Москва
7

Фильм
Город жизни и смерти

Nanjing! Nanjing!, Китай, Гонконг, 2009
О фильме
Шокирующая до обморока эпическая драма Лу Чуаня о неизвестной кровавой странице Второй мировой Снятая под документ черно-белая лента повествует о малоизвестной странице Второй мировой, когда в 1937 году японские войска утопили в крови и слезах китайский город Нанкин, методично уничтожив сотни тысяч солдат и мирных жителей. Еще до Хатыни и Освенцима японские каратели в звериной жестокости уже превзошли гитлеровских нацистов. Драматические исторические события описываются в картине с нескольких точек зрения — китайского солдата, гражданских лиц и офицера японских оккупационных войск.
  • Город жизни и смерти – афиша
  • Город жизни и смерти – афиша
  • Город жизни и смерти – афиша
  • Город жизни и смерти – афиша
  • Город жизни и смерти – афиша
Исторический, Драма, Военный
16+
Лу Чуань
22 апреля 2009
11 марта 2010
2 часа 12 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Лу Чуаня

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Петр Фаворов
260 отзывов, 286 оценок, рейтинг 3363
1 марта 2010
Крайне сдержанное обличение геноцида

Зимой 1937/1938 года японская императорская армия вошла в Нанкин и устроила страшную бойню среди военнопленных и мирного населения. За шесть недель в городе погибло до 300000 человек, еще 200000 спаслись в зоне безопасности, организованной пятнадцатью оставшимися в Нанкине европейцами на территории местного университета.

Короткая историческая справка: самый подходящий способ изложить содержание «Города жизни и смерти». Режиссер Лу Чуань («Горный патруль») занимает 132 минуты фильма не одной романно выстроенной историей, а последовательностью не очень связанных между собой эпизодов. Вот китайский офицер Лу (Лю Е) попадает в плен в последнем очаге сопротивления. Вот японские войска разными способами истребляют китайцев и насилуют китаянок. Вот представитель компании «Сименс» Йон Рабе (Джон Пейсли), козыряя своим статусом члена НСДАП, требует от японцев уважать границы зоны безопасности — так что свастика как символ надежды соперничает тут с Красным Крестом. Вот его секретарь-очкарик мистер Тенг (Фань Вэй) нелепо заискивает перед оккупантами ради сохранения жизни мирных жителей. Вот, наконец, единственный, пусть и сомнительный, претендент на звание главного героя — юный японский сержант Кадокава (Хидео Накаизуми), который трогательно влюбляется в «женщину для комфорта» из армейского борделя и вроде как вообще переживает из-за творящегося вокруг ужаса.

Несмотря на умеренные проблемы с цензурой, «Город жизни и смерти» по статусу — народный блокбастер об одной из главных для китайцев трагедий XX века: детей на него водили классами, а солдат — ротами, так что в первый уикенд внутреннего проката он собрал 17 миллионов долларов. После прос­мотра и за детей, и за солдат немного переживаешь. Менее народный и менее блокбастер сложно себе вообразить — уж скорее этому фильму грозит редкая участь рухнуть под весом тонких авторских решений. На патриотический подъем за весь фильм отведено примерно двадцать секунд: после первого же крика «Китай будет жить вечно!» героев скашивают пулеметными очередями. Черно-белые, тщательно выстроенные кадры избегают смакования зверств до такой степени, что добрая тысяча убитых на экране жертв не вызывает вообще никако­го спонтанного, физиологического сострадания. Ужас войны налицо, но это скорее ужас неразберихи: вопрос о причинах, по которым обычные люди в составе тщательно выстроенной машины японской армии (презервативы в солдатских мешках! в 1937 году!) совершают все эти преступления, даже не ставится. Во­обще, почти все персонажи амбивалентны до крайности. Спасительный доктор Рабе в середине фильма предательски пакует чемоданы и отбывает на родину. Обагренные кровью японские солдаты несколько раз выступают с очаровательными музыкальными дивертисментами. Даже положительный Кадокава — и тот при случае прикарманивает четки с крестиком, да еще с таким нахальством, ко­торое в ином фильме было бы зарезервировано для главного негодяя. Какой вы­вод из всего этого может сделать современный китайский солдат — боюсь вообразить. Для стороннего наблюдателя «Город» из любопытного становится важным почти в финале, во время совершенно неожиданного хореографического марша японцев по улицам Нанкина. Под дробь огромных барабанов тысячи белоснежных воинов танцуют во славу богини солнца — в этот момент утрачиваешь последние иллюзии о возможности сравнения этой картины, скажем, со «Списком Шиндлера» и признаешь за ней свойственное истории право быть сколь угодно двусмысленной. К вопросу о двусмысленности: в самом конце по полю из одуванчиков идут двое выживших благодаря душевному кризису Кадокавы — курносый мальчик и упитанный бугай. Есть вероятность, что в системе восточного символизма это не просто так малыш и толстяк, а «Малыш» и «Толстяк» (см. google.com). Если это так, то всю рецензию надо бы переписать — но подходящих слов у меня, если честно, нет.

9
0

Отзывы

9
Штайнер
136 отзывов, 52282 оценки, рейтинг 2120
4 октября 2014
VAE VICTIS

Сильный фильм, очень сильный! Почти документальный. Основные аналогии напрашиваются сразу – «Список Шиндлера», «38 параллель», и, наверно главная, по крайней мере, для меня – «Иди и смотри».
Режиссёр, съемочная группа и актеры пугающе достоверно воспроизвели события тех дней, c предельным натурализмом, в итоге получились почти что кадры кинохроники. Вдобавок фильм специально сделан чёрно-белым. Мало слов и диалогов, немного музыки (но хорошей), в основном – действие. Страшное действие. «Нанкинская резня» «во всей красе», если конечно так можно выразиться. В подробности вдаваться не стану, просто выше даю ссылку. Конечно, азиатская жестокость даёт себя знать, но в тот раз захватчики «постарались» на славу. Такого не прощают, никогда. И помнят, всегда.
Фильм изобилует сильными, очень сильными сценами.
Нацистский чиновник, стоящий на коленях перед китайскими беженцами, кланяющийся им и просящий прощения за то, что вынужден их оставить на растерзание японцам. Китайский помощник этого чиновника, который перед расстрелом заявляет японскому офицеру о том, что его жена беременна – нет, не чтобы вызвать жалость! «Всех не перевешаете!» – вот что он ему завуалировано говорит! Японец, выбрасывающий маленькую дочку этого помощника в окно просто ради забавы – а ведь чтобы спасти свою дочь, тот китайский чиновник предал своих – но в итоге предательство было напрасным. Тела погибших китайских женщин, горой сваленные на телегу, провозят мимо японских солдат, распевающих милые японские песенки, тех самых солдат, которые только что насиловали их, до изнеможения, до смерти. Средневековые повадки японцев – уничтожение всевозможными жестокими способами боеспособных мужчин противника, превращение их женщин в сексуальных рабынь, а под конец – впечатляющая демонстрация древней церемонии поклонения Солнцу с огромными барабанами и завораживающими японскими танцами.
В чем мораль фильма, в чем его посыл? Живые – помните! Да, помнить нужно. Нельзя забывать. Но есть кое-что ещё. Не сдаваться! Китайские солдаты, бежавшие в панике из города, в надежде спасти свои жизни, в итоге всё равно зверски перебиты. Город и его жители отданы на поругание победителю – ибо горе побеждённым!

P.S. Слабонервным смотреть не рекомендуется. Серьёзно.

21
0
7
Laktrissa
100 отзывов, 707 оценок, рейтинг 466
19 сентября 2010

Бывают фильм с героями, которых историю проживаешь, бывают фильмы, которые просто смотришь. Этот как раз просто смотришь. Трагедия Нанкина представлена с нескольких сторон, главных героев нет, поэтому сопереживать за кому-то одному не получиться. Тут переживаешь за весь китайский народ.
В начале фильма город покинули китайские солдаты. Японцы вошли и полностью оккупировали Нанкин, убив по историческим сводкам 300 000 человек. В фильме как раз показано как убивали китайских солдат (сжигали, топили, расстреливали, закапывали живьем) и насиловали китайских женщин. Показали и предательство одного из «героев», когда он, чтобы спаси семью, рассказывает про раненых в «безопасной зоне». Кара настигает его в следующем эпизоде, когда один из японцев выкидывает в окно его маленькую дочь. Показали и «любовь» солдата к проститутке. Показали и попытку спасти женщинами как можно больше своих мужчин и что из этого вышло. Один из последних кадров фильма, это когда японцы отпускают китайского солдата и мальчика, и один из офицеров кончает жизнь самоубийством. Фильм жесток, но эта жестокость как-то проскальзывает мимо сознания.

1
0
5
Вера Хрусталева
178 отзывов, 633 оценки, рейтинг 594
20 мая 2010
Не забывайте про китайскую трагедию: «Город жизни и смерти»

В каждой стране есть трагедия, про которую не забудут никогда, и подобные трагедии последнего столетия сконцентрированы в период Второй мировой войны. Японцы никогда не забудут Хиросиму и Нагасаки, евреи никогда не забудут Холокост, китайцы никогда не забудут город Нанкин, в котором японские захватчики уничтожили 300 000 человек, как военных, так и мирных, а остальных обрекли на унижение, страдания и насилие. В 2005 году в Японии вышли учебники истории, в которых был (по мнению китайцев) существенно занижен ущерб, причиненный японскими солдатами во время Второй мировой. Думается мне, что именно это и послужило толчком для создания ленты о зверствах в Нанкине, чтобы свои помнили и чужие не забывали.

http://www.obzorkino.tv/archives/1962

В 1937 году в город Нанкин вошли японские захватчики. Большинство китайских солдат успели покинуть город, те же, кто остался, были не в состоянии оказать сопротивление. Они были расстреляны, мирные жители (женщины и дети) помещены в «зону безопасности», где женщины продолжали прятать раненых мужчин. Мужчин находили, расстреливали, женщин насиловали, детей выбрасывали из окон. Несколько иностранцев, которые пытались на правах гуманитарных дипломатов отстоять права китайцев на жизнь, мало чего добиваются, а в итоге тоже капитулируют из Нанкина. Город погружен в страдания, слезы, смерти и унижение китайцев.

Как видите, в фильме нет сюжета, нет главных персонажей, через восприятие которых мы могли бы взглянуть на страшные события. «Город жизни и смерти» состоит из эпизодов, не составляющих общей цепи событий, это картинки из жизни захваченного города, а точнее из его медленной и мучительной смерти. Фильм снят черно-белым, как бы для документальности. Но, знаете, я думаю, что это просто ретуширование кровавых сцен – в представленных масштабах убийств при цветном варианте картинки экран был бы багряным от первой до последней сцены. Как я уже говорила, характерами фильм не силен, поэтому ужас происходящего передается в основном через масштабы сцен. Но отечественный «шедевр» «Царь» выглядит в разы кровавее и вызывает гораздо более острый отклик за счет мрачной, но выразительной картинки и характера главного злодея.

Где-то прочитала, что в Китае в кинотеатры на этот фильм водили толпами школьников и солдат. Вот этого я не понимаю, честно. В России, если уж создавать фильм для школьников и солдат – так там обязательно будет хоть один герой, который в подполье с перебитыми ногами и парой контуженных друзей составит план борьбы с оккупантами или партизаны, которые проникнут в город, чтобы помочь, или героические женщины, которые скорее плюнут в лицо врагу, чем позволят к себе притронуться. Вот такие фильмы патриотические, да, русский народ стоический и героический в любой ситуации, пусть и геройство это – минутное перед смертью. А что показывают китайцы своим школьникам (и уж тем более – солдатам)? Толпы покорно идущих на смерть и лебезящих перед захватчиками людей.

Защитник китайцев, немец доктор Рабе просит прощение у обреченных на смерть мирных жителей и уезжает домой, его помощник китаец мистер Тенг сдает раненных китайских солдат, чтобы самому не попасть под раздачу, японский солдат – и тот распускает нюни, влюбляется в проститутку и стреляется в конце от наплыва чувств. То есть в «Городе жизни и смерти» долго и в подробностях описан факт геноцида: попробуйте теперь, японцы, отрицать такие вот масштабы. Но фильм не содержит ни одного достойного характера, не показывает ни единой попытки сопротивления, а соответственно, два с лишним часа для него – это чудовищный перебор.

Вердикт: китайцы напомнили всем, что не стоит забывать об их личной трагедии во времена Второй мировой. Это просто констатация факта, а совсем не китайский «Список Шиндлера», так что не тратьте два часа.

(с) Обзоркино

1
0
7
Алиса
68 отзывов, 959 оценок, рейтинг 61
9 апреля 2010

Два вопроса:
1) Почему китайцы никогда не сопротивляются?
2) Почему японцы так озабочены идеей насилия над китаянками и кореянками, при том, что в их стан из Японии доставляются проститутки, презервативы, и все прочие необходимые для жизни удобства?
Частично ответ нашла в комментарии пользователя inner-trip.livejournal.com: "В фильме вроде бы четко показно, что среди главных причин резни - численное превосходство китайцев и полная свобода действий рядового японца по отношению к ним (ср. Стэнфордский тюремный эксперимент)".

1
0
9
воронин дмитрий
51 отзыв, 253 оценки, рейтинг 38
28 марта 2010

Не фильм, а один сплошной визг (даже не стон). Он о зверствах японских оккупантов в оккупированном китайском Нанкине зимой 1937-38 гг. Понятно, что работа официозная, но не капли фальши я в ней не разглядел. Интересно, какой мэсседж видят современные китайцы, в "Городе". "Моя жена опять беременна"? - типа всех не перебьете?
Вот у меня возникло ощущение, что и Хиросима-Нагасаки и бомбардировка Дрездена, о которой так проникновенно писал Воннегут, выглядят в этом контексте вполне логичным возмездием, за бойни соответственно - в Китае-Корее и СССР. Любопытно, что и в том и в другом случае в роли мстителей выступали американцы. Ну это уже к вопросу о закономерностях исторического процесса.
В конце фильма выжившие китайцы бредут по дороге и надрывно ликуют, а застрелившийся японец лежит в одуванчиках. С одной стороны - несколько наигранно, с другой - никаких вопросов не возникает.

1
0

Подборки Афиши
Все