» Александра Жолковского

В издательстве «Астрель» вышел сборник мемуарных эссе советского лингвиста, эмигрировавшего в 70-е... Читать дальше

Фильм на выходные «Фанданго» Кевина Рейнолдса

Станислав Зельвенский снова советует хороший старый фильм, способный украсить выходные. На этот раз... Читать дальше

Красота Смени лицо: все, что нужно знать о косметических масках

Еще один монументальный труд о красоте на «Афише-Город». На этот раз все, что нужно знать о масках... Читать дальше

Плейлист 10 треков академического минимализма в честь премьеры «WTC 9/11»

В честь российской премьеры «WTC 9/11» Стива Райха, научный сотрудник Центра современной музыки при... Читать дальше

«Ограбление по-американски»: Сарик Андреасян штурмует Голливуд

Вышел в прокат новый фильм создателя «Мам», «Того еще…!» и «Беременного» — но снятый в Штатах и с... Читать дальше

Джим Кэрри, Джефф Дэниелс: «К сиквелу нас привело исключительно желание фанатов»

Актеры Джим Кэрри и Джефф Дэниелс о сиквеле «Тупого и еще тупее», искусстве, скульптуре,... Читать дальше

Нет, позвольте Бьорк и ее «Vulnicura»

Не всегда авторы «Волны» согласны друг с другом, и часто это обнаруживается уже после выхода текста... Читать дальше

Бэтмен против Христа: зачем прокуратуре следить за детским чтением

В московской детской библиотеке нашли эротический роман; разразился скандал. Тем временем учителям... Читать дальше

Учебник по урбанистике Как у Москвы появился свой логотип

Уже несколько лет Москве обещают разработать туристический бренд. На этой неделе дело сдвинулось с... Читать дальше

Состояние ресторанов Почему еда в магазинах станет дороже, чем в ресторанах

Вернувшись из отпусков, москвичи обнаружили, что куриное филе и овощи для салата в магазинах теперь... Читать дальше

Черная экономика Почему в России так популярен витч-хаус

На прошлой неделе прошла последняя перед летом вечеринка «W17CHØU7» (далее — «Witchout»),... Читать дальше

Альбом дня «No Cities to Love» Sleater-Kinney

Во вторник вышел первый за десять лет альбом американской группы Sleater-Kinney, одной из лучших,... Читать дальше

Премьера недели «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту: артист против супергероя

Станислав Зельвенский посмотрел фильм, полный критики в адрес самовлюбленных актеров, и задался... Читать дальше

Конспект Что мы узнали из книги «Соль, сахар и жир»

«Воздух» открывает новую рубрику, в которой мы кратко пересказываем интересные книги. Для начала —... Читать дальше

Состояние ресторанов «В кризис общество становится менее высокомерным»

Основатель гастрономического фестиваля Omnivore Люк Дюбанше — о том, как политика влияет на еду,... Читать дальше

Смежные территории The Hotelier, Joyce Manor, Say Anything, Materic и другие эмо-альбомы

В новом выпуске рубрики, освещающей записи в жанрах, не охваченных «Волной», — лучшее эмо: от... Читать дальше

Красота «Страдаем над «Шерсткой котенка»: главный парфюмер Demeter о духе времени

В Москву приехал владелец и главный парфюмер Demeter — недорогой и чрезвычайно изобретательной... Читать дальше

Новое место Ресторан Lesartists от владельца Leform: пармантье и рикотта с Маржелой

На Неглинной открылся ресторан с большими окнами, настоящим камином и вдохновляющей кухней. Открыли... Читать дальше

Новая Windows: голограммы вместо окон

Вчера компания Microsoft показала, как в этом году будет выглядеть ее новая и единая операционная... Читать дальше

Планы на выходные Медвежонок Паддингтон, концерт Zorge и вечеринка «Meduza»

Не пропустите на выходных: премьера «Призрака оперы» на русском, трагикомедия с Майклом Китоном,... Читать дальше

Альбом дня «Vulnicura» Бьорк

Альбом дня не мог быть иным — Артем Макарский пытается понять, почему Бьорк записала именно такой... Читать дальше

Тем временем в Москве Сергей Капков в роли Ким Чен Ира

На этой неделе по СМИ разлетелись слухи о том, что Сергей Капков покидает свой пост. Сам Капков... Читать дальше

«Самое некрасивое существо в мире»: как Туве Янссон придумала Муми-тролля

В прошлом году мир отметил столетие Туве Янссон, в этом — будет отмечать 70-летие со дня выхода... Читать дальше

Критическая масса Что хорошего в новых коллекциях Asos, Topshop, Y-3 и других

Наступают лучшие времена для масс-маркета — в ближайшее время туда потянутся даже те, кто прежде... Читать дальше

Плейлист 10 треков экспериментальной электроники от Dirty Owl

В честь одиннадцатой вечеринки формации Robinsons Depositories, на которой электронщик Dirty Owl... Читать дальше

Медицина в Москве Как работает добровольное медицинское страхование

Как известно, с бесплатной медициной в России все плохо. Разбираемся в том, как добровольное... Читать дальше

На смерть Google Glass: почему Google прикрыл свой проект умных очков

Google приостановил производство и продажу очков Google Glass. Первый массовый эксперимент в... Читать дальше

«Тупой и еще тупее-2»: Гарри и Ллойд 20 лет спустя

В прокат выходит сиквел легендарной комедии братьев Фаррелли. Станислав Зельвенский констатирует,... Читать дальше

Новое место Cook’kareku: яйца, круглосуточно

Рубрика «Новое место» возвращается с каникул обзором ресторана Cook’kareku. Азербайджанский омлет... Читать дальше

Гаджеты месяца Умная бижутерия: восемь примеров

В регулярной рубрике «Воздуха» про самые интересные гаджеты — восемь удивительных попыток скрестить... Читать дальше

Альбом дня «Баста/Смоки Мо»

Самым первым альбомом года стала выложенная в полночь 1 января на «Яндекс. Диске» совместная... Читать дальше

5 книг недели Неизвестный Египет XIX века, научная фантастика, новая книга Ильи Стогова

Лев Данилкин каждую неделю выбирает для «Воздуха» самые интересные новинки книжных магазинов.... Читать дальше

«Буржуазное искусство не может дать ничего нового»: Хавтан о кризисе и моде

В конце года группа «Браво» дала большой благотворительный новогодний концерт — мы поговорили с... Читать дальше

Мигранты Дело «Шарли Эбдо»: что это значит для Европы и России

«Афиша–Город» собрала экспертов по исламу, этническим конфликтам и современной европейской... Читать дальше

Новый быт Ателье «Инженер Гарин»

В рубрике «Новый быт» каждые две недели появляются новые сервисы, за небольшие деньги облегчающие... Читать дальше

Аличе Рорвакер: «Психоанализ все портит»

Антон Долин поговорил с итальянской постановщицей, которая получила Гран-при в Каннах за фильм... Читать дальше

Премьера клипа Noize MC «Порвав поводок»

В это трудно поверить, но вслед за «Елками 1914» выходят еще одни — «Елки лохматые», теперь и про... Читать дальше

Альбом дня «Kosichkin Tapes» семьи Косичкиных и Егора Клочихина

Рубрика «7 альбомов недели» закрылась, но теперь мы переходим к ежедневному формату рецензий: в... Читать дальше

Клип недели «Push» A-Trak и Эндрю Уайатта и другие видео о бурных застольях

Праздники закончились, вместе с ними завершился сезон затяжного обжорства — но нам еще раз напомнит... Читать дальше