Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.7

Фильм
За Маркса…

Россия, 2012
О фильме
Сюжет «За Маркса...» основан на реальных событиях сегодняшнего кризиса, когда владельцы производства решают свои проблемы за счет рабочих людей, и так обнищавших за последние годы. 2010 год, Россия. Главный герой (рабочий) вступает в созданный на заводе независимый профсоюз. Становясь случайным свидетелем убийства лидера профсоюза (и вследствие шантажа руководства), он предает товарищей. Возникший классовый конфликт провоцирует героя на человеческий бунт. Идея фильма заключается в показе двойственности русского характера, в котором парадоксальным образом слиты жестокость и благодушие, преданность делу и предательство, зависть и взаимовыручка.
  • За Маркса… – афиша
  • За Маркса… – афиша
  • За Маркса… – афиша
  • За Маркса… – афиша
  • За Маркса… – афиша
Драма
18+
Светлана Баскова
27 сентября 2012
14 марта 2013
1 час 40 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Светланы Басковой

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

3
maxilla_k
129 отзывов, 136 оценок, рейтинг 184
17 марта 2013
ЗАМАРКСА.

Фильм "За Маркса..." Светланы Басковой претендует на роль правоприемника и продолжателя линии так называемого "советского производственного кино": таких фильмов, как "Стачка", "Премия", "Мы, нижеподписавшиеся" и т.д., о которых одна часть нашего общества, казалось бы, только-только начала наконец-то благополучно навсегда забывать, а другой - и вовсе посчастливилось никогда не знать о таком сомнительном художественном явлении. Зачем Светлана Баскова вначале 10-х годов 21 века решила поднять этого "мертвеца" из могилы, я не знаю, но у нее, как и следовало ожидать, в итоге вместо фильма получился какой-то легкопредсказуемый монстр, гомункулус, зомби. Впрочем, режиссеру "Зеленого слоника" к трэшу не привыкать.

Этот фильм можно было бы признать сейчас одним из самых резонансных фильмов из-за того, что вокруг него вспыхивает множество яростных дискуссий. Проблема лишь в том, что все эти дискуссии вертятся вокруг политики, а о самом фильме говорить-то, собственно, практически и нечего. Светлана Баскова (на фото) на этих дискуссиях оправдывает себя тем, что она-де любит этих рабочих, показанных в фильме. Ну, может, конечно, и любит, но весьма, на мой взгляд, странною любовью своеобразно. Практически ни у одного из них (даже у главного героя в исполнении Пахома) нет имени (у "злодеев", кстати, у всех есть имена, а у большинства так и имена-отчества). Конспирация. Не иначе. Светлана, наверное, их действительно "любит". Любит по-матерински, предпочитая или не замечать, или намеренно закрывать глаза на их недостатки и слабые стороны (в фильме они старательно НЕпоказаны). И чуть что, как гусыня, бросается на их защиту.

Более того, Светлане удалось почти невозможное, т.е. настолько переколпачить колпак, что фильм даже на фоне советских образчиков жанра смотрится бледно и тоскливо (а это, прямо скажем, еще надо постараться). Ибо даже в тех фильмах была хоть какая-то мало-мальская интрига, какое-то противостояние... Пусть и хорошего с лучшим, но все-таки. Здесь же все однозначно, как гильотина.

Итак, с одной стороны рабочие сталелитейного завода, которые в свободное от работы время занимаются живописью и посещают киноклуб, где обсуждают Г... (чуть не написал Гайдара, - даже в это поверить было б проще) Годара, читают классику, не пьют, матом не ругаются, анекдоты не рассказывают, а все разговоры на работе... Думаете, про баб?! Да бог с вами. Про теорию отстраненности по Брехту (ну а то как же!). Баб вообще в фильме до поры до времени нет. Только одна совершенно непонятная сцена с женщиной, почему-то позже всех очень долго выходящей из заводского автобуса, на которой из-за этого зачем-то акцентируется зрительское внимание... Судите сами: то ли это аллегория смерти такая, то ли просто детский режиссерский просчет...

Ну так вот. А с другой стороны, стало быть, - олигарх, директор завода в исполнении Владимира Епифанцева. Да по сравнению с ним даже Чикатило выглядит милашкой. Живоглот, кровопиец, сатрап. Все в лучших традициях. Матом ругается, рабочих почитает за скот, зарплату им не платит, все вопросы не моргнув глазом с дьявольской улыбкой решает одним способом: убийством. Такой и Муму не пожалеет. Да что там Муму?! Он бы и Герасима утопил бы за компанию. И барыню. А случись неподалеку сам Иван Сергеевич Тургенев - и его бы туда же, падлу.
Ух, как я зол,
Ах, как я зол...

Короче, это что угодно, только не художественный фильм. Плакат, агитка, - называйте как хотите. Т.е. заведомая игра в поддавки. Нужны независимые профсоюзы? Прекрасно. А зачем из этого какую-то невнятную псевдотарантиновщину-то устраивать?! Ну это ж курям все на смех, ей-богу. Чем высасывать из пальца изначально провальный сюжет, гораздо проще было бы экранизировать историю американской забастовки, известной как Лаки страйк (Lucky Strike), благодаря которой, кстати, появились и одноименные сигареты. Вот тут бы уже надо было бы постараться налажать.

Но нет, нам же надо все замазать кроваво-красной краской. За Тарантино уже выпили. А теперь можно и "за Маркса", да? Эй, начальник, не забываем наливать. Однако и с этим коммунистическим пафосом у режиссера тут случился конфуз. То ли это поминки по Марксу?! Ибо все проблемы у "олигарха" начинаются не в результате действий этого самого аляповатого независимого профсоюза, а в результате каких-то и вовсе внезапно привнесенных в фильм извне обстоятельств, что делает фильм, как единое произведение, только еще более, мягко говоря, странным. Потому что когда идеология (пусть, может быть, и правильная), довлеет над "художником", никогда из этого ничего путного не получается. Недаром, все советские фильмы так называемой "производственной тематики", даже несмотря на участие в них великих актеров, сегодня безнадежно устарели. И ничем их не воскресить. Да, в общем-то, и хрен с ними слава богу!

Удивительно только, что такие фильмы, как "За Маркса...", популярны не у рабочих вовсе (те, видимо, слишком Годаром увлечены), а у интеллектуалов, которые предпочитают смотреть их, попивая не самое дешевое "Шампанское". Такие фильмы приглашают на всякие модные международные фестивали... Как известно, история первый раз случается в виде трагедии, второй раз - в виде фарса. А третий?! Чо, в виде трэша, что ли?!


P.S. Репортаж о встрече с режиссером Светланой Басковой см. здесь.

3
0
9
Artur Sumarokov
714 отзыва, 3005 оценок, рейтинг 945
22 октября 2014
Homo novus, homo soveticus

Кризис 2008 года. Рабочие крупного металлургического предприятия создают профсоюзное движение, чтобы противостоять собственному руководству, которое не слышит отчаянные возгласы и практически предсмертные крики класса трудящихся. Рабочие, когда-то бывшие неотъемлемой частью СССР, по сути экономическим фундаментом канувшей в Лету Империи, в условиях дикого разгула капитализма вынуждены бороться за свое место под солнцем с теми, кто стал всем, будучи никем в перестроечный и постперестроечный период. Конфликт трудовой невольно превращается в конфликт социальный и острополитический, конфликт между порожденной новым временем системой и ее дотоле бывшими бессловесными шестеренками.

Главная представительница современного российского андеграунда и подпольного микробюджетного кино, культурная революционерка, радикалка и экстремалка, режиссер и сценарист Светлана Юрьевна Баскова, рассказавшая галлюциногенную историю о «Кокки-бегущем докторе» и тошнотворную военную аллегорию «Зеленого слоника», а также давшая зрителям выпить залпом «Пять бутылок водки», в 2012 году в рамках очередного Берлинского кинофестиваля представила свой новый и совершенно не вписывающийся в лекала всех ее предыдущих шок-творений фильм, носящий название «За Маркса…». Определяемый своими создателями как «новое советское кино», «За Маркса…», принадлежащий к вымершей породе кинематографа остросоциального и политического, тем не менее не является в чистом виде попыткой возродить жанр социалистического реализма. Лента по сути своей находится в пограничном художественном состоянии, в котором изобличающий новые общественно-политические порядки и устои реализм повествования с четко очерченной линией вынужденных конфронтации и противостояния рабочего класса, показанного в фильме как истинно духовные и полнокровные индивидуумы, новой буржуазии, пришедшей на волнах кровавого хаоса и неразберихи 90-х годов, соседствует с определенной долей здравой условности, подчиняя все происходящие на экране события вихрю притчевости и эдакого марксистско-годаровского филиппика, в котором госпожа Баскова, на время, а, может. и навсегда отказавшаяся от типического для своего раннего творчества киноязыка фактической неотрепетированной реальности с массой диких извращений и неоправданных жестокостей, выносит приговор всей современной политико-общественной и социально-экономической системе России, в которой к человеку труда нет никакого уважения, а потому для него есть лишь одно решение — сопротивление.
Собственно, именно так и назывался предшествующий этой полнометражной инвективе документальный фильм Басковой 2011 года, в котором она, поездив по стране и познав жизнь современного пролетариата в Тольятти, Череповце, Новосибирске, Калуге и прочих промцентрах нынешней России, досконально изучила проблему и выдала единственное ее решение, заключающееся в построении нового общества, но теперь воистину руками рабочего класса, ставшего в «За Маркса…» главным выразителем всех философских и политических идей. Баскова не показывает рабочих в духе беспросветной чернухи; герои культурны и высокоморальны. Вместо пития водки они склонны вести продолжительные беседы о жизни и кино, о философии и любви, о литературе и истории, они несут в себе истинный гуманизм и спасение в отличие от возникшей в лихолетье буржуазии, лишенной напрочь всякой скромности. Эти «новые русские» сродни волкам, которые с огромной радостью перегрызут и друг другу глотки, и изнасилуют хладный труп своей очередной жертвы, ведь жизнь для них не стоит ничего. И лишь золотой дождь слезами капает из пустых глаз…

Примечательно, что в фильме имеет место и конфликт внутрисемейный, расширяющий по сути предложенную зрителям перспективу восприятия до высот греческой трагедии, в которой своеобычно и брат идет на брата, а сын на отца, и иконы свергаются во имя новых, но на самом деле старых идолов, а маленький городок с большим заводом становится вечным символом той утерянной Руси, которую еще можно отмыть и очистить от грязи. Грязи моральной и духовной.

«За Маркса..» — кино не слишком прямолинейное при всей однозначности заложенного в него конфликта. Баскова изящно цитирует в своем фильме, имеющем в ее карьере характер программного заявления, эдакого одновременного бунтарского киноманифеста и комментария к существующей реальности, великого Жан-Люка Годара, не опускаясь, впрочем, до излишнего синефильства. Сама же картина интуитивно и структурно близка созданному Жилем Делезом и Феликсом Гваттари направлению так называемого шизоанализа, в котором человеческое бессознательное сродни механистической природе искусственной машинерии. Везде властвует неистовое желание: плоти, крови, секса и денег. Однако в картине зритель получает и бунт против такой системы, бунт Эго против СуперЭго, Танатоса против Оно и Эроса. Конфликт сугубо политический расширяется, но «За Маркса…» не превращается в «За Фрейда», ибо коллективное благо снова стает куда как ценнее благо собственного, индивидуального и эгоцентричного. Фильм как призыв к революционным переменам, к переосмыслению капиталистического пути развития, ведущего, по Басковой, в моральный тупик и окончательную деградацию.

А деградация, как известно, превращает человека в зверя, пробудив которого, большой крови не избежать. Нomo soveticus должен стать Homo novus и чем раньше это произойдет, тем лучше. Во имя себя самого, а не Маркса-Энгельса и Мао. Хоть и вооружившись их красно-золотыми знаменами для вящей убедительности собственных стремлений к новому миру.

1
0
9
Александр Чаусов
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 5
21 ноября 2013

«А вот как же справедливость?» - Спрашивает гл. герой этого фильма. «Пропадешь ты со своей справедливостью!» - отвечает ему знающий настоящее положение вещей персонаж, как в воду глядел. Вот это и является лейтмотивом данного драматического художественного произведения. Вообще, автор решил взять очень не стандартную(в смысле потребления в мейнстриме) проблемму и ее исследовать. Конечно злободневную, ведь сейчас множество людей после 20 летнего воздействия на них людоедского капитализма пытаются найти какую то альтернативу сложившейся ситуации в стране, да и мире. Здесь без красивых оберток, без кожи, что называется, показили отток крови к фундаментальным, именно, человеческим эмоциям высшего порядка. Не пожрать, денег просрать-отжать, совокупиться... А Справедливость! Думается, неужели еще хоть кому то интересен этот идеал из замшелых книжек про настоящих героев? Интересен...и это радует, меня по крайней мере.

В пространство своего произведения автор внесла некоторое количество символических, как бы случайностей. Вначале, когда рабочие едут на завод, дым из труб идет в обратном направлении. Открывается реальное пространство для интерпретации этой важной мелочи. Будто все возвращается назад, к основному моменту всех разногласий и социальных сложностей. Вот здесь точка сингулярности, именно сейчас начнется что то особенное, неизбежность глубочайшего драматизма зарождается...

Момент, когда в разгар беседы с товарищами по профсоюзу главный герой падает со стула...Это же бывает, смешно немного, когда что то очень важное, жизненно важное, обсуждаешь с другими и градус происходящего зашкаливает, и вот случается же такое, со всеми бывало... а вот здесь такая смешная неуклюжесть. Сразу хочется спросить, а потянешь ли ты то, о чем рассуждаешь, сможешь ли осилить этот сложнейший путь? Тонко подмечено. Еще малая величина внешней силы героя очень хорошо показана небольшим отрезком, где он крупным планом, голый в совершенно разбитой и ржавой душевой. Он стоит нагой перед всеми, полностью открыт как и его душа. Чувство обреченности,внешней слабости и одновременно моральной чистоты героя, это вспышка, дающая инсайт на все происходящее.

Когда бандюган режет себе палец о бумагу, которую дал ему его отец. Сразу злобно озирается в его сторону. Ничего ведь не произошло особенного, но это маячок того, что эта кровь с его пальца превратится в братоубийство, которое отца сделает обесточенным и безразличным к происходящему в жизни. Отец сам дает поручение своему сыну «решить вопрос» .И они двое теперь повязаны этим убийством.

Хочу еще отметить апофеоз этой драмы. Ее последнее действо. На мой взгляд этот момент ничем не уступает лучшим образчикам жанра от Ларса-фон-Триера. И на самом деле, это действительно советское кино, более того, оно русское! Это пространство Ф.Достоевского, не иначе. Когда в кровавой предсмертной борьбе бандюган рвет рубаху на герое, и изумляется, не находя у того нательного креста, о-о-о, тот не верит в Бога!!!... Этот момент, выше всяких похвал! Герой является сокрытым носителем христианских ценностей, ничего не выставляя на показ, он обладает Любовью и тождественностью к тем, кто его окружает. И в антипод ему Бандюган, свел всех до быдла и ничтожества, но который ходит в церковь, причащается и все прочее...Это переворачивание, здесь лож становится правдой, когда за нее хорошо платят, обставляют позолоченными истуканами с образами, которые уж точно гарантируют ему Рай! Вот он момент Истины, когда снимаются маски. С одной стороны наш Герой – не обладающий никакой внешней силой и Бандюган, Царь этого Мира-не меньше. Великолепный сценарий, это наше кино, которое рождается из реальности сегодняшнего дня.Не знаю, не смотрел другие работы автора, но эта удалась. Думаю, что Ж-Л.Годар по достоинству бы оценил это произведение.

1
0
7
Raisa Barash
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
15 августа 2013

Интересно было посмотреть, какое оно - это российское рабочее движение у современного авторского кино. Прям с тех самых пор, как "За Маркса" лично еще в ФБ агитировал смотреть Л. Развозжаев (кстати, страница фильма и режиссера тут - http://baskova.com/films/pages/id_94) .

Что сказать? Всё как всегда: говорим российский арт-хаус, подразумеваем дымную череду заводских труб. Пасмурно, грязь, камера попеременно фокусируется на рваных обоях, облупившейся краске или мутном окне заплеванного подъезда. Грязные ватники, отвращающие подробности немолодой кожи, седая щетина. Все это максимально крупно.

Этого требует жанр. Импрессионизм широкими мазками.
Сюжет в фильме тоже – широкими мазками. Плохому капиталисту противостоят хорошие рабочие. Они читают Ключевского, рассуждают о Смутном времени и требуют аттестации рабочих мест. И пускай среди них находятся «слабые звенья», но ведь и они – повинуясь классовому сознанию – душат в итоге проклятую капиталистическую гадину. Правда, и гадина не жалеет рабочих. Гадина!

В фильме незримо витает призрак – но не тот, который должен был бродить по Европе. Призрак бродит по России – призрак профсоюза. Хотя Марксу такое – чтобы рабочие легитимизировали профсоюзом собственность на собственный труд – даже и не снилось. В «Экономическо-философских рукописях» Маркс с вожделение мечтал о светлом, но далеком будущем, эмансипации рабочих и падения отчужденного труда. А тут - профсоюз, целых два (почему два, долго объяснять, надо смотреть).

Кстати, причем в фильме Маркс – не очень понятно. Перечитала даже с утра лекции Багатурии – но так и не поняла. Возможно, задумывалась аллюзия вроде – Вечный антагонизм или Нет – отчужденному труду!

Но вообще, вообще – если смотреть общо, задумка неплохая. Есть в фильме очень важные слова: профсоюзная организация является независимым юридическим лицом. Которое обладает в отношении работодателя конкретными правами контроля и – за выполнением обязательств трудового законодательства, и даже за некоторыми доходами предприятия.
Но главное – понимаешь грустное. Любая политическая активность и самоорганизация ведь начинается с желания достойно и грамотно защищать свой труд. А у нас сейчас в принципе нет практики отстаивания своих трудовых прав. По данным Мониторинга трудовых конфликтов, в 2012 г. произошли лишь 285 забастовки, из них с остановкой предприятий – всего 95, с начала 2013 г. бастовали 50 предприятий – и это в огромной стране с не самым ответственным бизнесом (http://www.unionstoday.ru/news/russian/2013/04/29/18089)

Да, есть Пикалево (несмотря на постановочные трюки с ручкой и дерипаской), есть Междуреченск – где люди требуют достойных условий труда и элементарного уважения. Есть потрясающе успешные примеры рабочей самоорганизации – как на калужском заводе «Фольксваген», где несмотря на препоны администрации через суд профсоюз отстоял свое право на забастовку, и сразу же решил все вопросы с администрацией (ситуация там касалась графика летних отпусков).
Но ведь часто официальные профсоюзы либо бездействуют, либо занимают сторону работодателей. Как в ситуации с забастовкой рабочих Байкальского ЦБК, которую не поддержал их же профсоюз. Якобы из-за несвоевременного уведомления руководства о забастовке.

А в Европе тем временем бастуют все – локауты устраивают авиадиспетчера (в 12 странах), транспортные работники (во Франции), работники частного сектора, госслужащие и таксисты (в Греции), бортпроводники (в Германии).

Может быть, поэтому и живут хорошо. С достоинством.

1
0
5
Антон Командиров
61 отзыв, 360 оценок, рейтинг 98
22 апреля 2013

хорошую производственную драму снять тяжело - это мы знаем.
особенно без поддержки создания таких картин нашим государством и на фоне славы "Зеленого слоника".
(НЕ ДУМАЙ О "ЗЕЛЕНОМ СЛОНИКЕ"!)
зато можно легко уйти, условно говоря, в пост-перестроечный трэш с его непритязательной картинкой и милыми ляпами (герой выходит с посылкой из отделения "Почты России" и идет на работу аккурат к 7 утра; герой переодевается, закрывает шкафчик, забывая внутри каску, но в цеху каска на нем и т.п.)
это мы все любим, поэтому трогать не станем.
но вот если оценивать это кино именно как повествование классическое, как аккумулирование эмоций авторов и последующую их передачу зрителю, то возникают затруднения...
(НЕ ДУМАЙ О "ЗЕЛЕНОМ СЛОНИКЕ"!)
с одной стороны - фильм нужный до зарезу.
но с другой стороны - актеры играют из рук вон плохо ( в первую очередь Пахом и Епифанцев), но это всё таки не фарс и не цирк. даже "по Годару".
режиссура слабая и не слишком уверенная, а диалоги не проработаны,
но это все таки не порнофильм.
(НЕ ДУМАЙ О "ЗЕЛЕНОМ СЛОНИКЕ"!)
формально производственная драма, но-о-о-о...
вот сюжет действительно хорош. его бы Михалковым/Кончаловским отдать.
так ведь не возьмут. эх...

3 из 5. к сожалению революции опять не случилось. ждем следующего раза.

p.s. зато теперь я пойду почитаю Покровского и посмотрю всё что не видел из "французской новой волны". за это спасибо! и непосредственно за Маркса!
(НЕ ДУМАЙ О "ЗЕЛЕНОМ СЛОНИКЕ"!)

1
0

Подборки Афиши
Все