Москва
6.9

Фильм
Агора

Agora, Испания, Мальта, 2009
Описание Афиши
Описание прокатчика
Мощно сделанный, но чересчур прямолинейный пеплум о вреде религии

Мощно сделанный, но чересчур прямолинейный пеплум о вреде религии.

  • Агора – афиша
  • Агора – афиша
  • Агора – афиша
  • Агора – афиша
  • Агора – афиша
Исторический, Приключение, Драма
12+
Алехандро Аменабар
17 мая 2009
11 февраля 2010
2 часа 6 минут
agorathemovie.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Алехандро Аменабара

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
1 февраля 2010
Мощно сделанный, но чересчур прямолинейный пеплум о вреде религии

Конец четвертого века нашей эры, Александрия доживает последние годы в качестве культурной столицы мира. Красотка Гипатия (Вайс), дочка директо­ра Алек­сандрийской библиотеки, ходит босиком по нагретому мрамору, размышляя об орбитах небесных тел, а в свободное время преподает местной золотой молодежи точные науки плюс — с опережением на пару тысячелетий — основы фе­минизма. Те слушают с открытыми ртами (понятно, не из-за интереса к точным наукам). Один из влюбленных учеников (Эванс) впоследствии станет важным епископом, другой (Айзек) — имперским префектом. Оба умоют руки, когда получившие господдержку христиане начнут разносить остатки античного мира в мрамор­ную крошку.

38-летний испанский гроссмейстер Аменабар привык ставить с ног на голо­ву любой жанр, за который берется: в его впечатляющей фильмографии уже есть реалистичный фильм о снах («Открой глаза»), до жути осязаемый — о привидениях («Другие») и один из самых динамичных — о параличе («Море внутри»). С кино из античной жизни он проделывает тот же трюк: в «Агоре» нет обязательной для пеплума любовной линии (Гипатия, как положено воплощенной премудрости, не дается в руки ни римскому аристократу, ни хорошенькому рабу, а все разговоры о любви ловко переводит на Аристотеля), нет батальных сцен (вместо них — снятые злой репортерской камерой уличные беспорядки), наивысшего эмоционального накала картина достигает в момент разговора о земном притяжении или о том, что важнее — круг или эллипс. В закате греко-римской культуры Аменабара привлекает не декадентский мелодраматизм исторического задника, а параллели с сегодняшним днем — христиане выглядят и действуют как исламские террористы (для ясности мощный визуальный упор сделан на их носы), римляне мямлят в уголку, как руководство Евросоюза. Аналогия небезынтересная, особенно в контексте нового Средневековья, ласточек которого дав­но стращаются европейские интеллектуалы. И мысль, что для любой религии в молодости органично стремление выжечь все вокруг, вполне способна потряс­ти тех, кто в детстве пренебрег учебником истории. Но достойный того самого советского учебника антиклерикальный пафос в конечном счете подминает под себя хорошо сделанный фильм, превращая живых героев в цветные иллюстрации к авторским тезисам. Предлагаемый Аменабаром символический расклад (атеизм — красивая телочка, религия — немытый ублюдок с камнем в руке) мо­жет выглядеть освежающе, особенно в контексте современного кино, где каждый пенек норовит под финальные титры обратиться к Богу. Но вместе с тем, как это бывает с людьми в полемическом запале, испанец, мягко говоря, несколько упрощает.

26
2

Отзывы

5
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 797
10 февраля 2010

Гипатия родилась примерно в 370 году и была дочерью александрийского математика Теона. С детства она имела склонность к наукам, и впоследствии, благодаря исключительности ума, снискала уважение и почет как философ и ученый. Она занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарий к сочинению Аполлония и Диофанта. Имеются сведения о том, что Гипатия изобрела ареометр - прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения астрономических координат, планисферу, позволяющую вычислять заход и восход небесных светил. Не было в Александрии человека, не знавшего о Гипатии. Ее имя упоминается во многих книгах и письмах ученых и политиков того времени.
Характерно высказывание Сократа о Гипатии: “Она достигла таких высот познания, что превзошла всех философов своего времени; наследница платоновской школы, возрожденной Плотином, она читала философские лекции всем тем, в ком было желание услышать”.
Увы, историкам не известны ни философские взгляды, ни математические результаты исследований Гипатии, поскольку ни одна из написанных ее работ не дошла до нас, а сама Гипатия стала жертвой заговора. Ее убийство, имевшее место в марте 415 года, во время великого поста "навлекло немало позора на александрийскую церковь".

За три дня до нынешнего великого поста выходит в прокат фильм испанского оскароносца Алехандро Аменабара «Агора», исторический эпос, центральной фигурой которого становится Гипатия в исполнении Рейчел Вайз. Название фильма отсылает нас к толковому словарю, в котором значится, что Агора — это древнегреческая рыночная площадь, место общегражданских собраний, зачастую административный и экономический центр города. Таким образом, основная тема фильма - исторические и политические события, имевшие место в римской Александрии на рубеже четвертого и пятого веков.

Дату релиза наверняка определяли такие же антиклерикалы, как и сам Аменабар. Картина прямолинейно обличает первых христиан во главе со епископом Кириллом Александрийским, после смерти причисленного к лику святых. Все христиане в фильме либо фанатичное невежественное зверье, бывшие рабы и бродяги, либо хитрая властолюбивая знать, для которой вера в единого Бога - аргумент сугубо политический.

Фанатики христианской веры в фильме ведут себя хуже большевиков в 17 году. Они последовательно: неполиткорректно высказываются о язычниках, кидают в шутку их в огонь, получают отпор и, озлобившись, уничтожают Александрийский научный центр Серапеум, храм бога Сараписа, а также крупнейшее книгохранилище Александрийскую библиотеку. По свидетельству древних писателей, во время того набега сгорело семьсот тысяч томов. В картине все это происходит на глазах Гипатии, которая сама готова умереть за свитки, но ее удерживают рабы ее отца. Возможно, так оно и было, ведь реальная Гипатия и ее семья жили на территории Серапеума.
После полного свержения язычества в городе, продолжаются гонения на иноверцев, теперь люди нового епископа Кирилла устраивают еврейские погромы. Особенно неистовствуют парабаланы (бывшие солдаты и гладиаторы). Помимо того, церковь осуществляет давление на префектов округов, и в какой-то момент решает убрать с дороги Гипатию, имеющую большое влияние среди ученой знати и обоснованно критикующую политику епископа.

Поскольку о жизни Гипатии сохранились лишь отрывочные и случайные известия, составить сколько-нибудь подробную ее биографию нельзя. Поэтому сценарий «Агоры» может быть рассмотрен только как одна из версий жизни Гипатии, а в такой истории невозможно обойтись без домыслов и допущений. Картина охватывает временной промежуток в 30 лет, но для зрителя картины исторические события наслаиваются одно на другое, без интервалов и привязок к датам. Реальная Гипатия была убита в возрасте около 50 лет, между тем в картине она умирает молодой. В «Агоре» нашлось место и для зачатков любовной интриги, сразу двое мужчин питают к женщине-философу пламенную страсть – бывший раб Давус и один из учеников, а в последствии префект Орест. Один из них получает в дар платок с ее «месячным циклом», другой – свободу. Однако, обе любовные линии ни к чему не ведут, выдавая с потрохами свое искусственное происхождение.

Историческая драма такого уровня требует обильных затрат, Аменабар уложился в $73 000 000, воссоздав древнюю Александрию довольно детально, однако, похоже, что в качестве исторических источников были использованы стандартные путеводители. Храм, театр, общественный туалет, в котором римляне мужского пола сидят и читают со спущенными (не задранными) юбками. Костюмы с первого кадра зрительно подчеркивают разделение персонажей на хороших и плохих. Хорошие (язычники) в белых тогах, плохие (христиане) в черном тряпье, евреи в чем-то сером.
Забавным художественным решением выглядит периодически вставленная в фильм земля из космоса и эффекты, имитирующие Google-Earth, призванные проиллюстрировать с одной стороны размышления Гипатии об устройстве вселенной, а с другой демонстрирующие, что Бога нет.

Жанровая ли картина "Агора" или авторская, сразу не разберешь. По грандиозности замысла и художественному воплощению это исторический голливудский блокбастер. Однако, для большого кино идея слишком резкая, а история постоянно "уходит" от Голливуда (в фильме могло бы быть, но нет противостояния личностей, нет ни одного "правильного" поединка и некоторых других необходимых элементов жанрового кино). Авторский замысел, идеи о том, что наука и культура много выше и добросердечнее религии, о том, что между силой и насилием нет границы, перешибают зрелищность. Фильм, безусловно, интересный, однако, все то же самое, но лучшим языком, изложено на пяти страницах альманаха из серии ЖЗЛ («Гипатия, дочь Теона», автор А. Штекли).

11
0
9
Sergey Gureev
96 отзывов, 700 оценок, рейтинг 361
1 марта 2010

Очень мощный и ценностно очень правильный фильм. Эпический и колоссальный – идеально выбранная эпоха позволяет Аменабару свести в одном месте в одно время основные ужасы и проблемы человечества всех времен и народов, создав настоящую энциклопедию людского невежества и деструктивности, проведя при этом очень четкие и легко читаемые параллели со всей последующей историей человечества и современным миром.

Кино прямолинейное, без особых тонкостей, идет напролом, бьет молотом в колокол и по головам, словно Аменабар, придя в окончательное отчаяние от непрекращающегося людского сумасшествия, делает последнюю попытку достучаться. Киноязык для этого выбирается простой, понятный, громкий, мощный. Можно за это критиковать по-киномански, а можно и похвалить, потому что, кажется, только так и можно еще пытаться кого-то встряхнуть и по-настоящему высказаться о столь важном, вечном, столь обширном и трагичном. Редкое кино.

Несмотря на формально вроде бы жанр пеплума, в центр сюжета Аменабар помещает не героическое повествование а-ля "Спартак", "Гладиатор", "Александр" или "300", а серьезные религиозно-социально-политические конфликты: "цивилизованная" языческая римская аристократия vs. набирающая силу "варварская" религия масс – христианство vs. старый "добрый" традиционный иудаизм vs. лавирующие между ними политиканы и, наконец, vs. научный, просветительский гуманизм, олицетворяемый Гипатией, отлично сыгранной Рейчел Вайз.

Да, смотреть тяжело. Monkey killing monkey killing monkey – христиане сжигают ораторов, язычники используют рабов и режут христиан, христианская чернь, вооружившись дубинами и граблями, в свою очередь, убивает язычников, ломает статуи, сжигает манускрипты, превращает Александрийскую библиотеку и храм Серапеум в стойло, забивает евреев камнями, те в ответ забивают камнями христиан, те в ответ убивают евреев и сжигают их трупы на кострах, и т.д. и т.д. и т.д.

Насилие порождает насилие. И тогда, и потом, и сейчас. В вонючем котле варятся жажда власти, манипулирование массами, сексизм, конфликты личности и толпы. Кипит этот котел на огне извечного столь присущего человечеству разделения – религиозного, социального, национального, полового – и чуть ли не на главном грехе, красной нитью, проходящем через фильм, – невежестве и неспособности мыслить.

Но кино отнюдь не чернушное. Луч света в темном царстве пусть и одинок, но сияет, ясно и ярко, как звезда. Альтернатива всему злу, с которой очевидно солидарен и сам Аменабар, - разум, терпимость, ненасилие, культура, искусство, гуманизм, критическое мышление, отсутствие слепой иррациональной веры в авторитеты (религиозные, политические). То, что Фромм называл радикальным гуманизмом. И этим гуманизмом весь фильм буквально пронизан.

Сила кино в том, что оно отнюдь не просто историческое, а остро актуальное. Параллели со всей историей "развития" человечества и современным миром налицо, все метафоры как на ладони. Человечество по сути с тех пор не поменялось, неважно 500, 1000 или 1500 лет проходит: все так же горят на кострах инквизиции Бруно и бесчисленные женщины, а в нацистских печах – евреи; революции и гражданские войны топят страны кровью; все так же громят города безумные толпы (неважно после футбольных матчей или после политических демонстраций); все так же "верующие" убивают друг друга крестовыми походами, исламским и другими фундаментализмами; все так же разрушают храмы, все так же взрывают статуи (пусть не Сераписа, а, скажем, Будды в Афганистане); все так же одни дискриминируют и убивают других, не похожих (будь то геи, негры или азиты); социально-экономические проблемы не решены; все так же воруют и жаждут власти попы; а власть имущие погрязли во лжи и удовлетворении собственных амбиций; жизни все так же приносятся в угоду геополитическим интересам; а "общество" в целом существует, руководствуясь животными инстинктами. Продолжать можно долго. Разница в том, что развились технологии и общество потребления – пушки стали мощнее, брюшки стали жирнее. Но национализм, мракобесие, ксенофобия, жестокость, насилие, шовинизм, людская ограниченность, глупость и пр. и пр. - на своем месте. Да, теперь в школе учат, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот (хотя и по сей день далеко не все знают об этом), но разве человечество по большому счету стало умнее, чище, духовнее?

Возвращаясь к кино, - шикарный концентрированный фильм для всех тех, кто способен вылезать из скорлупы и готов задумываться о глобальных проблемах человечества как вида.

4
0
7
Lleni
9 отзывов, 22 оценки, рейтинг 21
24 февраля 2010
Главное блюдо Великого поста

Отчего фильм выдающийся? Оттого, что таких почти нет, тем паче в среде массового кинематографа.
Не ясно тем не менее, какова целевая аудитория. Истово верующих таковое зрелище не переубедит, а разозлит. Не осведомленных относительно религии, либо же не интересующихся--возможно, от веры отвратит, озлобит, но не слишком-то, думаю, образует и не построит в их сознании сколь-нибудь грамотной картины событий. Для смыслящих же в деле преподнесет схему чересчур упрощенную, которая может разочаровать даже.
При том, что основная цель фильма образовательная, видимо.
Потому как обаятельнейшие актеры играют хорошо, но играют всего лишь иллюстрации к учебнику истории.

4
0
9
Olessia Podtserob
9 отзывов, 146 оценок, рейтинг 14
5 марта 2010
При чем здесь платок?

Ученая Гипатия, благочестивая, умная и красивая. В начале фильма она находится на пике благополучия, она преподает молодым людям из правящих кругов общества, все ею восхищаются, и она даже может позволить себе подарить поклоннику платок, испачканный кровью, в ответ на его пылкое признание в любви.
Кстати, а к чему здесь вся эта история с платком?
Есть такая индийская притча, которая может пролить свет на странный, с точки зрения современного человека, поступок.
"Однажды очень влиятельный человек с крепким телосложением, но сомнительной репутацией, влюбился в прекрасную девушку. Девушка была не только очень хороша собой, но и целомудренна, поэтому ей не нравились ухаживания этого человека. Мужчина же был настойчив, поэтому девушка попросила его подождать семь дней и назначила время встречи. Он согласился и с нетерпением стал ждать назначенного срока.
А эта благочестивая девушка, чтобы показать настоящую красоту абсолютной истины, воспользовалась весьма поучительным методом. Она стала принимать большие дозы слабительного и рвотного, так что в течение семи дней страдала от непрерывного расстройства желудка и рвоты. Результаты своей болезни она собирала в специальные горшки. Из-за принятия слабительных так называемая красивая девушка стала худой как скелет, кожа ее почернела, а прекрасные глаза ввалились. И вот в назначенный час она с волнением ожидала встречи с нетерпеливым мужчиной.
Он пришел разодетым, и, увидев ожидавшую там безобразную девушку, осведомился у ней о той красавице, на встречу с которой пришел. Он не смог узнать в этой девушке ту самую красавицу, о которой спрашивал; более того, он не узнал ее даже после того, как она несколько раз сказала ему, кто она - в таком жалком состоянии она находилась.
Наконец девушка сказала этому влиятельному человеку, что выделила составные части своей красоты и собрала их в горшки. Она сказала также, что он может насладиться этими соками красоты. И когда наш мирской романтик попросил показать ему их, она подвела его к сосудам, от которых исходил невыносимый запах. Так ему была поведана история происхождения жидкой красоты."
Так же и Гипатия пытается показать влюбленному в нее Орестесу, чего на самом деле стоит ее красота. Ей хотелось бы, чтобы в ней в первую очередь уважали человека, ей не нравится сведение ее личности к женской красоте и детородной функции. Гипатии нужна свобода, чтобы она могла без помех раздумывать о вращении Земли вокруг Солнца. При этом она не задумывается над тем, а откуда же взялось это солнце. Ответ на этот вопрос знает необразованный раб, он говорит, «Круглая Земля или плоская, ведает один Господь». Остальные мужчины в это время заняты интеллектуальными изысканиями другого рода – они решают, кто достоин жизни, а кто нет. Христиане объявляют, «Языческие храмы, символы и жертвоприношения запрещаются. Тот, кто будет пойман, будет жестоко наказан». Здесь возникает вопрос - к этому ли призывал Иисус, об этом ли написано в Священном писании? Ведь Христос проповедовал всем. Потому что он видел, что каждый является сыном Бога. Он проповедовал и богатым, и бедным. Он проповедовал даже римскому солдату. У него было сострадание ко всем.

Утверждение, что мужчина не должен позволять женщине руководить собою, и правило для женщин, обязывающее их носить головные уборы – это внешние атрибуты той истины, что женщина призвана помогать мужчине. Когда Орестес просит Гипатию помочь ему, он говорит, «Без тебя я не справлюсь в борьбе с Кириллом». На что она гордо отвечает ему, «Ты уже проиграл», и оставляет его. В то же время единственный из мужчин, кто действительно видит в Гипатии дочь Бога, а не просто привлекательную женскую форму, наделенную развитым умом, это бывший раб. Именно он, не задумываясь, проявляет к Гипатии высшее сострадание и спасает ее от мучений. Но и он не совершенен, достаточно вспомнить его окровавленный меч, снятый крупным планом. Так и получается, что в фильме Аменабара нет разделений на хороших и плохих. Он показывает происходящее отстраненно, без оценок, и под конец понимаешь, что Гипатия, на первый взгляд кажущаяся единственным нравственным человеком в этой истории, тоже не является идеалом, так как она отвергает свой женский долг. Уставшая от потребительского отношения со стороны сильного пола, женщина пытается найти убежище в интеллектуальной деятельности, но, лишив себя покровительства мужчины, обрекает себя на погибель. В память врезается кадр, где женщина во время погрома буквально выпадает из своего платья, и ее обнаженное тело резко контрастирует с безумием, творящимся вокруг. Общество, в котором женщина находится под защитой, позволяет ей быть целомудренной, и она может воспитывать праведных детей. И напротив, общество, унижающее и убивающее женщину, не может претендовать на звание цивилизованного. Такое общество обречено.

3
0
9
adult_young
113 отзыва, 645 оценок, рейтинг 292
19 февраля 2010

Узнав, что "Агору" пустят-таки в прокат в моем городе, очень удивился и сразу же решил обязательно сходить до отъезда на учебу, где ее в прокате не было. Так как фильм идет 2-20, да еще про религию, с трудом удалось найти попутчика в кино. сеанс был вечером в субботу, и зал был полон на 2/3 парами 30-40-летних. по-видимому, главным критерием их выбора было: "Бабенка красивая на постере, давай сходим". на моем ряду сидела компания из мужика и двух женщин, он отбыл в бар через 15 минут с фразой: "Ерунда какая-то, пойду лучше пива попью", женщины остались, разговаривая по телефону, после сделанных замечаний, одна из них решила вздремнуть - полфильма слышалось ее мирное посапывание.
фильм, приятно удивляет технической стороной, да и костюмеры с художниками постарались на славу. где номинации на Оскар, не ясно (наверное там же, где номинация Тома Форда за костюмы в "Одиноком мужчине").
ну и, конечно, Рэйчел Вайс. уж не в первый раз, Аменабар делает главной героиней красавицу и методично любуется ею, в изумительных ракурсах была уже Николь Кидман. весь фильм держится на Вайс. она же хорошая актриса очень: милые роли в "Моем мальчике" и "Мумиях" (в третьей части была заменена на какую-то уродину, и фильм стало невозможно смотреть, не спасала даже умильная роль Джета Ли), оскароносный "Преданный садовник", только в "Моих черничных ночах" было слегка за нее неудобно (из нее такой же алкоголик, как из Маковецкого в "12"). в "Агоре" она какая-то смесь Юлии Латыниной и Людмилы Алексеевой, только красивая и молодая. женщина vs мужчина, интеллигенция vs власть, наука vs религия, знание vs невежество, это множество вечных противостояний Вайс вытягивает своим талантом и красотой на простой, но мощный уровень, и это замечательно. это история мужественной женщины, не поступившейся со своими принципами, предвосхитившей свое время, ставшей символом умирающего эллинизма и одной из первых раздавленных христианством ученых. последний раз я выходил из кино в таком потрясении-восторге после "Бенджамина Батонна". Аменабару - браво, Вайс - умница и красавица, ну и Иоанн-Павел II не зря извинялся за грехи церкви.
ps: самое смешное, что деньги на этот антирелигиозный фильм дали в католической Италии.

3
0

Подборки Афиши
Все