Драма |
14+ |
Владимир Мирзоев |
20 сентября 2011 |
20 сентября 2011 |
2 часа 4 минуты |
Пушкина испортить очень сложно. Ну, скорее даже почти невозможно. На данном материале это не удавалось никому, так что Мирзоеву это тоже не удалось.
О чем эта история? О том, что при слабом царе был умный Правитель и талантливый царедворец, который наследовал ему. Несмотря на общепризнанные свои заслуги, все понимали, этот Годунов взял не по чину. Были живы еще потомки Александра Невского- Шуйские, в чьих жилах текла кровь Рюрика, были живы еще правившие хоть и под рукой московского царя, но все-таки являвшиеся самостоятельной династией- Воротынские, были состоявшие в родстве с Иваном Грозным -Романовы, были родовитейшие Мстиславские… и вот царем стал безродный зять Малюты Скуратова- Борис Годунов. Все представители этих и других знатных родов выбрали его, голосовали, предлагали и уговаривали. Но «в душе затаили подлость».
Перед тем, как стать царем Борису нужно было убрать последнее препятствие на пути к трону- законного наследника бездетного Федора- младшего сына Ивана Грозного- царевича Дмитрия.
История умалчивает, что произошло в Угличе. Пушкин трактовал те события, как если бы Правитель Борис подослал к царевичу Дмитрию убийц. Трактовка Пушкина талантлива, но весьма спорна. С его легкой руки в истории появились как минимум два известных убийцы- Борис Годунов и Сальери, и в том, и в другом случае трактовка Пушкина, подчеркиваю, лишь творческое переосмысление исторических фактов.
Но факт остается фактом. Царевич Дмитрий был убит в Угличе. Василий Шуйский возглавил комиссию, которая постановила: царевич убил сам себя. Но народ- который не особо спрашивали за всю предыдущию многовековую историю российского -московского царства- забурлил: как это так, сам себя убил??? И заговорили то, во что легко было поверить: Ирод убил царственного младенца. История почти библейская.
А дальше-все по Пушкину. Царь Борис мучается от «нечистой совести», Тень Дмитрия возникает в соседней Польше, идет странная война, где войска Мстиславского в первой же битве проигрывают войскам Дмитрия. Второе сражение заканчивается -Дмитрий разбит и прячется в Путивле, но в Москве умирает царь Борис. Путь к трону для Дмитрия свободен.
И как убийцы Бориса пришли к царевичу Дмитрию, так и теперь убийцы Дмитрия пришли к царевичу Федору.
«Кричите, да здравствует царь Дмитрий Иоанович!».
Фильм Мирзоева несмотря на неудачный антураж XXI века к истории века XVII -лучшая экранизация «Бориса Годунова» Пушкина. Даже лучше фильма великого Бондарчука 25 летней давности. Возможно, что именно смена декораций позволяет увидеть за конкретной историей нечто большее,- историю на все времена? притчу? В любом случае, фильм для широкого проката и широкого зрителя, жаль только, что увидят его немногие…
Но те, кто увидят, я думаю, сильно удивятся. Нет, не тому, что в Московии ничего не поменялось. Удивятся, я думаю, тому, как мало поменялось в нас самих. Удивятся самим себе. Вот это и есть главная идея фильма.
Как мало мы сами изменились, несмотря на сотовые телефоны, фитнес-центры, ТВ, плоские мониторы и планшетные компьютеры. Ведь случись такая история сегодня, каждый сыграл бы свою роль. Да вот ведь еще вопрос, не играем ли мы и сейчас те самые роли?
Фильм, в основе которого формальный эксперимент: наложение классического текста на современный видеоряд. Эксперимент удался, но, как и большинство подобных лент, этот шедевр Мирзоева не вытягивает двухчасовой хронометраж на одном вау-эффекте, а больше ничего нового в этом БГ нет.
Вследствие этого изложить свои впечатления могу исключительно тезисно.
1. Пушкин - Гений, и это бесспорно. Отсюда и абсолютное попадание в сегодняшний день: полное ощущение, что написано сегодня и про нас.
2. Мирзоев потряс меня своим прочтением и переложением "Бориса Годунова". ГЕНИАЛЬНО!
3. Суханов потряс меня своей зрелой, точной, филигранной игрой! Признаюсь, до этого фильма считала, что амплуа Максима - эдакий полусонный герой-любовник, и шла на фильм в весьма скептическом настроении. Теперь же с уверенностью могу сказать, что Суханов - один из лучших российских, а значит, и мировых, актеров! Воплотить на экране ТАКОЙ образ, способен только гениальный актер!
4. Операторская работа великолепна!
5. Подбор актеров безупречен!
6. Работа звукорежиссера прекрасна!
В целом фильм производит оглушающее впечатление! Огромное спасибо создателям и БРАВО!
Рецензия на фильм Борис Годунов (http://www.proza.ru/2012/02/12/2112)
Предисловие:
Цитата:
"И я там был, и я там в снег блевал"...
Иосиф Бродский. "Перед памятником А.С. Пушкину в Одессе".
Великий русский военный хирург Николай Пирогов вошёл в историю как основоположник топографической анатомии. Он распиливал замороженные трупы вдоль, поперёк и вкось и описывал пространственное (3D – авт.) расположение внутренних органов. Сейчас это делает в диагностических целях (безболезненно и на живых – авт.) аппарат под названием «компьютерный томограф». Прогресс, однако…
Мы – русские, - странная нация. Вот взяли и устроили из даты убийства национального гения Александра Пушкина общемировой праздник и ничего, – весь мир подхватил. Хоть и стрёмно немного, (сразу вспоминается «бородатый» анекдот про Ворошиловского стрелка – «Стрелял Дантес, а памятник Пушкину» - авт.), - но, наверное, - это правильно, – именно в день убийства «солнце русской поэзии» перешло в бессмертие…
Режиссёр фильма «Борис Годунов» Владимир Мирзоев сам признаётся в том, что он сознательно очистил в трагедии Пушкина текст и видеоряд от исторического флёра исключительно с одной целью – для обнажения (по его определению – авт.) - «вибрирующего смысла» пушкинских строк...
Я думаю, режиссёр немного лукавит – современная российская социальная атрибутика в фильме довольно мощно присутствует и, - на мой непрофи взгляд, - лишь иногда «вибрирует» (сцены с убийством детей Годунова, поездках военных на танках), иногда даже резонирует (сцены с Казаковым- Пименом), - но, в общем, - немного отвлекает от собственно пушкинского «Бориса Годунова»….
Собственно, Мирзоев в этом плане не новатор. К примеру, шекспировского Гамлета, в какие только интерьеры и эпохи не помещали? …. Кроме космоса и глубин мирового океана «принц датский», кажется, отметился уже практически везде…
Естественно, режиссёр имеет полное право на этот ход и относительно образов «Бориса Годунова», но театральность, нарочитость меня лично «выбивали» из просмотра и это, на мой взгляд, сработало скорее «в минус», чем «в плюс» всего фильма в целом.
В этом плане не спасает даже наличие «талантливого сценариста» (цитирую шутку Мирзоева – авт.)…
В фильме очень хороша операторская работа Павла Костомарова. В предлагаемых режиссёром Мирзоевым обстоятельствах он опять на высоте и это совершенно другой (по сравнению с «Как я провёл этим летом» - авт.) операторский труд. Огромное количество крупных планов актёров (что иногда не всем на пользу – авт.), «альмадоварское» роскошество цвета и объёма интерьеров. Даже набившие оскомину обязательностью показа в фильмах последних лет планы Москоу-Сити, - смотрятся совершенно свежо и очень неожиданно. Это и удивляет, и вызывает уважение, поскольку со сцены Большого зала Дома кино, продюсер фильма (по совместительству жена режиссёра) сказала, что бюджет был более чем скромным ….
Режиссёр Мирзоев, как мне кажется, - немного переиграл с условной театральностью кинодейства – и это очень сильно сказалось на игре актёров – более того нарушило веками устоявшуюся литературную аксиому о психологической равноценности/равнозначимости волевой и исторической мощи тандема Годунов-Отрепьев. Если Максим Суханов (Годунов) предельно жизненен и убедителен в предлагаемых Мирзоевым обстоятельствах, то Андрей Мерзликин – всего лишь - убедительно театрален… Исключение составили, на мой взгляд, сцены на танке, – но там, как говорится, - антураж вытаскивает. …
Шуйский – несомненная удача актёра Леонида Громова. Очень уж убедительно им передано вневременное кредо российского ВИП - чиновника, - удержаться на плаву, успеть вовремя предать, не оступиться идя по карьерному «канату» над пропастью, не отвести глаза, или отвести вовремя. Наверное, это очень тяжело быть царедворцем – иногда Шуйского жаль даже…
Убедительны, но не потрясают и остальные исполнители - Петр Федоров (Басманов), Агния Дитковските (Марина Мнишек), Дмитрий Певцов (Воротынский), Рамиль Сабитов (Афанасий Пушкин), Захар Хунгуреев ( царевич Федор).
Очень неожиданно и свежо смотрятся Елена Коренева в роли хозяйки приличного семейства из народа и теледеятель Леонид Парфенов в роли думского дьяка Щелкалова.
Есть ещё одна роль, на которой хочется остановиться отдельно. Наверное, так было угодно Господу, чтобы именно в роли мудрого отца Пимена ушёл в бессмертие Великий российский актёр Михаил Козаков. Когда смотришь в глаза Мастера, знаешь каких усилий ему, - смертельно больному стоила эта роль, - ком стоит у горла…
Владимир Мирзоев, члены съёмочной группы, зрители на послепремьерном «разборе полетов» в Большом зале дома кино очень много тёплых слов сказали о работе Михаила Михайловича. Цитирую Мирзоева – «Михаил Казаков – независимый интеллектуал, никогда не мутировавший» под давлением обстоятельств….
Вечная ему память……
…………………………………………………………………………………………………………….
Я так и не смог понять посыл режиссёра Владимира Мирзоева. Посыл или первичную мотивацию относительно того, что же он всё-таки пытался сделать – спектакль на плёнке или кино для театральных подмостков? Не совместилось, не произошло синтеза, НЕ СЛОЖИЛСЯ ПАЗЗЛ…
Мне кажется Мирзоев, – прежде всего – театральный режиссёр и в кино «Борис Годунов» он пришёл прежде всего с театральными лекалами, но…
Вспомним Станиславского – тот (сужу по воспоминаниям и «Театральному роману» Булгакова – авт.) месяцами занимался (пардон за жаргонизм – авт.) «психофакингом» труппы, - устраивая многочасовые читки, разбирая историю каждой роли…
Даже условный «лебедь из пятого ряда» у него был с жизненным анамнезом; – типа – в месяц от роду его клюнула хромая утка, в два месяца – чуть не переехала хозяйская бричка, в пять – прилетал ястреб, унесший лучшего друга, а в семь из-за гусеницы рухнула любовь....
Эти дела происходили в присутствии всех актёров, и они начинали резонировать друг с другом – дышать и думать в унисон. И тогда возникало чудо под названием спектакль, когда вместе с ними в унисон начинал дышать и зрительный зал. …
Очевидно этого в подготовительный период кино «Борис Годунов» не было; – строился график съёмок под возможности актёров и декораций.
Это очень заметно на экране, - заметно неровностью психологического накала – ну нестыковка межактёрская. Суханов, Казаков, Костомаров – режиссёры и по крови и по мышлению, и они «сделали это».
Остальные – просто старались и в лучшем случае выдали на гора вибрации, а мыслился, как я понимаю, – резонанс…
......................................................................................................................................
В предисловии к “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин утверждал: “История народа принадлежит царю”.
Работая над драмой “Борис Годунов”, посвященной его памяти, А. С. Пушкин тем не менее резко возразил историку, переделал его афоризм: “История народа принадлежит поэту” (Н. И. Гнедичу, 23 февраля 1825 года). . (цит. по «Нева». - №2. - 2012)
Гёте как-то написал в «Фаусте» (за точность цитаты не ручаюсь – авт.!
«Живой предмет, желая изучить.
Учёный прежде душу вынимает,
Затем предмет на части разрезает…»
Лично я против разрезания/препарирования пушкинской трагедии «Борис Годунов»….
Послесловие:
История в нашей стране имеет страшную привычку повторяться – в этом я с режиссёром Владимиром Мирзоевым согласен абсолютно…..
Цитата: «Романовы начали свое правление в Москве с еще одной кремлевской гнусности: повесили на воротах Спасской башни четырехлетнего сына Марины Мнишек, причем мальчик был не от Лжедмитрия, а от последующих тушинских персонажей. Этот факт публичного удушения ребенка Романовы и их штатные историки-фальсификаторы всячески скрывали. Потом Романовы мочили и друг друга, и своих родных. Петр I уничтожил законного наследника Алексея Петровича, но все началось именно с повешения четырехлетнего мальчика как факта самоутверждения новой династии. (…) Николай II не отменил торжественного приема в Кремле по случаю своей коронации в день трагедии на Ходынском поле, когда были затоптаны насмерть четыре тысячи человек. В Кремле Сталин и Молотов готовили и подписывали довоенные расстрельные списки. Горбачев в Кремле принял решение не отменять первомайскую демонстрацию в Киеве после сообщения об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В Кремле было решено расстрелять из танковых пушек перестроечный Верховный Совет, которому присягал Ельцин». (цит. по Алексей Смирнов. – Московский апокалипсис. - Опубликовано в журнале: «Зеркало» 2009, №33).
Рекомендуемая Литература.
1. Александр Сергеевич Пушкин Трагедия «Борис Годунов»
2. Владимир Владимирович Мирзоев Интервью «Российской газете» http://yarcenter.ru/content/view/44663/226/
Как же приятно и прекрасно, что такие фильмы стали появляться!
Что молодёжь увидит и прочувствует Пушкина, Историю России, через мобильные телефоны, дорогие интерьеры и броневики.
Но на то она и классика, что звучит актуально всегда, везде, в любую эпоху.
Сменились декорации, наступил передовой 21 век - а что изменилось? Проблемы теже, власть и битвы за неё такие же.
Как верно подметил Маркес - ничего не меняется - всё движется по кругу.
Обернуть Пушкина в мерседесы и мобильные телефоны оказалось так же естественно, как и посадить Лжедмитрия на броневик. А народ?! Какое сочное и точное попадание с рабоче-крестьянской и интеллигентной семейкой? Гениально!
Фильм достоин большого уважения, фильм достоин внимания и широкого проката!
Это кино из той категории - можно посмотреть, а с пометкой - рекомендовано к просмотру!