Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.1

Фильм
Серьезный человек

A Serious Man, США, Великобритания, Франция, 2009
О фильме
1967 год. Ларри Гопник (Майкл Сталберг), профессор физики в тихом университете Среднего Запада, неожиданно узнает от своей жены Джудит (Сари Ленник) о том, что она от него уходит. Дело в том, что она влюбилась в одного из его напыщенных знакомых — Сая Эйблмана (Фред Меламед), который показался ей намного более солидным мужчиной, чем незадачливый и беспомощный Ларри. Помимо всего прочего, у него дома селится брат-бездельник Артур (Ричард Кайнд), протирающий штаны на диване; у сына Дэнни (Аарон Вольфф), прогуливающего уроки в еврейской школе, проблемы с дисциплиной, а дочь Сара (Джессика МакМанус) ворует деньги из бумажника отца, пытаясь скопить на пластическую операцию носа. Пока его жена и Сай Эйблман беззаботно занимаются обустройством дома, его брат становится для него еще большей обузой, а он сам начинает получать враждебные анонимные письма, угрожающие его работе в университете, где один из студентов-выпускников пытается подкупить его в надежде получить удовлетворительную отметку, одновременно угрожая подать на него в суд за клевету. А дома «ждет» привлекательная соседка, которая терзает душу Ларри, принимая обнаженной солнечные ванны. Пытаясь обрести равновесие, Ларри обращается за советом к трем разным раввинам. Неужели кто-нибудь сможет помочь ему справиться с напастями и стать наконец благочестивым человеком?
  • Серьезный человек – афиша
  • Серьезный человек – афиша
  • Серьезный человек – афиша
  • Серьезный человек – афиша
  • Серьезный человек – афиша
Трагикомедия
16+
12 сентября 2009
25 февраля 2010
1 час 46 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
15 февраля 2010
Еврей ищет Бога

Конец 60-х, Миннесота. В жизни Ларри Гопника (Сталберг), университетского преподавателя физики, наступило-таки то, что по всем признакам кажется черной полосой. Жена (Ленник) сообщает, что намерена уйти к Саю Эйблману (Меламед). Азиатский студент оставляет на столе взятку за проходной балл. Сын (у которого скоро бар-мицва) слушает на уроках Jefferson Airplane. В доме поселился и никак не хочет уезжать противоречивый брат-инвалид. В комиссию, которая должна предоставить Ларри постоянную должность, приходят анонимные письма. Поступают странные звонки из компании по продаже пластинок. Телеантенна барахлит. Соседка загорает нагишом. Видимо, на Ларри прогневал­ся тот, кого евреи не называют по имени.

Дешевый, без единой звезды (впервые с 80-х), что называется, «маленький личный фильм» братьев Коэн оказался, возможно, самым значительным в их карьере. «Серьезный человек» подытоживает — уже одним названием — главный мотив коэновского творчества: герой добровольно погружается в ад, лож­но оценив обстоятельства и собственное в них место. Раньше он оказывался на чужой должности, с чужими детьми или с чемоданом чужих денег, теперь ставки выросли максимально, и Ларри Гопник пытается приватизировать вселенную, расслышать голос Бога, обращенный лично к нему, Ларри. Но если у чемодана может найтись законный владелец, то тут ситуация совсем патовая — Богу нет дела до Ларри, поскольку и Бога-то, скорее всего, никакого нет. Это печальное открытие в коэновской интерпретации — притом что и сами они серьезны как никогда — выглядит вдобавок смешнее, чем все их попытки по­следнего десятилетия сделать комедию, а привычное формальное совершенство зашкалило за пределы понимания — что особенно заметно в финале. Учитывая, что бар-мицва братьев пришлась на то же время и то же место, что у непутевого сына главного героя, нетрудно предположить, где они черпали запасы сарказма, то и дело переходящего в злобу. Но это ли не свойство по-настоящему большого художника — превратить сведение счетов с собственным детством и собственной кровью в универсальное высказывание о человеческом бытии.

32
0

Отзывы

9
Дмитрий
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 34
30 октября 2009

Ларри Гопник жил спокойной, счастливой жизнью - хорошая работа, дом, семья. И вдруг всё разъехалось по швам. Жена оказалась стервой и ушла к другому, дети выросли эгоистичными кровососами, ворующими бабло из отцовского кошелька, в доме появился незванный гость - безработный брат-дегенерат, который весь день занимает семейный унитаз. Сосед-антисемит строит козни во дворе, на работе какая то сволочь пишет доносы, со здоровьем тоже не лады. Чёрная полоса, одним словом. Когда человек по уши погрязает в дерьме, он часто вспоминает о Боге. Вот, и Гопник решает обратиться к представителям высшей инстанции - местным раввинам, чтобы те объяснили ему великий замысел главного проводника. Помогут ли ему еврейские мудрецы или задумчиво ответят вопросом на вопрос?

Братья Коэны возвращаются к нам на своём творческом пике. Здесь есть все элементы их уникального стиля - загадочная история, чёрный юмор, зловещий звуковой фон, великолепная работа оператора Роджера Дикинса. Диалоги, полные псевдо-импровизированных недомолвок, интересных оборотов речи и характерных интонаций на грани идиотизма и кривляния. Но одна деталь очень сильно отличает "Серьезного Человека" от остальных работ братьев - этот фильм еврейский на сто процентов, как проза Шолом Алейхема. Он показывает внутренний диалог еврея, находящегося в поиске смысла.

Все главные действующие персонажи являются еврейскими представителями среднего класса штата Минессоты. История немного автобиографична, поскольку сами братья выросли в еврейском пригороде Минеаполиса и образы персонажей взяты ими из детства. Коэны высмеивают и смакуют всевозможные антисемитские стереотипы, начиная от манеры разговора и заканчивая поведением героев. Однако достаётся в этом фильме не только евреям. Под раздачу циничных братишек попали также корейцы и милитаризированный подвид бледнолицего патриота СШП, всегда готового дать отпор ненавистникам свободы и демократии.

После легкой комедии "Сжечь после прочтения" Коэны вернулись к серьёзному кино, наполненному символизмом. Этот фильм обозначен в прокате, как комедия, но несмотря на множество угарных моментов, он больше подходит под определение философской драмы. Братья надувают пузырь напускной многозначительности путём нагнетания атмосферы и выстраивания целой череды загадочных библейских знаков, которые сбивают с толку главного героя и заинтригованных зрителей. Однако, зная циничный характер Коэнов, нетрудно догадаться, что весь библейский и кармический символизм в фильме является обыкновенной иллюзией, их насмешкой над самой попыткой понять Бога, наш мир и прочие основные вопросы бытия. Если обратить внимание на все рассказанные байки и намёки, вскольз брошенные второстепенными персонажами, то станет ясно, что они абсолютно бессмысленны. Однако каждый человек истолковывает эти вещи по своему и видит в них свой смысл, даже если изначально такового заложено не было.

Интересные параллели можно провести между Гопником старшим и Гопником младшим. Оба тщетно пытаются понять жизнь - отец выискивает ответ в двусмысленной мути хассидских небылиц, а сынок растерянно пялится на окружающий мир сквозь волшебную дымку марихуанового облака. Вокруг отца и сына полно искушений и оба хотят сделать правильный выбор, опасаясь последствий за неверное решение. Однако всё в этой жизни относительно, и к концу фильма оба героя понимают, что все их проблемы и терзания кажутся ерундой по сравнению с неопределённостью будущего.

В отличии от большинства фильмов братьев Коэнов, здесь нет громких имён и знаменитостей. В фильме не видно ни одного знакомого лица, кроме, пожалуй, олигофренического рыльца Ричарда Кайнда, который тоже вызывает лишь смутное ощущение, что где то этого придурка мы уже видели. У фильма был очень маленький бюджет и Коэны набрали обыкновенных евреев из минесотских школ и синагог. Главную роль сыграл театральный актёр Майкл Сталберг, точно изобразивший соплежуя-интеллегента, находящегося на грани нервного срыва. Образ забитого лошка забавно сочитается с редкой еврейской фамилией Гопник.

Этот фильм безусловно войдёт в тройку лучших работ Коэнов, поскольку в нём в полной мере проявились глубина, концептуальность и специфический юмор братьев. Кроме того, "Серьёзный Человек" является самым личным для них фильмом. В отличии от других лент, здесь они смеются над собой. Кино рекомендуется всем, кому интересны герои-размазни, чёрный юмор и тщетный поиск смысла. Фанатам братьев Коэнов фильм обязателен к просмотру.

30
0
9
LadyKiskis
61 отзыв, 408 оценок, рейтинг 258
19 февраля 2010
Маленький еврей в поисках большого ответа. Притча братьев-Коэнов.

В карьере каждого режиссера-еврея наступает момент истины, когда он снимает фильм про самое святое - про евреев, вне зависимости от того, что он делал ранее. Так было со Спилбергом, который после виртуозных, но не слишком глубоких блокбастеров снял "Список Шиндлера", так было с Полански, славившегося психологическими триллерами, и вдруг снявшего нуднейшее холокостовское нытье "Пианист", так произошло и с Братьями Коэн. Но им удалось снять по-хорошему еврейский фильм, не потерять чувство юмора, и понравиться даже презренным гойям.

В жизни главного героя, профессора Ларри Гопника, происходят мелкие неприятности, которые в масштабе жизни по-гоголевски маленького человека кажутся трагедией, разрушающей картину мира, и он пытается понять, что ему хочет сказать Гешем, и хочет ли сказать что-то вообще, обращаясь к раббе.

Множество неумных критиков провели аналогию с Иовом, скорее всего потому, что толком ничего о нем не знают.
Однако ж здесь есть принципиальное различие - Иов никогда не сомневался ни в существовании Бога, ни в его правоте, он просто терпел все испытания, Ларри же не понимает ничего, он ищет ответа, и обнаруживает, что на самом деле никто ровным счетом ничего не понимает. Что знаки искать не надо, а истина в том, что что бы не происходило, жить просто.

Главный ключ к пониманию всей истории - притча в начале, которая не вяжется ни с трактовкой псевдоумных критиков, что Бога нет, ни с трактовкой, что он есть. Семейная пара за сотню лет назад до рождения Гопника выоняет из дома своего знакомого раббе, который до этого умер - их не удивляет то, что он каким-то образом "воскрес", они просто хотят, чтобы он им не мешал. Потом этот же раббе благословляет сына Ларри. Вот так все в жизни связано. А что этим хотел сказать Гешем - одному Гешему известно, и не стоит этим мучиться, надо просто жить - и либо верить, либо нет, это уже нам выбирать.



7
0
9
jane bo
15 отзывов, 98 оценок, рейтинг 138
23 марта 2010

Хорошие фильмы хвалить не модно. Но здесь просто нет иного выхода, тем более что это не хороший фильм, а подробная и остроумная побасенка, которая настолько замечательная, что просто хочется взять ее и расцеловать.
Это первая за последнее время работа после «района9» и вторая после коэновских же «сжечь после прочтения», где до титров не было ни одного лишнего слова-взгляда-паузы и всего того чем обычно наполняют картины, а после титров не осталось ни одного вопроса без ответа.
Да и вопросов здесь по сути только два. Какое положение может занимать отдельно взятый человек в окружающей его физике/метафизике, если учесть что по определению взять его отдельно не представляется возможным. И какое отношение может сложиться у этого же человека к окружающей его физике/метафизике, если учесть что на первый вопрос он ответил неправильно.
Такая концепция безусловно по-особенному забавна в еврейских декорациях (с их серьезным культурно-религиозным бекграундом), но по сути они (декорации) не самоцель. Просто все тоже самое но с другими «пуговицами» было бы если и не менее знаково то уж точно более прозаично.
А так, с удовольствием послушала длинный и осмысленный, как грузинский тост, и приятный для восприятия, как песня Jefferson Airplane, анекдот, ухмыльнулась (и пошла читать кто такой диббук).

5
0
9
Murka
12 отзывов, 13 оценок, рейтинг 24
7 марта 2010
"За что мне все это?"

Эпиграф: "Относись ко всему, что с тобой происходит, с простодушием"
Ларри Гопник - человек, живущий незаметной жизнью в маленьком и уютном мирке, в котором все разложено по полочкам, каждая задача которого имеет математически правильное решение. И все бы хорошо, только вдруг оказывается, что жизнь - это несколько больше, чем набор правил и математических формул...
Все, к чему он привык и чем он жил, вдруг лопается, как мыльный пузырь, стенки которого так надежно, казалось бы, защищали его от всех невзгод.
Ларри простодушен и наивен, как ребенок, и чем больше на него сыплется бед, тем больше его недоумение и тем сильнее его мучает вопрос:"За что мне все это?", ответ на который он мучительно пытается найти у окружающих.
И чем больше он делает попыток выявить сакральный смысл того, что с ним происходит, тем он больше убеждается, что нет ни одного человека, которого можно было бы назвать близким, и даже Бог, на которого он так уповал, проявляет к нему полнейшее безразличие.
Окружающим он нужен только для удовлетворения их потребностей, жена требует развода, выгоняет из дома, крадет деньги; сын вспоминает об отце только в тот момент, когда начитает барахлить телеаннтена, дочь постоянно моет голову, а брат -приживала раздражает своей никчемностью и постоянным нытьем.
Чем большему количеству людей Ларри задает вопрос "За что?" и "Что я сделал" тем более явственно звучит безразличное: "Ничего. Ты ничего не сделал, Ларри".
Попытки поговорить с Богом через посредничество раввинов не дают ответов, а только приводят к еще большему замешательству...
Всем на тебя плевать, Ларри, ты один в этом мире, вокруг тебя - чужие люди, которым нет до тебя никакого дела, но которые тем не менее с тебя постоянно что-то требуют... Потому как ты слаб, доверчив, не умеешь отказывать, ты лишь осенний лист, который ветер носит из сторону в сторону, не обращая внимания на твои: "Почему?" , "Зачем?" и "За что?"....

Абсолютно не хочется говорить эпитет: "прекрасная игра актеров", ибо это не похоже на игру, это такие же реальные люди, как мы с вами...Горькая ирония, тонкий сарказм, черный юмор, самоирония, людские гримасы, ложь, фальшь, прикрытие фиговыми листками благочестия людской алчной звериной сущности...
Послевкусие остается настолько сильным, что сразу после выхода из кинотеатра сначала долго перевариваешь увиденное, а на второй день уже хочется пересмотреть еще раз, чтобы понять то, что просто не было до конца осознанно, осмысленно и не запомненно в силу особенностей женского головного мозга:)


4
0
9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
11 января 2010

В принципе, первый фильм братьев, когда они переносят место и время действия наиболее близко к собственному детству – конец 60-х, пригород Миннеаполиса, обычная еврейская семья, глава которой – Ларри Гопник (Майкл Штульбарг), обычный еврейский профессор в университете, внезапно сталкивается с неприятнейшим фактом – вся его привычная жизнь катится под откос. От него уходит его жена (Сари Ленник) к его, якобы, лучшему другу, равноправному члену еврейской общины, Саю Эйблману (Фред Меламед); его сын слушает в еврейской школе на уроках идиша (или иврита) рок-н-ролл и покуривает марихуану; его дочь ворует деньги для того, чтобы сделать пластическую операцию на носу; корейский студент, заваливший экзамены, пытается его сначала подкупить, а потом развалить карьеру; его сосед ненавидит всех, кто не одной с ним расы, а соседская жена, нахально сексуальная, загорает во дворе топлесс; брат жены Ларри спит на диване в его доме, занимается ерундой (порой даже криминальной) и не думает что-то в своей жизни менять. И это только начало черной полосы, конца которой не видно. «За что?!», спрашивает Ларри, «я же все делаю правильно, Хашем! За что?! Я ведь серьезный человек!». Но, похоже, кто-то там, наверху, не очень любит Ларри.
В фильме есть две совершенно чудесных истории, которые, до некоторой степени, проясняют происходящее. Первая из этих новелл открывает картину, рассказывая о том, как один муж пригласил в свой дом старого знакомого, поесть супа. Он не знал, что тот уже три года как мертв и, поэтому, пригласил в дом диббука. Зато знала об этом его жена, воткнувшая диббуку нож в грудь. Вторую историю рассказывает Ларри один из раввинов (их в фильме будет три), историю о «зубах гоя». Один правоверный еврей-дантист, проверяя зубы одного из своих клиентов (не-еврея, что важно), обнаруживает, что на каждом зубе у того выгравировано естественным образом по одному слову из предложения на иврите «спаси меня». Дантист теряет сон, аппетит, всю свою жизнь посвящает тому, чтобы выяснить, что это за знак, и что он должен делать теперь. «Помогать близким?», «Ну, хуже от этого не будет».
После серьезного оскароносного «Старикам тут не место» и совсем не серьезный легкий «Сжечь после прочтения», Коэны снимают если не лучший свой фильм в жизни, и может, не лучший за последние 10 лет (хотя он может потягаться и со «Стариками», если будет желание), то явно свой самый «коэновский» фильм. Мрачноватый юмор, сарказм из каждого кадра, тончайшим образом продуманный сценарий, диалоги «навылет», яркий и сильный монтаж, четкая, уверенная, идеальная постановка. Впервые в своей жизни Коэны сняли фильм без единого известного актера. И вышло просто изумительно. Идеально подобранные лица еврейской общины еще и играют блистательно.
Ларри в исполнении Штульбарга - не какая-нибудь размазня, неудачник, клоуна. Его персонаж – нормальный человек, который не понимает, что вообще тут сейчас происходит. Весь спектр настроения от безобидного недоумения, соответствующего героям какого-нибудь сериального офисного ситкома, до депрессии и истерии непонимания абсурдности положения, уровня Бартона Финка, отображаются на его лице с восхитительной ясностью. Да и вообще, большинство чудодейственности фильма – это игра актеров и мощнейшая, выбивающая из кресла, концовка.
Как это часто бывает у братьев, действие фильма может быть соотнесено с любым временем. Кроме определенных внешних особенностей (музыка, марихуана, машины, одежда, прически), ничего завязанного на «ретро», на 1967 год, в фильме нет, и сними Коэны фильм «в наше время», ничего, может кроме изящности и атмосферы, не потеряется. Точно так же можно протянуть ниточку от рядового члена еврейской общины и его взаимоотношений с Хашемом, к представителю любой конфессии и его жизненных проблем, причина которых ищется там, наверху.
Перед тем, как нырять в глубину Старого Завета и Книги Иова, стоит, все-таки, вспомнить, что и кто такие Коэны, с какой «серьезностью» они относятся к тому, о чем рассказывают в своих фильмах и помнить об этом вплоть до того, как выносить окончательный вердикт относительно того, что из заявленного они раскрыли и в каком объеме. В целом же, все достаточно очевидно, фильм, в некотором роде, интерпретации истории Иова, страдающего от испытаний его веры. Только Коэны ухитряются зацепить своей историей чуть ли не все, до чего могут дотянуться – от сомнений относительно мудрости раввинов до серьезности традиций иудейской церкви и жизни общины. Фильм полон вопросов, ответы на которые придется попотеть, чтобы найти. Причем у каждого будет свой ответ. Одно уже сейчас ясно без всяких сомнений. Коэны сняли лучший фильм года, хотя эта картина вряд ли пополнит ряды их поклонников. Тут нужно быть с ними на одной волне. Наверное.

4
0
...

Подборки Афиши
Все