В июле 41-го осужденный по 58-й статье комдив Котов (Михалков), избежав заботами таинственного покровителя расстрела и увернувшись от налетевших на лагерь юнкерсов, пешком торопится к линии фронта в компании недоразвитого уголовника Вани (Дюжев). Два года спустя неприятно заматеревший Митя (Меньшиков), теперь полковник НКВД, муж котовской жены (Толстоганова) и приемный отец его дочки Нади, получает от страшного Сталина (Суханов) наказ разыскать во фронтовой неразберихе бывшего комдива, воюющего рядовым в штрафбате, и вручить ему запертую на замочек особую папку. Потерявшаяся при эвакуации пионерлагеря Надя Котова (Михалкова) тем временем плывет по морю на говорящей мине, принимает над бездной крещение от безногого священника (Гармаш), становится медсестрой, узнает, что война, кроме прочего, — Божья кара.
Воскрешение убитых в первой серии героев, как ни странно, вызывает меньше всего вопросов: в Армагеддоне мертвым положено вставать из могил. Тем более понятно: Котов и Митя ценны для Михалкова в первую очередь как ходячие иллюстрации давней программной мысли — что в безбожное время злу служат все, только правильные мужики делают это честно, беззлобно и с огоньком, а чувствительные умники — с патологическим сатанистским мазохизмом. За 16 лет, прошедшие между двумя фильмами, расклад несколько задубел и утратил тонкость красок: Меньшиков теперь — совсем упырь, пусть мечтающий тайком об искуплении, Михалков — совсем герой, легко итожащий окружающий его хаос емким комдивовским «б…дь» из-под выстоявших даже в лагерной антисанитарии усов.
Михалкову дежурно изменяет вкус (а Волга впадает в Каспийское море), но ждавшие от фильма фейерверков фирменного бесстыдства будут разочарованы. Своего героя режиссер держит в узде (две трети фильма он за кадром, половину экранного времени — где-то в уголку). Акценты расставлены вполне по-человечески. Война — ад, но в первую очередь все-таки бардак; всем страшно, все матерятся, свои стреляют в своих, немцы где-то на горизонте (где им и оставаться бы — а то в какой-то момент на экран начинают забредать совершенно кукрыниксовские Ганс, Макс и Отто, один — обязательно в круглых очочках). Специфическая суверенная политкорректность орошает сценарий даже слишком старательно, будто специально для тех, кто, начитавшись газет, считает автора совсем уж хоругвеносцем: тут и симпатичный грузинский курсант, и мусульманская молитва в гибнущем окопе. Ничуть не меньший стихийный постмодернист, чем его закадычная немезида Тарантино, Михалков очень старается делать все правильно и всерьез, но спотыкается на том же, на чем Тарантино в «Бесславных ублюдках». Чувствуется, что при всех благолепных разговорах война для него — в первую очередь выразительный фон. Кумачовые штандарты-паруса над немецкими танками нужны потому, что хорошо рифмуются с летающим портретом Сталина в финале первой серии. Михалковские литературные фактотумы, Моисеенко и Новотоцкий, услужливо разбавляют действие знакомыми еще по «12» хохмами для своих: Котов, скривившись, гонит от себя мохнатого шмеля (понимающие смешки в партере), Котов, узнав, что ему заменили политическую статью на «хищение в особо крупных», срывается на изумленное «Что я там украл? Подковы?!» (кажется, уже было, с той же интонацией, с трибуны какого-то съезда). Холодея, гонишь от себя мысль, что ведущий к страшным последствиям момент, где немецкий летчик на бреющем полете какает на баржу с умирающим Гармашом, на самом деле задумывался как масштабная реплика памятной сцены из «12», где на того же Гармаша гадит божья птица.
«Утомленные-2», возможно, окажутся небесполезны зрителям, до них не знавшим, что Сталин был человек неприятный, войну выиграл не Том Хэнкс, грузины — наши братья, а Бог есть. Но для тех, кто и так в курсе, — это в меру увлекательные два с половиной часа, оставляющие до странного равнодушное чувство (исключение — стоящий особняком мощно сделанный эпизод про штрафбат, который накануне гибели зачем-то усиливают ротой чистеньких, ничего не соображающих кремлевских курсантов). Не потому, что Михалкову нечего сказать. Скорее потому, что его самобытный розановский дискурс про духовный авторитаризм и особый русский путь плохо иллюстрируется конкретным историческим материалом. Реальность (даже редуцированная до набора сугубо частных военных историй) сопротивляется ему, так же как пару лет назад сопротивлялась американская пьеса про правосудие. А связь между произносимыми в кадре максимами и тем, что в этом самом кадре творится, на поверку гораздо менее очевидна, чем когда-то декларировавшаяся комдивом Котовым связь между советской властью и мягкими детскими пяточками.
Ходила когда-то такая шутка. Здесь, правда, пока только два: Никита и Надя (третья Михалкова, Аня, нарисуется чуть позже, в «Цитадели»). Ползут. Один клешнёй по земле шкрябает, как Терминатор, другая сиськами голыми задевает-загребает грязь. Ужасы нашего городка (с).
А если серьёзно, то: нелепо, гадко, абсурдно, мерзко, тупо, лживо, клинически-шизофренично-бредово, убого, тошнотворно, чернуха. Других слов не находится.
Михалков, гори в аду. На костре из 33 млн. евро, мелкими банкнотами.
Больше 30 миллионов евро, весь пантеон российских актеров, активное промывание мозгов через телевизор и принудительное посещение кинотеатров целыми школьными классами. Все это о самом неоднозначно фильме мая – «Утомленные солнцем 2». Писать рецензию по прошествии полутора недель - сложно. Все, что могли сказать, уже сказали - и про «покажи мне сиськи», и про типично михалковский пафос, и про клюкву, и про несоразмерно огромный бюджет, и про то, что фильм собрал в прокате за две недели всего 7 миллионов долларов. Давайте расскажу и я, почему бы и нет. Тем более, есть, за что фильм загнобить, но в тоже время, есть и за что похвалить.
http://obzorkino.livejournal.com/99011.html
Сюжет, конечно, мама не горюй. Главный герой в исполнении усатого режиссера неожиданно воскресает из мертвых, равно как и его антагонист. Я так понял, что с первым фильмом продолжение связывают лишь фамилии главных героев, но первый фильм я не смотрел, потому для меня фильм был целостным. Значит, пробежимся по так называемым точкам накала идиотии. Котов макает Сталина в торт, за что попадает в лагерь. Там прямо накануне войны, ему меняют политическую статью на уголовную, а всех заключенных с политической - немедленно расстреливают. Котов с уголовником сбегают и добираются до речки. На речке - мост, его взрывают вместе с эвакуирующимися жителями окрестных деревень. Котова, уголовника и подрывников отправляют в заград-отряд, навешивая им ярлыки смертников. Далее эти смертники переживают атаку немцев с тыла, и Котов выживает. Параллельно - дочь Котова работает в пионерлагере, потом пытается эвакуироваться, потом проходит обряд крещения, общается с миной и в самом конце выполняет важную просьбу умирающего танкиста. Танкист, понятно, поклонник Chat Roulette и ничего, кроме «Покажи сиськи» не желает. Дочь Котова показывает сиськи, и на этом фильм заканчивается.
Как видите - сюжет просто ахтунг. Если вдаваться в разбор деталей, то Михалков просто гениально предвосхитил любые пародии, удачно сняв глумеж над собственным же фильмом. Получился отличный театр абсурда - гротескный Сталин шевелит огромными усами, терминатор-Котов постоянно ковыряет свою железную руку, в заград-отряд присылают кремлевских курсантов. Каждая сцена вызывает массу эмоций, которые далеки от гордости за победу. Непонятна радость главного героя, который воспринимает начало войны как начало свободы, видимо, это очень глубокий авторский замысел, который нам, несомненно, раскроют в последующих анализах фильма. Лично я постараюсь придерживаться той версии, что Михалков решил повторить успех Монти Пайтона и снял фильм в стиле just for lools, и теперь со смехом наблюдает, как многочисленное либералистическое быдло, годами сравшее на историю нашей страны, усиленно ищет смысл в бредовых пафосных заявлениях Котова.
Добавим еще ложку меда в бочку дегтя. Михалкову удалось собрать отличный актерский состав. Миронов и Меньшиков - титаны, это даже обсуждать не хочется. Их присутствие в фильме примерно равнозначно по количеству времени на экране, но Миронов все-таки пронял побольше. Если откинуть маразм ситуации, в которой оказались их герои, если откинуть то, что штрафных батальонов в то время не было, если закрыть глаза на многочисленные фальсификации, а рассмотреть исключительно профессионализм актерской игры, то я преклоняюсь перед талантом Миронова. Про Меньшикова такого сказать не могу, но Меньшикову было гораздо сложнее - он все-таки не отдельно взятого героя играл, а в контексте всего маразматичного сюжета, тогда как кусок фильма с Мироновым можно спокойно вырезать и показывать как короткометражку. Остальные камео наших актеров - хороши, но, учитывая полный апокалипсис в голове сценариста, сложно сказать, что, к примеру, Гафт сыграл гениально. Все эти мини-сценки настолько выбиваются из общей канвы фильма, что складывается ощущение перманентного перетягивания одеяла. Как будто мы присутствуем не на просмотре художественного фильма, а на костюмированном юбилее Никиты Сергеевича, где каждый поздравляющий в соответствующем костюме в качестве подарка преподносит миниатюру.
Кстати, насчет миниатюр. Не самым последним вопросом, который ставит ребром общество в лице меня, является бюджет фильма. 33 миллиона евро - это много, это почти 50 миллионов долларов. На что были потрачены деньги - решительно непонятно, но только на первый взгляд. Во-первых, Никите Сергеевичу и его студии надо на что-то жить, а учитывая, что его киносага снималась огромное количество лет, то смело можно зачесть в растраты содержание всего персонала нашего всероссийского барина. Во-вторых, каждое камео актеров щедро оплачивалось, так что деньги улетали со скоростью света. В-третьих, и это самое главное, избалованный качественным кино, бесперебойно поставляемым из США, зритель очень неплохо начал ориентироваться в бюджетах. Он прекрасно понимает, что если в России снимается фильм дороже 20 миллионов долларов, то это либо национальная распилочная типа «Монгола», либо очередное открытое воровство типа розовых картонных танков из «Обитаемого острова». Исключений из этого правила, к сожалению, история российского кинематографа не знает и не знала. Именно поэтому, даже если предположить, что все актеры, задействованные в «Утомленные солнцем 2» получили щедрые гонорары, раздув тем самым производственный бюджет, общественность в лице меня все равно будет негодовать. Ну представьте, что в «Спасении рядового Райана» Спилберг снял бы не только Тома Хенкса, а пару десятков самых высокооплачиваемых актеров Голливуда. Представьте космический размер бюджета, который получился бы при таком раскладе?
Напоследок, для очистки совести и понимая, что об этом сказать надо обязательно, я хотел бы отметить только один факт - это самый качественный фильм, который был снят в новой истории русского кино. К сожалению, Михалков действительно профессионал, и глумиться над ним, как над Федей Бондарчуком, ну никак не получается. Хитрый барин сохраняет баланс между тем, что он сам по себе является жутким раздражителем, и тем, что он действительно снимает качественно и, на фоне всей российской кинопродукции, зрелищно. Я могу юлить сколько угодно, но факт остается фактом - я посмотрел эту тягомотину на одном дыхании. Да, это было прерывистое и нервное дыхание, иногда в голос приходилось орать «ну ты совсем уже о**ел со своими фантазиями», но смотреть было интересно. Интерес, понятно, чисто академический - хотелось лично увидеть все, о чем читал в рецензиях. Хотелось лично посмотреть сцену общения дочки Котова с миной, услышать ставшее уже легендарным выражение «Покажи сиськи!», удивится величием Миронова, посмеяться над серьезностью изображения Сталина эдаким упырем. Но ведь сволочность всего этого действия заключается в том, что кино получилось качественным. Не по сценарию, а по исполнению. Если бы все так снимали, если бы так снимал Федя - вопросов не было бы даже к сценарию. К сожалению, кроме Михалкова сегодня никто так снимать не может. Поэтому либо снимают хорошо, но блекло, либо хреново, но задорого. Вывод?
Вывод простой. Михалкову удалось снять качественное кино, но за не влезающие ни в какие рамки 33 миллиона евро. Мне вот тут подсказывают – непонятно, в чем же качество. Отвечаю. Фильм состоит из двух важных аспектов. Первый – содержание, сюда входит и сценарий, и кривляние актеров, и общая идеология. По этому направлению, конечно, много вопросов. Второй аспект – это то, как снято. И вот здесь к Михалкову – никаких претензий. Построение кадра, натуральные масштабные съемки – все сделано именно профессионально, не хуже зарубежных мастеров. Позволю привести себе такую аналогию. Представьте себе фильм «2012» без спецэффектов. Представили? Вот этим стал бы фильм «Утомленные солнцем» без художественной составляющей, за которую я и страдаю, хваля Михалкова. Понимаю, что сейчас начнут закидывать помидорами, но ничего сделать с собой не могу. Согласен с выражением Дмитрия Пучкова, который сравнил Михалкова с утесом, воздымающимся над морем говна, которым по сути является российский кинематограф. Теперь надо снимать так же качественно, но уменьшать затраты. Глядишь, через несколько лет будет возможным снять подобный фильм за адекватные ему 8-10 миллионов долларов.
Вердикт: в кино лучше не идти, а вот дома посмотреть - неплохой вариант коротания вечера. Ну и, конечно, надо понимать, что это фильм Михалкова, а значит пафоса, маразма и клюквы будет предостаточно. Пожалуй, таким же неоднозначным был его фильм «12», который по содержанию - тушите свет, а по уровню и качеству актерской игры - почти недосягаемый для нас шедевр.
(с) Обзоркино
"Иван Чонкин" в стилистике "Тараса Бульбы"
Сразу скажу, что Никиту Сергеевича Михалкова за былые заслуги я считаю великим русским режиссёром, но если отбросить явную клинику, единственное объяснение тому, что именно он хотел сказать своей картиной, это чистый стёб, по-русски безжалостный и беспощадный. Видимо, Михалкова настолько достала гражданская война в своём кинематографическом царстве, что он решил за деньги налогоплательщиков посмеяться над всеми: великодержавниками, либералами, коммунистами, гуманистами и прочими европейцами. Кстати, таких глупых немцев не было в российском фильме с 50-х годов (комедии и нынешние идиотские сериальчики не в счёт). С царственной щедростью Никита Сергеевич разбросал по фильму всевозможные пасхальные яйца, от жужжащих шмелей до неизменных цыган, от статьи за хищения в крупном размере (лучше уж сплюньте на всякий случай, уважаемый) до пародии на свои же реплики насчёт украденных подков. Венчает сей торт задница, высунутая из кабины самолёта как в какой-нибудь американской сортирной подростковой комедии.
Может и хотелось бы Михалкову переплюнуть Тарантино, да ведь нельзя. И не потому, что сам с усами и своего статуса ему хватает, а потому что тема для нас слишком страшная и чувствительная. Вот ведь и фильм свой он папе-фронтовику посвятил. На этом фоне слова режиссёра о том, что он снимает для подрастающего поколения, выглядят очень двусмысленно. Как будто ему мало, что оно вконец запуталось в противоречащих друг другу школьных учебниках, я уж не говорю о книгах о войне Исаева и Мухина, с одной стороны, и Резуна с Солониным, с другой. Вместо того, чтобы пролить хоть немного света на многие еще неизвестные стороны той войны, он напускает (причём в буквальном смысле) туману и занимается новым мифотворчеством. Многое можно списать на поэтические метафоры и гиперболы, но противотанковые спинки от кроватей, воткнутые в бруствер, способны вызвать ярость любого отслужившего в армии или хотя бы прошедшим курс НВП человека (а в фильме ни Котов, ни старлей и ухом не повели).Я уже не говорю о околорелигиозных вещах, атеистов просто раздражающих, а верующих смущающих близостью к святотатству.
К сожалению, посмотрев этот фильм, который подаётся именно как фильм-эпопея, то есть имеющий более широкий взгляд на данную тему, подрастающее поколение так и будет думать, что советские войска безостановочно драпали до самой Москвы, даже не пытаясь сопротивляться, мосты взрывались прямо с проходившими по ним людьми (к тому же тупыми чурками, конечно), немцев под Москвой остановили штрафбаты, а поддержки авиацией и танками у пехоты не было исключительно по недосмотру Верховного Главнокомандующего. Михалков не забыл даже вставить набивший оскомину миф о нападении на танк с помощью штыка (естественно, это сделал туповатый грузин, а как же). Лучшего актёра фильма Миронова он заставляет с вывороченным животом делать большие глаза, вот мол, глупые отцы-командиры, бросили ни за понюшку табака 240 пацанов на верную смерть, без никакой поддержки. И это в один из самых критических моментов войны!
По совокупности фактов многие обвиняют Никиту Сергеевича в суверенном антисоветизме, мол, продался и власти и Западу. А мне кажется, просто решил человек , побывший уже царём, исполнить очередную мечту, а именно макнуть тов.Сталина лицом в торт. А в остальном Сталин у него хоть и суров, но справедлив, показан без стёба и пародии.
В целом же фильм смотрится довольно легко, хотя пропущенных сквозь мясорубку войны людей жалко. По степени воздействия не сравнить, конечно, ни с «Иди и смотри», ни с «Они сражались за Родину», ни с «А зори здесь тихие…», а уж по эпичности ему до «Освобождения», как до Луны пешком. Снял бы этот фильм начинающий режиссёр, можно было бы и поднять оценку, а так придётся ставить двоечку. Что интересно, мои друзья на «Афише» поставили полный набор оценок, от единички до пятёрки.
Попавшему в концлагерь бывшему комдиву Котову удается выжить, и после начала войны он оказывается в штрафбате. В 1943-м тоже выжившего в ванне со вскрытыми венами Митю Арсентьева вызывает Сталин и приказывает найти на фронте Котова и передать ему некую секретную папку. Самый обсуждаемый отечественный кинематографист Никита Михалков представляет свой высокобюджетный долгострой, объявленный "великим" еще до выхода - первую часть дилогии "Утомленные солнцем 2" про бытовую сторону войны.
Действительно велик в картине только хронометраж - при трехчасовой продолжительности "Утомленные солнцем 2" безбожно затянуты. Со всем остальным заметно хуже - "Предстояние" не стало ни российским "Спасти рядового Райана", ни сколько-нибудь цельной историей про человеческие характеры, а свелось к набору зарисовок о войне, скрепленных вместе грубо сколоченными сюжетными рамками.
Похожее впечатление в свое время произвел фильм Оливера Стоуна "Александр" - как и в нем, в "Предстоянии" повествование построено по принципу "А еще вот такой был случай". Сюжет скачет во времени туда-сюда - из 1941 года в 1943-й и обратно; чекист Арсентьев ездит по фронту и словно собирает фольклор про Котова: вот он выжил под гусеницей танка, вот отшлепал пленного немца, вот отказался покидать штрафбат после двух ранений.
По ходу рассказываемых баек на экране возникает туча второстепенных персонажей - как с нашей, так и с немецкой стороны - за обрисовкой которых у Михалкова не остается времени на главных героев (несмотря на поистине эпическую продолжительность фильма). Нет не то что раскрытия характеров - ни один из основных героев даже связной истории не получает: лишь набор фактов биографии, как в трудовой книжке.
Большинство второстепенных героев в фильме, кстати, почему-то изъясняется многословными типично михалковскими монологами с его же проникновенными нотками в голосе. Подобные монологи особенно странно звучат в устах суровых, огрубевших в боях фронтовиков вроде командира штрафного батальона - выдавая театральную фальшивость.
С "правдивым изображением войны" тоже плохо: Михалков провалил всю батальную часть фильма. В этом уже просматривается закономерность: у искусных режиссеров, ставящих мощные картины о характерах, почему-то совершенно не получается снимать батальные сцены.
Михалкову очень хотелось превзойти "Райана" и "Перл-Харбор" - но вместо этого у него получилась рыхлая суета со стрельбой, как у Клинта Иствуда в дилогии "Флаги наших отцов" и "Письма с Иводзимы", и невыносимо позорные сцены с тонущей баржей и компьютерными немецкими самолетами.
Михалков хотел крутую и жесткую перестрелку и рукопашную в тумане, как в "Тонкой красной линии" - но вместо этого у него вся сцена боя погрязла в дыму, как у Оливера Стоуна - битва про Гавгамелах в фильме "Александр".
Из трехчасового "Предстояния" выделяется лишь один мощный эпизод про штрафбат, отражающий атаку немецких танков вместе с юнцами - кремлевскими курсантами ("Цвет нации - от 183 сантиметров роста!"). Вспышки выстрелов в тумане выглядят страшно и красиво; а пока идет подготовка к бою и, после, - поле трупов заметает снег, на сердце делается горячо и горько.
В целом "Предстояние" рискует повторить "славу" "Обитаемого острова" Федора Бондарчука: огромный бюджет, высокая планка ожиданий - и в итоге одна-единственная мощная сцена танковой атаки на весь фильм. Нарезка кадров из "Утомленных солнцем 3: Цитадель", показанная перед титрами "Предстояния", тоже ничего хорошего не обещает - в ней не было ни одного эффектного боевого эпизода.
Русские, да и немцы тоже, в "Утомленных солнцем 2" зачем-то выставлены настоящими уродами. Спасибо, Никита Сергеевич, что поведали правду о войне: оказывается, немецкие летчики были полоумными придурками, наши бойцы штыком атаковали танки, а саперы взрывали мосты со своими же отступающими войсками. А мы-то думали, они были героями.
"Предстояние" собирались показывать на больших экранах на Красной площади в день победы, но потом отменили показ - побоялись оскорбить чувства ветеранов. Так в чем же правда фильма о войне, если он может оскорбить настоящих фронтовиков?
От "Утомленных солнцем 2" ждали исторической драматики, психологической пронзительности и огромной, пробивающей сердца, художественной силы. Досадно и обидно теперь, что фильм не только не превзошел уровень первой части, но даже вообще очень слабо связан с теми, первыми "Утомленными солнцем". Михалков хотел новым фильмом показать, что вторую мировую войну выиграл не Том Хэнкс - но пока получается, что выиграл все-таки он.
В силу кинематографической условности (да и того, что Михалкову было, видимо, что ещё сказать) репрессированный комдив Котов (Никита Михалков) не был расстрелян, а отправлен на фронт — в окопы Великой Отечественной войны. Его антагониста — Митю (Олег Меньшиков) откачали, и он, после неудачного самоубийства, продолжил работать в НКВД. К слову, жену Котова — Марусю (вместо Ингеборги Дапкунайте Виктория Толстоганова) и его дочку Надю (Надежда Михалкова) он взял под свою опеку. И хотя прошло немало времени, Надя, меж тем, всё равно не может смириться с потерей отца…
«Великое кино о великой войне»? Никита Сергеевич как всегда скромен. Что же, лукавством будет сказать, что во вторых «Утомлённых солнцем» нет грандиозных моментов. Однако эти моменты, как правило, носят, по-моему, комический эффект. Право слово, «Монти Пайтон» какой-то. К примеру, голый зад фрица, высунувшийся из фашистского истребителя. Бомба, зацепившаяся за люстру. Михалков с металлической клешнёй, как у Фредди Крюгера. Посмотреть, как говорится, есть на что.
Говоря короче, Никита Сергеевич, «оказавшись на войне», не теряет комдивовского чувства юмора и прёт, как танк. Напролом. После камерных «12», эпический размах «Утомлённых», если честно, подминает. В фильме тьма главных и второстепенных персонажей (артистов первого российского эшелона), с которыми Михалков расправляется также, как Теренс Малик с голливудским актёрами в военной драме «Тонкая красная линия», — без жалости. Всё в угоду реализму и натурализму, который заливает экран кроваво-красным цветом (и провоцирует на сравнение с жестокими корейскими лентами). Забудьте, кстати, о коричневато-жёлтых пасторальных красках первой части, вторые «Утомлённые» совершенно иное кино: и по ритму, и по кинематографическим решениям. Они смешны. Но, это скорее бравада того, кто на поле боя собирается отойти в мир иной. Они жестоки. Но не только к девочке Наде (как в первой части), а ко всем.
К Михалкову можно относится по-разному: можно не соглашаться, например, с его идеологическими воззрениями (см. «12»). Можно не жаловать за излишнюю пафостность. Однако то, что новая работа этого большого режиссёра заслуживает внимание, не может быть сомнений.
Фильм «Утомленные солнцем- 2», уже на стадии написания сценария канонизированный как новая российская кино-классика, «великое кино о великой войне», нельзя поставить в один ряд с такими произведениями, как «Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «Баллада о солдате», «Летят журавли». Достаточно реалистично отображая некую самую страшную правду о войне, фильм не делает ничего, чтобы показать как и почему народ пережил мучения, которые человек не способен выдержать ни морально, ни физически. В ленте на которую государство потратило огромные деньги, якобы в целях пропаганды не допустимости переписывания истории, нет ни одного героического поступка, ничего хорошего и светлого, что могло бы объяснить современным молодым людям, почему говорить в канун очередного юбилея победы «что сталинская клика просто закидала фашистов трупами», – это кощунственно. Вместо этого фильм предлагает набор эпизодов, местами мастерски снятых и психологически точных, но при этом почти всегда абсурдных, злых, полных чёрного юмора. Аккуратно и садистски выстроенные причинно-следственные связи механики войны видятся как череда экранизированных серий мультика «Happy three friends», или набор заранее заготовленных на экспорт гэгов. Выйди фильм не накануне юбилея Победы и менее широким прокатом, к этому можно было бы отнестись вполне терпимо. А сейчас очень жалко ветеранов, которых наверняка чуть не силком заставят смотреть это кино.
Зато сценой, в которой лицо отца народов окунают в торт с его изображением, наверняка будет довольна западная пресса. От сцены, в которой танкист, получивший ожоги лица третей степени и несквозное осколочное, просит показать медсестру Надю сиськи, будут в восторге на заграничных фестивалях. Путешествию почти разумной мины к кораблю со сволочными тыловыми крысами, и его результату в виде разлетающихся от взрыва бюстов Сталина (один падает ровненько рядом с повзрослевшей Надей), порадовался бы и старина Квентин. А от зашкаливающего количества мата на экране удовлетворённо кивнёт зажабивший плакаты с фильмом Артемий Лебедев («ну хоть тут всё естественно и не жеманно…») Судя по первым впечатлениям от просмотра, у простых зрителей на этот счёт совсем другое мнение, но оно, конечно, никого не интересует, и в первую очередь не интересует режиссёра картины.
А.К. Троицкий рассказал историю. В 2 словах. На кануне 9 мая бабуля-ветеран ВОВ (с медалями/орденами на груди) стоит на переходе и терпеливо ждет зеленый свет. Мимо на всех парах несется иномарка а-ля "Мерседес S 666" и окатывает бабулю-ветерана из лужи на дороге, с ног до головы, грязью. После чего спокойно, не сбавляя скорости, уносится в даль. А на антенне у этого "опаздывающего в ад" само собой привязана Георгиевская ленточка.
Фильм михалкова и есть этот самый "Мерседес". Дорогой, привилегированный, с Георгиевской ленточкой. Окативший грязью всех воевавших в Великую Отечественную.
Зачем? (Если оставить за скобками распил бюджета.) ЗАЧЕМ?
Писала уже где-то в коментах. Мы все не дети и понимаем, что на войне у людей были понос, секс и трусливые мыслишки. Но зачем об этом фильм? Особенно заявленный не как "аццкий трэш" и снятый в (наверно) последний юбилей ВОВ, в который мы имеем возможность чтить живых ветеранов.
Бывают фильмы, которые смотреть противно, неприятно, скучно. Этот фильм смотреть СТЫДНО. Именно по этой причине я большУю часть фрагментов перематывала. Как это можно смотреть в кино от начала до конца - не представляю.
Я не люблю фильмы о войне. Не люблю, потому что меня там не было, моих друзей и близких тоже. Я не видел, какие ужасы там происходили. Поэтому я не считаю, что кто-либо, даже со слов очевидца, может передать истинную картину произошедшего.
Михалков снял хороший фильм, не могу сказать ничего плохого. В этом фильме максимально близко переданы ужасы и жестокость войны. Здесь есть и расчлененные тела, и жесткость управляющих этой войной. Но все это смотрится с отвращением и непониманием. Можно много читать, можно много смотреть про войну, но никто не будет прав, так как у каждого свой взгляд. У Михалкова - такой, и его надо уважать.
Что касается профессиональной составляющей данной картины, то рассказывать тут нечего: у Михалкова безусловный талант режиссуры и подбора актеров. Можете не сомневаться в качестве картины, но можете сомневаться в правдоподобности фактов.
Огромное уважение и почтение людям, умершим на войне, благодаря которым мы есть на этой земле.
Как художественное кино - прекрасно)))
только для меня оно не о войне, не о войне 1941-1945, или 1939-1945, это так вообще взгляд.. и очень жаль, что нельзя было снять кино, где все было бы по правде, с применением такого же роскошного операторского мастерства, как здесь.. Владислав Опельянц - специально залезла на сайт фильма, чтоб посмотреть.. молодец!!!! бабочка, и прочее и прочее.. и режиссерски многое здорово..
и мне так многое по ходу понравилось - как герой Меньшикова садится в машину, и нам дают понять, что он живет в Доме на набережной.. я такое люблю..режиссер тоже видно думал..
но!!!!!!!!!!!!!!!! оттого, что по фактам - и о Сталине, и о курсантах - которые не могли в 1941 году быть вместе с штрафбатом быть вместе, и это еще выражаясь мягко.. от этого мне лично было никого по-настоящему весь фильм не жалко.. потому что все это туфта..
а как искусство кино оч. зрелищно. рекомендую смотреть в кино. крови много, есть и немножко мата. мысли основной нет никакой.
если хотите фильм о войне 1941-1945, о Великой отечественной - это не сюда..
вообще, это смешно - историческое вроде кино - о конкретном событии - и как факт нет исторического консультанта.. хорошо, Бога ради.. но тогда не говорите, что это о ВОВ и о Сталине..
Боже, до чего страшна и бесталантна, подумал Я, глядя на главную героиню фильма и по совместительству дочь Михалкова. Нет ну это что-то за гранью разумного на деньги государства пиарить своих родственников…
Как правило, рассуждая о подобных фильмах нужно разделять идеологическую составляющую и художественную. Что касается идеологии, то тут намешали такого компота, что мало не покажется. Тут и гадящие на лету немцы, и полумертвые танкисты, глядящие на груди медсестры, и плавающие как по заказу мины, кровавое НКВД, горящие деревни и расстрелянные цыгане. Вообщем проявляется новая линия партии власти вхождения в Европу с газовой трубой. А для этого нужно осудить нацизм и сталинизм вместе, показав при этом подвиги обычных солдат, всех вероисповеданий и национальностей. Может это и не плохо. Но реализовано топорно и маловразумительно. Тот же Вайда в Катыни сделал все более профессионально. Ну а завершение фильма сценой с танкистом это не очень хороший ход по отношению к тем, кто умирал на фронте и попытка добавить модный фонтриеровский подтекст смешения смерти и секса.
Как ни странно подкачала и художественная сторона (обычно тут Михалков совсем неплох). Фильм выглядит плохой нарезкой с не очень хорошей игрой актеров и нудным сценарием. Откровенно разочаровал Олег Меньшиков, слишком вяло, неправдоподобно и однотипно. Был малозаметен Гармаш. Сам Михалков просто никакой. И все-таки отмечу со знаком плюс Евгения Миронова – как всегда органичен в роли военного. Вообще сцены с разгромом штрафников и курсантов Михалкову удались – а последние слова Миронова перед смертью о роли Сталина вызвали неподдельный интерес и понимание у публики.
Скажу откровенно мне не понравилась операторская работа. Все немногочисленные батальные сцены сделаны крайне примитивно - в тумане либо издалека, видна неестественность происходящего процесса и плохая достоверность в плане военных декораций и массовок.
Поэтому оценю фильм в два балла. Один за Евгения Миронова.
Я не хулитель Михалкова, фильм ждал с интересом и пошел в кино в первый вечер проката.
Сразу скажу - ожидал бОльшего. Странные ощущения от просмотра - вроде плохим фильм не назовешь, но и восторга он не вызывает, не говоря уже о нагло присвоенном звании "великого" (хотя это для нашего кино дело нормальное, ведь всякий провалившийся в прокате боевик еще до выхода на экран величают блокбастером).
По актерскому составу "Предстояние" трудно сравнить с чем-либо в современном кино. Титры - зал славы российского кинематографа. Но "ансамбля" не чувствуется, "звезды" появляются даже в мелких эпизодах в виде голливудских cameos, что было бы понятно, скажем, в музыкальном ревю, но в фильме о народной трагедии эти "дивертисменты" выглядят вставными номерами, "цыганочками с выходом". Большинство актеров чудовищно переигрывают - видимо, имитируя михалковскую "открытую эмоциональность" (Дюжев безбожно перебирает, изображая дебиловатого урку, а Шукшина и Адабашьян играют минутный эпизод в стилистике чуть ли не ситкома). Меньшиков наоборот продолжает "фандоринскую" традицию "деревянной" игры - ноль выразительности, мертвый взгляд, застывшее лицо. Это что, конец кинокарьеры? Исключение составил Миронов, гениально сыгравший командира штрафбата (и это лучший эпизод фильма).
С сюжетом тоже странно. Непонятен изначальный посыл - некто "из верхов" перевел комдива из "политических" в уголовные и спас от расстрела, а Сталин и Берия (!) отправляют Меньшикова на поиски Котова, который (как откуда-то стало известно, хотя "дело" его сгорело при авианалете на лагерь (?)) воюет где-то в штрафбате. И вот Меньшиков с таинственными "инструкциями" в закрытом на ключик планшете, подобно Мартину Шину из копполовского "Апокалипсиса", должен найти полковника Курца-Михалкова. А в это время кусками показывают эпизоды из военной жизни Котова и его дочери. Именно "эпизоды", потому что сюжета как такового нет. Целые годы вырваны из повествования, так что мы видим некие "зарисовки", очень пунктирно связанные между собой. Вот дочь комдива единственной спасается с разбомбленной баржы, вот она становится свидетельницей сожжения немцами деревни, вот она санитарка на фронте. То же самое с Котовым. При этом небольшое количество эпизодов с лихвой "компенсируется" их длиной (эпизод с курсантами мог бы быть раза в два короче). Короче, отрывочность эпизодов, их затянутость плюс изначальная непонятность меньшиковского quest'а явно подрывают драматический накал "великого кино".
С "накалом" тоже не все гладко. В фильме масса эпизодов, которые просто обязаны вызывать катарсис - уничтожение баржи, сожжение деревни, первый и он же последний бой мальчиков-курсантов, мучительная смерть обожженнного танкиста. Кажется, остаться равнодушным невозможно. Но эмоционального отклика нет. Проблема в том, что Михалкову не очень веришь, для ужаса сопереживания все слишком "красиво" (как в хотиненковском "Попе") и мелодраматично. Фашисты сжигают всех жителей деревни -но смотришь, как поодаль юная героиня "рвет страсти" с мелодраматическим заламыванием локтей, и понимаешь: это все "кино". То же самое с уничтожением баржи - гибнут раненые, дети, а Михалков не удерживается от "красивостей": в рапиде погружаются в пучину тела, клубы крови застилают экран, полотнище с красным крестом эффектно колышется на волне. В давних "Торпедоносцах" потопление баржи было за кадром, но ужас летчиков, увидевших на воде вещи своих родных, до сих пор чувствую кожей, нахапетовское "Карать!" до сих пор перед глазами - и не надо "мелодрам", "страстей" и спецэффектов.
Кстати о спецэффектах и о пресловутых production values. Михалков очень много говорит о потраченных миллионах, многотысячных массовках, небывалом масштабе. Мастерства у него не отнять, но особого размаха я не увидел. Немецкие танки с "хоругвями" обещали быть потрясающим зрелищем на уровне вертолетной атаки из того же "Апокалипсиса", а на деле промелькнули в двух кадрах. Никаких "многотысячных" массовок я не заметил (кроме сцены у моста, но там точно не было "тысяч"). Спецэффекты тоже слишком очевидны - "военная" Москва явно нарисована на компьютере, да и в "авиационных" эпизодах тоже бросается в глаза "трехмер".
При этом режиссерское мастерство Михалкова (как бы его ни ругали) на порядки выше нашей нынешней кинематографической братии. Но здесь, кажется, он впервые не совсем справился с материалом - и с трагедией "великой войны", и с отснятой пленкой. Три часа вполне могли бы уместиться в два, мелодраматические страсти могли бы уступить место суровой правде, "красивости" - брутальности, мелодрама - эпосу. Тогда это было бы то самое "великое" кино. А так - потраченного времени не жаль, а вот упущенной возможности сделать эталонный фильм современного российского кино - действительно ЖАЛЬ,
Какое у меня впечатление после фильма? Тягостное впечатление раздражённого человека, у которого в голове крутится только слово, неоднократно произносящееся разными действующими лицами в течение фильма: "Б**дь!"
И желание новых встреч с дальнейшим и, как видно, деградирующим творчеством дорогого Никиты Сергеевича у меня исчезло напрочь.
И что я хочу порекомендовать всем "страждущим и неравнодушным" к немаленьким дозам патетики, которой в фильме просто мегатонны и они летят в зрителя как из бомболюка пикирующего самолёта - это немного подождать. Я уверен, что вскоре (как и фильм "Двенадцать") "Утомлённых солнцем - 2" нам покажут по Первому каналу в качестве уже "обязательной программы". Сидеть почти 3 часа в кинозале, в качестве зрителя, утомлённого пафосом Михалкова - не каждому под силу и просто не по терпению. Зал итак был пустынен - пришли явно те, кто хотел увидеть именно это произведение, но часть даже этих зрителей ушла не досмотрев до середины.
Режиссёр, который позиционирует себя как "самый главный кинематографист страны", должен по рангу и кино снимать неординарное. Но такое банальное ощущение, что всё режиссёру доступное из его арсенала - это приём, использованный уже в финале "Утомлённых солнцем". Только теперь уже с учётом войны. Это значит показать что-нибудь такое, что должно вызывать трепетные чувства близкого и дорогого (которые не возникают, потому что чересчур уж наивно происходящее на экране) и... раз!!!!!!!!!! (восклицательные знаки - это степень пафосности) по всему этому "родному" гусеницами танка (фашистского!!!), или пулемётными очередями самолёта (фашистского!!!)... Спекуляция на статусе справедливости войны против фашистких захватчиков, о которой собственно фильм, не прибавляет достоинства ни фильму, ни Михалкову. И не нужно "железом по стеклу"..... Не нужно!
Эпатажность бывает разная. В том числе уместная и неуместная. Эпатировать зрителя кишками, оторванными ногами, кистями рук и прочими останками добрых хороших людей, нехорошо размазанных по снегу или по палубе корабля - это много раз повторяющаяся в фильме неуместная эпатажность, которая имеет место на войне, но зачем её столько на экране?. Это не впечатляет до глубины души, как, вероятно, планировалось. Это сначала надоедает, потом раздражает, потом уже просто злит. И вот это претендует на уровень каннского фестиваля???
А планов для сюжета видно было громадье, о чём говорит линия фильма, построенного на манер сериала. Во временных линиях которого, я уже заскучав, начал путаться.
Надя Котова поражает своей нечеловеческой наивность и крайней несообразительность, которая ещё уместна для трёхлетнего ребёнка, но не для пионервожатой (хотя если вспомнить что понятие наивности лежит в самом корне фильма, то это, наверное, норма): "А зачем немцы людей в сарай загнали? А зачем это они его бензином обливают? Не спросила ещё только что-нибудь этакое: " А зачем немцы сарай подожли? Людям в нём жарко же станет..". Какие-то сюсюкающие друг с другом бойцы на позиции, выглядящие как тихопомешанный мародёрствующий сброд, которые по-мужски не умеют разговаривать и шепчут на ухо неприличные стишки. Такие человечные энкаведешники и смершевцы с глазами как у "добрых милиционеров" из детских рассказов для пионеров, сообща ищущие комдива Котова по личному приказу Сталина - кому он на фиг нужен ваш Котов (будь он хоть трижды комдив Советского Союза), что за исторически неоправданные сказки?
В фильме систематически появляется туман (почти как самостоятельно действующее лицо), чтобы прибавить ещё больше наивности сюжету: фашистские танки вышли из тумана и вместе с ним, видно, и рассеялись после того, как передавили нереально воспитанных и образованных по советским временам молоденьких курсантов; Надя Котова спасается с персонажем Гармаша, держась за мину, опять в тумане (!), не будь которого - не произошло бы наивное торжество киношной справедливости - рыдающий как истеричка фашистский лётчик не убился бы об море на своём самолёте, пытаясь отомстить спасающимся на мине за своего "невинно убиенного" в задницу зарядом из ракетницы стрелка. Весь фильм собран из нелепых, чудовищных эпизодов, любой из которых сам по себе мог бы опустить фильм ниже приемлемого плинтуса.
Персонажи или невыразительны или плохо продуманы. Например, кого по характеру и по сюжету должен был играть Дюжев - непонятно, остались "рожки, да ножки" от его образа, который индефикации уже не подлежит. Диалоги часто какие-то невнятные.
Музыка патетическая, та самая, которая гремит и уже раздражает, поскольку пафоса уже итак на экране немеренно.
Любой произведение может испортить даже небольшое упущение, а что-то, казалось бы, неважное сделать гениальным. Чуть-чуть - и это уже пошлость, чуть-чуть - и это уже шедевр. И Михалков когда-то ведь снимал хорошие, психологически тонкие фильмы, где что-то важное и недоговорённое присутствует в кадре и снимает с глаз зрителя пелену житейской повседневности, из-за которой "слона-то и не видно". Сейчас речь уже не идёт о творческом "чуть-чуть", это Никите Сергеевичу уже давно неподвластно. Он перешёл на уровень глобального и знакового самовыражения: эпохальные массовые сцены и символизм, который уже глаз режет - слишком уж нарочито и топорно. И, при этом, постоянно приходит на ум, что подобное уже давно где-то снято и в лучшем варианте.
Та страшная правда о войне, которую пожелал изобразить в фильме Михалков, давно есть. Например, в фильме Элема Климова "Иди и смотри". И правда о сожжённых и расстрелянных, что пробирает до озноба и трясущихся после фильма рук; и выразительный символизм в лице стреляющего в портрет Гитлера и поседевшего от увиденных зверств подростка. Вот это настоящее кино, а не его призрак.
А сегодня... Призрак бродит по России, призрак патриотической кинематографии...
P.S: Если Михалков такой верующий человек, то хотел бы он сам перед смертью получить не причастие и молитву, а некрасивые "сиськи" недалёкой девушки вместо этого?
Фильм, хотя и с теми же героями, кардинально отличается от "части первой", где на первом месте был треугольник: Котов-его жена-Арсентьев (герой Меньшикова) на фоне среднерусского дачного пейзажа и только в конце зрителю, более - менее знакомому с отечественной историей, становилось ясно, почему они "утомлены солнцем".
УТ-2 позиционируется самим режиссером уже как "военная драма", где на первом плане остались уже комдив Котов с его дочкой и основная сюжетная линия переплетается с некоторым количеством маленьких историй человеческих судеб, которые войной были исковерканы.
Аудитория, на которую Н.М. целился (судя по интервью "Афише"), правда, вряд ли пойдет на продолжение - "Цитадель" (сама слышала, выходя из кинозала), потому что насилия, грязи и пошлости (тех же пресловутых "покажи сиськи" - прямо как в последних тупых американских комедиях) много, а смысловую нагрузку разглядеть можно с большим трудом.
Игра актеров местами радует (Дюжев, Миронов, Меньшиков тоже неплох, но в этот раз роль у него невыразительная). Товстоганова копирует Дапкунайте внешне, но у нее нет того шарма и "загадочности", как у той, и выглядит глупой клушей (закрадывается мысль: может, Н.М. специально сделал героиню такой, в отместку за то, что Дапкунайте не захотеля/не смогла сняться во второй части?)
Соглашусь с теми, кто сказал, что цель художника достигнута - фильм шокирует (чего стоят долгие крупные планы оторванных конечностей и кишок наружу) и заставляет задуматься. Даже не столько об истории (которую уже не изменишь), сколько о народе, с которым она происходила, и его будущем. Почему этот народ позволял держать себя в рабстве у небольшой кучки своих же соотечетственников несколько веков и позволять параноидальным правители (Грозный, Сталин) истреблять себя изуверскими методами по простой прихоти?!! Почему он настолько себя не уважает, что не может ни нормальные, работающие законы принимать, ни обеспечивать их исполнение (через суды и т.п.)?
Лично я на "Цитадель" пойду - интересно, какая будет развязка и что скрывает кожаная перчатка с железными наконечниками на руке у комдива Котова в этой части.
(Андре Моруа)
Честно говорю - начитался дурацких рецензий на "Афише" и не хотел идти в кино. Друзья затащили "за компанию", и я приготовился смотреть на "плохую игру актеров", "недостоверность" и "ляпы". Опс... Ребята - фильм сильнейший, смотреть надо обязательно.
Фильм о том, как война меняет человека, а кого-то не может, о жуткой мясорубке гитлеровских войск с одной стороны и Сталинского командования - с другой. О том, как реальность разбивает иллюзии людей - как танки, которые размазывают кремлевских курсантов. Не припомню за последний год ни одного российского фильма который можно было хотя бы сравнить с "Утомленными Солнцем - 2".
Да, кое-какой гротеск относительно исторической правды, приукрашивание там есть, но мне это смотреть фильм абсолютно не мешало. К слову сказать, львиная доля "ляпов", которыми пестрит интернет - это просто следствие того, что люди невнимательно смотрели и сделали неправильные выводы - например, все писали о том, что один из кремлевских курсантов говорит, что у него отец мулла и встает на намаз, что невозможно. В фильме - он слышит, как зэк в окопе перед боем читает намаз, после окончания подходит к нему и спрашивает, откуда он научился. А тот ему отвечает - у меня отец мулла. И таких примеров много.
Игра актеров - великолепная, чего нельзя сказать, например, о фильме "Поп". Действия персонажей логичны, ни разу мне не пришла в голову мысль, что это действие или реакция "притянуты за уши". Сюжет связный, и фильм оставляет оставляет сильное впечатление - тяжелое, но очень сильное.
Из-за этого, предположу столько негативных рецензий. Гораздо сложнее принять и пропустить через себя чужую боль, чем найти пару ляпов, поглумиться над тем, куда пошел бюджет, и поставить "пятерку" какой-нибудь "Пиле 6".
Рекомендация - смотрите, составьте свое мнение. Не полагайтесь на негативные рецензии.
Это сложная задача из точки сделать многоточие. К тому же из такой ценной, всеми восхваленной точки, как «Утомленные солнцем». Какова же должна быть вера артиста-режиссера в себя и свою правоту, каково же должно быть желание высказаться, чтобы взять свое успешное детище, оцененное по достоинству как на Родине, так и заграницей, и пошатнуть его величие и полноценность, дабы попробовать сотворить что-то большее. Большее, чем картина о судьбе одной семьи - сотворить картину о судьбе миллионов. Это проклятие многих артистов (в большом смысле этого слова) - незнание того, когда остановится и оставить на самосуществование свое детище. Не трогать его, не удлинять, не укорачивать, не мазать лишней краской. Мотивы у таких людей практически всегда чисты — сделать лучше, а потом еще лучше. Получается ли — это другой вопрос.
Михалков представляет на суд общественности свое видение многоточия. «Предстояние» и «Цитадель» продолжат и закончат (допустимо нелогичную, но приемлемую) трилогию «Утомленных солнцем». Смотревшим первую часть и непонимающим о каком продолжении может идти речь Михалков советует просто иметь «внутреннюю свободу» восприятия. И я с ним полностью согласен. Это не проблема.
Взаимоотношения и хитросплетение судеб главных героев первых «Утомленных солнцем» выполняют роль путеводной ниточки, проходящей через весь фильм и показывающей всю безрассудную, животную и безжалостную суть войны. Зрителя передергивают, выматывают, выжимают, играя то на массовом ужасе движимым войной, то на личных трагедиях каждого персонажа в отдельности.
Отдельно выделил бы эпизод с прибывшими курсантами кремлевского полка «по 183 см», дальнейшей мясорубкой и монологом героя Миронова. Блеск.
Для меня три часа пролетели незаметно.
Жду «Цитадель».
Все хорошо, что хорошо кончается.
"Утомленные солнцем" настолько цельный и емкий фильм, что было совершенно непонятно, что можно еще сказать к нему. Тем, кто еще не смотрел, отвечу на это – абсолютно ничего, на самом деле это «разложение», объявленное как «продолжение».
3 часа вечернего времени воскресного отдыха с мыслью, когда же это закончится - это изнасилование. И виной тому не то, как показана война, в реальности было и страшнее. Но - для чего, чем оправданы были в фильме эти иллюстрации? Очевидно, должно было быть что-то, что прошло бы той самой связующей нитью. Любовь дочери к отцу, отца к дочери, не даром же 5 раз показали их катание на лодке, ну, наверное, подразумевалось, что это. Только оно никак не работает. Фильм просто разваливается на мешанину кровавых эпизодов и дымящихся тел.
Череда любимых актеров всех поколений, кто кого играет непринципиально, все гибнут через минуту появления на экране, вызывает закономерный вопрос – это капустник что ли?
Осенью история закончится в «Цитадели», не стану говорить, что не буду смотреть фильм, зачем кривить душой.
p.s. в «Прожекторпэрисхилтон» Никита Сергеевич мило пошутил, что из-за ресторана пришлось подсократить размещенный на Н.Арбате первоначальный вариант слогана к фильму звучавший как «Великое кино о Великой войне от Великого режиссера». Так и есть. Просто Михалков снял его для себя.
Как мне кажется, есть несколько фактов, о которых желательно знать почти каждому, кто собирается посмотреть этот фильм (или еще в раздумьях):
- Продолжительность "Предстояния" - примерно 3 часа. Могу ошибаться на +- 10 минут, но где-то так.
- Также, на всякий случай, учитывайте, что фильм при своей продолжительности не доведен до логического конца.
- Причем начинается он так, что не видевшим первую часть будет непросто разобраться в хитросплетениях отношений героев Михалкова и Меньшикова. Поэтому если есть возможность и желание - посмотрите/пересмотрите первую часть, хотя...
- ...первая часть настолько другая во всем, что вполне хватило бы в начале второй небольшой таблички с описанием основных сюжетных поворотов первой, всё таки вторая часть уже совершенно другая история и, учитывая разрыв в 16 лет, сложновато их присоединить ни атмосферно, ни сюжетно.
Оставлю на минутку пункты и перейду в жанр сухого текста. "Предстояние" фильм в целом неоднозначный, но невозможно не заметить, что он чрезвычайно гладенький и накрахмаленный, эдакий очень и очень профессиональный ответ Западу (см. тот же "Сибирский цирюльник"). Два основных плюса - операторская работа и актерский состав - это просто блеск и тем обиднее другое.
А именно - сюжет и структура фильма. К этому много вопросов, но если покороче, то сюжета как такового не ощущается. Персонажи Михалкова, его дочери, и Меньшикова практически сразу растворяются в фильме (надо думать, что основные события с ними будут приключаться в заключительной части, но как быть нам, простым зрителям части второй?!), один натужно-атмосферный эпизод сменяет другой и за всем этим всплывает несколько небрежное отношение автора к войне и куда больший интерес к каким-то отдельным деталям каждой сцены (к сожалению, не всегда удачным или нужным).
Это отношение в итоге не раз заставляет вспомнить даже Тарантино с "Бесславными ублюдками" - сцена в "Предстоянии" с тремя немцами и цыганами, а затем невидимыми (и видимыми) убийствами в амбаре - ну прям современный "Тарантино", оперирующий приемами вестернов в декорациях Второй Мировой.
Но Тарантино это Тарантино, у него весь фильм сплошной стеб и ироничная фантазия, всё подается предельно гротескно, а в "Предстоянии", напротив, идет неразбериха с посылом - то автор демонстрирует абсолютно праздничную атмосферу (см. "Тарас Бульба" Бортко) в, казалось бы, не вполне праздничных событиях, то предельно реалистично отображает зверства немцов и просто войны, а то и вовсе ударяется в, как я уже упоминал, псевдо-арт-хаусные ходы, и всё это в итоге выливается в странноватый капустник, который, маловероятно, удастся разгрести в третьей части. Не то чтобы так уж моветон оперировать приемами блокбастеров и арт-хаусных фильмов, вкупе с приемами столь полюбившихся фильмов-праздников (см. "Стиляги"), но в "Предстоянии" это оперирование происходит, такое впечатление, что с завязанными глазами.
И правда, после просмотра попробуйте мысленно подставить в качестве заключительной сцены второй части какой-нибудь другой эпизод - нападение на штрафбат и лежащий солдат с оторванными ногами, обряд крещения героини дочки Михалкова на мине (я понимаю, сложно представить, и не пытайтесь), да даже эпизод с немецким летчиком пытающимся, пардон, в полете накакать на Гармаша (то есть, его персонажа, конечно). Слишком всё разрозненно. Но красиво, ничего не скажешь, снято операторски всё просто безупречно.
Стоит ли смотреть "Предстояние"?! Мне кажется стоит, по различным причинам, но вообще главным образом каждый должен для себя решить сам, что важнее ему увидеть в фильме про войну, на данный момент - именно интересную историю/сюжет и мысль как таковую, или авторские "зарисовки и очерки" про Вторую Мировую. В "Предстоянии", как мне кажется, в основном только второе, поэтому ждем заключительную часть, я в предвкушении.
http://led--zepp.livejournal.com/
За первые 6 месяцев войны в России немцы понесли самые большие потери с начала 2 Мировой. Наверно они сами стрелялись. У Михалкова первого немца убивают во втором часе фильма из ракетницы. То есть случайно.
Где главный подвиг советского солдата во 2 МВ который должен был затмить Спилберга?! Ведь Михалков под него выбил 40 миллионный бюджет. Представляю чуства Суркова после просмотра этого шедевра. Ведь был план показа на Красной площади и вся другая ура-державная муть. Под военную тему у власти много можно выбить, ведь это то немногое что по мнению власти еще скрепляет народонаселение на этой территории.
Михалков молодец - и денежки попилил и в Канны прокатится со своим шедевром. Наверно то же за гос счет. А краснеть там он не сумеет - не тот у него окрас. Сборы с проката врядли кого волнуют - громадный бюджет уже попилен. Так что ходи, не ходи на фильм - разницы никакой. Кому возвращать бюджет?
Друзья уже несколько лет человек по имени Артем Драбкин, печатает книги с воспоминания фронтовиков в форме интервью.Этих книг уже много. Они называются - "Я дрался на Т-34, на истребителе/бомбардировщике, с Тиграми и т.д". Там фронтовики -летчики, танкисты, артиллеристы которые уже уходят рассказывают как оно было на самом деле. Ужаса там много, в каждом рассказчике сквозит главное - спокойное достоинство людей выигравших войну. Почитайте - это потрясает и "многое объясняет". Г-ну Драбкину я давно хочу сказать спасибо. А Михалков со своим фильмом по моему мнению достоен только забвения. Я был на Кремлевской презентации куда пригласили нескольких фронтовиков - видели бы вы их глаза. Стыдно.
Сегодня подверг тщательному просмотру фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Предстояние». Фильм посвящён 65-ти летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Слоган фильма как-то сразу сделал своё дело, и вот я уже в кинотеатре. Фильм государственной важности. Премьеру сделали аж в Государственном Кремлёвском Дворце Съездов. Разговоры и съёмки велись очень долго, и вот этот фильм пришёл во все кинотеатры.
История начинается с бредового сна бывшего комдива Котова, который чудом избежал расстрела и оказался в лагере. Внезапно, политическую статью ему заменяют уголовной, что, как не трудно догадаться, облегчает жизнь в тюрьме. Начинается война и Котов оказывается в штрафбате, как рядовой боец. Михалков чётко выписал образ комдива Котова. Оскорблённый жизнью, несправедливо униженный, он тем не менее сражается за свою Родину, которая его с радостью забыла, но не вся. На протяжении всего фильма кто-то таинственный следит за судьбой Котова, существенно помогая ему.
Олег Меньшиков во второй части стал настоящих психопатом-садистом. Горящий взгляд, вечный страх и боязнь собственного расстрела-это всё видно в его глазах на экране. Образ Мити Арсеньтьева прямо противоположен Котову. Арсеньтьев тыловая крыса, который может убить с дикой лёгкостью. Сыграл Меньшиков такого мерзавца великолепно. Глаз оторвать невозможно. Михалков, в свои немолодые годы, поразил отличной физической подготовкой и понимаем того, что он хочет донести до зрителя данный фильмом.
Картина полна символических деталей, которые увеличивают страх немецкого нашествия. Особенно взрыв сигнальной ракеты в заду у фрица, который испражнялся на раненых, вызывает бурю аплодисментов. Умеет Никита Сергеевич Михалков делать так, что каждая деталь, каждый штрих фильма заставляет задуматься. Каждый эпизод втягивает глубже в кресло, а что самое удивительное время пролетает незаметно. Фильм идёт 3 часа. За эти 3 часа событий происходит не мало, но скучно от этого не становится. Фильм не затянут. Он как большое эпическое полотно о нашей победе и всеобщей трагедии.
В итоге, при всём величии Михалкова, он ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЁР. Каждый кадр, каждый штрих данного фильма сомнений в этом не оставляет. Отдельное спасибо Михалкову за то, что он напомнил всей стране и миру, что вторую мировую выиграл СССР под руководством Сталина. Михалков вновь напомнил, что нас не победить, потому что мы героический народ, который может легионами лечь под танки за свою свободу.
Моё почтение Михалкову за данный фильм. В ноябре выйдет завершение данной истории. После просмотра Предстояния, смотреть Цитадель нужно обязательно.
10/10. ВЕЛИКОЕ КИНО, КОТОРОЕ ДОЛЖЕН УВИДЕТЬ КАЖДЫЙ.
К ПРОСМОТРУ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Предполагал, что фильм будет неоднозначным, острым и глубоко личным (для Н.С. Михалкова), но никогда бы не подумал, что я окажусь в кинотеатре на «Большой Разнице» (ТВ шоу на Первом канале) размахом в десятки миллионов долларов США,
Гнилая псевдо натуралистическая лента, где антисталинский лейтмотив затмил собой всю ширину экрана, где вместо профессиональных актеров, играют родственники Михалкова. Гле неизвестно откуда возникшися в сорок первом штрафбат остается единственным островом веры и надежды в безбожной вдрызг разбитый РККА. Где вымысил, христианская мифология и кишки перемешиваются в нечто бессмысленное
Вся картина один большой винегрет. Нарезана очень мелко, шинкована на отдельные порой не связанные отрезки. При этом все пропущено через идеологическое сито, с отчаянной тупостью напоминают кто во всем виноват.
Мне жаль, что господин Михалков деградировал до такой похабщины, низости и планктонной простоты в своих работах. Не думаю, что найдутся ветераны, которых тронет это картина, кроме чувств омерзения и отторжения, она ничего не взывает. Ни одного слова правды в этом фильме нет, ложь и провокация!
Ну что, вполне себе необычный фильм о Второй Мировой, где сделан акцент больше на взаимоотношения людей, чем на военные батальные сцены.
Я посмотрела фильм после прочтения отзывов и была просто обескуражена. Честно говоря, я не увидела в нем вообще никакой крамолы.
Насчет фильма - на мой взгляд, у него очень слабая первая половина. Абсолютно топорно опять вставлена фирменная михалковская мораль (все эти доносы пионерок и т.д.). Кроме того, там есть откровенно нелепые эпизоды (ну, с тем же летчиком), которые очень точно отражают странноватое чувство юмора Никиты Сергеича. Но дальше, начиная со штрафбата, снято, по-моему, откровенно хорошо и сильно.
Да, это не предпраздничный фильм. Но почему его считают порочащим честь советского солдата, я не понимаю. Мне он показался даже патриотическим.
То, что первый год войны страна была к ней не готова - ведь это же чистая правда. Да, насчет курсантов вышел перебор - у этой части в этом месте все было не так, но ведь другие действительно полегли под танками с лопатами! Короче, я советую в любом случае составить мнение самим. Поскольку тут всех , поставивших выше тройки, обвиняют в пропаганде, призываю бесплатно скачать пиратскую копию хренового качества:)
Удивление и смятение... Картина, которая должна была бы оказаться открытием (все-таки 47 млн. евро, а может и больше!? ) ...стала не очень выразительным фильмом про войну. Не понимаю!!! Как же так??? КАК???
Единственное, что могу сказать в оправдание, необоснованно потраченным государственным деньгам - фильм лишний раз напомнил о героической победе и людях, которые эту победу вырвали у врага зубами.
Милая мина, спасибо! Плыви, мина, плыви...
Первую часть я смотрел только отрывками, но так как вторая часть – это, по словам режиссера, самостоятельная история, так что ну и ладно. кстати, эти флэшбеки с маленькой Надей Михалковой были самым искренними в фильме. и лучше бы Надя Михалкова не вырастала, потому что сцены с ее участием совершенно невозможные, все эти ее причитания, стенания и слезы, эти такие стремные, такие фальшивые слезы. в техническом плане все на уровне современного российского «большого кино», то есть спецэффекты дешевые, как в сценах с самолетами, ну совсем бедно, и звук тоже типичный для отечественного кино, ощущение будто смотришь дублированный фильм, звуки ненатуральные, и эти стенания, такие стремные, фальшивые звуки стенаний. оператору, все-таки удавались прекрасные кадры, но пошлость происходящего портила все. музыка вроде должна усиливать сопереживание, но, увы, лишь усугубляет фальшь. известные актеры во всех эпизодах, лезут отовсюду, и тоже усугубляют прущий фальшак, и ученый зэк Гафт, и мажорная Шукшина, и эрзац-Дапкунайте Толстоганова, и Петренко дежурно избыточен. в середине фильма только становится интересно смотреть, это появился Миронов, как начинается рубилово курсантов и появляются кишки и конечности. Маковецкий понравился, но после трейлера Цитадели, показанного в конце, разонравился. и эти клише-клише, пошлость на пошлости, добрый немец, немец-псих, срущий немец, крещение на мине, долгий разговор-прощание с миной (!), и Панин писается, и убьем ребенка, и девочка скажет: «Не убивайте меня», и кучи кучи подобного, снег накрывающий трупы, и икона посреди церковных руин, всего и не перечислишь, а в финале, духовный катарсис, сиськи и смерть, нет ну правда, такая ведь духовность! фильм распадается, общее – это любовь отца к дочери? на войне плохо, всем плохо, никто не прав, все виноваты, само собой, кроме обретшего веру. я думал, что нельзя показать большей фальши, чем было в фильме 12, когда было жалко смотреть на этих переигрывающих мужчин, но Никита Сергеевич переплюнул себя, этих двенадцать мужиков уделывает одна выросшая Надя Михалкова.
ps: понравился Меньшиков, Суханов в роли Сталина. ну и Смолянинов с Дюжевым удивили. + железная рука, это, простите, пиздец.