В сибирский пристанционный поселок Край прямо от стен Рейхстага прибывает сильно контуженный сержант Игнат (Машков) — бывший машинист паровоза «Иосиф Сталин», в свое время лишенный прав за превышение скорости. В Крае на лесоповале работают разнообразные пособники нацистов и немецкие подстилки — из которых победитель Игнат, преодолевая отвращение, выбирает самую красивую, Софью (Пересильд). Проведя некоторое время в гонках на товарняках, драках с аборигенами и распитии самогона из последовательно увеличивающихся бутылок, Игнат отправляется на дрезине в тайгу, где обнаруживает заброшенный паровоз, а в нем — немецкую девушку (Штрехель), не говорящую по-русски и отчего-то ничего не знающую о войне. Вдвоем они наводят железнодорожный мост через неназванную великую сибирскую реку, а потом преодолевают все остальные трудности, встающие на пути их большого чувства, — от закономерного недоумения Софьи и патриотического возмущения остальных предателей родины до немного ленивой жестокости чекиста Фишмана (Гармаш).
Фильмы режиссера Алексея Учителя — от «Дневника его жены» до «Пленного» — воображения не потрясали, но производили редкое для отечественной кинематографии впечатление исключительной добротности продукта, в том числе и, извините, интеллектуального. Попав в руки продюсера Константина Эрнста, Учитель неожиданно выдал нечто совершенно иное, по степени угара больше похожее на «Утомленных солнцем-2», чем на «Прогулку». Судя по всему, он так влюблен в паровозы и пар, что ему совершенно все равно, что снимать, лишь бы на экране вовсю клубилось, шипело и посвистывало. Паровозы — красивые черные звери со звездами на крутых лбах. Паровозы ездят наперегонки, бодаются, перепрыгивают преграды и ошпаривают собачку. В паровозах живут и дерутся. На паровозах жарят яичницу и развешивают шкуры только что задавленных паровозом медведей. Паровоз отрицательного героя извергает черный дым, паровоз положительного — белый. Подлая диверсия против паровоза изображена появлением темного силуэта на клубах пара. Моральное поражение означает поломку твоего паровоза. Единственной разумной альтернативой паровозу является женская баня, где тоже происходит несколько важных сцен. При относительно внимательном разборе весь этот таежный стимпанк оказывается довольно нескладной, непонятно зачем разведенной клюквой — но во время просмотра, на уровне зрелища, увлеченность автора своей темой тащит тебя за собой, как паровоз. Кажется, этот фильм (очень кстати выдвинутый на «Оскар») ждет большой успех в качестве коллекционного Blu-Ray-диска на западном рынке — особенно если его там забудут перевести.
Фильм о беглой немке, которая научилась говорить о России « У НАС»
Если к ссылке на слово «немец» в Викисловаре добавить еще пару предложений про самогон – опиум для советского народа, про медведя- животного умного, осторожного, но непредсказуемого и страшного в гневе и, что самое важное, если перевернуть известную поговорку про русского и немца (в смысле, что если русской бабе контуженый мужик с гонором и закидонами – желанная, но все же обуза, то немецкой, оказывается- безоговорочное счастье), рецензию можно было бы и не продолжать. Однако немалое киноудовольствие, полученное при просмотре картины, обязывает меня добавить еще пару слов.
Трейлер к фильму «Край» вызвал у меня довольно двойственные чувства- с одной стороны он отчаянно ассоциировался со всеми недавними фильмами о 40-вых (особенно с «Утомленными солнцем-2», конечно), с другой- какая-то непонятная, еле уловимая химия между вершинами любовного прямоугольника в нем все-таки чувствовалась. Но если «УС-2» сразу воспринялся как сборник похабных анекдотов о войне, то «Край» выглядит лагерной байкой, местами переходящую в былину. Абсолютная сказочность сюжета и использование глубинных архетипических образов в сочетании с голливудскими приемами, все то, что в «УС-2» казалось фальшивкой и диссонансной какофонией, в «Крае» довольно странным образом почти не раздражает. В картине много условного и невероятного, как в настоящей сказке, и, как в лучших сказках, человеческие чувства подлинны и достоверны. Мутный самогон в огромных бутылях в безбрежной тайге выглядит совершенно естественно, не то, что фальшивая водка в фильме «Солт». Паровозы выглядят такими же живыми, что и постоянно выскакивающие из-за кустов рояли медведи. Гармаш человечен даже в образе злого шерифа НКВД-шника, спившийся индеец чукча в исполнении Баширова и в общем-то добрый рейнджер начальник в исполнении Горбунова отлично его дополняют. Бунт спецпоселенцев, правда добавляет здоровенную ложку дегтя (не самим фактом, конечно, такое и по-настоящему случалось, а исполнением).
Честно наполнив весь фильм продакт-плэйсментом РЖД паровозами , Алексей Учитель основное ударение поставил все же на то, в чем он всегда был силен - на человеческие отношения, фирменный сложный коктейль из страха и бесшабашности, ненависти и любви, ксенофобии и терпимости. Режиссер наглядно показывает в чем сила и секретное оружие русских- не в медвежьем рыке, не в безбашенности, а в умении прощать и любить.
В картине нет однозначно положительных или отрицательных героев, как и однозначного взгляда на то нелегкое послевоенное время. Удивительно негламурный Машков в роли солдата-победителя очень далек от идеала. Откровенно упивающийся своей властью и раздающий направо и налево тумаки Фишман (как оказалось, прозвище, а не фамилия) в лице Гармаша вызывает в конце даже жалость и сочувствие. Героиня Пересильд неожиданно по ходу фильма превращается из вроде бы девушки довольно легкого поведения в страстно цепляющую за свое опять же неоднозначное материнство женщину-Мать. Даже одичавшая Эльза ( Штрехель), в своих флэшбеках ощущающая себя почти ангелом и невинным дитем, наверняка прошла до приезда в Сибирь школу гитлерюгенда. (К тому же в своей черной робе она сама сильно смахивает на немецкого танкиста- переростка.) Да и спецпоселенцев ангелами тоже не назовешь. И даже ни в чем не повинный ребенок кусается, как загнанный в угол зверек, к тому же выглядит маленьким, но уже таким Гансом или Фрицем. Если игра выложившегося в своей роли до физического изнеможения Владимира Машкова воспринимается как что-то закономерное, то игра Юлии Пересильд и Аньорки Штрехель приятно удивляют. Противопоставление женственной, пожертвовавшей многим для обретения сына русской бабы и симпатичной, но с мальчишечными чертами и повадками немецкой фройляйн отлично сыграна. Сцена в бане почти лишена эротической составляющей, настолько она наполнена энергетикой этого противостояния. Невольно, вслед за главным героем, влюбляешься и в по-русски теплую, домашнюю Софью, но и в по-немецки деловитую, резкую Эльзу.
Просто удивительно, как операторская работа Юрия Клименко гармонирует с режиссерским замыслом. Сочные, насыщенные кадры вызывают массу ассоциаций- в чумазых лицах Машкова и Штрехель мерещатся кадры довоенных фильмов и послевоенного «Коммуниста», величественные виды русской природы только подчеркивают винтажную красоту живых паровозов, отличная сцена приезда и речи Фишмана перед строем спецпоселенцев смешна и страшна одновременно. Эльза, похожая на острове на лесную нечисть, чудесным образом преображается в прекрасную девушку, а Павлик снят так, что кожей ощущаешь его чужеродность. Режиссер с оператором мастерски вызывают у зрителя ксенофобские приступы ( русофобские включительно!) по отношению буквально к каждому персонажу (особенно это чувствуется в использовании контраста между русской и немецкой речью, уж насколько последняя неприятна герою Машкова в начале), чтобы к концу картины так же мастерски заставить его полюбить и хамоватого машиниста, и русскую - псевдопредательницу, и «фашистенка», и немку, и даже хитрого чукчу с НКВД-шником впридачу.
Окончание картины – удачное решение дилеммы о совмещении голливудского хэппи-энда с русским несчастливым концом. Фильм, при всей его напускной жесткости, получился неожиданно добрым и теплым, но без розовых соплей. Кого-то он мне этим напомнил… А, ну да, конечно, «Район №9».
Ну думаю, тут можно перефразировать реплику одного из героев: "В строне розруха, блять, культурный голод, а вы тут лагерную чернуху снимаете... Вам сночала сценарии надо научиться нормальные писать, без клюквы, а уж потом снимать... Ну ничего, вот Фишман приедет, он с вами розбирётся..."
Вот есть, к примеру, такие режжисёры как Родригес, или Кустурица. И у них тоже есть много всего негативного в фильмах - не в целом даже, а именно о том народе, который они представляют. Но после просмотра отчего-то хочется гордиться этими диковатыми мексиканцами, или чудаковатыми сербами. Гордиться, а не говорить, что в целом они все быдло какое-то, и несколько хороших поступков главных героев - лишь исключение, подтверждающее правило. Потому что там - душа народа, его суть, а здесь "страх, мрак и ничего человеческого".
По хорошему обидно, что на амбиции и госзаказы тратяться порой действительно неплохие актёрские резервы.
Допускаю, что «Край» является одним из интереснейших российских проектов, и по праву претендует на звание лучшей отечественной картины этого года. Хотя позвольте, никак он не может быть назван событием мирового масштаба, никаким Оскаром за лучший зарубежный фильм 2010 года там и не пахнет. В картине нет ни абсолютной сюжетной логики, ни глубины, ни ума, а только блеск нашего самосознания, наш местечковый задор и самодовольство от того, что мы, несмотря на контузию в пол головы, продолжаем считать себя лучшими. Можно ли считать Игната абсолютно положительным героем и действительно ли он воплощает образ Путина - единственное, о чем можно поговорить после просмотра.
Впрочем, чего уж там, картина получилась задорная, при всех недостатках сценария и сомнительных идеях, есть сиськи на что посмотреть, много энергии, а также мыслей о нашей русской ментальности, пусть для кого-то и сомнительных.
В этом году российские киношники выдвинули на Оскар фильм “Край” режиссера Алексея Учителя, который в несвойственной себе манере снял масштабное кино про последствия войны. Сложно предсказать судьбу этой заявки, киноакадемики, как мы знаем, народ непредсказуемый, но я однозначно буду болеть за Учителя и российское кино. “Край” показать не стыдно: в нем много русского, много присущего национальному характеру, в нем есть наша история, в нем есть наш народ – на мой взгляд, именно такое кино способно вызвать интерес и привлечь внимание высокого жюри. При этом в “Крае” нет излишнего пафоса, нет разоблачений режима и шашек наголо. Этот фильм не станет национальным достоянием и не прогремит гремучими скандалами, но он, вполне возможно, вернет взаимопонимание между нашим кино и западными представлениями о том, какое кино нужно людям.
http://www.obzorkino.tv/2010/12/08/krai/
1945 год. Поселок Край, в который вывезли “врагов народа”, русских, которые побывали в плену в Германии. Туда же возвращается контуженный машинист Игнат, хоть и герой, но тот еще дебошир, и начинает устанавливать свои порядки. Первым делом – прибирает к рукам самую красивую женщину Софью, вторым – смещает местного машиниста, потому что поезда Игнат любит еще больше, чем женщин. Однажды в лесу он находит старый локомотив, простоявший на разрушенных путях года четыре, а в нем – молодую немку, которая все эти годы в поезде жила. Отца и приятеля ее, приехавших в Россию по делам, арестовали и расстреляли еще в 41-м, а ей удалось сбежать в лес. Игнат не придумал ничего лучше как привести немку в Край, и, конечно, становится объектом недовольства всех его жителей.
Безусловно, не может не привлечь внимание к этому фильму то, что главную роль Игната исполняет Владимир Машков. Участие в фильме Машкова – уже половина успеха картины. Рассказывать о его таланте – это просто констатировать очевидные факты. Во второстепенных ролях не менее убедительно засветились Сергей Гармаш и Александр Баширов. Открытием для меня стала Юлия Пересильд в роли Софьи. Героиня очень неоднозначная – она меняет мужчин, открыто воспитывает сына от немецкого солдата, живет бесхитростно, с вызовом – русская женщина, при всем ужасе происходящего живущая с гордо поднятой головой. Немка Аньорка Штрехель на ее фоне смотрелась очень блекло, но, возможно, это авторская задумка: наши женщины и красивее, и живей.
Помимо людей, в главные герои фильма можно записать и поезда. В “Крае” все они очеловеченные, все с характером, каждый, как питомец, похож на хозяина. Например, у поезда “Густава”, всю войну простоявшего в лесу, характер дикий и неуемный, сам он похож на старого вояку, покрытого шрамами и контуженного, которого однажды списали со счетов, но на самом деле он еще всем фору даст. Именно в гонках на поездах не единожды мерятся силами герои. Забавный штрих – в очередной гонке поезд Игната выпускал белый дым, а поезд его противника – черный. Если вы любите поезда так, как люблю их я, вот еще один повод посмотреть “Край” – советские мощные машины – те самые, черные, со звездой на лбу – показаны во всей своей красе.
В “Крае” нет ни антисоветской, ни антифашистской пропаганды. Это фильм про людей в один из самых непростых для страны периодов. Не так давно вышел фильм Веры Глаголевой “Одна война” про женщин, родивших детей от немецких солдат, и многие возмутились, как можно, мол, снимать о жизни “немецких подстилок”. А мне кажется, что сейчас, спустя много лет, можно обратить внимание не на общий подвиг великого народа, а на непростые судьбы отдельных людей. Меня радует, что в фильмах стали ориентироваться не на зашоренную аудиторию, у которой в голове засели махровые стереотипы, а на тех, кому интересно, как удавалось выживать и даже где-то радоваться жизни тем, кому выжить было очень сложно. В “Крае” это и Софья с сыном от немца, и Эльза, которая даже и знать не знала, что вокруг война, и за что все ее ненавидят, и сам Игнат, которого война загнала в невиданные ранее рамки.
Вердикт: фильм о людях и паровозах. Я рекомендую посмотреть.
(c) Обзоркино
Думаю, фраза Машкова в финале передает для меня суть фильма. Вот так и живем. "Не дашь паровоз, поеду дальше. А куда дальше?" Такая вот интересная страна, такой вот народ. Пьем и гуляем, бъем морды и сжигаем бани, готовы убить, а через секунду пожалеть. Паровоз наш, вперед лети, даже если удалая езда грозит катастрофой. "А чем он лучше меня? А в нем чертей больше". Все мы тут и живем.
Приятно, что при таком антураже (45й год, поселение ссыльных, майор НКВД) - фильм в общем-то не "разоблачительный". Ведь даже убийца нквдшник - и тот фронтовик, раненый-израненный, потерявший девочку-дочь. Никто не "злодей". Живем мы тут.
Не знаю даже что и сказать... Вроде и неплохой фильм, а вроде и ничего особенного я не увидела.... Машков, как всегда, хорош! Паровозы очень впечатлили! А все остальное - нет. Вряд ли захочется пересмотреть еще раз...
Меногие говорят, что фильм получился антисоветский-антироссийский, но это не так. Он вообще никак не связан с реальностью. Такое ощущение, что Алексей Учитель сделал арт-хаус, фильм-видение.
Аллегорические паровозы с распятыми сибирскими медведями против железных "густовов". Постройка моста метров пятьдесят шириной вдвоем с тасканием немыслемых беревен. Немецкая девушка-маугли. Воскресший паровоз, как "фольцваген" из сериала "Лост" - в общем, все чудесатее и чудесатее.
Сопереживать героям трудно, так как их действия и реакции совершенно невозможны в любой реальной ситуации. А мотивация арт-хаусного кино не обязана поддваться никакой логике.
PS. Паровозы, и правда, сняты очень классно. Хочется в политех сходить - посмотреть.
Хочется сказать сразу, что ярые поклонники «российского кино», как неотъемлемой части мировой киноиндустрии, могут не читать данное мнение – рецензию. Можете потратить множество нервов, а я могу получить от вас… много нелестных комментариев. Тем не менее, фильм просмотрен, мнение сложено, теперь стоит поделиться им с вами.
Наш популярный «кинематограф» снимает хорошие фильмы только о Советском Союзе, проще говоря о совке. На эти фильмы выделяются деньги не только частными инвесторами, но и государством, и именно такие фильмы потом чудесным образом отправляются на получение статуэтки «Оскар». Наверное, сказывается большое количество накопленного на киностудиях совкового хлама, который как то должен отрабатывать свое существование, да возможность относительно легко отмыть деньги.
Этот фильм так же не стал исключением. История разворачивается в поселке для ссыльных врагов народа и прочего сброда в послевоенное время, а если быть точным в 1945 году.
Главными героями картины являются Игнат , в исполнении Владимира Машкова и немка Эльза, в исполнении Аньорки Штрехель. Между прочем настоящей немки, с арийской кровью в венах. Именно их отношения, а так же отношения с поселенцами и проходят через всю картину.
Кстати о самом сюжете. Мне не показалась, что история цельная, т.е. что есть логическое начало и логический конец. Такое ощущение, что просто вырезали определенный период жизни поселка и показали нам. Конечно, есть отдельные сюжетные линии, связанные с немкой, с паровозом «Густав», с мифическим Фишманом. Но как – то они плохо у меня завязываются в один крепкий узелок.
Хорошего в фильме немного. Актеры второго плана никакие, наверное, бюджета хватило только на одного Владимира Машкова. Как только камера переключается с Машкова, то на экране проходит какое – то унылое, вялотекущее действо. Скучно и серо. Но Владимир хорош. На моей памяти я не помню провальных фильмов с его участием. Он отлично вжился в роль отставного фронтовика, машиниста, сурового и беспринципного. Немка тоже не подкачала, наверное сказывается отсутствие клейма «нашей» школы актерского «мастерства». По мнению многих профессиональных кинокритиков наша «школа» отличается излишней наигранностью и излишним драматизмом, который сразу выдает искусственность всего происходящего на экране. Актеры не живут на экране, а делают свою суровую нелегкую работу. В данном аспекте фильм ничем не отличается от любого другого русского фильма.
Порадовали гонки на паровозах. Снято живо, достаточно динамично, хотя, кажется какая динамика может быть у паровозов, но тем не менее гонки сняты отлично.
Если говорить в целом о атмосфере картины, то я думаю, что излишняя реалистичность не помешала данной картине. Грязные, истрепанные люди, грязный секс с кем попало, самогонка, мат и похабщина. Отчего мне кажется, что именно так, если не хуже, обстояли дела в таких вот поселках для изгоев. Тем не менее остается какая то недосказанность. Вроде как и постарались показать все как есть, но тем не менее что то сгладили, смягчили.
Фильм стоит посмотреть, чтобы еще раз убедиться в том, что наш кинематограф не может родить что – либо достойное, а так же для того, чтобы знать, с чем мы будем позориться на «Оскаре».
Или вернее сказать на краю.
После Великой Отечественной войны лютая злоба и невероятная усталость поселилась в сердце каждого человека, чья судьба так или иначе была затронута этим страшным событием… Кто-то контужен, кто-то ранен морально, а кто-то физически, кто-то спивается, а кто-то пытается цепляться за жизнь. Таковы обитатели поселения в Сибири, аккурат железнодорожной станции «Край». Все они осуждены, как предатели родины и депортированы в глушь из оккупированных немцами территорий. Каждый здесь балансирует на грани между жизнью и смертью. Виной тому безразличие к окружающей действительности, причиной которого стало разложение личности сначала игом под немцем, а потом каторгой.
Здесь нет лекарств, от всего поможет чудо отечественного производства — самогон. Его прописывают от всего: и от боли, и от болезни, от недомогания. Без катализатора в таком месте, да в таких условия, воистину, свихнуться можно…
Хреново встречаете! Хреново…
За пределами «Края» кажется, нет ничего, лишь беспросветная тайга, да уходящие вдаль полосы железнодорожных рельс…
Однажды в это захолустье приезжает Игнат (Владимир Машков) — победитель, прошедший войну. Здесь он оказывается один такой, т. е. нормальный, вольный человек, среди «предателей родины». Ему никто не ровня и не указ, потому что война не только закалила его характер, но и опалила его нервные окончания, превратив в бомбу замедленного действия, которая готова взорваться в любом конфликте: отсюда острые словечки, осуждение и оплеухи, которые Игнат отвешивает всем, кто смеет супротив него слово молвить.
Начальник станции гражданин Колыванов (Алексей Горбунов), представляющий в этом месте советскую власть, при данном раскладе оказывается слишком простым и мягкотелым: практически никто не воспринимает его в серьез, бабы над ним потешаются и кличут Фомичом. К тому же с одной рукой он не способен тягаться с Игнатом в борьбе за авторитет.
Отличный грим меняет Машкова до неузнаваемости, наделяя его героя бурлаковатыми чертами. Его харизматичные густые усы придают мужественности и непокорности, но дикие глаза выдают зрителю всю нелегкую судьбу героя-победителя, у которого на душе не просто кошки скребут, а ревет и бунтует косолапый медведь.
Что самое тяжелое и страшное для увлеченного человека?
Конечно же, это его любимое занятие, дело всей жизни. И для Игната паровоз является целью его нелегкого бытия. Когда он у «руля», его глаза пылают точно так же, как у малого дитяти, которому на День рождения подарили железную дорогу.
Но, списание с должности машиниста за то, что паровоз «Иосиф Сталин» сошел с рельс из-за превышения скорости, загоняет его в логический тупик, он не может думать ни о чем, кроме как вернуться к призванию своей жизни. Воспользовавшись слабохарактерностью Колыванова, он встает у руля паровоза, но жажда скорости одолевает его…
Не понравилось, что из Игната сделали настоящего супермена: любую ситуацию разрулит, плохого человека накажет, хама на место поставит, и тяжкое бремя на всю жизнь он так же с легкостью на себя берет…
Так же расстроила и та часть фильма, где из цельного повествования она превращается в кусковую нарезку. Мне лично очень интересно было бы посмотреть, как Игнат вместе с немкой Эльзой (Аньорка Штрехель) строит «мост» через бушующую реку. А то в одном кадре показывают, что у них ничего не получается, рельс падает в реку (кстати, не ясно откуда они его взяли), а Игната уносит на бревне сильным течением… Но уже в следующем кадре стоит мостик, хоть и держащийся на честном слове, однако, стоит!
При этом по этой тростиночке умудряется проехать паровоз, который весит минимум 100—250 тонн! Самый пафосный момент в фильме про жизнь оказался чрезмерно… фантастическим.
Эльза (Аньорка Штрехель) не понравилась совсем. Мало того, что её невыразительные диалоги были закрыты закадровым переводом, так еще и изменения мимики нет вообще.Она выглядела, словно кукла, вырезанная из картона…
Остальные «бабоньки» вообще не вызывают никакого отклика. Они существуют только для фона (благо, в этом гулаге контингент в основном женский) и «базарную площадь» орущую во все голоса удается создать малыми силами.
Фишман — главный и настоящий антагонист в фильме. Именно такие преданные фанатики власти устилали светлое будущее коммунизма горами трупов, зачастую, невинных людей!
Раз мне сейчас плохо, значит будет плохо всем вокруг…
А как же главный постулат коммунизма о том, что все люди братья? После войны уровень ненависти ко всему немецкому просто зашкаливал, однако, чем виновата молоденькая девчонка? Тем, что она немка?
Из-за слепой ненависти и жажды возмездия Фишман не отличает добро от зла!
В плане актерской игры — Сергей Гармаш не показал ничего особенного, вдохновенные и пафосные речи он толкает с той же интонацией и выражением лица, с каким обрекал «чеченского ублюдка» на смерть в фильме «12».
Не понравилось и то, что по структуре «Край» напоминает американский фильм про гонки, только вместо быстрых машин, стритрейса и дрифта старинные паровозы.
Не даром же, семь экспертов (Н. Михалков, В. Наумов, А. Кончаловский, Г. Панфилов, В. Меньшов, К. Шахназаров и К. Разлогов) выдвинули этот фильм на Оскар.
В плане присутствующего мата, который сопровождает весь фильм — здесь он уместен. Мат на войне — отличная шифровка, которую ни одна вражина не разберет, а на тяжелой работе — через мат выходит отрицательная энергия и усталость.
А вот откровенная обнаженка с детальным обзором всех женских прелестей была абсолютно лишней. Драка в бане вообще была ни к чему, потому как бабы отношения могли бы выяснить в любом месте! При этом удалось бы обойтись без демонстрации пошлости. Сексуальная сцена Игната и Софи (Юлия Пересильд) могла быть менее жесткой и развратной. А можно было обойтись и вовсе без неё.
Очень понравилось присутствие этакого прообраза Попандопуло («Свадьба в Малиновке») в лице Вовки (Александр Баширов), который без мыла в душу влезет, мерзкий тип, променявший жизнь, честь и совесть на бутылку самогонки. Ему ничего не стоит ободрать даже шифер с дома начальника станции, чтобы выполнить заказ Игната на железо: «В лесу дерева много, а вот железа нема…»
Не смотря на то, что в фильм вложены немалые деньги (11 миллионов $), в моменте столкновения двух паровозов толком ничего не показали… Можно же было построить уменьшенные копии или на компьютере дорисовать. Хотелось масштабности, а её очень сильно не хватало.
Композитор Дэвид Холмс написал отличную заглавную тему, однако, музыки в фильме практически нет или она не запоминается и идет фоном.
В целом получилось очень неровное, но вполне смотрибельное кино, хотя местами и подзатянутое. Есть множество достоинств, что очень радует, однако, и недостаткам место нашлось…
Фильм ни о чем.
Стоит идти только тем, кто хочет смотреть 2 часа на горящий взор Машкова. Если в начале кажется, что вот-вот и прорвет и польется и пойдет по нарастающей и все будет, то через час понимаешь, что ждать нечего, остается досматривать как есть, хотя итак уже все понятно.
Что понравилось. Софья - героиня Пересильд, русская женщина, которой так хочется быть просто матерью и женой, но "избы все горят и горят, а кони все бегут и бегут". Александр Баширов - его персонаж - практически один и тот же во всех фильмах с его участием, но не надоедает, настолько он уникален и единственен в своем амплуа.
Слышала, что фильм будет представлять Россию на Оскаре. Но думаю, шансы равны нулю.
Метафорические поезда из фильма громко и, малость, депрессивно шипя прокладывают путь в темное будущее нашего кинематографа. Путь, который наметился, в принципе, уже давно, но окончательно был закреплен в "Утомленных солнцем - 2".
Первое, что бросается в подобных фильмах - абсолютное отсутствие режиссуры. Этот, например, выглядит так, словно его снял Михалков. А может и Кончаловский. Впрочем даже какой-нибудь Андрей Кавун ("Кандагар", "Охота на пиранью") снял бы точно так же. Но вовсе не потому что вышеперечисленные ребята настоящие профи и глыбы одного полета . А просто в бесконечных попытках догнать и перегнать Запад, в попытках к Западу подлизаться и показать "Мы умеем под вас косить! Пока небрежно, но мы научимся, честно-честно!" Российское кино не просто потеряло своё лицо, но и смысл и, в конце концов, благодаря некоторым творцам, достоинство. Пока вы читаете этот обзор в кинотеатрах также идет порождение гениальной мысли - "Цветок дьявола". Но влияние фильма "Сумерки" на наше кино является темой для отдельного поста. А тут, стало быть, мы про "Край".
Второе, что как обычно расстраивает - отличный актерский состав, "погибающий" участвуя в очередном кинобезобразии. Особенно обидно смотреть на окончательно продавшегося Гармаша, исполнившего главную отрицательную роль чекиста, собравшую все штампы жанра и выглядящую предельно курьезно и нелогично. Машков абсолютно сер и уныл. Уж сколько фильмов с ним видел, в большинстве он просто искрится энергией. Тут она у него предельно искуственная, в довершении чего его героя наградили "вьетнамским синдромом", в результате чего он вынужден не к месту периодически хвататься за голову и падать оземь, получая мощные флешбеки и прочие глюки.
Третье, и ,возможно, самое главное - фильм полон ненависти к СССР, к этому вы уже могли привыкнуть и даже поддерживать предлагаемые нас всем образы. Но при всем этом фильм полон ненависти и к русским. Паранойи у меня нет, достаточно просто внимательно посмотреть на предлагаемые нам образы и сцены. Народ изображен как племя варваров, это думаю для многих уже подсознательно нормально - русское быдло только и делает что бухает, тупо шутит, и морально разлагается. Понятное дело никто ими не управляет, т.к. главные люди в поселении изображены подстать народу, тусклые и тухлые.
Другое дело немка, вот уж чей образ выдержан с большой заботой и любовью. А уж когда показывают хронику, тут вообще всё понятно - чистейшие ухоженные немцы, сплошь культура и "Европа" которую авторы фильма боготворят не по-детски. Авторы даже не удержались и изобразили поляка, который говорит по-немецки и получает за это по морде от героя Мошкова. "По-русски говори, понял?!" - зверским тоном говорит он. "Польша" стерпела и эту обиду.
Хроника, то бишь воспоминания о годах войны разных героев фильма, вообще снята крайне безобразна, в мерзких фильтрах и с сериальной подачей. Вероятно это всё должно символизировать мощный документальный эффект. Но уж как тут не проникнуться, когда в одной из хроник даже экранизировали знаменитый анекдот "Пошел мужик в лес пописать. Встретил там медведя - заодно и покакал".
Даже постельную сцену Игната (героя Машкова) и Софьи, влюбленной в него жительницы поселения , авторы изображают как-то... презрительно что ли. "Соси их" - томно шепчет Софья и Мошков, мужественно закусив губу, держится молодцом на протяжении всей длительности полового акта - минуты полторы. Не знаю зачем понадобилась эта сцена вообще, смысла в ней, как и в большинстве сцен фильма, ноль. Уже 2010 год на дворе а постельные сцены у нас до сих пор снимают так, словно их вчера разрешили официальным указом Президента. Я не утверждаю, что нужно определенно брать уроки у Тинто Брасса. Но если не умеешь - не лезь. Впрочем, сцены с немкой не в пример постельной сцене с русской сняты максимально романтичны. Но тут опытные умы конечно скажут, дескать, с немкой настоящая любовь, а с русской так, потрахаться разок. Ну-ну.
Ну а апогей маразма и дикости - сцена с медведем. Поезд случайно сбивает медведя. Софья и сохнущий по ней мужик в диком шоке смотрят на сбитого медведя, а затем решают отвезти его к людям, дабы все они полакомились медвежатинкой. Сцена этого лакомного пира потрясает тем, как мерзко и фальшиво изображено данное варварское действо. В довершении маразма шкуру медведя распинают на голове поезда. Мне кажется тут комментарии излишни.
В целом фильм конечно же не о людях, а о поездах. И штампованной лав-стори на фоне этих поездов. Желание режиссера хотя бы на миг но "лизнуть" Спилбергу понятно - последний в "Индиане Джонсе" чего только не вытворял, вон даже инопланетяне в последней части появились. Но всё равно как-то неприятно передергивает, когда видишь попытки изобразить чуть ли не "стритрейсеров"-машинистов, в самой похабной манере и самыми похабными средствами.
А уж сам процесс изменения отношений немки и героя Мошкова настолько омерзительно типичны, что лишний раз хочется взглянуть на календарь. Нет, действительно, сейчас 2010 год и мы всё еще смотрим подобные фильмы.
Итог. Фильм - ярчайший пример китча и глупости за гранью понимания глупости. Конечно не такой многогранный как "УС-2", но очень рядом. Не рекомендуется никому, но вероятно кому-то да понравится, любят у нас люди смотреть как бичуют твой народ но не тебя персонально. А поезд-электровоз им. Михалкова-Кончаловского победно несет наше кино в сторону "веселого" будущего. Ту би континьюд, дорогой товарищ.
Фильм сильный.Очень.
И я когда смотрю такие фильмы, как этот,мне наконец становится не стыдно за русский кинематограф,который произвел на свет кучу тупых фильмов типа "Самый лучший фильм" и "Черная молния".И я начинаю гордиться тем,что есть все-таки у нас хорошие режиссеры и отличные актеры.Такие,как Алексей Учитель и Владимир Машков.
Да.Спасибо им!
Русский человечный фильм.Наконец-то.
Хороший фильм-сказка с нетривиальным сюжетом про отношение к немцам.===============================================================================================================================
Вслед за пендрчуком и мигалковым тяжелейшая форма шизофрении развилась у А.Учиттеля. Какие каны-шманы, какие оскары-густавы, какие миллионные бюджеты. Люди очнитесь - они же бредят.
Фильм - пример кино, когда есть хорошая и глубокая идея, но реализация задуманного на экране полностью провалилась. Отсутствие связей, логики, какие-то необъяснимые ситуации, действия и поступки. Паровоз - изображен очень красочно - как образ пустоты и незаполненности после войны. Паровоз кормит людей в этом Краю и, что самое главное, может увезти туда, где жизнь может быть лучше.
Не понятно правда куда постоянно герои фильма едут по одной/двум полосам жд дороги...это происходит стабильно через каждый кадр.
Как-то все не воспринимается как одна картина, у которой есть начало и есть конец. Хотя игра Гармаша и Машкова очень впечатлила. Машков правда как-то по-моему перенапряжен был, да, по роли это подходило, но воспринимается непросто.
Хорошо показана гнилость, бедность, продажность и предательство сформировавшегося после войны общества, в котором перемешаны немцы, русские и русские немцы...
Фильм серый, не интересный и не захватывающий! Но можно посмотреть из-за небольшого экскурса в историю, игры Гармаша и Машкова, паровозов и про то, как могли жить люди раньше.
Спасибо!
2 бала только за актеров, и их труд. За сцены и красоту сьемок.
Фильм, бредятина (идеологическая). Это я с позиции учителя истории. Прочитавшего не один мемуар. Это фильм для масс - которые схаваю говно, и не подавятся. Истинного - ценителя, человека который в кино ищет новых чувств, и хорошего отдыха, ищет идею или мысль над которой хочет подумать, этот фильм вряд ли порадует. Не вижу - ни чего веселого в том, что бы наблюдать быдло. С тем же успехом можно в местный кабак зайти, где алкота обитает - там актеры не мирового класса, но свои роли играют не хуже.
Очередная попытка переписать историю, - создать новую идеологию и т.д.
Если верите в то, что ваш дед боролся и погибал зря. А уж тем более, что он быдло. То обязательно сходите на кино. Заплатите за это свои деньги. Оно для вас.
Неужели наш народ, который вкалывал на станках, и строил восстанавливал страну,
быдло? Да жулики были, да были и беспризорники. и другие беды послевоенного времени.
Но чем они отличаются от негритянских кварталов? Да ничем... таже нищета, и таже попытка выжить, когда хочется есть.
Это не фильм, а попытка вылизать яйца, - европейской демократии, и шаг на встречу эстонским - ээсовцам, рушушим наши памятники.
Лучше еще раз посмотреть нюрнбергский процесс, - гораздо захватывающее и познавательнее.
Фильм в первую очередь будет интересен тем, кому интересны паровозы и всё, что их окружает. Во-вторую, любителям откровенных сцен и демонстрации нравов людей во времена Сталина, когда любой невинный человек мог за минуту стать врагом народа.
Один раз посмотреть можно. Второй - точно уже не захочется.
Странное ощущение оставил фильм. С одной стороны - агрессивная реклама явно не пошла ему на пользу, ожиданий кино не оправдывает. А с другой - всё-таки вызывает какие-то мысли, заставляет задуматься.
Многие говорят, что это фильм про "Машкова и паровозы". Жаль, если это действительно мнение. Ведь фильм-то на самом деле куда глубже. Это фильм о людях, о простых обычных людях - с их проблемами, большими и маленькими, с их страстями и страданиями, с их верой и отчаянием, с любовью и ненавистью. Много чего есть в этом фильме, но главное - люди. Просто люди
Лично мне не понравился герой Машкова - слишком злой, слишком черствый, агрессивный, человек, идущий напролом, не думающий о других, не считающийся ни с кем, не учитывающий ничьих интересов. Но в то же время в процессе фильма мы видим перемены в образе, видим как меняется человек, как приходит к нему осознание каких-то вещей - и всё это куда более важно собственных амбиций, принципов и устоев. Есть вещи на порядок выше
Вообще образы в картине довольно колоритные: и начальник этого "лагеря", и девочка-немка, и Фишман, и герой Баширова - да практически все. Каждый персонаж - отдельный характер. Тут надо отдать должное режиссеру, придумавшему образы именно такими, и актерам, прекрасно сыгравшим такие характеры.
Операторская работа мне тоже понравилась: красивые виды, интересные планы. Звук особо не запомнился, но в паре моментов было довольно удачно. Хороший, добрый юмор - обычный, человеческий, настоящий.
Абсолютно не понравилась реализация идеи паровозов: Машков в одиночку творит с ними то, что и бригаде человек не под силу. Постройка моста - вообще отдельная песня. Финальная гонка на паровозах - просто бред.
Еще не понравились моменты чересчур пафосных речей (последнее время наши киношники без этого не обходятся) и какие-то откровенно несерьезные моменты вроде падения с велосипедов и т.д.
Но если говорить о фильме в целом - всё же скорее в плюс, чем в минус.
Всё, что есть в мире - есть в человеке в миниатюре. И главная мысль фильма - никто "ни хорош на все сто, ни плох без остатка", как сказал бы писатель Артуро Перес-Реверте.
И даже финальная сцена с Фишманом, наказанным за свою жестокость, вызывает не смех, не радость, не ощущение торжества справедливости, а скорее ощущение пустоты, грусти, а в чем-то даже сочувствия и понимания...
Край территориальный, край жизни, край любви, край межличностных отношений, край поступков, край глупости, край жестокости, край воли ...
Слово "край" имеет несколько значений:
1. предельная линия, предельная часть чего-нибудь;
2. а) разг. - часть чего-либо, наиболее удаленная от центра; окраина. б) перен. Конец, предел, рубеж, грань;
3. страна, область;
4. административно- территориальная единица России.
Каждый делает свой вывод!!!
начну с самого главного - фильм мне очень пришёлся по душе! но стоит сначала сказать о режиссёре - об Алексее Учителе. Это мастер своего дела, который фильм за фильмом снимает кино о ЧЕЛОВЕКЕ! О его характере, проявлениях, особенностях и недостатках. И если в "Прогулке" важно было настроение и атмосфера Питера + 3 вспышки от Фоменко (ярчайшие Цыганов и Баршак и великолепная Пегова), то далее конечно во главе угла – герой!
Что в «Пленном», что в «Дневнике его жены» – всё крутится вокруг главного действующего персонажа и всем, что вертится вокруг него.
Не стал исключением и Край. Только с небольшим уточнением – фильм о людях. О людях-кремнях, благодаря и вопреки которым и жива ещё страна, которую ни мечом, ни огнём…сильный характер и непоколебимая воля - вот слагаемые выживаемости нашего народа. Которого, что в древние века…ни монголы, ни татары, ни большеви-ки, да и гитлеровская армия, да и нынешняя чума, пока не могу оп-ределить какая – финансово-ненасытная чтоли – ничто это не может сломить, уничтожить, положить на лопатки.
В фильме показан Край земли. Дальше сослать свой же народ не-возможно. А смотришь на этих мужиков, баб – голыми руками лес валят, для «большой земли» видимо, и чем они такие «убогие»? По-литические видимо...в плен попали..а раз так – нечеловеки! Зверские условия и ужасное отношение к собственному народу. Ни это ли ге-ноцидом называется?
Машков-Игнат – типичный пример настоящего мужика, с ясным и светлым сознанием и работающими мозгами, солдат, вояка. Нюхнул и пороха, а после «списания», в связи с контузией, перебрался на самый край Родины, которая пожевала-пожевала и плюнула, при-нявшись за новую плоть, пока ещё здоровую… А у вояки и мнение собственное есть, характер, что было большой редкостью для чело-века того времени, которое он защищает и оберегает (мнение), от всех!
Встать против толпы, против своих же, за кого и контузия, за кого и кровь проливал, и свои же потом и били и унижали, вобщем делали всё, чтобы истребить и выбить из головы эти «самостоятельные» мысли, мешающие зомбическому навязыванию.
Дааа, конеееечно, соглашусь с критиками – ну не совсем правдопо-добно показана сцена восстановления одного пролёта железнодо-рожного моста простым русским мужиком, и немкой, которая стано-вится второй главной героиней далее. Ну и пусть что не могли они его построить и не могли по «хлипкой» конструкции перевезти много-тонный паровоз – ну это же в конце концов неважно! Ну не нужно же в художественном кино искать оттенки кетчупа, заменяющего кровь. Иначе тогда мы потеряем всю прелесть задумки авторов, переста-нем сами мыслить и представлять. Т.к. ну не надо искать реализм всюду, или же тогда полностью переключиться на Подводную Одес-сею тов. Кусто – там правда, там реальные рыбы и настоящая кровь откушенных конечностей, но нет мысли режиссёра и сценариста, ко-торую они и доносят до нас, благодаря актёрам.. Сцена с мостом показывает что русский воин не отступает перед препятствиями, ко-торые его только закаляют и показывают как человека, которому легче мост через сибирскую реку построить, чем уживаться с толпой, к которой они и едут...обстоятельства..
Немка, прожила в Сибири 5 лет, после того, как красные офицеры постреляли тогда ещё мирных и вежливых немцев, которые прибыли в сибирь для осуществления какого-то проекта. Но не договорившись – получили свинец в тела…похожие методы с сегодняшними реа-лиями, правда?
Все смотрят на появившегося «пришельца» с «фашистской» речью – как на врага народа, а враг этот ничего кроме как проживания в си-бирской тайге, да питания шишками и кедровыми орехами и не сде-лал ничего дурного. Но лучше чтобы враг был «импортный», так же легче и проще. Пусть свой офицер творит беззаконие в мирное вре-мя, но плохая всё равно немка, потому что немка, и всё!
В финале фильма разум и здравый смысл побеждают беспробудные и затуманенные головы, виден свет..только вот смотря на героев 46-48-х годов 20 века, мы с вами-зрители 21 века знаем-свет был от фонаря, батарейка закончилась быстро, свет погас...
Музыка к фильму – большой плюс и несомненно попадание, на-сколько я смог разглядеть в титрах – немецкий композитор. Что же честь и хвала, в точку!
Фильм будет представлять Россию на «Оскаре», в номинации Луч-ший иностранный фильм. Не могу сказать насколько он лучший из всех иностранных, но то что самый достойный за последнее время в российском прокате – однозначно!
И непременно заслуживает полных залов и внимания к себе.
Сегодня смотрел фильм "Край".
Это один из лучших Российских фильмов...сто процентов. Шикарный сюжет, изумительные актеры. Машков - просто стал моим кумиром, блестящий актер.
Советую этот фильм посмотреть абсолютно всем и не дома, а в кинотеатре.
P.S. Много обнаженных девушек для ценителей, прилагаются ))
Как ни странно, невероятно красивый и светлый фильм. Фильм о том, как остаться человеком в почти нечеловеческих условиях, фильм о любви, о человеческих переживаниях. Но самое главное, это фильм о прощении - любовь фронтовика-победителя к немке более чем символична. Так и изломанная войной страна не только смогла прийти в себя, но и простить напавших на нее.
Как же в нашей стране любят пиарить никчемные фильмы, снимать о тиранах советского периода, несколько приукрашивая действительные факты и выставляя их уже не злодеями, а добромолодцами и национальными героями! А как стали в каждый диалог вставлять ненормативную лексику! Ну, черт возьми, не ближе к народу получается картина и персонаж, а все это вызывает отвращение!
Владимира Львовича Машкова я знаю очень много лет, он являлся моим учителем. Моя любовь и уважение к нему не имеют границ. Он очень любит участвовать в военных фильмах, играя сложную судьбу и моральные переживания человека. В каждою свою роль он погружается полностью, весь и без остатка, что ни на есть вживается в нее, осваивает профессию своего героя и вносит что-то новое в его характер. Все сложные сцены Машков выполняет без каскадеров, в сцене при строительстве моста на реке однажды чуть не погиб из-за сильнейшего течения. Я преклоняюсь перед талантом Владимира Львовича. Это человек, у которого вечно «горят» глаза, амбар различных мимик и жестов, неиссякаемый источник сил, энергии, мужественности, храбрости.
При всем моем уважении к актеру, фильм мне не понравился. Герой получился эгоистом, эдаким жестким и суровым «суперменом», который и женщину чужую уведет, и даст в поддых любому, и заставит всех жителей села приседать по команде, и немку защитит от безжалостных русских людей, и, конечно, будет рассекать на починенном им же паровозе (смысл его катаний я так и не поняла). Слишком обозленные люди, выглядившие чересчур деревенскими, к которым нет ни йоты симпатии и сострадания. Базарные любопытные бабы (тягающие тяжеленные брусья), соперничащие гордые мужики (находящиеся перманентно в нетрезвом состоянии), постоянные шуточки, подколы, мат, мордобой, гонки на старинных паровозах выводят из себя. А уж костры посредством явной компьютерной графики и вовсе «убили». Бюджет в 11 миллионов долларов, но где же эффекты? Как таковую, переправу через еле дышащий мосточек славного паровоза «Густав», столкновения паровозов мы не увидели. Я понимаю, военные годы, людям не до веселья, но фильм серый, унылый, сумбурный и скучный. Мне не хотелось бы, чтобы этот фильм увидели за рубежом. Теперь точное докаазтельство, что у нас медведи ходят по улицам.
Тот, кто надеется посмотреть фильм «Край», будет приятно (или неприятно) обманут. Он посмотрит сразу два «Края». Две трети фильма – это критический реализм. Остаток – оголтелый символизм. Два фильма по цене одного – почти всегда хорошо. Но в этом случае – вряд ли…
Итак, сентябрь 1945. Контуженный сержант Игнат демобилизован и отправлен в Сибирь, на железнодорожную станцию Край. Дальше – некуда, дальше нет ничего. По гражданской профессии, Игнат – машинист. И первым делом он отбирает паровоз в более-менее честном поединке у предыдущего специалиста Степана. Потом он отбирает у того же Степана бабу. Игнат суров, неулыбчив, зол. У бабы – сын, прижитый во время работы на немецкого хозяина. Вообще, на станции Край живут вольные поселенцы, зависшие между небом и землей: они не лагерная пыль, но и не строители социализма. Начальник Края – слабак. Невидимый куратор Края особист Фишман – чудовище вроде медведя, который шастает в окрестностях и почитается священным. Важную роль в жизнедеятельности поселка играет якут-алкоголик, задача которого – хреново встречать. А на острове в глубине тайги затаился мертвец, стреляющий во все живое. Туда и отправляется Игнат, когда баба ему надоедает.
Как видим, символов среди персонажей хватает изначально. Но до поры до времени они живут, как люди (жрут, трахаются и даже потихоньку молятся). Между ними все жестко – но в этом очищающая прелесть: суровый быт и отношения, лишенные сантиментов, обнажают главное. История любви и выживания разворачивается отменно: упруго, без соплей и лишней философии. Машков чертовски хорош. Все эти роли жилистых мужчин на грани нервного срыва как будто для него специально придуманы. Тяжелая история движется к своему нелегкому завершению, и это правильно, хотя и горько.
Все меняется, когда приходит время развязывать сюжетные узлы. Тут в творческом механизме Алексея Учителя вдруг срывает какую-то гайку, и он идет вразнос. Наслаждаясь изменившим ему чувством меры, он поливает с экрана сериальными страстями и тяжеловесными символами, лобовыми, как танковый натиск. Начинается совсем другое кино, имеющие, может быть, свои достоинства – но совершенно неуместное после интонации, взятой с первых кадров и толково сохранялась до самой точки кипения. Трагедия превращается в фарс, а заключительный монолог просветленной немки звучит, как контрольное издевательство над зрителем, разбирающимся в жизни.
Хотя… Разве это про жизнь? Скорее, это сказки народов севера, Помните - где росомахи, нерпы и мухоморы? Только с мухоморами Учитель переборщил. А так – сказки, как сказки.