Вход

Мы не поддерживаем авторизацию в браузере Internet Explorer 6.
Пожалуйста, обновите ваш браузер:

Firefox 3, Internet Explorer 8, Safari 4, Google Chrome

Москва

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 59

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 7

Анна Сотникова

109 рецензий · 108 оценок · 2128 спасибо

Антирелигиозный памфлет, снятый важным румынским режиссером

Алина (Флутур), решительная сирота, проработавшая последние несколько лет в Германии официанткой, приезжает на родину, чтобы забрать подругу (Стратан), с которой они вместе росли в приюте, и вместе уехать на поиски лучшей жизни. Подруга медлит: за годы, проведенные в монастыре, она привыкла молиться, поститься, креститься и считать, что Бог все-таки важнее, к тому же настоятель, которого она называет папой, за обедом обстоятельно объясняет, что Европу постигло моральное разложение. Глядя на это, Алина начинает выходить из себя, а церковное начальство — изгонять из нее бесов.

Как и предыдущий фильм одного из главных представителей «новой румынской волны» — Кристиана Мунджу, «За холмами» — история двух девушек перед лицом морального выбора, только противостоят они на этот раз не государству, а православной церкви. Место действия — провинциальный монастырь, где время давно остановилось и нет даже электричества. Натуралистические ужасы, обветшалый быт, равнодушные священники, рассуждающие о закате Европы. Женская дружба, превратившаяся в запретную любовь, которая, по мнению закостеневших церковников, и является одной из причин этого заката. «За холмами» отчасти повторяет сюжетную схему «Реквиема» Ханса-Кристиана Шмида — там тоже эпилепсию принимали за внутренних демонов, а церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии. Только если фильм Шмида был, строго говоря, угрюмым реалистическим романом, то румын из тех же составляющих складывает антирелигиозный памфлет, не слишком заботясь о том, чтобы сказать на эту тему что-то радикально новое. Это выход убежденного атеиста, который, сталкивая личное и социальное, любовь и власть, а также трагически противоположные системы ценностей, два часа пытается сбивчиво втолковать простые мысли: церковные устои прогнили, вера редуцировалась до набора ритуалов, все хотят друг другу добра, но отказываются друг друга слушать. Он часто повторяется, неприлично затягивает сцены, то и дело переходит с шепота на крик, заставляя прекрасных актрис ходить по кругу: одна постоянно бьется в припадках, вторая — сомневается. Про Мунджу всегда казалось, что в своих лучших проявлениях он немножко жульничает: «4 месяца, 3 недели и 2 дня», несмотря на внешнюю грубость изложения, оказывались очень просчитанным фильмом, безупречно работающим на уровне ритма и расстановки акцентов. Тут же он жульничать перестает и, сохраняя фирменную отстраненность и умение идеально выстраивать мизансцены, теряет главное — возможность видеть настоящую трагедию. Зачем тебе Бог, когда есть любовь? Вывод напрашивается крайне неутешительный: Бог есть, а может, и нет, но лучше полюбуйтесь, во что вот эти его превратили.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • церковь выступала в роли тоталитарного рассадника энтропии
    )))))))))

  • Ну где же вы Милоновцы?!?!?!

  • Антирелигиозный - на два года режиссера! ))

    • +1 :)

  • эти героини похожи чем-то на уебищ из пусси райот

  • "Фильм основан на романах журналистки Татьяны Никулеску, писавшей о трагических событиях в одном из православных монастырей, где в 2005 году в ходе ритуала экзорцизма погиб человек."
    "...сам Мунджиу называет «За холмами» фильмом о любви"
    Теперь что ни про религию - так социальный посыл... Зачем сравнивать красное с квадратным? Всё не разберемся ни как, где ум, а где сердце.

  • Очень советую румынский фильм "За холмами". Подробно и с любовью показана жизнь бедного женского монастырька. пишет нам диакон Кураев про этот "антирелигиозный памфлет"

  • Румыны ничего толкового сделать не могут!

  • Сам Мунджиу в интервью отлично сказал, что его фильм как зеркало. Или как тест Роршаха, добавлю я от себя. Анна Сотникова (25-летняя москвичка, выпускница РГГУ, кинокритик Афиши, завсегдатай Стрелки и Солянки, а также Болотной площади) умудрилась увидеть в "За холмами" противостояние православной церкви, "натуралистические ужасы" и "равнодушных священников" (они же "закостеневшие церковники"). Церковь у нее выступает в роли "тоталитарного рассадника энтропии", а сама картина - "антирелигиозный памфлет" и "выход убежденного атеиста". Это при том, что сам Мунджиу в интервью говорит, что, хотя и не чужд сомнений, верит в Бога, и никакой памфлет, конечно, снимать не собирался. А вот о. Андрей Кураев, также как и я, увидели в румынском фильме "показанную с любовью жизнь бедного женского монастырька" и трагическую историю, произошедшую в его стенах. Так что рецензия Сотниковой больше рассказала о ней самой, чем о кино... Ну и столько раз упомянутый Анной тезис священника о закате Европы (так и вижу изображаемые рецензентом кавычки при этих словах), заявленный им один-единственный раз в начале фильма, несомненно, вызывает у Сотниковой ироничную улыбку. "Ну, конечно, это же просто смешно! Европа это вечная путеводная звезда человечества, а закат это у вас, мракобесы!" - читается между строк. Но, к сожалению, закат Европы также очевиден, как и то, что "За холмами" отличное христианское кино, и то, что Анна Сотникова рано или поздно станет мудрее и изменит своё мнение.

    • Скорее фильм на тему "даже церковь оказалась не на высоте". Просто в этом "даже" - вся суть.

      Писал уже в другом месте, захотелось повторить.
      Мне кажется, что православная тема в этом фильме играет скорее служебную роль. Мунджиу снимал фильм об истории двух девушек с изломанной судьбой. Одну из них занесло в монастырь (почему-то никто не обратил внимание, что в финале фильма она тихо, без истерик уходит из монастыря - уходит, как я понимаю, не из протеста против выдуманного Анной Сотниковой "православного тоталитаризма", а потому что "даже в церкви всё не так", хотя и лучше, добрее и милосерднее, чем где-бы то ни было). А вторая так не нашла себя и погибла, никем не понятая и не принятая. Её ведь распинают в финале, так и не заметив этого... Другое дело, что церковь стала единственным местом, где ей хоть как-то попытались помочь.

      По-моему, фильм снимался только об этом. Просто в какой-то момент режиссёр увлёкся фактурой монастырской жизни, и вопреки собственному замыслу выдвинул её на передний план. Смысловые пропорции фильма сместились и трагедию главных героинь заслонила трагедия настоятеля и трагедия монастырского мирка, разрушенного страстями внешнего большого мира, от которого не удаётся отгородиться даже в монастыре.

      Кураев, кстати, тоже воспринимает фильм предвзято. Монастырская жизнь реконструирована тщательно, с пониманием, но отстранённо, с холодком. Особой любви режиссёра к этой жизни я что-то не заметил. Просто по логике фильма жизнь за пределами монастыря хуже, равнодушнее и бесчеловечнее.

  • Мда уж. Перед тем как писать рецензию, фильм, наверное, всё-таки стоило посмотреть.

  • Думаю, режиссер захотел показать большее, нежели просто "морально деградирующую церковь, прячущуюся за масками благочестия".
    Скорей, речь шла об тотальном отсутствии любви. Две крайности: монастырь и безудержная, переходящая все рамки приличия, сирота, готовая бороться...за двоих. Есть еще больница, которая быстро избавляется от больной, приемные родители, готовые при первом удобном случае откреститься от приемной дочери. Но НИГДЕ нет любви. Нет ее у Алины, которая не готова отпустить свою подругу и принять ее выбор, нет ее у Войчиты, спокойно засыпающей в своей теплой келье, когда "одержимая", связанная по рукам и ногам, третий день ночует в холодной часовне без еды и воды. Но еще более парадоксальная вещь - как спокойна благоверная монахиня после смерти Алины, ни одной слезинки...и с каким равнодушием она рассказывает как вязали руки и вставляли кляп в рот ее дорогой подруге. На одно мгновение показалось, что есть еще надежда, что Войчита вырвется из этого религиозного плена, когда она засомневалась в храме во время "изгнания дьявола". Но сомнения быстро подавляются из-за желания снять с себя ответственность за происходящее. Матушка сказала, что развязывать нельзя - значит, не будем. Ответственность в фильме снимают с себя все: приемная семья Алины, больница....все, кроме отца. Он берется помочь девушке, причем искренно веря в ее спасение...помогает, когда все отказываются от нее, но, к сожалению, эта "помощь" приводит к смерти девушки. Так кто ж виноват в трагедии? Можно, конечно, винить религиозных фанатиков. Но не такими ли мы являемся сами? Ведь для кого-то религия - Бог, для вторых - равнодушие, для третьих - алчность, для других - гордыня....Неважно что будет твоей религией: смиренная благодать монастырских стен или разнузданная Европа, если слепо следуя своей религии, ты забываешь любить...

  • Автор рецензии фильм не понял. Фильм глубже и не о том, о чем написано в рецензии.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Новая норма «Это как отмена расовой сегрегации»: американцы о легализации однополых браков

Корреспондент «Афиши» поговорила с представителями американского ЛГБТ-сообщества о том, как... Читать дальше

Красота Бестселлеры: что покупать на Sasa.com

«Афиша» запускает серию о лучших косметических онлайн-супермаркетах мира, объясняет, как они... Читать дальше

Обратная сторона 10 хороших песен Foo Fighters, которые вы могли не слышать

Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать об обделенных заслуженной славой песнях... Читать дальше

Образование Я русский бы выучил: зачем иностранцы,которые не живут в России, учат наш язык

«Афиша» поговорила с семью людьми, выучившими русский ради интереса, а не по необходимости, — и... Читать дальше

Добрые дела Джазовый концерт, кинопоказ и другие благотворительные события недели

Вместе с проектом «И все за одного» мы продолжаем делать еженедельную афишу событий, связанных с... Читать дальше

«Горло перерезают, кишки валяются — но обхохочешься»: критики о «Горе Олимп»

В программе берлинского фестиваля Foreign Affairs показали 24-часовой перформанс Яна Фабра «Гора... Читать дальше

Хорроры «Оно»: хоррор про секс и мертвецов, который ломает законы жанра

В прокате идет прошлогодний американский хит — фильм ужасов о проклятии, передающемся половым... Читать дальше

Apple Music Что ожидать от нового музыкального сервиса Apple

Сегодня Apple запускает свой музыкальный стриминговый сервис. «Афиша» составила инструкцию, к чему... Читать дальше

Новый «Терминатор» «А чего вы хотели?»: рецензия Антона Долина на «Генезис»

Посмотрев пятый фильм о роботе-убийце и грядущем апокалипсисе, Антон Долин почувствовал себя... Читать дальше

Животные в Москве Московские ветеринары рассказывают о своих питомцах

Три кота-найденыша и такса, йоркширский терьер, названный в честь Гремлина, курильский бобтейл,... Читать дальше

Новая норма «Ваши гомосексуалы были самыми крутыми!»: канадец о реакции русских на гей-браки

Америка легализовала гей-браки спустя 10 лет после Канады — что не помешало этой новости стать... Читать дальше

Как устроена вселенная Стивена Фрая: от Лори до ЛГБТ

«Мозг размером с графство Кент», «Квинтэссенция англичанина» и «Национальное достояние» — так... Читать дальше

«Насилию могут противостоять только дети»: интервью с автором Карлхена и Городка

«Афиша» обсудила с Ротраут Сузанной Бернер — едва ли не самым популярным здесь иллюстратором... Читать дальше

Тем временем в Москве Как уличные музыканты борются с московской полицией

Уличные музыканты Арбата заклеивают себе рты и не играют на инструментах — так они пытаются... Читать дальше

Новый «Терминатор» Как перезапускали «Терминатора»: три попытки

На широкие экраны выходит «Генезис», а сеть «Синема парк» выпускает в прокат отреставрированную... Читать дальше

События недели Новый «Терминатор», выставка Мамышева-Монро и концерт Джорджа Бенсона

Не пропустите: неожиданный концерт Инги Коупланд, инди-хоррор «Оно» и «Голубь сидел на ветке,... Читать дальше

Это случилось со мной «Я вообще перестал бояться»: как московский татуировщик борется с лимфомой

Татуировщик Ринат Карамба заболел лимфомой и решил не сдаваться: он завел инстаграм, в котором... Читать дальше

Мусульмане в Москве Студентки-мусульманки о сбежавших в ИГИЛ, ношении хиджаба и любви

Московские студентки-мусульманки рассказали «Афише» о своем отношении к религии, взаимодействии с... Читать дальше

Другие города Бургеры, амулеты и банкоматы: Крым спустя год после присоединения к России

Год назад украинский полуостров Крым вошел в состав России. «Афиша» отправила корреспондента в... Читать дальше

Другие города «Наша профессия очень архаичная»: почему парижские таксисты против Uber

Франция страдает не только от террора, но и от дорожной войны: таксисты перекрывают дороги,... Читать дальше

Находки недели Интернет-альпинизм, фото Ван Гога, архитектурные паттерны, соперник Люмьеров

Всю неделю редакция «Афиши» сохраняет увлекательные статьи, фильмы, видеоролики, клипы, книги и... Читать дальше

Премьера недели «Третий лишний-2»: Борьба за права плюшевого медведя

В кино идет сиквел комедии про похабного медведя, в которой теперь стало больше шуток, больше... Читать дальше

Открытия недели Кутабы на Трехгорке, дим-самы в «Ходя-ходя» и бассейн в «Лужниках»

Каждую пятницу «Афиша» описывает наиболее примечательные новые рестораны, бары, музеи и другие... Читать дальше

«Эти галеры не пристают к пирсу Брайтон-Бич»: интервью с Максом Покровским

Завтра в московском Yotaspace с группой «Ногу свело!» выступит Макс Покровский — ветеран российской... Читать дальше

Рука рынка Как Ginza и Stay Hungry переделают Даниловский рынок

«Афиша» поговорила с командой Stay Hungry, которая этим летом придумает новую жизнь Даниловского... Читать дальше

Что пить Отечественные несравненные: что будет, если запретят импортные вина

Вчера появилось предложение добавить к списку санкционных продуктов европейские вина. «Афиша»... Читать дальше

Фильм на выходные «Мыльная пена» Майкла Хоффмана

В новом выпуске своей авторской рубрики Станислав Зельвенский предлагает посмотреть фарс про... Читать дальше

Книжные списки Летнее чтение-2015: лучший роман, лучшая фантастика и другие тома для каникул

Лев Данилкин выбирает лучшие новые книги, за которые нужно взяться в отпуске — или прочитать... Читать дальше

Конспект 10 волшебных предметов, которые уже стали реальностью

Издательство «Альпина нон-фикшн» выпустило книгу «Будущее вещей», написанную Дэвидом Роузом —... Читать дальше

«Волна» переехала Где теперь читать в «Афише» про музыку?

«Волна» переезжает — уже от этих двух слов у вас может возникуть куча вопросов: куда, как, зачем?... Читать дальше

Кассетный мальчик Почему стоит начать следить за русской кассетной культурой

Не особо преуспев в описании новых кассетных релизов, шеф-редактор «Волны» Артем Макарский... Читать дальше

«Нас будет двое»: премьера клипа 5'nizza «I Believe in You» и интервью с дуэтом

На «Афише–Волна» — премьера первого за 8 лет трека группы 5'nizza, записанного в Петербурге. Кроме... Читать дальше

Концерты недели Баста, «Мумий Тролль», Pompeya, «Монти Механик», «СБПЧ» и другие

«Волна» продолжает советовать главные, по нашему мнению, концерты за неделю — от презентаций... Читать дальше

«Надеемся, что у нас хороший срок годности»: Mana Island о войне, моде и дебюте

Сегодня вышел дебютный альбом москвичей Mana Island «Levin» — мы, не избегая неудобных вопросов,... Читать дальше

Fairlane Acoustic на «Волне» «Ariel» Hospital

«Волна» продолжает совместную рубрику с проектом Fairlane Acoustic, снимающим видеоролики с... Читать дальше

Клип недели «True Survivor» Дэвида Хассельхоффа и другие видео в духе 80-х

Легенда 80-х и 90-х — Дэвид Хассельхофф возвращается на сцену с головокружительной пародией на... Читать дальше

Треки недели Хадсон Мохоук, The-Dream, Гальшир Люстверк, Вик Менса и другие

В свежем выпуске обзоров треков недели, вышедших с прошлой пятницы по четверг — обсуждение новинок... Читать дальше

Pinkshinyultrablast: как мы теряем одну из лучших русских групп

Вчера в Москве в заполненном Powerhouse сыграла группа Pinkshinyultrablast, выпустившая в этом году... Читать дальше

Личное — это политическое: почему так важен московский концерт System of a Down

20 апреля в Москве состоится концерт группы System of a Down. Армяно-американский квартет приезжает... Читать дальше