Москва
6.7

Фильм
В тумане

Россия, Германия, Нидерланды, Белоруссия, Латвия, 2012
О фильме
Действие исторической драмы «В тумане», основанной на одноименной повести Василя Быкова, происходит в 1942 году в оккупированной немцами Белоруссии. Путевого обходчика Сущеню (Владимир Свирский) ложно обвиняют в сотрудничестве с оккупантами. Два партизана приезжают на хутор к Сущене, чтобы совершить расправу. В надежде доказать свою невиновность Сущеня пытается сделать моральный выбор в аморальных обстоятельствах.
  • В тумане – афиша
  • В тумане – афиша
  • В тумане – афиша
  • В тумане – афиша
  • В тумане – афиша
Исторический, Драма, Военный
16+
Сергей Лозница
25 мая 2012
22 ноября 2012
2 часа 7 минут
inthefog-movie.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Сергея Лозницы

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

3
Мария Кувшинова
32 отзыва, 41 оценка, рейтинг 1117
13 ноября 2012
Антисоветское военное кино

Белоруссия, 1942 год. В дом путевого обходчика Сущени (Свирский) приходят двое; все, кроме маленького ребенка, понимают зачем. Накануне на базарной площади немцы повесили деревенских, пустивших под откос состав, а Сущеню отпустили — значит, он изменник, выдал товарищей, и партизанам придется его расстрелять. Здоровенный мужик, не пытаясь спастись и оправдаться, уходит под конвоем в туман — никто все равно не поверит, что он невиновен.

Второй игровой фильм документалиста Лозницы («Блокада», «Счастье мое») и оператора Олега Муту («4 месяца, 3 недели и 2 дня», «За холмами») — экранизация одноименной повести Василя Быкова, сделанная довольно близко к тексту, включая слишком литературные для обиходной речи диалоги. Режиссер — последовательный ревизионист, в своих интервью он убедительно доказывает, что события Великой Отечественной войны подлежат переосмыслению и демифологизации. От него заранее ждали фильма, развенчивающего общие представления об однозначном героизме советского народа. Как минимум столь же яркого, энергичного и спорного, как «Счастье мое», в котором российская история и современность представлены как бесконечная, животная война всех против всех. Вместо этого сначала в конкурсе Каннского фестиваля, а теперь и в прокате появилась экзистенциальная драма, которую удобнее просто изъять из контекста военного кино, чтобы не потонуть в набивших оскомину аналогиях из настоящего и прошлого отечественного кинематографа. Фамилия быковского героя неслучайна: Сущеня — это неприкрытая человеческая сущность в лесу античеловеческих обстоятельств. Война — просто отрезок времени, когда убийство становится легитимным, а сопротивление череде случайностей — невозможным. Все персонажи здесь как будто ведут посмертное существование, в них нет страсти (если не считать влюбленности партизана Быкова, бывшего шофера, в свой автомобиль — но и она остается в прошлом, во флешбэках). Ими сложно увлечься. Люди и идеи здесь растворены в тумане, и требуется специальное усилие для того, чтобы разглядеть за деревьями суть — легкое дребезжание человеческого, зажатого в тисках Истории.

9
0

Отзывы

9
Nikolay Svyaznoy
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 6
4 декабря 2012

Москва, снег и вьюга, Новый Арбат, кинотеатр Каро Фильм Октябрь, маленький зал на 30 человек - вход с торца. В зале пусто - буквально 6 голов. Уже 10 минут как идет новая кинолента Сергея Лозницы "В тумане". На экране двое с ружьями, их лица напряжены, один герой оставляет оружие, отправляясь в одиноко стоящую хижину. В ней живет семья Сущени, всего три человека: отец, мать и сын. Впереди - самое серьезное событие в их жизни, по правде говоря, пострашнее войны.

В последние несколько лет про Лозницу говорят разное, но говорят много. После просмотра фильма "Счастье мое", понимаешь, что говорят по делу. После просмотра сожалеешь, что не взял себя за шкирку и не съездил на Одесский кинофестиваль на его мастер-класс, который выложен онлайн и... и... какие же глупые люди там собрались в зале!

"В тумане" - это кино-озарение. Тот самый культурный феномен по которому изголодались люди, потребляя и потребляя. Тот самый конструктор, который собирает зритель в своей голове в стремлении сотворить цельную картинку. Тот самый выстрел в упор, когда человек умирает при жизни. Я повторюсь: при жизни.

С точки зрения художественной ценности фильм напоминает лицо 80-летнего пожилого человека. Тяжелые взгляды, тяжелые диалоги, какая-то тысячелетняя грусть и тяжесть, неумолимая развязка и пустота. Судьба человека пришпилена дротиком в центре войны. Такой ситуативной, такой жестокой и... простой.

Фильм, к которому хочется возвращаться.

2
0
5
maxilla_k
129 отзывов, 136 оценок, рейтинг 184
21 сентября 2012
Вышел месяц из тумана...

В своем вступительном слове актриса Юлия Пересильд пожелала всем зрителям испытать то же чувство, что испытала она сама по просмотру фильма (на одном из западных фестивалей) - катарсис. Не скрою, такая заявка звучала более, чем интригующе. Однако, у этой "медали", как и у приза ФИПРЕССИ в Каннах, есть и оборотная сторона. Потому что в финале вполне можно испытать несколько иное чувство, а именно некоторое разочарование, к тому же многократно усиленное неоправдавщимся ожиданием того самого катарсиса. Ну да, все понятно, кого только русский (белорусский) мужик не выносил на своих плечах: и ослепленных войной фанатиков, таких как Буров, и жалких предателей, таких, как Войтик, которые к тому же его же во всем вечно обвиняют, упрекают, а при случае и в расход (по законам военного времени) пустить не гнушаются... Но от финала такой нарочито медленной и вдумчивой картины, длящейся более 2-ух часов, все-таки ожидаешь какого-то яркого и сильного впечатления. Вместо этого финал вышел одновременно прямолинейным и спорным (довольно редкое, надо сказать, сочетание). И кому здесь предъявлять претензии: режиссеру Лознице или автору рассказа, легшего в основу фильма, классику белорусской литературы самому Василю Быкову, - не знаю. Я повесть Быкова не читал. Но мотивировка главного героя Сущени, который всю дорогу так заботился о своем несправедливо запачканном немцами добром имени, пустить себе пулю в лоб (да к тому же из нагана, про который забыл - это на войне-то!!! - его "стражник") кажется каким-то совсем уж, мягко говоря, неубедительным. Что ж, получается, его жена Анеля и малолетний сын Гриша (не говоря уж про соседей) <strike>которые фильма Лозницы не видели</strike> так и будут считать его предателем?! И его, которого перед несостоявшемся чуть ранее расстрелом только это и волновало, вдруг в одночасье это волновать перестало?! Как вы сказали, Константин Сергеевич?! Да-да, вот и я тоже что-то НЕ ВЕРЮ.
К тому же в фильме, где нельзя не отметить, как красиво, бережно и заботливо выстраивался чуть ли не каждый кадр, получился какой-то уж совсем неубедительный монтаж: с определенного момента прошлое и настоящее завязываются в такой запутанный клубок, что распутать его, наверное, можно (после фильма и с помощью спецсредств), вот только при таком финале совершенно непонятно зачем...

2
0
7
кино умерло
40 отзывов, 62 оценки, рейтинг 112
23 ноября 2012
Казнить, нельзя помиловать

Сочетание слов «в прокат вышла новая картина Сергея Лозницы» вызывает лёгкое волнение. Лозница — болезненного вида худощавый человек, с тонкими чертами лица и бесстрастными глазами то ли хирурга, то ли маньяка — два года назад наделал шуму картиной «Счастье моё» (2010). Фильм этот удостоился сравнения с балабановским «Грузом 200» (2007) и заслужил звание «поклёпа на российскую действительность». Впрочем, аудитория разделилась поровну, и вторая половина признавала ленту безоговорочным шедевром. В свете всего этого, новую работу Лозницы ждали с особым нетерпением. Одни — для того, чтобы вывалить всё, что на душе накипело по случаю очередной клеветы и провокации. Другие — чтобы вновь выразить восхищение. Сразу скажу, для первой категории зрителей Лозница поводов не оставил. Во всяком случае, если особо не вдумываться.

«В тумане» является экранизацией одноимённой военной повести Василя Быкова. Обращение Лозницы к материалу войны вполне ожидаемо. Так, одной из самых горестных страниц Великой Отечественной посвящена его известная документальная работа «Блокада» (2006). А в «Счастье моё», помнится, основная история прерывалась военным эпизодом, имевшим большое значение для понимания концепции всей картины. Что же происходит «В тумане»?

Белорусская деревенька, второй год Великой Отечественной. Поезд пошёл под откос, немцы арестовывают четверых обходчиков, троих вешают, одного, рослого мужичину по имени Сущеня, освобождают. Ясное дело, думают местные, Сущеня — предатель. Спустя недельку-другую к нему приходят партизаны, дабы расстрелять. Случай позволит Сущени растолковать своим палачам, как что было на самом деле. Правда, толку от этого окажется мало. Вот такая, в общем-то, нехитрая, но оттого ещё более пронзительная и ужасная история уложена в семьдесят два кадра, составляющих два часа экранного времени.

Ужас здесь состоит в том, что на протяжении всего повествования единственным человеком, сохраняющим трезвый ум, остаётся приглашённый на казнь Сущеня. Но его слов никто не слышит. На войне правит не здравый смысл, не истина, не справедливость и, в общем-то, даже не случай. На войне правит туман, в метафорическом смысле, конечно же, как некая сила, начисто стирающая людей до небытия. Идея с туманом у Лозницы, хоть и блестяще реализованная, не оригинальна в нашем новом кино. Помнится, война, как жуткое явление, где люди исчезают разом, необъяснимо и навсегда, была в картине Алексея Германа-младшего «Последний поезд» (2003). Пыльный ветер, снежная вьюга, дым и туман помогали скрыть последние следы существования несчастных жертв. Лозница ограничился одним туманом. Надежда Сущени на то, что кто-нибудь когда-нибудь разберётся в его истории — наивна. Череда нелепиц уничтожит его, а туман схоронит все свидетельства о его судьбе. Такова логика войны.

Впрочем, Великая Отечественная для Лозницы — это скорее хороший материал для разговора о человеке. Словами самого режиссёра: «Картина не о войне, а о людях в определённых условиях». В «Счастье моё» Лозница исследовал человека, живущего, по сути, в окружении перманентного апокалипсиса. Вышеназванный военный эпизод там служил ключом к пониманию того, как этот апокалипсис сложился и даже стал привычным в сознании людей. Зритель Лозницу не понял, или понял, но не так, и режиссёр взялся растолковать свою позицию ещё раз. Применяя категории коммерческого кино, Лозница сделал приквел к «Счастье моё», в котором объяснил, почему в «ЭТОЙ стране» творится «ТАКОЕ». «В тумане» обращает нас к корню проблемы вражды внутри нашего народа, показывает, что война является одним из тех явлений, что внесли наибольший вклад в разобщение людей, земляков, односельчан, родственников, близких. «Наши поступки будут влиять на наших детей и внуков» — говорит Лозница, и доказывает, что страшное и печальное настоящее — результат соответствующего прошлого.

Не случайно обе картины режиссёра во многом схожи: по сложной структуре с применением флешбэков, по типу сюжета — сюжет испытания-разочарования, по характеристике главного героя. В той и в другой ленте главный герой — обыкновенный такой парень, лишённый каких-либо особенно выдающихся, ярких черт, но определённо положительный. По ходу сюжета он проявляет такие качества, как честность, доброту, отзывчивость, ну и так далее. И в обоих случаях это служит косвенной причиной всех его несчастий. Окружают главного героя сплошь люди с исковерканным сознанием. А судьбой его движет череда нелепиц и случайностей. Как говорит Лозница: «Человек не всё может. Бывают ситуации, когда он не может ровным счётом ничего». Если, опять же, возвращаться к «Счастье моё», то по Лознице, в России подобная ситуация полной неспособности что-либо изменить является нормой. Герои обоих картин постоянно хотят одного, но окружающие обстоятельства не позволяют им осуществить желаемое, а вынуждают идти по самому скверному и мучительному пути из всех возможных. «Судьба, что говорить» — обречённо вздыхает Сущеня и растворяется в тумане.

1
0

Подборки Афиши
Все