Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Расписание
Показать
Москва

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 58

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2107 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

FKA twigs, Джай Пол и другие дети эмигрантов, меняющие поп-музыку

Сегодняшняя западная поп-культура обильно вдохновляется культурами стран Востока, Африки и... Читать дальше

Трей Спруэнс — о конформизме, металле, Modern Talking и устремлениях

В Москву приезжают Secret Cheifs 3 — ансамбль бывшего участника Mr. Bungle Трея Спруэнса,... Читать дальше

Опыты Камедь, навоз, Стас Михайлов, лечо, фильмы Германа: какой вкуc у русского вина

На фоне разговоров о белорусских мидиях и продовольственной автаркии пришло время задуматься о том,... Читать дальше

Жизнь с детьми «Я так от всего этого устал»: за что дети не любят школу

Скандалы с учителями, ранний подъем и ненужные предметы — «Город» поговорил с пятью не... Читать дальше

Кассета за голое фото: «Wild Palms» Croatian Amor как настоящая новая интимность

Два месяца назад датский музыкант Локе Рабек объявил, что каждый, кто пришлет ему свое голое фото,... Читать дальше

Чтение на выходные «Восток, Запад и секс» Ричарда Бернстайна

«Воздух» публикует отрывок из выходящей в издательстве Corpus книги английского журналиста о... Читать дальше

«Проект зарубается на корню, и это пострашнее любого штрафа»

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — о незаконном сносе дома Прошиных, аннулировании... Читать дальше

Фильм на выходные «Магия» Ричарда Аттенборо

Каждую пятницу Станислав Зельвенский выбирает хороший старый фильм, способный украсить выходные. На... Читать дальше

Венеция-2014 День третий: очернители

Антон Долин посмотрел новые фильмы Ким Ки Дука, Ульриха Зайдля, Мохсена Махмальбафа и другие... Читать дальше

Сезон 2014/2015 15 главных игр

«Воздух» рассказывает о главных игровых релизах нового сезона — от второй части Wasteland до... Читать дальше

«Это все про 1937 год, не про Питера Пэна»: как устроен спектакль «Норманск»

В центре имени Мейерхольда 30 и 31 августа покажут спектакль-бродилку «Норманск» — тотальный... Читать дальше

Мы хотим танцевать 10 хаус- и техно-треков от диджея Jay

Регулярная рубрика «Волны», в которой диджеи выбирают 10 треков одного направления, звучащие в их... Читать дальше

Новое место LOL Дениса Симачева: возвращение к китайскому нормкору в конце лета

Открывшийся в начале июля клуб и ресторан LOL на Пушечной улице все лето работал в техническом... Читать дальше

Уличное искусство Не только синий: граффитчики расписывают московские троллейбусы

Со вчерашнего дня по Садовому курсируют троллейбусы, расписанные в рамках проекта «Маршрут... Читать дальше

Превью 50 вещей на осень

Лето закончилось, распродажи тоже, впереди только зима и необходимость утепляться. «Город» собрал... Читать дальше

Горизонт Regine Ollsenn — экзистенциальный петербургский минимал-вейв

В рубрике о перспективных новичках и параллельно с премьерой альбома «Blood & Coke» «Волна»... Читать дальше

Смежные территории Narcosatanicos, Flamingods, Shit and Shine и другая неопсиходелия

Регулярная рубрика, отслеживающая записи в жанрах, не охваченных «Волной». На этот раз —... Читать дальше

Планы на выходные Пьеса по Фассбиндеру, окончание «Зеленой недели» и концерт The Black Lips

В последние выходные лета можно сходить на благотворительную ярмарку «Чисто.Сердечно», послушать... Читать дальше

Венеция-2014 «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту: редкая птица

Оказавшись на открытии Венецианского кинофестиваля, Антон Долин неожиданно увидел там лучший фильм... Читать дальше

Кто будет развлекать москвичей во время празднования Дня города

Хор белочек в парке Горького, уличные театры со всего мира, концерт The Drums и «Ламбада-маркет»... Читать дальше

Жизнь под санкциями: как это было в Италии

«Воздух» начинает серию материалов, посвященных тому, какой след экономические санкции оставили в... Читать дальше

Jawbone: что умные браслеты знают о жизни москвичей

«Воздух» изучил статистику производителя фитнес-трекеров Jawbone и обнаружил, что носимые... Читать дальше

Хлоя Морец: «Смерть — это не так страшно, как люди привыкли думать»

Главная молодая актриса Голливуда Хлоя Морец — о выходящей сегодня в российский прокат драме «Если... Читать дальше

Участники фестиваля «Горизонт» в Таганском парке о любимых местах в Москве

6 сентября в День города на сцене Таганского парка пройдет организованный «Волной» фестиваль... Читать дальше

История одной песни «Crazy in Love»

В рубрике о величайших песнях в истории человечества — шедевр Бейонсе и самые интересные его... Читать дальше

Сезон 2014/2015 15 главных театральных событий

«Воздух» собрал самые ожидаемые театральные события сезона — от двух премьер «Бориса Годунова» до... Читать дальше

Венеция-2014 71-й венецианский кинофестиваль: большие надежды

Ларс фон Триер без купюр, единый в двух лицах Аль Пачино и докудрама Андрея Кончаловского — Антон... Читать дальше

«Веселые ребята-2»: опять за старое

В прокат выходит очередной ремейк советской киноклассики, на этот раз — переснятые «Веселые ребята»... Читать дальше

Превью Еда как икона: владелец Magnolia Bakery о капкейках, на которых все помешались

Несмотря на санкции, в Москве продолжают открываться культовые нью-йоркские места. Вслед за Shake... Читать дальше

«Мы про поиск выхода, а не про его отсутствие»: «Спасибо» о первом альбоме

Московская группа «Спасибо» давно фигурировала на радарах и даже стала ориентиром для ансамбля... Читать дальше

Новый быт Bringo и доставка за 90 минут

В рубрике «Новый быт» мы рассказываем о сервисах, облегчающих жизнь жителям города. В новом выпуске... Читать дальше

Новый «Доктор Кто»: итоги регенерации

С восьмым сезоном у сериала «Доктор Кто» началась новая жизнь — легендарного Доктора теперь... Читать дальше

«Он всегда был безбашенным»: кто такие руферы и как они относятся к Мустангу

По делу о раскрашенной звезде на Котельнической набережной в добавок к первым четырем подозреваемым... Читать дальше

«Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана: турецкие слабости

В прокат выходит «Зимняя спячка», трехчасовой турецкий фильм-победитель последнего Каннского... Читать дальше

Новый дефицит Рестораторы едят в знак протеста против гонений на «Макдоналдс»

На прошлой неделе прошли внеплановые проверки «Макдоналдсов» по всей России, в результате чего ряд... Читать дальше

«Я этого стадиона всю жизнь ждал»: фанаты «Спартака» об «Открытие Арена»

Сегодня с участием Путина и Медведева открывается стадион команды «Спартак» в Тушино. Он рассчитан... Читать дальше

«В Москве люди не смотрят друг на друга»

Ольга Дука о том, зачем агентство Improve собирает деньги на редизайн страшного тоннеля на Курском... Читать дальше

Плейлист недели Noize MC, Афекс Твин, The Knife, Ники Минаж, Haim, Скотт Уокер и Sunn O)))

Лучшая новая музыка и сопутствующие известия за последнюю неделю: песни Noize MC, Терстона Мура и... Читать дальше

Сезон 2014/2015 30 главных кинопремьер

«Воздух» рассказывает о самых ожидаемых фильмах на год вперед — от «Ярости» до «Человека-муравья».... Читать дальше

Шесть главных моментов MTV VMA-2014

В ночь на понедельник состоялась очередная церемония MTV Video Music Awards. В прошлом году она... Читать дальше