Комедия |
18+ |
Сергей Лобан |
12 декабря 2011 |
26 января 2012 |
3 часа 27 минут |
sh-sh.ru |
Девочка-припевочка влюбляется по интернету в злыдня, тот читает Борхеса и ненавидит людей («Любовь»). Глухому пекарю-гомофобу надоедают другие глухие, и он прибивается к банде раздолбаев из «Солянки» («Дружба»). П.Н.Мамонов хочет сродниться с сыном, которого не видел пять лет, но тот слабак, да и сам Петр Николаевич — не сахар («Уважение»). Мажор организует всесоюзный чес славному, но тупому имперсонатору Цоя («Сотрудничество»). Все оказываются в Симеизе, у всех все складывается плохо, в финале все собираются в балагане на обрыве, где разыгрываются музыкальные юморески по мотивам Кубрика с Уайлдером и который четырежды за фильм сгорает к чертям.
Пятилетку назад сделанный на коленке дебют Лобана и сценаристки Потаповой — «Пыль» — бессовестно, хотя и объяснимо перехвалили. Второй фильм тандема снимался пять лет, выходит двумя сериями общим метражом почти в четыре часа, про него тоже написано много экзальтированной ерунды (спасибо, в этот раз без сравнений с Годаром). Но если в случае с «Пылью» из в меру перспективной мухи явно делали слона, новый фильм сам по себе довольно крупное животное. Коловращение дурачков на фоне курортных распивочных перемежается тут точечными бросками в не просто большое и взрослое, а какое-то гигантское по масштабу кино. Шторм, пожар, Мамонов, идущий на кабана, — эти прорывы из балагана в эпос и приподнимают «Шапито» над, в общем, не универсальной фактурой. По-настоящему смешно тогда, когда немножко страшно, в любой правда хорошей комедии идиотическое идет рука об руку с трагическим, и раз уж Лобана с Потаповой обязательно с кем-то сравнивать, то не с Годаром, а с Гайдаем.
Скучная правда, конечно, в том, что Гайдай (как, кстати, и Годар) не делал четырехчасовых комедий for a good reason, — за час до финала конструкция все-таки рушится под собственным весом. Последняя глава про фальшивого Цоя и вовсе изрядно принижает уровень затеи: в первую очередь потому, что, перейдя от приключений людей к судьбам искусства — тема, явно призванная подытожить и закольцевать, — фильм сразу сбивается на очень знакомый провинциальный постмодернистский говорок имени Б.Ю.Юхананова. Противная привычка отечественного авангарда подменять разговор гоном не то чтобы новость, но здесь, даже с учетом формальной принадлежности авторов к «параллельщикам», этой интонации как-то не ждешь — и чувство, будто под конец удачного вечера с чудесными новыми знакомыми тебе попытались подсунуть счет за всю компанию. Впрочем, формат шапито, где творческая группа четыре часа плюет на все правила и разве что не ходит по потолку на руках, наверное, подразумевает аналогичную свободу и для зрителя — никто не мешает в последние полчаса поспать или выйти на улицу перекурить и вернуться к хорошей песне на титрах.
безоговорочно гениально
единственный случай, когда можно с абсолютным правом утверждать - "это лучший российский фильм за..."
хочется верить, что прокат не минует "Шапито-шоу" стороной, что фильм увидит не только фестивальная публика, но и массовый зритель
потому что кино - народное
потому что у фильма есть высшее предназначение - быть разобранным на цитаты, стать объектом пародий и подражаний, другими словами стать социальным феноменом наряду с "Ир онией судьбы" и "17 мгновениями весны"
Маст-сии! Очень душевный фильм. Получил море удовольствия. Так редко удается посмотреть что-то достойное в кинотеатре нынче, а тут - просто праздник!
Причем в начале мне показалось, что как-то не очень, а потооом... Такое чувство, что актеры к середине фильма разыгрались в полную силу. Я даже предположил, что, если фильм снимали долго, то молодые актеры успели вырасти профессионально за время с'емок.
Утром, начитавшись упоительных отзывов о фильме, сделал выбор на субботний вечер. Только что вернулся с сеанса и не жалею времени на регистрацию и написание отзыва. Сложилось впечатление, что в природе существует секта мамонова. Именно она и заваливает интернет восторженностью и дезой. Так было с царем, так произошло и сейчас (не говорю уже про спектакли). Шапито посмотрел минут 20 и уже не осталось сил себя уговаривать смотреть его дальше (до мамонова, извините уж, не добрался). 20 минут - не тот отрезок времени, чтобы вынести вердикт всей картине, потому советую считать мою оценку чрезмерно субъективной. Так вселить неприязнь к происходящему на экране не удавалось еще никому (разве что мультяшной ящерице из недавней картины про дикий запад и мультспецэффекты- два фильма, которые я покидал, не досмотрев). Ужасные актеры, ужасные лица, ужасные и дебильные ситуации чудаков и созвучных персонажей. Режиссер просто прется от нудистов, системных администоров и девочек-подростков. Пару раз происходящее на экране вызывало смешок и улыбку, именно это и должно, наверное, называться комедией. Но надо заинтересовать зрителя, а не вызывать в нем внутренний диалог а-ля "сейчас, еще чуточку и станет интересно, потом будешь рад, что досмотрел до конца". Такую авантюру я, может быть, и осилил бы, скачав фильм по торренту (до здравствует перемотка!). Неопределившимся с выбором фильма на воскресный досуг крайне советую пройти мимо этой картины....
Больше всего этот фильм напоминает какую-нибудь короткометражку из серии дипломных работ ВГИКовских выпускников, только растянутую на 4 часа. Образы и их исполнение примерно на уровне "Ералаша". Все бы хорошо, если бы не тонны отзывов о том что это великий шедевр российского арт-хауса. Если это пример удачного арт-хауса, то страшно себе представить, что тогда пример неудачный.
Сразу, впрочем, покаюсь что о фильме целиком судить не могу - видел только первую серию, то бишь первые два из четырех сюжетов (Любовь и Дружба). Но судя по остальным отзывам - части достаточно самостоятельные, поэтому единственное что я тут упустил - не все сюжетные ниточки оказались распутанными. Ничуть об этом не жалею.
Создается впечатление, что автор хотел снять что-то в жанре "Черная роза эмблема печали, Красная роза эмблема любви", но ему не хватило таланта и вместо этого получилась эдакая зарисовка из жизни пионерлагеря с детьми-переростками.
Была на фильме в субботу. Зал не был полон. Да и вообще, кто сказал что это фильм для избранных?? кто назвал его культовым? кто установил эти рамки? вот уж простите, Я в эти рамки никак не вписалась и фильм мне не понравился. Видимо одним из его замыслов был "смех", но ни одного смешного момента не было. было все до отупления глупо, что хочется плакать. Смысл в фильме есть, но вот комедии - нет.
изначально Я увидела трейлер к этому фильму сидя в кинотеатре и ождая начала другого фильма. Мой друг сказал что "классный фильм", а Я все это время думала когда эта лабуда закончится и сама себе сказала что никогда не пойду на него. но вечером на следующий день позвонили друзья и предложили сходить. я бы отказалась если бы не мой молодой человек. фильм отстой. и это меня дико разозлило. ибо перед началом подруга(из мира шоубизнеса кино и телевидения) разрекламировала как культовый фильм, лучший за последние 5-10 лет в российском кинематографе. Бред!