Елена (Маркина), крепкая тихая женщина за пятьдесят, в прошлом сиделка, теперь работает женой пожилого богача средней руки (что почти то же самое плюс постель и уборка по дому), а на карманные деньги содержит безработного сына и его равнодушную, стабильно увеличивающуюся семью. Муж (Смирнов) в перерывах между инфарктами активно посещает спортзал, за человека считает только блудную дочку от первого брака (Лядова), чей род занятий обозначен вежливым эвфемизмом «гедонистка», к жене относится, как к мебели. Устраивающий всех баланс нарушает необходимость срочно отмазать от армии Елениного внука-подонка: богач из принципа не дает денег, Елена идет за ответами в церковь, но подсказка, как водится, приходит с противоположной стороны.
Казалось, со Звягинцевым все понятно: за «Возвращением» и «Изгнанием» по всем правилам должны были последовать «Послание», «Явление» и «Всепрощение», еще полдюжины международных призов постепенно уменьшающейся значимости, веселые шутки дома, а там недалеко и до фильма с Жюльетт Бинош и участия в дурацких международных альманахах (последнее, к слову, уже). «Елена», однако, опровергает прогнозы самым счастливым образом. Автор вроде бы продолжает гнуть свою линию: перед нами притча, упакованная как бытовой триллер, на поверхности — классовая борьба в рамках отдельно взятой семьи, чуть глубже — знакомая по «Возвращению» коллизия о препирательствах человека с высшими силами. Педантичные мизансцены, традиционно самовлюбленная камера всегдашнего звягинцевского оператора Кричмана, Филип Гласс за кадром. Но, шагнув из мира разноцветных фотообоев, где обретались его прежние герои, в сегодняшнюю Москву (притом что «Елена» сперва должна была называться «Хелен» и происходить в Лондоне), Звягинцев будто бы выплюнул проглоченный в самом начале кинокарьеры аршин: он стал живей, остроумней (отдельная песня — аккуратно дозированные выходы артистки Лядовой), но самое главное — стоило ему чуть умерить высокопарность слога, сразу стало заметно, что говорит он, в общем, занятные вещи. Это как случайно забрести на воскресную проповедь и там услышать, что так и так, Бог был сварливый, равнодушный тип, которому не было дела до малых сих, а потом его убила одна добрая работящая женщина.
Елена Анатольевна (Надежда Маркина) на правах высокооплачиваемой домохозяйки (язык не поворачивается назвать её женой, хотя она замужем) живёт с требующим ухода богачом (Андрей Смирнов), которого инфаркт в последний раз застал в бассейне спортзала. Когда ей срочно понадобятся деньги, чтобы устроить внука в университет, состоятельный муж ответит — нет (но не потому что жалко, а потому что самому надо пробивать себе дорогу в жизни, не полагаясь на других), Елена прибегнет к запасному плану.
Лейтмотив картины — конфликт богатых и бедных слоёв населения, устроенный по принципу «Запад есть Запад, Восток есть Восток, им никогда не понять друг друга» — дан в ленте мелкими штрихами, ненавязчивыми сценами, спокойными фразами, правдивыми зарисовками быта. Скупой (и простой) сюжет, обнажающий механику действий женщины, защищающей своё потомство, тянет на антропологическое исследование на тему «почему в кризисной ситуации люди ведут себя как животные?». Вся метафорика Звягинцева, наличествующая, в частности, в «Изгнание», в «Елене» исчезает с первых же кадров. Это суровая, жестокая, грустная история, получившая приз «Особый взгляд» на последнем Каннском фестивале, доказывает не столько то, что у Звягинцева действительно какой-то особый взгляд на вещи. Просто он эти вещи — честно, без дураков — называет своими именами.
Пока среди нас есть Звягинцев, есть надежда - в России умеют снимать кино. "Елена" - для меня лучший отечественный фильм уходящего года. Есть одна большая претензия, но только одна: я не верю, что всё так плохо, как утверждает режиссёр. В остальном полностью согласен. И если мне надо будет вспомнить, какой была Россия в 2011 году, я пересмотрю "Елену". Пронзительная до боли актуальность.
Тема выбрана редкая. Снято в авторской манере, но без привычных для этой манеры преувеличений и надрывов. Звягинцев вместе со своим постоянным соавтором – оператором Михаилом Кричманом неспешно показывают ту настоящую жизнь, которую мы почти не видим в сегодняшнем кинематографе. Жизнь, как она есть, герои – никакие не герои, обычные обыватели, наши знакомые, мы сами.
Можно сколько угодно рассуждать на тему национализма и увеличивающегося числа гастарбайтеров – Звягинцеву хватает всего лишь одного кадра – перед дорогой машиной проходят рабочие-азиаты, водитель дорогой машины ждет, когда они все пройдут, идут они долго, их много. Всё, тема закрыта. Она обозначена, она не важна для сюжета, но она – составляющая той мозаики, которую лепит режиссёр о нынешней России.
Можно занудствовать о нашем тупом телевидении. Но Звягинцев просто включает «Пусть говорят» и «Давай поженимся»…
Можно долго рассуждать на тему непрекращающегося расслоения нашего общества. И это одна из важнейших проблем, поднятых в картине. Звягинцев и здесь обходится без нравоучений и пафоса. Он просто показывает Остоженку, как символ богатых оазисов сегодняшней России. Потом он показывает спальный московский, как символ провинции – там пацаны бухают пиво у подъезда и до сих пор выключают свет в домах.
Попутно отмечу работу художника фильма Андрея Понкратова. Обратите внимание на то, как скрупулезно художник обставляет окружающее пространство – мы видим богатые апартаменты, нищенскую кухню, такой типичный вылизанный офис. Все, как в жизни, всему верю.
… Звягинцев показывает нам две России – разные страны, оторванные друг от друга, непонятые друг другом. И там и там жизнь бессмысленна. И там и там мужчины сидят на диванах – только один пишет завещание, а другой пьёт пиво. И там и там женщины пытаются сохранить свои семьи. Мать противится тому, чтобы сын выпил рюмку, но отец настаивает. Елена понимает, что внуку можно было бы и послужить в армии, но ей так его жалко… Дети вырождаются и у тех, и у других. Богатая московская девица – прекрасный портрет нашей гламурной молодежи, которой «всё по фиг» и «как бы». Она ничего не хочет от жизни, она остра на язычок, вся такая циничная и остроумная, никого не любит, кроме себя, о собственной семье, детях думает только в кошмарных снах. Вырождение. Еще более быстрое, чем у сына Елены. Потому что сын в другой крайности – ему тоже по фигу, чем кормить третьего ребенка, жена «залетела» - пускай рожает, там что-нибудь придумаем. Господа Головлевы, не иначе.
Богатые не собираются делиться. В чём-то они правы, но только в чём-то. Если бы вопрос стоял о здоровье внука Елены, он бы дал ей денег – безусловно, верная позиция. Завещание в пользу только дочери – позиция равнодушная, низкая и даже подлая. Бедные не собираются работать. И если представится возможность, они удобно устроятся на диване перед чужим дорогим телевизором и решат, что телевизор принадлежит им. Никто не хочет идти на встречу друг другу.
Фильм не сколько о расслоении, сколько об этом нежелании любить друг друга. Понимать хотя бы. Звягинцев целенаправленно сухо и немного отстраненно показывает людей, которые забыли о таких человеческих категориях, как совесть, взаимоуважение. Дети относятся к своим родителям, как к мебели – это ли не примета времени? Да сколько моих знакомых со спокойной совестью хамят своим родителям !.. Много. Сколько моих знакомых окружают свою жизнь машинами и фитнес-клубами, становясь пустышками и пошляками? Тоже много! Звягинцев протестует против такого положения вещей. Он делает мне больно, показывая, какие люди окружают нас, какие мы сами.
Есть ли надежда? Есть – в том, что появляются такие фильмы. То есть не всё так плохо, как может показаться после «Елены». Ведь создатели картины, понимая и считывая всю ничтожность своих персонажей, не могут на них походить – раз они способны понимать и считывать. Но почему же тогда они не дают надежды? Почему Звягинцев не добавляет к галерее своих уродцев человека достойного? Ведь среди московских барышень есть прекрасные и умные девушки, а в провинции живут работящие мужики, среди богатеев есть благотворители – да мало ли, кого еще нет. Театральный режиссёр Лев Додин сетует, что в современных пьесах, которые авторы предлагают его театру, все герои и ситуации слишком отрицательные и даже гадкие. Неужели сегодня нет положительных героев? Есть! Так снимите об этом фильм, напишите об этом пьесу . Понятно, что сложнее. Но оно нужнее. Мы и без «Елены» знаем о пивном алкоголизме и всеохватывающей нелюбви, а вы покажите нам любовь, покажите нам людей, достойных подражания.
"Елена" - фильм талантливый. Напряженный, умный, драматический. Младенец на кровати в финале – потрясающая картинка. Может, это и есть надежда?.. Может, ради этого ребенка Елена и совершила свой грех?.. После фильм тяжело, не отпускает. Не пропустите.
Если вы ждете продолжения фильмов: "Возвращение", "Изгнание",- то его нет...Глядя в глаза Елены, не находишь в них любви к главному герою фильма, скорее равнодушие и ожидание. В семье сына она оживает, глаза ее светятся радостью и счастьем...ей кажется что она любит внука, сына...Почему-то, в фильме заполнилась только игра Елены Лядовой, которая была яркой и искренней на фоне ролей Андрея Смирнова и Надежды Маркиной. Она - как луч света, правды, и надежды, что не все люди такие бездушные в этом мире. "Все мы гнилое семя",- произносит дочь героя, но эта фраза менее всего к ней относится.
"Страна в опасности",- сказал Андрей Звягинцев на обсуждении фильма, намекая что варвары идут. А мне кажется, что просто всем нам не хватает любви, как и сыновьям в "Возвращении" не хватало любви отца, и была жизнь без любви героини фильма "Изгнание".
Игра актеров на самом деле на оценку 4-(Андрей Смирнов сказал в одном из интервью, что посвятил съемкам целых 2 недели), фильм видно сделан на "скорую руку" и, к сожалению, не вызывает желания для его повторного просмотра.
"Елена" - своеобразный приговор эпохе нулевых. Фильм-итог деградации общества и смещения моральных норм в сторону власти денег. Помните, как "Маленькая Вера" взорвала сознание в конце 90-х? Когда мы увидели отражение жизни целого поколения в этой простой и страшной истории.
Такое же зеркало ставит перед нами Андрей Звягинцев в своей новой работе. Но делает это в каком-то концентрированном по своей жестокости виде. Его герои - "ласковые убийцы", которые живут либо в нас самих, либо совсем рядом. И от того страшно, что это показано без ужасов понажовщины маленькой Веры, без скандалов, интриг и расследований, а в ТИШИНЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.
Звягинцев препарирует общество, вскрывая то, что сегодня перестало быть чертой лишь русских людей. Глобализм - это не только МакДональдс в каждом государстве, это и разруха в умах Цивилизации, изобретшей iPhone и Виагру. Поэтому его "Елена" понятна без слов - всему миру. Она актуальна и точна в своем диагнозе человечеству.
"Так жить нельзя!" - эта мысль срывается с языка, после просмотра картины. Киноязык Звягинцева доводит вас до того предела, после которого ужас бытия не отпускает несколько дней подряд.
Начинаешь остро чувствовать ложь вокруг, бурно реагировать на массовое безумие повседневности. Ты вдруг обнаруживаешь в себе желание быть не как герои фильма, быть другим, нормальным. Но именно это нормальность, к сожалению, воспринимается обществом как ненормальность. Все у нас с ног на голову!
"Елена", впрочем, как и остальные фильмы этого режиссера, провоцируют нас на добро. Они дают нам возможность все поменять в своей жизни. Но раз режиссер продолжает выражаться посредством киноязыка, значит, его миссия еще не выполнена, а значит всем нам есть к чему стремиться!
вечером случайно мы попали в кино на новый фильм Звягинцева "Елена". Такого великолепного, точного, безупречного, сильного, русского фильма я давно не смотрела. Я обычно очень придирчиво смотрю кино. В актерской игре, если честно, мало понимаю, но вот за работой сценаристов и режиссера слежу очень внимательно. Звягинцев и его команда сработали просто гениально. Давно я не получала такого колоссального удовольствия, потому что все очень верно: никаких надуманных диалогов, никаких лишних деталей и сцен, все эмоции выверены до слезинки и морщинки. Герои ведут себя сообразно образам, ни разу не выпадая. Ах!.. Про замысел я вообще молчу. Ох!.. В общем, must-переmust!
Вот фраза из одной пятизвёздочной рецензии "Очень качественное, умное, современное кино, обязательное к просмотру всеми, кто любит подумать над увиденным"
Ну да, конечно. На кого ставка? Кто таргет-групп сего очередного фестивального шедевра про русское национальное убожество? Любопытно, но как видно из комментов, многих нормальных людей это кино заставляет не подумать, а помучаться и потерпеть, маргиналам же думать во-первых нечем, во-вторых, даже если они и подумают, то поймут сей мессидж по-своему, в отличии от столь либеральных к жизненной этике эстетов. Они просто и тупо поймут, что кино сняли для них и про них, что победа за ними, что всё правильно, что их большинство, что они-норма жизни. И вот ведь, что самое страшное - они будут правы, если со всех экранов тв льются быдляцкие наши раши, реальные пацаны и иже с ними, если даже такие мэтры как Звягинцев, призванные нести высокие стандарты "разумного, доброго, вечного", опускаются до такого уровня и снимают абсолютно мутное и бесхребетное кино, не желая расставлять акценты, а просто смакуя мерзость. Если бы он (Звягинцев) чуть-чуть изменил сценарий, и внук был бы убит в драке, то это было бы более этично (и назидательно) в плане баланса преступление-наказание, в плане этического равновесия, и не делало бы терпил из тех, кто смотрит этот фильм, но еще не полностью абстрагировался от понятий нравственности, морали, справедливости и чести, от которых творец сего киношедевра явно отрёкся, как и от ответственности за последствия создания своего франкенштейна. Грустно. Все знают кто такой Звягинцев, но мало кто знает режиссёров Екатерину Гроховскую и Петра Стёпина, которые сняли замечательный фильм "Человек безвозвратный". Вот оно - настоящее человеческое кино, бескомпромиссное и тревожное, но в котором все акценты расставлены правильно, не западая на заветную поощряемую чернуху, по сравнению с которым Звягинскому творению можно поставить твёрдый и могучий кол. Очень рекомендую сравнить.
http://www.afisha.ru/movie/176899/?from_site=asearch
Современная российская действительность - конфликт бедных и богатых, отцов и детей, богобоязненных и безбожников - тревожно представлена в жизни всего одной семьи. Деградация полная. В картине, где мужчины либо "лапают тёлок". либо безответственно сидят на диване перед телеком, пьют пиво и жрут чипсы, а женщины язвят, незапланированно беременеют и "дербанят хаты", нет ни одного более менее положительного персонажа, ни одной ролевой модели. Таких героев из серии ток-шоу "Пусть говорят" действительно много. Однако необходимо не просто говорить, а высказывать свою позицию. У Звягинцева никакой позиции нет:( Финал размыт. Месседжа нет. После просмотра остаётся пустота и ощущение безысходности.
С "маленьким человеком" в русской культуре принято заигрывать. Темные стороны его характера, разлитые в быту обшарпанных квартирок и временами выплескивающиеся вспышками насилия, принято со времен Федора Михайловича объяснять "загадочной русской душой". Бытовое пьянство привычно представляется в виде обаятельных эскапад "Национальных охот и рыбалок". "Полюбите нас черненькими" - замечательная мантра от уже упомянутого классика.
Звягинцеву удалось клинически точно - и оттого реально пугающе - показать таящиеся в "маленьких людях" бездны. Елена - одна из тех "обычных" женщин, которых встречаешь каждый день - они сидят в регистратуре, продают хлеб в булочных, прогуливают внуков в сквере... Елена, в отличие от большинства неприметных сверстниц, волей судьбы оказалась "при богатстве", став женой-домохозяйкой-сиделкой состоятельного мужа. Она кротка, покладиста, заботлива..., но сквозь смиренность проглядывает тьма, сгущающаяся в душе - зависть и извечное "поделить". Почему богатый муж не хочет содержать ее лодыря-сынка и его семью? Почему не даст денег, чтобы "отмазать" от армии внука с явными признаками дебиловатости на лице? Простая логика, что, мол, великовозрастный детина должен сам "оторвать жопу от дивана и накормить свою семью" - не работает. "Почему вы считаете, что вы лучше? Потому что у вас больше денег и вещей?" - замечательная реплика. Елене даже в голову не приходит, что сыночку и правда не мешало бы "оторвать жопу от дивана". "Последние станут первыми" - кротко цитирует она, и тут становится страшно. Потому что кроткая бывшая медсестра отправит своего богатого мужа на тот свет, деловито используя профессиональные навыки... А в роскошную квартиру в пределах "золотой мили" въедет выводок быдловатых нахлебников.
Кстати, одна из главных удач "Елены" - узнаваемый портрет этого семейства: бездельничающего, нищего и завистливого. Ждущего денег от "благодетеля" и в то же время с презрением называющего его "жмотом", потому что "делиться" не хочет. Жаждущего денег и благ, но не желающего "оторвать" ту самую "жопу от дивана". С вечной бутылкой пива и орешками... Удивительно, как убийственно точно удалось показать бытовой мрак этой жизни, не скатываясь в шарж и чернуху. Страшно - оттого, что правда.
И когда в финале новые "хозяева" хамовато "обживают" элитное жилье, а мальчик привычно харкает с балкона, легко представляешь, как это оказавшееся таким хрупким дизайнерское благополучие скоро покроется слоем обгаженных подгузников, рваных треников, пустых бутылок из-под пива и скорлупой соленых фисташек...
Роскошное кино. Всё работает на режиссера - всё продумано, + размытость операторской картинки..
Единственная фальшь, по мне, когда простая дама-небогатая - пожилая - спрашивает в церкви, кому ставить свечки и где те иконы, что называется служительница.. Особо неестественно отсутствие надменности у служительницы - мол, она-то всё знает.. + готовность в принципе отвечать на подобные "нелепые" вопросы. Кто ж про иконы не знает..
Очень точная деталь - чайные пакетики в заварочном чайнике в доме сына.. -квартире.. Можно было б даже и пивную линию не так повторять-уточнять.. Люди бедные, от головы.. Всегда будут такими.. Хорошо, кстати, вполне довольны жизнью..
Ещё, что Елене некомфортно сидеть на кухне + есть в нормальной одежде, не в затрапезе + без телевизора с Малаховым..
Фильм оч. понравился)) Сильное жесткое кино, как я люблю..
Мне понравилось!
Его обезательно стоит посмотреть
Очень хорошо подобрали актеров, главной героини 5
Картинка интересная
Тема из грязи в князи
Елена и Владимир состоят в браке почти три года. Обоим за пятьдесят, у обоих есть дети от других браков. Они нашли друг друга, чтобы было с кем разделить боль старения. Владимир всю жизнь работал и нажил-таки приличное состояние. Елена фактически находится у него на содержании, умудряясь при этом помогать семье своего сына. Но Владимир не понимает, почему он должен материально поддерживать чужую для него семью...
Для искусства характерно приукрашивание действительности, желание продемонстрировать оригинальный взгляд на мир. Именно поэтому бандиты и грабители зачастую оказываются робин гудами, убийцы и революционеры - борцами за лучшую долю, а сирые и убогие - сильными людьми с железной волей, оказавшимися на самом дне лишь по бессмысленному своеволию фортуны. На этом фоне фильм Звягинцева "Елена" совершает невиданную дерзость - бирюлевские нищеброды удивительным образом оказываются бездарными скучными паразитами, а буржуй из московского пригорода - жертвой невиданного вероломства.
Ценность фильма определяет именно этот субъективное, но, прямо скажем, свежее понимание ситуации. Ни сюжет, ни форма высказывания не новы для кинематографа. Фабула проста до безобразия, пересказ увиденного - два абзаца максимум. Но и это в каком-то смысле достоинство фильма.
Само название - "Елена" - отсылает зрителя к античности. На ум приходит Елена Прекрасная из мифа о Троянской войне. Но выбор имени связан, скорее, с его фонетическими особенностями (об этом ниже). Однако Звягинцев держит в уме и греческие корни - например, есть кадр, в котором Елена запечатлена в профиль, а позади нее овальное зеркало. Это античная традиция - овальное блюдо и человеческое лицо в профиль (или изображения на вазах и прочих сосудах). Ввиду сказанного стилистика и сюжет фильма следует охарактеризовать как лаконичные. Звягинцев умудряется играть на нескольких инструментах сразу. Название двояко - форме соответствует реверс, содержанию - аверс. Даже построение сюжета восходит к традициям античных трагедий.
И тем не менее, имя главной героини выбрано не случайно. Читаем на специализированном сайте: "Главная особенность звучания имени Елена состоит в том, что оно начинается гораздо энергичнее, чем заканчивается. По сути, в нем не наблюдается большого напряжения, однако контраст между "заводным" началом и спокойным окончанием способен резко усилить даже это незначительное напряжение. Часто окружающие даже не догадываются, что большую часть времени Ленины нервы натянуты, а вот ей самой это может доставлять немало неприятных минут". Это уточнение удивительным образом дополняет образ героини. Она - персонаж всем нам до боли знакомый. Заботливая, скромная, тихая женщина. С другой стороны - недалекая, недальновидная, внушаемая. Способная любить, но любящая близоруко, неразумно. На первый взгляд все ее поступки совершаются инстинктивно. Она знает, что ее сын и ее внуки должны сытыми - и нет значения, какими средствами это будет достигнуто. Как птица, несущая в клюве червяка для птенцов, она не спрашивает себя, зачем она это делает. Звериный инстинкт и только.
Но "часто окружающие даже не догадываются, что большую часть времени Ленины нервы натянуты" - следовательно, ситуация несколько сложнее, чем кажется. По всей видимости, ей сложно решиться на преступление. Она в какой-то степени породнилась с Владимиром, ей нелегко предать его. Она - персонаж, зависший меж двух миров. Она выделяется на фоне членов семьи своего сына. Она совершает поступок (ведь преступить закон также непросто, как проявить героизм), требующий такой воли и выдержки, что Сергею с Таней такое и не снилось.
Звягинцев визуализирует метафору существования между мирами, показывая путь Елены к сыну. Она едет сначала на комфортабельном автобусе, затем пересаживается на убогую электричку, а потом бредет по тропинке на фоне апокалиптических труб и забора с колючей проволокой. В финале она привозит семью сына в свою роскошную квартиру - но не место красит человека, а человек место. Все усилия и старания идут прахом (впрочем, она этого не замечает) - Сергей достает пиво и включает телевизор и под звуки "Давай поженимся" все они мгновенно погружаются в привычный деструктивный анабиоз.
Вообще телевизор у Звягинцева неожиданно становится одним из основных персонажей фильма. Одни едят и спят под "Пусть говорят" и "Контрольную закупку", другие чувствуют себя хорошо, только когда на плазме - футбол. Посыл очевиден - зомбоящик есть, а больше ничего и не надо. Разница между положительными героями и отрицательными в том, что положительным действительно ничего не надо, а отрицательным ничего не хочется.
Но есть и еще одна причина, по которой наличие телевизора необходимо. Звягинцев пытается усилить впечатление от фильма отказом от условности пространства - приметы времени и места здесь максимально очевидны. Все эти электрички, автобусы, дорогие машины, фитнес-клуб с бассейном, отдельная палата, встречи в "Шоколаднице", игровые приставки, молодежные разборки - все это наша жизнь, неприукрашенная и не доведенная до чернушного гротеска.
И последнее. В этом фильме нет плохих и хороших. Владимира жалко, но разве можно сказать, что он хороший. Если человек лежит на диване и смотрит футбол, он какой? Плохой или хороший? Сергей вызывает отвращение, но разве он плохой? Он пьет пиво и играет в PlayStation - неужели этого достаточно, чтобы вынести насчет него какой-то вердикт? Плохих и хороших нет - есть люди и есть приматы. И в том, что приматы сильней и живучей - вина, пожалуй, не их. Но и явно не их достоинство...
Спасибо, что есть вот такие фильмы, которые словно чистой тряпочкой протирают душу и мысли.
Фильм несколько легковеснее, чем предыдущие картины Звягинцева. Но от этого только плюсы. Потому, что и повествование, и символизм, и смысл стали более внятными, как мне кажется, абсолютно любому более или менее нормальному человеку. Хотя слово "нормальный", как утверждает психология, достаточно растяжимое понятие...)
Если то же "Возвращение" меня впечатлило, но возвращаться к нему я до сих пор не хочу, из-за тягостного чувства на душе после его просмотра, то "Елену" есть желание пересмотреть спустя какое-то время.
Невозможно не оценить грустный юмор фильма. Фоновое присутствие его очень оживляет картину.
Операторская работа превосходна. Я, буквально, наслаждался выверенными, точными, ясными композициями и меняющейся по смыслу действия в кадре фокусной резкостью. И пусть помолчат те зануды, которые начнут умничать про то, что это всё, мол, заимствовано у Тарковского.
Возвращаясь домой после фильма я задумался о том, кто лучше же (и правильнее что ли), в конечном итоге, сухой и скупой Владимир и его "распутная" дочь или терпеливая и заботливая Елена, сумевшая воспитать и вырастить, в конце концов, из сына лишь качественного ублюдка? И я уверен, что дальнейшая цепочка произрастания ублюдков, сплёвывающих с балкона и традиционно жрущих пиво из холодильника, в этом роду уже предопределена..
Мне симпатичнее Владимир (пусть он хоть трижды "м--дак" и жлоб) и его дочь Катя. По крайней мере, они честнее и прямолинейнее в своих чувствах и их выражении, оставляя, как сказала сама Катя, "вкусное гавно многомиллионным мухам, которые не могут ошибаться в своём выборе", и ежедневно напитывающимся, как Елена, псевдоморалью и жизненным опытом из "Пусть говорят" или "Давай поженимся". И вместо структурирования производят на свет божий лишь безвольность, лень и этропию, выступая в качестве современных варваров.
Фильм смотреть всем обязательно.
Третий фильм Андрея Звягинцева, наконец, вырывается за пределы зачарованного высокого мира, в котором даже ветки колышатся с эстетической выверенностью. В земной «Елене» режиссер отходит от библейской притчевости, и снимает веское высказывание о социальном расслоении в современной России, оставаясь в привычных для себя рамках строгой сценарной архитектуры.
Его героиня, Елена, — обыкновенная медсестра, которой посчастливилось на старости лет выйти замуж за состоятельного Владимира и таким образом преодолеть негласный классовый барьер. Как это часто бывает, добрая Елена хочет за счет мужа осчастливить всю семью, живущую в непрестижном пригороде и, кажется, не желающую палец о палец ударить, чтобы оттуда выбраться. Для скупого и принципиального Владимира такое иждивенчество неприемлемо. Правда его родная дочка от первого брака как сыр в масле катается, о чем Елена периодически супругу напоминает. Вглядываясь пристальней, мы понимаем, что никуда социальный лифт героиню так и не вывез. Сердечный приступ и намерение Владимира завещать все свое имущество непутевой кровиночке толкает её на решительные действия.
«Всё ведь может измениться».
По окончании просмотра «Елена» сразу вызывает массу вопросов, и к чести автора, они не касаются качества постановки. По Звягинцеву, проблема отсутствия среднего класса кроется в самом народе и его невысокой культуре. Если человек работоспособен, то он пробьется. Большинство же ждет счастливого случая, упавшего с неба лотерейного билета, выгодных матримониальных отношений. Единицы в итоге достигают высот, скурвливаются и растят новую аристократию. Остальные клянут их на чем свет стоит и выживают как могут. Ни одного намека на источник доходов Владимира автор не дает. Мы же заранее убеждены, что он неправовой, что само по себе является определенной характеристикой общества. Буржуазно-пролетарские отношения не изжиты. Богатство всегда ассоциируется с воровством. Бедность — с христианскими страданиями. Звягинцев совершает два путешествия в Подмосковье из Остоженки, чтобы опровергнуть этот стереотип, становясь на либеральные позиции, и его неутешительные выводы, которые до этого никто так громко не озвучивал, но многие догадывались, становятся платформой для актуального спора о новом общественном договоре, потому что старый себя изжил и больше не работает.
В «Елене» есть много позиций, к которым может приписать себя зритель: к олигархии в случае Владимира, к золотой молодежи в случае его дочери, с определенной натяжкой к интеллигенции, если брать Елену, к дворовой молодежи, если брать ее внука и так далее. Отсутствует «креативный класс», но это изобретение появилось уже после премьеры фильма. Срезы, даваемые Звягинцевым, максимально красноречивы и приближены к реальности, которая в кой-то веки не отдает привычной чернушностью. Вместе с тем, «Елена» — очень бульварная история об одном убийстве на почве передела наследства, какую ежедневно можно видеть в каком-нибудь заштатном сериале на одном из российских каналов. Почему у Звягинцева получается конфетка, а у других дерьмо, очевидно. Полистать Достоевского, и не такие сюжеты можно встретить. Пробрасывать мосты к болезненной действительной, объединять их в функционирующий, умножающий смыслы репрезентативный механизм — редкий талант, не всегда пробивающий себе дорогу. «Елена» могла бы достойно представить Россию на Оскаре, но вновь победила лояльность, и очередные «Утомленные солнцем» провалили отчетный год. Ориентированный на Запад Андрей Звягинцев, к сожалению, на сей раз становится создателем энциклопедии по современной России и интерпретатором ее протестных настроений.
Сам он и считает, что страну мы уже потеряли.
В отечественный прокат вышел фильм небезызвестного режиссёра Звягинцева "Елено" по роману небезызвестной Д. Донцовой "Елено Троянская", смотреть который практически невозможно, потому что пустой порожняк.
К официальному звуковому сопровождению Филиппа Гласса вопросов нет. Играет как умеет.)
Прежде всего хочется сказать вслух, что не всё у нас настолько прискорбно в кинематографе, пока еще появляются новые работы таких режиссеров как Хлебников, или Звягинцев, третью полнометражную работу которого я сегодня имел удовольствие посмотреть. Оговорюсь, что предыдущие фильмы режиссера меня не сильно впечатлили. "Возвращение" по-своему просто хороший фильм, тем более как дебют. А "Изгнание" меня, честно говоря, сильно утомило, досматривал с большим трудом, несмотря на отличную операторскую работу.
"Елена" оказался фильмом отчасти подобным предыдущим, неторопливым и мягким, постепенно втягивающим в неспешное повествование. Но также и изрядно отличным - более профессиональным, отточенным, бьющим прямо в цель, заставляющим каждого посмотреться в специальное "зеркало" (в чем-то даже немного "фон Триеровского" толка). Начинается и завершается кино традиционно в духе Тарковского, впрочем не только нашему арт-хаусному кино это свойственно, понятное дело. Пересказывать сюжет я не стану, т.к. вы рискуете потерять удовольствие от просмотра. Надо отметить, что дело не в его необычности и прочем эдаком - просто в данном случае сюжет как с виду простенький, но невероятно цепкий каркас удерживает большую картину небольших деталей, символов, и в целом видимо "Елена" из таких фильмов, которые нужно смотреть не слушая и не читая никого до просмотра.
Ну если вдруг вы всё таки начали читать моё мнение, то не переживайте - времени я постараюсь занять немного.
К чему можно теоретически придраться?! Давайте попробуем. На мой взгляд лишь к двум пунктам.
- Затяжные сцены
Конечно вас может даже не просто раздражать, но и бесить, когда показывают по 10 секунд как человек лежит в кровати, затем еще 15 секунд сидит у зеркала, смотрит полминуты реального времени телевизор, и так далее. Честно говоря я и сам не очень люблю такие длинноты, однако в "Елене" удивительным образом они к месту, всегда есть чему зацепиться взгляду, в целом большая их часть мотивирована и оправдана. Да и в конце концов, кому как не любителям арт-хаусного кино уметь различать правильные "паузы" от неправильных. Как оказалось логика у зрителя работает довольно выборочно, особенно если перед просмотром начитаться разных фактов о фильме и его съемках, которые на мой взгляд лишь смазывают впечатления от картины (вроде того, что исполнитель роли Владимира на съемки и вхождение в образ затратил две недели, мол, чего ж так мало).
- Простой сюжет/Мало действия, и так далее
Вероятно вообще тема "простоты" сюжетов сродни размышлений о том, каков минимум нот полагается выдающемуся музыкальному произведению. Звягинцев "пишет" длинными мазками, и вроде бы получается с виду (если к тому же смотреть на ходу, не вникая) что-то простое, тем более этому способствует реалистичная бытовая тема (подкрепленная прямыми "цитатами" современных тв-программ, дебилизирующих население). Однако стоит присмотреться - в этом фильме хватает настоящего, не надуманного смысла, символов - всё очень органично переплетается, без лишнего цирка и извращений.
Фактически все актеры в фильме на своих местах, отличные попадания в типажи. Удалась как главная героиня, так и её муж, ужасны в своем "великолепии" и её сын со своей семьей. Отдельно стоит упомянуть и дочь мужа Елены - хорошо проработанный образ, не просто тупое зачитывание, казалось бы простой, роли.
Ко всему прочему фильм обладает отличной музыкальной темой (как никак, постарался сам Филип Гласс), пусть минималистичной (что впрочем и является особенностью таланта композитора) и редкой, но когда она появляется сердце сразу же ёкает и замирает в беспокойстве.
В этом плане, под пресловутую музыкальную тему, особенно хорошо врезается в память финал, после которого есть о чем подумать, хочется промотать и вспомнить некоторые эпизоды в голове - в общем, что как не это свидетельство того, что фильм вышел более чем занимательным и глубоким. В целом сюжет лично меня на протяжении всего фильма не раз заставлял вспоминать о Достоевском - жесткая мотивация у всех героев, много едкой психологии, да и в целом образы и главная дилемма, так сказать, трагедия Елены (как, всё таки, ключевого персонажа) проработаны бесподобно.
Напоследок упомяну, что фильм более чем достойно смотрится в кинотеатре, есть что поразглядывать, на что обратить внимание во время того как Звягинцев неспешно пишет своё полотно, в котором каждый к своему ужасу может даже отчасти приметить самого себя.
http://led--zepp.livejournal.com/
Тяжелый фильм,как все у Звягинцева,который оставляет свое послевкусие,заставляет подумать,задуматься.
Как сказал сам режиссер,каждый найдет в этом фильме что-то для себя и поймет его по-своему.Один решит,что права была Елена,что так и надо было поступить.Другому будет жалко ее мужа.Все зависит от конкретного человека.Фильм как голограмма-посмотришь с одного бока-так,с другой стороны-все уже совсем по-другому.
Вообще считаю,что "Елена" очень сильно недооцененный нашими соотечественниками фильм.И на "ура" принятый в Европе,что доказывает тот факт,что буквально уже после первого месяца проката его показывают по Второму каналу.
Мрак.Весь фильм-это мрак.Тот мрак,который творится в душах людей,который заставляет их совершать какие-то такие жестокие поступки.И Звягинцев отлично раскрывает эту тему.Тему социальных различий в первую очередь,которая и оставляет в людских душах этот мрак.
Опять же-очень жаль,что этот фильм не поедет на "Оскар".Мне кажется,на эту награду у него были бы все шансы.Опять же,мрак.
ожидал увидеть типичную русскую чернуху, но фильм оказался притчей.
Великолепная музыка, как всегда идеальная картинка.
Игра Лядовой наводит ужас, в хорошем смысле. Остальные актеры не удивили.
"Возвращение", конечно, круче.
Рассмотрите же самих себя.
Св. Антоний
Все мы знаем о Звягинцеве, все видим, что он серьезен. Его абсолютный серьез, неприкрытость пафоса его «Изгнания» и «Возвращения» некоторых раздражают, некоторых веселят. Как и при всех раскладах пафосное желание рассказывать и показывать ОБЩЕчеловеческими смыслами и категориями. Критик Волобуев обронил как-то: Звягинцев проглотил аршин. Да. Режиссер прям, более того – как струна натянут. Кривыми путями не ходит, увильчивостью не страдает, в прятки не играет, смятением не красуется. Да, в его руках некая этическая линейка (аршин то бишь). Да, он открыто и твердо знает, где добро, где зло на ее шкале. И, да, он давно свою сторону выбрал. Но видеть в его четких моральных установках и нежелании извиняться смехом за них чопорность и надменность, как-то неубедительно, да и топорно.
Впрочем, «Елена» - как раз тот случай, когда аршина этого никто не увидит, не ощутит, уверена. Нет, Андрей Звягинцев не стал менее серьезен, но он выбрал путь, раньше ему не свойственный, - путь депатетизации (серьезной, без надменного и обезличивающего осмеяния). Путь прохладный, да что там – холодный настолько, что мы его режиссерского пафоса (т.е. главной эмоции, которой он должен был пронизать все свое киноповествование) практически не находим. Я смотрела «Елену» два раза. И оба – чувствовала себя как в холодильной камере, как в морозилке бытия, из которого выкачали всю жизнь. Остался только строго упорядоченный, ежедневно дублируемый, как в «Дне сурка», быт. Но разве бытом проживешь, пусть даже он многажды выглажен и отполирован, как холодильник огромной и пустой квартиры Владимира, где хозяйничает (убирает, стирает, готовит, уносит, подносит, считает и убивает) Елена?
Елена в переводе значит «свет». А фильм не только пустоту, холод, но и тьму градирует, сгущает. И не все хотят добровольно идти в пустоту и ад страшного, злого без света. Не все согласны зреть потемки этого света умирания. Не все. И очень хочется спросить режиссера: зачем? Зачем гниль, зачем убожество, зачем варварство, дикость, зачем мертвенность и равнодушие, удары, плевки, маты, зачем НЕЛЮБОВЬ, зачем антиЕлена, антиМария, античеловек, антижизнь?.. Зачем?
Когда-то святитель Феофан Затворник коротко и просто, в форме притчи пересказал своей духовной дочери «Пери и Ангела» В. Жуковского: «Пери, дух, один из увлеченных к отпадению от Бога, опомнился и воротился в рай. Но прилетев к дверям его, находит их запертыми. Ангел, страж их, говорит ему: «Есть надежда, что войдешь, но принеси достойный дар». Полетел Пери на землю. Видит: война. Умирает доблестный воин и в слезах предсмертных молит Бога об отечестве. Эту слезу подхватил Пери и несет. Принес, но двери не отворились. Ангел говорит ему: «Хорош дар, но не силен отворить для тебя двери рая». Это выражает, что все добродетели гражданские хороши, но одни не ведут в рай. Летит Пери опять на землю. Видит мор. Умирает красавец. Его невеста ухаживает за ним с самоотвержением, но заражается и сама. И только что успела закрыть ему глаза, как и сама пала ему на грудь мертвою. Были слезы и тут. Пери подхватил одну и несет, но двери рая и за эту не отворились. Ангел говорит ему: «Хорош дар, но один не силен отворить для тебя Неба». Это значит, что семейные добродетели одни тоже не приводят в рай. Ищи! Есть надежда. Пери опять на землю. Нашел кого-то кающегося. Взял его слезу и несет. И прежде чем приблизится к раю, все двери его были уже отворены для него. Так вот какую слезку извольте принесть Господу. Радость бывает на Небе, когда кто плачет и сокрушается, чувствуя себя грешным».
Покаяние! Никакими добродетелями не очистишься, а им – да. Но жить в ритме покаяния, плакать его слезами, болью его болеть – это, прежде всего, видеть, замечать, понимать свои собственные грехи.
Если кино обладает силой показать их мне так, чтобы я не просто заметила, но осознала и захотела в покаянной чистоте искупаться, это больше, чем кино, это что-то, ведущее в ж и з н ь. Пусть даже «ворочаться» приходится из ада.
Я уже не раз слышала о фильме этом: «жестоко», «отвратительно», «пусто», «второй раз посмотреть не смогу» и т.д. Я буду смотреть. И третий, и четвертый.
Как и «Догвиль», «Меланхолию» Триера, как все фильмы Балабанова (а он, кажется, вообще все только про апокалипсис снимает). Ведь вот как, по-вашему, должно выглядеть покаяние, ради которого, может, и существует искусство (и тем сродни религии оно)? Как удар или как ласковая рука на голове и теплое «ты хороший, ты пригожий, все будет хорошо»? Есть фильмы, в которых привкус покаяния, его очистительная сила пробиваются даже сквозь темную заслонку зла. И там на самом деле не только зло на тебя смотрит и ликует тем, что совершилось только что на твоих глазах, там на тебя смотрит человек сокрушенный, автор, и говорит: чистилка нам всем нужна. Катастрофически. И тоска по чистоте парит над всем позором и ничтожеством.
Я восприняла это кино как войну… Не ту только, где все живут против всех в непроницаемой для света темнице, не ту только, где дикие и плодовитые варвары против хилой и давно не животворящей, гнилой семенем и не желающей рожать ЖИЗНЬ культуры, и не ту, на которую четко намекает финал фильма – войну своих варваров (семейство Елены) и чужих варваров (гастарбайтеры). Этот фильм – брань духовная талантливого и доброго человека Андрея Звягинцева за человека, который, если помните, в Библии определен так: «плоть, в которой есть дух жизни» (Быт. 6:17).
Елена, Владимир, их ОДИНАКОВО отвратительные потомки – плоть. Духа Жизни они лишены. Но когда в финале появляется младенец, возлежащий на смертном одре старого, больного, ветхого, злого, неулыбчивого и холодного человека, вспоминаются слова апостола Павла: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Ветхий человек (Владимир) и новый (внук Елены) зарифмованы финалом фильма. И каждый, взглянув на нового человека, маленького, беззащитного, родного, рядом с собой, должен решить (ради него хотя бы): совлечься, т.е. освободиться от старого человека и облечься в нового или сгнить в комфорте ветхой жизни, где все против всех.
Не разделяю положительных деферамбов в адрес этого фильма, это худшая работа Звягинцева. Согласен с теми отзывами, где пишут, что мой любимый российский режиссёр Звягинцев опустился до того уровня банальной драмы, которого от него не то что не ожидали, а скорее не хотели. Фильм довольно однообразный и скучный, сюжет предсказуемый, или по крайней мере малооригинальный. Посмотреть можно, но ничего выдающегося вы не пропустите.
Один из самых значительных фильмов за последние много лет. Умение так злободневно, так остро ставить вопросы присуще в этой стране только Звягинцеву. Уж сколько было попыток высказаться на эту тему, но все было как-то не в кассу - собственно вся русская чернуха нулевых (за исключением, может быть, Балабанова) пыталась заставить зрителя размышлять. Но "Волчок", "Счастье мое", "Бубен, барабан" и все такое прочее вызывает у нормального зрителя недоверие и скепсис, и только "Елена" жестко и бескомпромиссно ставит аудиторию перед страшным фактом.
"Елена", скорее, размышление на тему нравов. Не зря в фильме дается образ современной России, шумящей за окном Москвы - приметы времени дают автору возможность посетовать на то, что вина не в последнюю очередь лежит на отупляющем зомбоящике и угнетающем своих подданных государстве.
Впрочем. все это отступает на второй план, когда героиня оказывается перед выбором. Здесь озвучивается самое страшное обвинение - Елена ради своего потомства готова на ужасные вещи, следовательно, в ней гораздо больше звериного, нежели человеческого. А когда люди звереют - это диагноз уже не каждому из них персонально, а всему обществу в целом. И виноваты в этом не какие-то конкретные сволочи, а все мы - все жители современной России
К недостаткам фильма можно отнести только его некоторую прямолинейность - если образам богатых еще оставлено поле для маневра, то семья люмпенов четко прор исована в виде большой кучи, да еще и вишенка сверху скоро появится.
Да и вообще фильм не особо многогранный, но генеральную линию свою режиссер выдержал и дожал весьма ярко. Она, правда, очень снобская, но снято хорошо)
Я не поняла, почему музыка, явно нагнетающая кульминацию, звучит в несколько странных для этого местах.
Но в целом - очень интересно и убедительно.
Охрененно !!! Впечатляет !!!
Мне кажется таки Звягинцев смотрел Ларса Фон Триера )
Тягучий фильм и тягуче тягостное чувство остается после
Фильм смотреть хочется и ждешь развязки
All about money здесь подано горячим )
Человек и его сущность не удивляет - только в очередной раз заставляет задуматься
Было интересно наблюдать за публикой в зале
В среднем 40-50 и вообще было ощущение что попал на сеанс в советском кинотеатре
Молодежи я думаю фильм не понравится
Они не за этим идут
Хороший задумчивый
Рекомендую
Третий и пока что последний фильм Звягинцева начал шуметь еще до того, как вышел. Смешно, честно говоря, когда народ знает, что фильм артхаусный, к арт-хаусу никакого понимания не имеет и идет в кино в надежде увидеть зрелище или большое откровение. Да не будет такого, дураку понятно: накачанный символами и смыслом триллер линейно смотреть вообще невозможно — итогом станет отрицание и неприятие уже поверхностной картины (как в «Овсянках» кто-то порнуху увидел, смешно), а копнуть глубже после этого не все смогут.
После двух предыдущих фильмов из Звягинцева, режиссера нестереотипного и ищущего самого себя, уже стал складываться стереотип: снимает безвременное кино ни о чем и одновременно обо всем, крайне индивидуальное, потому что всю конкретику старательно вырезает, чтобы можно было фильм согнуть и натянуть на собственное сознание. В общем-то, снимать такую неконкретику, наверное, проще — это как в фотографии лишнее заблурить и сказать, что размытие фона сделано намеренно, повести бровями с важным видом и воздержаться от объяснений «закостенелым индивидам» вообще чего бы то ни было. Однако, в «Елене» режиссер явно созрел — сразу видно полное противопоставление общего конкретному уже на самом названии (когда долго пытаешься интерпретировать суть слов «Возвращение» или, чего еще хуже, «Изгнание», это можно понять), да и фильм поначалу расслабляет обилием деталей (в HD наверняка даже видно адрес, что там за улица «Большая…»). Однако же, это еще не значит, что слог у автора стал проще — все те же иносказания, опять символы (лошадь, кстати, очень неплохое олицетворение судьбы самой Елены), нанизанные на крайне лаконичное и очень понятное изложение конкретного уже сюжета.
Звягинцев уже не тот, сильно повзрослел как режиссер (в то же время, сейчас это можно сказать, только сравнив «Елену» с его предшественниками), но остался таким же требовательным к себе и актерам, из которых буквально вынимает душу, чтобы они вынули ее уже из нас. Его фильмы невозможно смотреть равнодушно: либо очень нравятся (хотя меня «Елена» погрузила в раздумия довольно надолго), либо не нравятся — это закон всего арт-хауса, потому что он попросту не может стать попсой.
кино в атмосфере Звягинцева - кадр плавный и пронзительный, медленный темп оправдан и необходим для повествования. Сама история могла быть рассказана в 42 секундах, но Звягинцев погружает зрителя, окунает. Если сначала мы смотрим на героев из одной плоскости и видим одно отражение, то после определённых событий, открывается иное измерение.
Нет никого, к кому испытываешь уважение. На экране не самые лучшие представители общества, однако к каждому свои вопросы, своя брезгливость и отвращение. Точнее лучше - непонимание.
Концовка печальна и ужасна. Хотя каждый может быть будет трактовать её по своему.
Мне горько и обидно.
Я люблю продуманные и зрелые ленты. Люблю режиссёрский взгляд. В картине нет ни одного известного лица, но это приём Звягинцева - во главе - история, фабула . Всё остальное вертится вокруг. И красивая операторская работа и музыка и достойная актёрская игра.
История очень незатейливая, но глубокая и понятная нам, русская история в российской действительности.
Кино без поп-корна и веселья. Но настоящее и цельное кино!