Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Москва

Все проекты «Афиши».
Читайте, cмотрите, готовьте,
путешествуйте.

Возврат на сайт через 10 секунд

Advertisement

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 58

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2116 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Что продавцы Yves Rocher знают о деле Навального

Корреспонденты «Афиши–Город» посетили несколько московских магазинов Yves Rocher и выяснили, что их... Читать дальше

«Хоббит» Как менялись образы героев Толкиена — от эскизов автора до фильмов Джексона

«Воздух» вспоминает, какими представляли себе хоббитов, эльфов, гномов, магов и людей иллюстраторы... Читать дальше

10 лет хипстерской России 2006–2007

«Город» продолжает публиковать хронику жизни последних 10 лет. Посиделки в Камергерском, открытие... Читать дальше

Новый год «Волшебный город гномов», трусы-ледянки и импортный сыр: что искать на ярмарках

«Афиша–Город» прогулялась по центральным московским уличным ярмаркам и собрала удивительные... Читать дальше

Итоги-2014 Год неформальной музжурналистики: Stalin Sexy, «Батенька» и другие

Одна из главных тенденций года в местной музжурналистике — несерьезность. Перезапускаются Fat Necks... Читать дальше

Итоги-2014 25 клипов года

Под конец года вместо регулярной рубрики «Клип недели» волна выбирает сразу 25 лучших видеоклипов... Читать дальше

Итоги-2014 10 фильмов года: версия Антона Долина

Фильмы выстроены в произвольном порядке. Учитываются картины, увиденные автором в 2014-м, вне... Читать дальше

Тенденция Флисовые вещи

Наступает время дешевой одежды, в этом смысле мало что способно конкурировать с флисом. Этот... Читать дальше

Гид Пауль Клее в Пушкинском: экскурсия с куратором

В Пушкинском музее открылась первая в России большая ретроспектива Пауля Клее, одного из самых... Читать дальше

Новая культура «Есть какие-то копейки на госзакупку картин — на них и будут голых баб закупать»

«Воздух» уже писал о программной выставке «Эмоции», сформулировавшей новые представления Минкульта... Читать дальше

События недели Концерт Pompeya, «Елки 1914» и бюсты мертвых революционеров

Не пропустите: обнаженные красотки в календаре Pirelli, новый фильм Кроненберга и выставка Анатолия... Читать дальше

Искусство стильной бедности Какие продукты стоит покупать в дешевых супермаркетах

В этой рубрике «Афиша–Город» рассказывает о красивой жизни при существенном сокращении расходов. В... Читать дальше

Москва изнутри 25 удивительных зданий, о которых вы могли не знать

«Афиша-Город» выбрала 25 удивительных находок проекта «Москва. Детали»: от конюшен нефтяника... Читать дальше

Итоги-2014 12 стычек года: Дидди против Дрейка, Снуп Догг против Игги Азалии и другие

Мы начинаем подводить итоги года и вспоминаем самые главные песни, альбомы и тенденции за отчетный... Читать дальше

Новый год — 2015 Презентация сборника «НГ 15»

В декабре «Волна» при поддержке Ford EcoSport презентовала новые новогодние песни, записанные... Читать дальше

Новый год — 2015 Билли Новик и Jazz Classic Trio «Я с тобой, мой родной человек»

«Волна» завершает проект, в рамках которого много хороших музыкантов записали много новых... Читать дальше

10 лет хипстерской России Юрий Сапрыкин и Даниил Трабун о начале и конце эпохи

Бывший и нынешний главреды «Афиши» — о рождении хипстеров, протестной волне, конце иронии и новой... Читать дальше

Открытия недели Гастропаб Holy Fox, булочная François и бар «Редакция»

Пока падал рубль, запустился симпатичный ресторан в Черкасском переулке, на «Белорусской»... Читать дальше

10 лет хипстерской России 2004–2005

«Афиша» предлагает вам «вернуть себе мой 2007-й», а также 2004-й, 2010-й, 2011-й и другие милые... Читать дальше

10 посттехно-треков от Red Axes

В регулярной рубрике, в которой диджеи выбирают 10 треков одного направления, часто звучащие в их... Читать дальше

Красота 7 праздничных продуктов из рождественских коллекций

Каждую неделю «Город» выбирает лучшие в своей категории косметические средства. Сегодня — сияющие и... Читать дальше

«Это такой эскапизм»: Муджус об эйсид-хаусе, сцене и России

Ведущий российский электронный музыкант Роман Литвинов, он же Муджус, начал год с почти... Читать дальше

Находки недели Бомбейские бордели, корни еврейского носа, слова-2014, Хрущев в IBM

Всю неделю редакция «Воздуха» сохраняет увлекательные статьи, фильмы, видеоролики, клипы, книги и... Читать дальше

Горизонт «БЦХ» — поэтичная поп-музыка из Москвы

В последнем за год выпуске рубрики о перспективных новичках «Волна» рассказывает про анонима из... Читать дальше

Новый год 28 магазинов, где уже начались распродажи

Распродажи начались. «Афиша–Город» собрала магазины, уже объявившие о начале скидок, и будет... Читать дальше

Чтение на выходные «Великие лекарства»

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга, которая рассказывает о лекарствах, изменивших мир.... Читать дальше

Фильм на выходные «Чарли Варрик» Дона Сигела

В эти выходные Станислав Зельвенский рекомендует посмотреть классический неонуар с Уолтером Маттау... Читать дальше

Новый год Лучшие елки, фестивали, выставки и детские представления

«Город» подготовил методичку для заботливых родителей: «Щелкунчики», елки в парках и детских... Читать дальше

Итоги-2014 12 приложений года

«Воздух» выбрал самые удивительные мобильные приложения, вышедшие в этом году.... Читать дальше

Премьера недели «Звездная карта»: Дэвид Кроненберг против Голливуда

В прокат вышла «Звездная карта», еще один ядовитый фильм Дэвида Кроненберга, в котором он вновь... Читать дальше

Итоги-2014 10 лучших хорроров года

Станислав Зельвенский перечисляет лучшие фильмы года в жанре, про который «Воздух» почти не пишет.... Читать дальше

Смежные территории «Изразец», Крис Спид, Peter Evans Quintet, «Бром» и другие джазовые альбомы

В регулярном выпуске рубрики, освещающей записи в жанрах, не охваченных «Волной», — лучший джаз: от... Читать дальше

Душа России в Лондоне: разговор с Ингой Коупленд

В Россию в рамках фестиваля Tallinn Music Week приедет Инга Коупленд — жительница Лондона... Читать дальше

Новый год 30 подарков дешевле 1000 рублей

Редакция «Афиши–Город» выбрала полезные, красивые, странные, смешные и прочие недорогие подарки от... Читать дальше

Поэтические сборники Мамлеева и Витухновской как свидетельство возвращения 90-х

Феликс Сандалов сравнивает только что изданные сборники стихов двух героев российского... Читать дальше

Google, Adobe, Skype: кто еще уйдет из России

Сообщения о том, что Google прекращает разработку сервисов в России, кажется мелочью на фоне всего... Читать дальше

Как близнецы живут, работают и ходят на свидания

Молодые повара-близнецы Иван и Сергей Березуцкие открыли ресторан Twins. По просьбе «Города»... Читать дальше

Новое бедное Как сэкономить на книгах, кино и театре

Глядя на курс евро и подступающий кризис всего, редакция «Воздуха» спешно вспомнила легальные... Читать дальше

Как именитые режиссеры доснимали свои старые фильмы

Во время съемок «Левиафана» Андрей Звягинцев снял новый кадр для своего фильма «Изгнание», включив... Читать дальше

Итоги-2014 Мимо радаров: 10 отличных фильмов, которые мы не увидели в этом году

«Воздух» выбрал 10 важных картин, которые были в международном прокате в 2014 году и уже лежат на... Читать дальше

«Black Messiah» Ди Энджело — самый неожиданный и злободневный альбом года

Под конец 2014-го, когда все почти уже составили итоговые списки всего самого лучшего, внезапно... Читать дальше

Новый год — 2015 «Пони» «Афтепати»

«Волна» попросила дружественных музыкантов записать по новогодней песне — и вот финальный штрих:... Читать дальше