Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.5

Фильм
Кочегар

Россия, 2010Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Драма Балабанова про якута-кочегара, печатающего на машинке чужой роман и между делом сжигающего в топке людей

Впавший в детство после контузии афганский ветеран (Михаил Скрябин) живет и работает в кочегарке, где его поочередно навещают однополчанин, ставший бандитом (Алекксандр Мосин), красотка дочь (петербургская манекенщица Аида Тумутова) и две девочки. Бандита интересует топка, куда удобно совать трупы, дочь клянчит денег (притом что у самой — магазин шуб), девочкам нравится смотреть на огонь. Сам кочегар много лет с головой погружен в перепечатывание (по памяти и однопальцевым методом) повести Вацлава Серошевского «Хайлах» о злом русском ссыльном и страдающей от него якутской семье — герой, впрочем, верит, что сочинил ее сам, как и в то, что все горящие у него в топке люди это заслужили. Несмотря на трупы, обнаженку в характерных мертвенных тонах и оригинальное применение спортивного инвентаря в конце, кино это скорее лирическое, а в первом за много лет отчетливо положительном балабановском герое трогательно угадывается сам Алексей Октябринович, который в «Кочегаре» неожиданно и довольно обескураживающе отвечает на вопрос, много лет возникавший в связи с балабановскими фильмами: жаль ли автору хоть кого-нибудь? Как выясняется, Балабанову очень жаль себя.

  • Кочегар – афиша
  • Кочегар – афиша
  • Кочегар – афиша
  • Кочегар – афиша
  • Кочегар – афиша
Драма, Криминальный
18+
Алексей Балабанов
13 октября 2010
14 октября 2010
1 час 27 минут
kochegar-film.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Алексея Балабанова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
11 октября 2010
Автопортрет с мертвецами

Впавший в детство после контузии афганский ветеран (Скрябин) живет и работает в кочегарке, где его поочередно навещают однополчанин, ставший бандитом (Мосин), красотка дочь (петербургская манекенщица Тумутова) и две девочки. Бандита интересует топка, куда удобно совать трупы, дочь клянчит денег (притом что у самой — магазин шуб), девочкам нравится смотреть на огонь. Сам кочегар много лет с головой погружен в перепечатывание (по памяти и однопальцевым методом) повести Вацлава Серошевского «Хайлах» о злом русском ссыльном и страдающей от него якутской семье — герой, впрочем, верит, что сочинил ее сам, как и в то, что все горящие у него в топке люди это заслужили.

Традиционное побоище сторонников Балабанова с желающими вызвать ему санитаров если и случится в этот раз, то лишь потому, что его постоянным участникам больше нечем заняться: «Кочегар» мало располагает к тому, чтоб по его поводу бились лбами. Несмотря на трупы, обнаженку в характерных мертвенных тонах и оригинальное применение спортивного инвентаря в конце, кино это скорее лирическое, а в первом за много лет отчетливо положительном балабановском герое трогательно угадывается сам Алексей Октябринович, причем более-менее в том ракурсе, в котором автора «Брата» и «Груза 200» любят рассматривать недоброжелатели: ушибленный жизнью, косноязычный, спрятавшийся от злого мира за юродством и двухбуквенной детсадовской моралью (как следствие, ясно, страшно обманывающийся), бесконечно что-то выстукивающий за­скорузлым пальцем на ржавой машинке. Балабанов с удовольствием использует все любимые краски сразу — тут и дымящиеся трубы, и немой черно-белый фильм в фильме, и бандиты, и якуты, и энергичная ходьба героев по улице (занимающая в итоге чуть ли не треть метража, без этих проходов фильм стал бы короткометражкой). Но при этом «Кочегар» — из тех автопортретов, на которых у худож­ника слишком явно отсутствует ухо. И дело не в том, что автор действительно печатает одним пальцем и через раз мимо клавиш, что фирменные затемнения врубаются невпопад, герои мнут в руках реквизит и нескладно проговаривают текст, явно адресованный не друг другу. Бог бы с ним. Но «Кочегар» неожиданно и довольно обескураживающе отвечает на вопрос, много лет возникавший в связи с балабановскими фильмами: жаль ли автору хоть кого-нибудь? Как выясняется, Балабанову очень жаль себя.

18
1

Отзывы

9
Alexander Kamerad
72 отзыва, 710 оценок, рейтинг 140
19 октября 2010

"Знал я одного человека. Думал, что он очень хороший человек. А оказалось - плохой. Я сегодня убил двоих людей. Война - это другое. Там наши и враги. А здесь - все наши"
Выдержанный, проверенный временем Балабанов. Даже немного уже горчит. Чуть-чуть от "груза 200", чуть-чуть от "Брата". Хорошенько настоять, пить не взбалтывая.
История простая и понятная. Лично меня тронула. Саундтрек диковатый, но идеально легший на историю контуженного кочегара и его мести .
Долгие проходы, которые кому-то не понравились - очень уместны. Без них не получилась бы атмосфера фильма. История о том, как все тянулось-тянулось, уныло, однообразно и беспросветно. А потом довольно быстро и беспощадно закончилось .
Интересно, что Балабанов все время возвращается к теме 90-х годов. Хотя ему явно не симпатичен и СССР. Но все таки, именно 90-е, стали тем временем, когда наш народ надломился, а мразь вылезла из всех щелей и восторжествовала. И вот убогий, контуженный человечек, герой забытой, оплеванной страны и забытой, оплеванной войны, встал и эту мразь укоротил. Не за большую идею. А потому что есть у человека предел терпеть несправедливость .
"Не были они на войне. Издали стрелять - это не война..."

14
0
7
ВР-тринадцать
117 отзывов, 456 оценок, рейтинг 294
15 ноября 2010

Хороший балабановский фильм. С сюжетом и посланием. Авторский. Малобюджетный.
Не понимаю почему много плохих рецензий. Это как купить бутылку водки, принести домой, налить, понюхать и сказать: "фуу, водяра". Не нравится Балабанов - зачем идете на него, п-те к Лункину в Париж.

5
0
7
Федор Обзоркин
595 отзывов, 782 оценки, рейтинг 2050
5 декабря 2010
Очень Балабановское кино: «Кочегар»

С Алексеем Балабановым я успел пройти путь от восхищения до ненависти, и вот, видимо, пора возвращаться. Если вспомнить его последние фильмы «Морфий», «Груз 200» и «Мне не больно», меня передергивает от отвращения. Алексей отлично снимает истории простых людей, но как только отходит в сторону – получается кромешный ад и полный артхаус. «Кочегар» - это как раз возвращение к тому, что сделало Балабанова знаменитым. Это еще одна история человека, который просто живет, не вдаваясь особо в подробности меняющейся вокруг конъюнктуры и политической жизни. Он живет по своим законам, по своим принципам. Так жил Данила Бодров, так живет и кочегар Иван Матвеевич Скрябин.

http://obzorkino.livejournal.com/144287.html

Майор в отставке, прошедший афганскую войну, коротает старость, работая кочегаром. Гости к нему заглядывают редко, иногда заходит дочка, иногда дети, гуляющие неподалеку, но чаще всего – бандиты, которым куда-то надо девать трупы, которые они генерируют с завидным постоянством и высокой скоростью. Пикантность добавляет любимая балабановская эпоха 90-х и то, что пока русские убивают друг друга и сжигают трупы в топке, чукча-кочегар просто плывет по течению. Интригу сюжета раскрывать не буду, отмечу лишь то, что она типична для Алексея – практически все герои связаны друг с другом, ну а в конце традиционная развязка и гора трупов.

Когда я попытался посмотреть фильм в первый раз – не смог вытерпеть и пятнадцати минут. Второй заход был более удачным – сказалось желание посмотреть-таки, что там наснимал внезапно ударившийся в суровый арт-хаус Балабанов. Честно говоря, не ожидал, что «Кочегар» будет снят в лучших традициях «истории о жизни», без отмороженного юмора из «Жмурок» и социально-патриотического настроя «Брата». К концу фильма настолько увлекся, что финальные титры лишь недоуменное разочарование – только во вкус вошел, а уже все.

Суровый реализм «лихих 90-х» передать на экране, почему-то, удается лишь Алексею, и не последнюю роль в этом играет труппа. Актерский состав подобрался довольно стандартный для Балабанова. Главную роль кочегара сыграл Михаил Скрябин, отметившийся ранее в «Реке» и «Грузе 200», остальные исполнители первых среди второстепенных персонажей ранее в кино не были замечены, что тоже вписывается в концепцию «кино о жизни» - лица должны быть не слишком замылены, все должно максимально быть похожим на реальность.

Наверное, саундтрек к фильму «Брат 2» превзошел по популярности сам фильм. Балабанов умеет подбирать музыку к своим картинам, делает это тщательно и аккуратно. Казалось бы – много ума не надо, если снимаешь фильм про 90-е – поставь хиты того времени. Тем не менее, все ставят, а красиво, органично и как дополнительный инструмент создания необходимой атмосферы музыку 90-х удается использовать лишь Балабанову. В «Кочегаре» мастер не подкачал – каждая песня идеально подходит под ситуацию и передает настроение, дополняет происходящее на экране и сгущает краски в нужных местах. К слову, популярных хитов в фильме практически нет, но это даже к лучшему – будет что послушать.

Вердикт: если нравятся фильмы Балабанова про «лихие 90-е» - категорически рекомендую.

(с) Обзоркино

3
0
3
Leticiya Barkowska
7 отзывов, 23 оценки, рейтинг 23
28 ноября 2010

Фильм, явно снятый наспех, неаккуратно, непродуманно и самое главное, непонятно зачем. Посыл режиссёра остался для меня тайной. Не хочу пересказывать сюжет, тем более, что он до боли бездарен и примитивен, впрочем, как и все герои этой ленты. Очень странная, немного "картонная" стилистика фильма, несколько напоминающая муратовскую, с маловыразительными диалогами, бесконечными повторами, длиннющими проходами главных героев. Но, простите, если в фильмах Киры Муратовой, всё это безумно органично и талантливо, поскольку идёт от сердца, то в фильме Балабанова это выглядит глупо. Создаётся впечатление, что фильм, как и сценарий был "слеплен" от скуки. Помните, как в фильме "Берегись автомобиля", режиссёр народного театра в гениальном исполнении Евстигнеева говорил:"А не замахнуться ли нам на Вильяма, нашего, Шекспира?" Ну и замахнулись.)) Я не сравниваю Муратову с Шекспиром (хотя почему бы и нет?), но по-моему, о-о-о-очень похоже. А когда в искренность режиссёра не веришь, то фильм начинает дико раздражать. Как, в общем-то,и очень неплохая музыка ДиДюли, которая не только абсолютно не вписывается в канву фильма, но и, на мой взгляд, очень мешает, поскольку за ней порою просто не слышишь слов. Хотя... может лучше и не слышать?)))

3
0
9
Станислав Бенецкий
12 отзывов, 146 оценок, рейтинг 32
27 октября 2010
жар исцеляющий

Алексей Балабанов: «Огонь — это принципиальный стиль. Фильм про кочегара, который с огнем дружит. И поэтому везде огонь. Ничего не хотел сказать другого».

Огонь — символ божества и души, в то же время это ад и смерть. В кочегарке, которую топит контуженный майор, герой Советского Союза, сгорают следы, жизни, память, любовь, честь…

Может показаться, что в новом фильме Алексея Балабанова ничего нового по отношению к предыдущей дюжине фильмов нет. Действительно: тот же унылый зимний питерский пейзаж, что и почти во всех остальных картинах Балабанова; тот же диссонанс между мрачной атмосферой фильма и жизнерадостной музыкой, что и в «Грузе 200». Те же бандиты, убийства, бесстрастное похабство и черный юмор, и актеры знакомые: удивительно достоверные Александр Мосин и Михаил Скрябин, которых мы видели в «Реке», «Грузе 200» и «Морфии».

Алексей Балабанов: «Мне очень интересно работать с неактерами. Они очень органичны, они лучше, чем актеры. Саша Мосин уже четвертый фильм со мной работает. Михаил Скрябин, который сыграл Кочегара, — гениальный актер. Он лучший артист Якутского драмтеатра».

Дуэт этих исполнителей в «Кочегаре» дополнен и оттенен появлением новых актерских открытий Алексея Октябриновича: Аиды Тумутовой и Анны Коротаевой, очень живо и точно сыгравших дочерей главных героев картины.

Несмотря на уверенное попадание зрителя в уже привычное большинству поклонников и ненавистников творчества этого, самого скандального и одиозного российского режиссера, балабановское пространство, фильм «Кочегар» — очевидно новый, другой и абсолютно самодостаточный. Многие его называют квинтэссенцией «кино Балабанова». В смысле зрительского эмоционального восприятия в «Кочегаре» Балабанов пришел к какому-то золотому сечению. Идеален ритм фильма, сердцебиение которому задает, казалось бы, совершенно неподходящая для этой картины гитарная музыка Дидюли. Идеальны диалоги: и без того всегда емкие и афористичные, в «Кочегаре» слова персонажей приобретают притчевую иносказательность и лаконичную емкость мудрости. Идеален сюжет, который не стоит пересказывать — достаточно сказать, что судьбы афганцев-однополчан причудливо переплелись в суровых сумерках бандитской России: русский офицер стал средней руки киллером, а якут-майор, герой Советского Союза после афганской контузии стал кочегаром. В кочегарке контуженного майора его однополчанин-киллер устраняет тела своих «заказных», представляя наивному чукотскому старцу все это беззаконие как борьбу со злыми, плохими людьми. Майор верит, пока в одном из мешков не оказывается близкий ему человек.

«Идеальность» в том, что никто не может обвинить Балабанова в авторских галлюцинациях, заявив «так не бывает», или «это не наша великая эпоха». Фильм абсолютно достоверный и сразу понятно, что бывает, бывает и не такое.

Алексей Балабанов: «Сцена с девочками, которые приходят в кочегарку, очень важная. Они просят: «Дядя кочегар, расскажи нам про плохих людей». Плохие люди, они были всегда. Дядя кочегар знает о плохих людях. Он, хороший человек, рассказывает о плохих. Называется контраст».

В «Кочегаре» идеально сочетаются и обычные для Балабанова натурализм, принимаемый негативно настроенной публикой за чернуху или даже какое-то мифическое «очернение» (нужно совсем не понимать его кино, чтобы думать, что Балабанов способен что-то очернять или лакировать, что-то идеализировать или спекулировать по каким-либо поводам; Балабанов просто исследует пространство собственных кошмаров и социо-культурных стереотипов, честно обнажая их нелепость, их величие и ужас) и тонкий символизм, принимаемый когда за странность, когда за шутку автора. Собственно, еще большей симфонии этих двух начал Балабанов достиг в «Грузе 200», но тот фильм можно отнести к вершинам творчества, к «гениальному перебору» как по общему заряду энергии картины, так и по выразительной мощи метафоры. «Кочегар» в этом сравнении — фильм камерный, можно сказать почти уютный, почти «человечный». Не такой лиричный, как «Мне не больно», но стремящийся именно в ту область нормальных, понятных человеческих эмоций, которые появляются только в самых простых и выразительных фильмах Балабанова. Здесь, как в сказке, как в притче, — все просто, все вечно…

Алексей Балабанов: «Мы специально не акцентировали на времени. Это уже не наш век, но еще и не позапрошлый. Это кино вне времени».

В то же время в «Кочегаре» заложена социо-культурная метафора, которая раскрывается в самом конце фильма. Режиссер разбавляет горечь финальной сцены относительно забавной экранизацией рассказа майора-кочегара, который тот на протяжении фильма пальцем выстукивает на пишущей машинке. Это рассказ о простых якутах, к которым во времена царской России поселяли сосланных на пожизненный срок каторжан. Якуты кормили их, в ответ получая побои и насилие. Именно такую историю несправедливости и пишет майор-кочегар, пока за его спиной новый русский убийца не убивает последнее, что осталось у контуженного героя — веру в деление на плохих и хороших, веру в то, что он, майор — на стороне хороших, а те, кто горят в его печке — на стороне плохих.

Некоторые критики пророчат, что картина Балабанова будет воспринята как русофобский выпад: как ни странно, такие мысли могут действительно возникнуть при бытовом, плоском просмотре картины. Действительно, якуты в фильме показаны благородными и трудолюбивыми жертвами, а русские — отмороженными, жадными, завистливыми бандитами. Но на пресс-конференции в Выборге, где была представлена картина, Балабанов пояснил: «Здесь никакой национальной идеи нет», хотя он действительно очень уважает и любит якутский народ, о жизни которого знает не понаслышке.

Алексей Балабанов: «Когда-то я снял фильм «Река» на якутском языке. Я к якутам очень хорошо отношусь. Они такие замечательные люди, практически русские».

Возможно, признать подобное по отношению к преступникам в этом фильме автор как раз отказывается, и это серьезное отличие «Кочегара» от «Жмурок» или «Брата», где криминальный мир показан если не с симпатией, то, по крайней мере, с каким-то пониманием, участием, с надеждой, что ли. Здесь же надежд на исправление извергов нет, и поэтому казнь их неминуема и прекрасна.

«Кочегар» — безусловно, тяжелый, трудный для просмотра фильм. Как снимался он, по признанию режиссера, в трудных условиях — лютый холод прошедшей зимы, Кронштадт, жар и духота натопленной кочегарки — так и смотрится он напряженно, и вполне понятны яркие определения иных критиков, что «после просмотра выходишь, словно получив доской по голове». Я бы добавил: угорев и промерзнув, ибо, несмотря на обилие огня в фильме (помимо топки — камины и печки чуть ли не в каждом кадре) от него почему-то зябко поеживаешься, как от дыхания преисподней. И единственное живое, теплое, что пробивается через весь этот огненный лед — это гримаса боли и скорби, что буквально ломает бесстрастное лицо майора, когда он осознает ужас предательства, и его кровь, когда он бесшумно затихает в своей каморке перед зияющей бездной вечно горящей топки. Эта боль становится твоей болью. А страдание, как и огонь, очищает, а значит — исцеляет.

3
0
...

Подборки Афиши
Все