Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.5

Фильм
Чудо

Россия, 2009Смотреть в
Реклама
Основанный на реальных событиях фильм Александра Прошкина про остолбеневшую советскую девушку

Январским вечером 1956 года в городе Куйбышеве по адресу Чкалова, 84, работница трубного завода Зоя Карнаухова, отмечая свой день рождения (а заодно продолжение новогодних праздников) и не дождавшись своего ухажера Коли (а также окончания рождественского поста), со словами «Если есть Бог, пусть меня за это накажет» сняла со стены икону Николая Чудотворца и пустилась с ней в пляс, вследствие чего остолбенела и так простояла 128 дней вплоть до самой Пасхи. История — невыдуманная. На сайте председателя Совета Федерации С.М.Миронова режиссер Прошкин объяснил желание экранизировать ее словами: «Я очень хочу, чтобы мы поверили в чудо нашего преображения».

  • Чудо – афиша
  • Чудо – афиша
  • Чудо – афиша
  • Чудо – афиша
  • Чудо – афиша
Триллер, Драма
14+
Александр Прошкин
9 октября 2009
12 ноября 2009
1 час 50 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Александра Прошкина

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
Кирилл Купцынов
20 отзывов, 29 оценок, рейтинг 105
22 июня 2009

Я смотрел этот фильм в рамках конкурсной программы Московского Кинофестиваля и, признаюсь, мне было немного неловко от того, что демонстрировался он с английскими субтитрами. Из-за этого я поневоле оценивал его с позиции иностранного гостя. И смущали меня не столько некоторые непереводимые конструкции русской речи, имеюшие место быть в картине, сколько бардак, в котором пребывала наша страна в тот период своей истории, который столь бесцеремонно был выхвачен из контекста режиссером Александром Прошкиным.

За чахлыми оконцами советской глубинки вьюжит январь 1956 года. Молодая девушка Скрипникова (Полина Кутепова) устраивает гулянку с друзьями и вот, в самый разгар веселья, она властно объявляет белый танец и, желая посмеяться, снимает с сохранившегося от набожной бабки красного угла икону Николая Чудотворца и начинает танцевать с этим "кавалером". И внезапно - остолбевает.

Собственно, в этом и вся завязка фильма. Скрипникова простоит так до самой Пасхи, а пока разбудить её не удается ни Маковецкому, дьяволоватый герой которого знаком как с Библией, так и с трудами Канта, а в деревушке поставлен партией проводить линию атеизма, ни журналисту из областной "Правды" (Хабенский), отправленному редакцией затем, чтобы остановить поползшие слухи о чуде Божьем.

В стране творится подлинный кошмар, тут и иконы заплачут и реки вспять потекут. Деревенский слесарь, к которому приходят, затем чтобы он отколол девушку от пола, покорно интересуется, а не с вещами ли ему на выход, решив, что эа ним явился черный чекистский воронок. Тем временем в Москве проходит ХХ съезд, на котором Хрущев развенчивает культ личности Сталина, и вот уже в кабинете главного редактора областной газетенки на стене вместо портрета рябого усатого Генералиссимуса красуется выцветший квадрат обоев. И кто скажет, что лучше - тотальный страх или ветренная неопределенность?

Столбняк Скрипниковой. растянувшийся на 128 дней, служит фоном для развернувшейся на первом плане рефлексии относительно того, что мы, Россия, есть такое. Ну а теперь задумайтесь, хоть кто-нибудь на этот вечный больной вопрос когда-нибудь внятно и всеобъемлюще отвечал?..

Вот и я о том же.

8
0
7
cinemare
23 отзыва, 262 оценки, рейтинг 23
4 июля 2009

"Чудо" - это настоящее большое кино, что само по себе чудо. Это подлинный большой стиль. Это сценарий Юрия Арабова, основанный на реальных событиях, случившихся в переломную эпоху - в 1956 году - год XX съезда КПСС, развенчания культа личности и репрессий сталинского режима. История девушки, которая, искренняя в своем невежестве, схватила икону Николая Угодника и закружилась с ней в танце. И превратилась она в соляной столб, и осталась стоять так в обнимку с иконой. В жизни звали ее Зоей, а чудо - "стояние Зои", а случилось чудо в Самаре. В фильме - Таней Скрыпниковой, а городок - Гречанском. И вот кино это про то, как "простое" религиозное чудо обнажает все лицемерие и тщету советской идеологической машины, которая (машина), даже будучи обнаженной и разоблаченной, все еще достаточно сильна, чтобы сожрать и чудо, и Таню вместе с ним, и отомстить ей тем самым за то досадное беспокойство, которая причинила она своей простотой. В фильме безупречны все актерские работы, но ярче всех - Сергея Маковецкого, Константина Хабенского, Марии Буровой. Совершенно неподражаем Никита Сергеевич Хрущев в исполнении Александра Потапова. Да, да, здесь есть и Хрущев. И именно он "разруливает" историю с чудом своей советской атеистической волей. Я бы не сказала, что в "Чуде" есть какие-то очевидные открытия в киноязыке. По крайней мере, они не бросаются в глаза. Нет ничего нарочитого. Но этого и не требуется. Здесь вполне привычными средствами рассказаны истории, истории и истории, которые в итоге суммируются в одну большую Историю нашей большой страны.

7
0
3
BigBigZ
67 отзывов, 109 оценок, рейтинг 473
15 ноября 2009
Житейская притча

1956-ой год. Редакция газеты "Комсомольская правда". Местный стахановец журналистского цеха, мужчина в мешковатой одежде и зубчиком чеснока за щекой, ваятель острых фельетонов Николай Артемьев (Хабенский), получает задание съездить в провинциальный Гречанск. Там, якобы по слухам, одна из местных девиц, во время празднования своего дня рождения, не дождавшись своего жениха, "пригласила" на белый танец икону Николая-Чудотворца. Вальсируя девушка неожиданно застыла и стоит в такой позе уже не первый месяц. Журналист отправляется в провинциальный городок, чтобы разобраться в ситуации.

История, которую все знают благодаря рассказам своей бабушки, в руках прославленного сценариста Арабова, как кажется, превратилась не в художественный сценарий, а скорее в воскресную проповедь. Уже в "Юрьевом дне" было ясно, что у мэтр категорически поменялись профессиональные приоритеты, и в "Чуде" этот распад продолжился. Другое дело, что помимо Арабова, в "Чуде" есть один понимающий человек - режиссер Прошкин, благодаря титаническим усилиям которого, картину можно смотреть по крайней мере до озадаченного дефиле Хабенского в снегопад, традиционного для его последних ролей. А вот потом становится совсем тяжело. В кадре появляются, сначала местный батюшка, затем Никита Сергеевич Хрущев, который скорее похож на собственную карикатуру, а в финале, конечно, нам показывают психушку. Вероятно, от какой-то профессиональной ненасытности все четыре сюжета в "Чуде" в руках Прошкина ведут себя как квартет хулиганистых братцев, в котором каждый норовит крикнуть свое "я" громче других. От этого традиционное "Зачем?" после просмотра многих отечественных картин, здесь рвется из груди намного сильнее. Ведь для "истории по мотивам" здесь слишком много очевидных вещей, а для, например, религиозного российского хоррора, слишком мало авторской наглости. Поэтому, вспоминая отчаянного пенсионера из хлебниковской "Сумасшедшей помощи", очень хочется кого-нибудь попросить, чтобы свои кинематографические цели многие из современных авторов решали также исключительно в пределах своей квартиры.

6
0
7
Жанна Бхаскер
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 19
7 ноября 2009

Предисловие.
Не так давно моя бабушка рассказала мне историю, случившуюся в 50-е годы в г. Куйбышеве, о так называемой «Каменной девушке». На меня она произвела, как говорят, неизгладимое впечатление, я долго думала об этом явлении и в душе таились какие то противоречивые чувства. По прошествии какого то времени бабуля попросила купить в Москве литературу на религиозную тематику, а тут как нельзя кстати наметилась поездка в Оптину Пустынь. Когда я зашла в книжную лавку, будто знала куда идти (хотя никогда там не была) и приямком направилась к полке с книгами, будто точно знала что мне нужно, на полке среди многих других стояла книга «Непознанный мир веры» и я не долго думая взяла её для бабушки. Позвонила ей вечером сказала название книги, она мне ответила, что такая книга у неё есть, и что я могу оставить её себе…Пролежав пару месяцев в стопке с учебной литературой, при очередном моём разборе «творческого беспорядка» взяла книгу , пролистала и дай думаю, возьму - в метро будет чем заняться…По ходу чтения наткнулась на рассказ о той самой «Каменной девушке», с интересом прочла – волосы, надо сказать, встали дыбом, вроде короткая история, всего на пару страниц, но без лишних отклонений от темы.

В народе говорят - если очень захотеть, можно в космос полететь!
Чудо само по себе у нас, простых смертных почти всегда ассоциируется с чем то из ряда вон выходящим. Для кого то это сказка, для кого то красивая или страшная легенда, а для немногих – быль.

31 Московский Кинофестиваль – открытие…
21 июня – первая (после фильма «Царь») премьера фильма Александра Прошкина «ЧУДО», да да, по мотивам той самой истории…

Накануне числа 19 или 20-го услышала в новостях, о том, что будет показан фильм «ЧУДО», снятый на основе реальных событий произошедших в 1956 году в одном из городов СССР.

Моя цель – во что бы то ни стало попасть на премьеру!
Утром 21-го, в день премьерного показа, прозваниваюсь по фестивальным кинотеатрам, выясняю что фильм будет в к/т «Октябрьский», приятный женский голос уверил – «Приходите, билеты есть, сеанс в 19.00» День ещё был весь впереди и решено было сначала сходить на выставку в Манеж, а потом потихонечку направится в кино… Вразвалочку прошлись по Новому Арбату, до начала сеанса час и… -- ОБЛОМ – ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ!!! –звучало как приговор. НУ Я НЕ Я, ЕСЛИ ЧУДО НЕ СВЕРШИТСЯ! Главный вход – охранников море + те, кто проверяет аккредитацию журналистов и билетики…стоим – мыслей ноль! Вдруг большая толпа с бейджиками на шее, вот тут то и сказалось преимущество маленького роста……..шмыг и я в холле ., жду спутника (он то на улице и на порядка два покрупнее меня), но через какое то время тоже просочился с Индийской делегацией. УРА!!! – первый кордон пройден…………………. А дальше надо думать как пройти в кинозал? – там люди в чёрном!... Внимательно подслушав разговоры в толпе, потревшись бок о бок с актёрами и известными особами, понимаем, что нужно идти в бельэтаж….стоим – ждём…и вдруг рядом с супругом милая, чудесная девушка –«Кому нужен лишний билтик» - НУ НЕ ЧУДО ЛИ??? Я опять просачиваюсь между занавесок, а он гордый, аж с билетом! Садимся – народу тма!

Впечатление от фильма двоякое, и даже больше. Не совсем было понятно, что хотел сказать режиссёр (но началу), поэтому решила, что нужно всё обмозговать…Моя оценка твёрдая четвёрка… с плюсом. Сюжет многих поразил, особенно тех , кто вообще не слышал об этой истории. Те кто был знаком с «Эффектом Зои» может как и я были несколько разочарованы…Мои ожидания – зрелищная, жуткая и одновременно чудесная история. Оказалась история с сатирическо-религиозным подтекстом и политической подоплёкой хрущёвской оттепели. Актёры были великолепны – Хабенский, Маковецкий, и другие – игра потрясающая. Сергей Маковецкий просто потряс своей игрой – многоликий и просто мастер перевоплощений – ПОДЛЕЦ, ДОСТОЙНЫЙ ВОСХИЩЕНЬЯ! Главное в этом фильме то, что он действительно достоин фестивального уровня(конечно же прави режиссёра и сценариста вносить свои коррективы в реальную историю, вот пожалуй единственное, что меня насторожило – несостыковки с реалиями событий) О «ЧУДЕ» хочется говорить, обсуждать, спорить, это как атеизм и Боголюбие, как неверие и прозрение… когда человек, живущий обычной жизнью и изо дня в день свершает одни и те же, механические действия и ритуалы, и вдруг в один момент его жизнь преобретает действительно настоящий смысл – которого как оказывается не было, и что кто то «свыше» имеет право решать , даже за самого Господа Бога……….
Вот и сама история, именуемая «Эффект Зои» http://anomalia.kulichki.ru/text/738.htm

4
0
5
Вера Хрусталева
178 отзывов, 633 оценки, рейтинг 594
25 декабря 2009
Застывшая девушка и Хрущев: "Чудо"

Сочетание слов "русское кино" и "религия" неизменно ассоциируется с фамилией режиссера Павла Лунгина с его "Островом" и недавним "Царем". А еще с мрачной атмосферой, тягучим сюжетом и множеством споров, возникающих после выхода фильма. Режиссер Александр Прошкин подкинул критикам и зрителям очередную тему для обсуждения, выпустив на экраны фильм "Чудо" - основанный на реальных событиях и повествующий о настоящей религиозной сенсации середины прошлого века.

http://obzorkino.livejournal.com/47296.html

"Стояние Зои" - легенда, знакомая многим. Как и у многих историй, не подтвержденных документально, а известных только по словам очевидцев, у Зоиной истории несколько версий. Если в целом: в городе Самаре в 1955 году советская девушка Зоя, не дождавшись на вечеринке своего возлюбленного Николая, сняла со стены икону Николая Чудотворца и стала с ней танцевать. Дело было во время поста, девушку предупредили о том, что ее действия - грех, "Если Бог есть, пусть он меня накажет", -
ответила Зоя и застыла на месте на долгих 128 дней вплоть до самой Пасхи. Сдвинуть с места ее не могли, даже укол сделать не получалось - ломались иглы, окаменела девушка. Говорят, по ночам кричала и уговаривала всех молиться. Естественно, это легенда, и, по сути, она ничем не подтверждается.

Сценарист Юрий Арабов решил на основе этой истории показать отношение к произошедшему "чуду" совершенно разных людей, составляющих советское общество. В итоге на застывшую девушку приезжали посмотреть журналист из областной газеты, местный священник, местный же уполномоченный по делам религии и даже сам Никита Хрущев, чудным образом совершивший экстренную посадку в тех местах. В итоге история Зои (по фильму - Татьяны) отходит на второй план, все внимание приковано к нескольким персонажам и их столкновению с тем, что невозможно объяснить. Неверующие советские люди теряют дар речи, когда видят собственными глазами то, что объясняется только деянием свыше, но такого объяснения они позволить себе не могут. Верующий священник, единственный, кто
борется за религию в городке, развеивал слухи о застывшей девушке словами "Зачем вам чудо? Чтобы поверить в Бога, чудо - сама жизнь, для веры не нужны подтверждения". Однако после встречи с "чудом" лицом к лицу, священник напивается и сбегает из городка.

Картина мрачная - весь антураж можно описать только одним словом - разруха. Тесные шумные невыносимые коммуналки, маленькие грязные промозглые городишки, суетные люди с серыми лицами, покрытая паутиной и зеленеющая день ото дня Татьяна. Постоянное ощущение неопрятности, неуютности и несуразности того времени создано авторами мастерски. Как и в лунгинском "Царе", все в "Чуде" слегка не в себе. Очень
выразительным получился образ священника у Виктора Шамирова, Хабенский смотрелся неплохо в роли поэта, вынужденного заниматься журналистикой для пропитания: в меру ироничный, в меру циничный. Его реакция на "чудо" была одной из наиболее показательных. Зачем в картину вплели Хрущева, почему именно он в своем роде разрешает ситуацию с вероятным "Божьим промыслом" - для меня осталось загадкой. Не буду даже строить теорий, но подчеркну, что с появлением Никиты Сергеевича фильм стал терять нотки смысла, заложенные в начале.

Фильм получился достаточно тяжелым, чтобы его не осилили большинство зрителей. Да, он описывает интересный факт, но содержит много лишнего, от чего история затирается и уходит на второй план. В фильме есть, над чем подумать, но после просмотра думаешь в основном о том, что имел ввиду автор, сажая на полосу аэродрома самолет советского руководителя. В фильме есть ирония, есть даже сарказм, но его устаешь выискивать к концу второго часа просмотра.

Вердикт: если вам интересны вопросы религии, если вам, как и мне, история застывшей Зои показалась интересной, если вам нравятся фильмы в стиле Лунгина - посмотрите. В остальных случаях не стоит.

(c) Обзоркино

3
0

Подборки Афиши
Все