Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Москва

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 58

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2108 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Сегодня в мире Лучшие нон-фикшн-книги октября

Инноваторы компьютерной эры, путешествие про Транссибу, спор с Ханной Арендт, еще один анализ... Читать дальше

Лучший вид на этот город Геннадий Устиян о конце московского богатства

Один из ветеранов московского глянца написал «Городу» о том, почему сытой, веселой московской жизни... Читать дальше

Новое место Магазин с необычными продуктами и всякой всячиной «Точка | Калашный, 9»

Хозяева закусочной Crabs Аre Сoming открыли лавочку, где представлен хит-парад со всей Москвы — от... Читать дальше

Как выживает последний порнокинотеатр Парижа

«Воздух» познакомился с хозяином и завсегдатаями Le Beverley, последнего кинотеатра во Франции, где... Читать дальше

Тем временем в Москве Массаж змеями и рубинами, инъекции крови и ванна из рогов: дикие бьюти-процедуры

Помимо лифтинга и пилинга, спа-индустрия изобрела массу альтернативных способов омоложения.... Читать дальше

Альтернатива айфону: 11 отличных телефонов на все случаи жизни

«Воздух» выбрал дюжину выдающихся телефонов — от гигантских андроидов до трубок с кнопками — для... Читать дальше

Что пишут французские СМИ о гибели главы Total Кристофа де Маржери

Вчера в авиакатастрофе во Внуково погиб один из самых влиятельных людей Франции — глава компании... Читать дальше

Общественные пространства Как архитекторы Wowhaus стали главными строителями Москвы

За последние несколько лет бюро Wowhaus построило рекордное количество знаковых московских... Читать дальше

Alexander Wang x H&M и еще 5 коллабораций осени

Каждую осень H&M выпускает совместную коллекцию с дизайнером, чьи вещи обычные покупатели не могут... Читать дальше

Рабочее место Таксидермисты в Дарвиновском музее

Таксидермистам в музее отведено небольшое помещение, в котором есть ванна для обработки шкур... Читать дальше

7 альбомов недели Pharmakon, Кули Джи, Терстон Мур, Скотт Уокер и Sunn O))) и другие

«Волна» рассказывает о новых альбомах, на которые стоит обратить внимание: размышления на тему IDM... Читать дальше

«Снежная королева» Майкла Каннингема: роман как оптический эффект

Варвара Бабицкая — о новой книге большого американского прозаика, хитросплетенной сказке о кризисе... Читать дальше

«Книга Иова» Эймунтаса Някрошюса: человек прощает Бога

На фестивале «Сезон Станиславского» показали новый спектакль литовского мэтра Эймунтаса Някрошюса.... Читать дальше

Новое место Салон быстрой красоты №1 Beauty

С сегодняшнего дня «Город» будет ежедневно кратко рассказывать о новых ресторанах, магазинах и... Читать дальше

События недели Ленни Кравиц в Мякинино, Ив Сен-Лоран в кино, «Митьки» в Музее Москвы

Не пропустите: выставка «Внутреннее Дегунино», фестиваль фильмов про городские инициативы, концерт... Читать дальше

Как устроена Франкфуртская книжная ярмарка

«Воздух» отправил корреспондента Петра Силаева на главную книжную ярмарку мира, попросив написать... Читать дальше

«Рок должен уходить вглубь»: Jack Wood о Сибири, алкоголе, сексе и альбоме

Происходящий из Томска ансамбль Jack Wood, играющий громкий, истошный и абсолютно аутентичный... Читать дальше

Опрос «Афиши» Сколько вы тратите на красоту?

«Афиша» предлагает посчитать: сколько денег мужчины и женщины тратят на внешность? Результаты... Читать дальше

«Это может звучать в маршрутках»: «Наадя» о «Нааде», Навальном, Земфире и войне

Московская группа «Наадя» выпустила на Volna Records свой первый альбом — чуть ли не самую... Читать дальше

«Когда он резал вены, это было естественно»: Горбачев и Зинин о 90-х и их героях

Вышла книга «Песни в пустоту», написанная экс главным редактором «Волны» Александром Горбачевым и... Читать дальше

Открытия недели Новые отличные греки, тайцы и ливанцы, а также броу-бар и Forever 21

На этой неделе в городе заработал давно ожидаемый Forever 21, а также целая россыпь этнических... Читать дальше

«The Endless River»: новый альбом Pink Floyd как плевок в реку времени

Новый, во всех смыслах последний альбом Pink Floyd выходит 7 ноября, но «Волна» уже послушала «The... Читать дальше

Фильм на выходные «Большой кайф» Джима МакБрайда

В авторской рубрике Станислава Зельвенского — знойный романтический триллер из 1980-х годов про... Читать дальше

Инструкция Все, что нужно знать о новом налоге на недвижимость, — и можно ли его не платить

На днях правительство Москвы согласовало новый порядок налогообложения недвижимости, по которому... Читать дальше

Чтение на выходные «До свидания там, наверху» Пьера Леметра

«Воздух» публикует отрывок из готовящейся к выходу книги французского писателя Пьера Леметра о... Читать дальше

«Кто здесь жертва — сомнений нет»: психоаналитики — об «Исчезнувшей» Финчера

«Воздух» попросил психотерапевтов и психоаналитиков посмотреть «Исчезнувшую» Дэвида Финчера и... Читать дальше

Проблема айпэда: кому нужна таблетка Apple

После вчерашней эппловской презентации общественность, кажется, снова задается вечным вопросом о... Читать дальше

Что пить Лимонады Wostok: как в Германии перепридумали культовую советскую газировку

Вслед за напитком Club Mate в Москве стали продавать Wostok – немецкие лимонады, эксплуатирующие... Читать дальше

Состояние ресторанов Падение цен, фудкорты, «Новороссия» и крафтовое пиво: 11 главных тенденций

Рестораны с дорогой минералкой и салатами закрываются, а на их месте вылупляются новые — лучше,... Читать дальше

«Сен-Лоран. Стиль — это я»: модельер как модель

В российский прокат вышел выдвинутый Францией на «Оскара» байопик Ива Сен-Лорана. Посмотрев его,... Читать дальше

10 гостгетто-треков от Summer of Haze

В регулярной рубрике, в которой диджеи выбирают треки одного направления, звучащие в их сетах, — 10... Читать дальше

Обратная сторона 10 хороших песен U2, которые вы могли не слышать

К официальному выходу «Songs of Innocence» (всюду, а не только в iTunes) авторская рубрика Сергея... Читать дальше

«Это похоже на Starkey»: Келела слушает русскую поп-музыку

По просьбе «Волны» одна из лучших молодых певиц рассказала о себе и оценила четыре хорошие... Читать дальше

Горизонт «Тальник» — кроткая электроника из России

В рубрике о перспективных новичках «Волна» рассказывает о дуэте, играющем тихие, но приковывающие... Читать дальше

Как выглядят работы слепых фотографов

В Москве прошел мастер-класс американского фотографа Стива Эрры, посвященный технике рисования... Читать дальше

Magic Leap: что такое «кинематографическая реальность»

На неделе стало известно, что Google собирается вложить полмиллиарда долларов в изобретение нового... Читать дальше

5 книг на 2 недели Ретродетектив о Петербурге XIX века, научпоп об уличных боях, новый Мортенсон

Каждые две недели Лев Данилкин выбирает для вас самые интересные издания из только что вышедших.... Читать дальше

«Действуй, Путин», «Господин президент» и другие: 10 новых патриотических песен

Время идет, ничто не стоит на месте — уже двенадцать лет прошло с момента, когда песня «Такого, как... Читать дальше

«Прогулка среди могил»: Лиам Нисон в роли частного детектива

В прокат выходит фильм «Прогулка среди могил» про пьющего детектива без лицензии, Нью-Йорк и... Читать дальше

FAQ В чем смысл сценического костюма?

В новом выпуске рубрики «Волны», посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с... Читать дальше