Исторический, Мелодрама |
14+ |
Зенке Вортман |
22 октября 2009 |
10 июня 2010 |
2 часа 29 минут |
paepstin.film.de |
В глухом Средневековье IX века жадная до знаний девица Иоанна (Вокалек) мечтает лечить людей, но ее отец-садист (Глен) уверен, что женское образование — дьявольские выдумки. Тайком выучив латынь и греческий и в процессе случайно влюбившись в женатого рыцаря (Уэнем), Иоанна переодевается в одежду погибшего брата, пеленает грудь и становится монахом-бенедиктинцем, на протяжении десятилетий чудом избегая разоблачения в самом прямом смысле слова. Оказавшись-таки на грани провала, она отправляется в Рим, где вылечивает от подагры старого, но веселого папу Сергия (Гудман), после чего, не выходя из образа мужчины-монаха, становится его врачом, секретарем и, в конце концов, преемником, то есть преемницей — просвещенной и прогрессивной папессой Иоанной.
Двух с половиной часовая немецкая экранизация дамского бестселлера американки Донны Кросс — массивная и не очень вдохновенная, но на удивление по нынешним временам добротная историческая постановка, не впадающая в убожество школьного спектакля, но и не кичащаяся голливудским богатством. О достоверности говорить нечего — на экране непонятные нам Темные века, в основе сюжета совершенно недостоверная легенда, — но некая условная правда хорошего вкуса соблюдена здесь почти во всем. Удовольствие наблюдать за негромкой работой технического и художественного отделов помогает преодолеть скуку от всего остального, включая довольно кислую мину актрисы Вокалек, которая, увы, отнюдь не Инна Чурикова в роли другой Иоанны-со-склонностью-к-переодеваниям. И да — даже до некоторой степени принять идеологические мотивации авторов, превративших скабрезный навет на апостольский престол в гимн раннему феминизму, основные вопросы которого, по их мнению, не отличались от нынешних: мужской шовинизм, зависть соперниц и конфликт между карьерой и физиологией. Что касается последнего, то тут с ними и не поспоришь: сложно придумать более зрелищную иллюстрацию этого конфликта, чем финал легенды об Иоанне, родившей бастарда прямо на папском троне.
Оставим написание рецензии профессионалам, я хочу поделиться лишь своими впечатлениями. Фильм не о феминизме и не о трудной доле женщины, а о том, как чудовищно делить людей на высший и низший сорт, о том, сколько талантов и возможностей общество упустило из-за с...ского мужского средневекового высокомерия(которое, как известно, порождается комплексом неполноценности). Но самый печальный вывод из всего этого - в 21 веке большинство мужчин (судя по саркостическим комментариям к фильму) желали бы видеть в женщине кухонную и постельную рабыню, а не партнера и друга (и правильно - женщины, несмотря на ограничения, которые накладывает материнство, слишком часто оказываются благороднее, сильнее, умнее, успешнее, а этого никак нежная мужская психика вынести не в состоянии)
Пафосный и скучноватый манифест феминизму, романтизирующий похоть и неверность.
Особенно растекаться мыслию по ленте не хочется, поэтому отмечу пару ньюансов:
1) пропаганда неверности во всех смыслах - себе (потому что шла не туда, куда душа подсказывала, а куда звала гордость и желание самореализации), Богу (избрав служение Ему, на стороне имела любовника) и близким (удержала около себя влюбленного, зная, что никогда не даст ему счастья);
2) смешная пафосность - про Иоанну во все времена принято было говорить как анекдотичный персонаж, тут же актрису буквально распирает от ощущения величия миссии кинолидера феминисток, что хорошо заметно по игре (ее полному отсутсвию);
3) приятные исторические костюмы и декорации.
Если говорить честно, то лента провальная - ну или годящаяся только как пособие для идеологов феминисткого движения.
История с Иоанной, конечно, темная. И была ли она? Если и была, то вряд ли походила на героиню фильма, и это и не важно.
Фильм продвигает одну идею, она идет через весь фильм: отец дан как сплошной садист-фанатик, мужики в большинстве своем развратные тупицы (в принципе, так оно и было в то время :). На этом фоне барышня наша просто мегамозг, суперлекарь, гиперархимед и вечное сияние божественной любви. Ни одного негативного качества за весь фильм, и сама смерть - как на алтаре. Плюс - собрала вселенский собор (судя по датам, до раскола это было). После просмотра такого убедительного, такого достоверного фильма хочется сказать: "ну и что, если женщина будет управлять церковью - что за пережитки?", "подумаешь, гомосексуальное венчание, они же никому не мешают" и так далее. Ужасные вещи вводят в наше сознание постепенно, и, не последним образом, через зрелища.
Фильм вышел в 2009 году, том самом когда протестанты в Германии избрали себе женщину-епископа, а в Швеции епископ-женщина, Ева Бруне, лесбиянка, одобрила официально гомосексуальные "браки". В общем, Дьявол работает медленно но верно. Может, лет через тридцать мы будем говорить: "Да, он убивает и ест младенцев, но ничего страшного, он ест только бездомных и больных неизлечимо, снижает им страдания". Выйдет еще какой-нибудь фильм про то, как это здорово.
Мир летит а пропасть, короче...
Да, и "у женщин от грамотности пересыхает лоно, это общеизвестный факт" :)
Вот как было просто? Нельзя бабе учиться, ибо грех, и все тут. Но, оказывается, не всякий грех, придуманный человеком, опасен. Не очень то уж и навредила, а даже наоборот, Ионна. На том самом папском престоле. Да и собственно до него.
Если отойти от лирики, то фильм очень хороший. И женщина - умница, и мужчина - рыцарь, и злой коварный парнишка, притендующий на престол,и любовь, и мука. Все есть. Классика жанра.