Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.7

Фильм
Событие

Россия, 2009
Маньеристский фильм режиссера Эшпая по Набокову

Пьеса Набокова перенесена на экран в маньеристской, созвучной 1920-м годам, когда была написана, манере, с порханием актрис в причудливых костюмах и общей изломанностью модернистских линий и интонаций. Жена режиссера и актриса Симонова определила жанр фильма как «фантасмагория».

  • Событие – афиша
  • Событие – афиша
  • Событие – афиша
  • Событие – афиша
  • Событие – афиша
Драма
Андрей Эшпай
1 января 2009
17 сентября 2009
1 час 53 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Андрея Эшпая

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
28 сентября 2009

Не событие, а мучительное его ожидание – вот и весь сюжет этой малоизвестной и нетипичной для Набокова вещи. Сюжет идеальный для артхаусного кино, превосходным образчиком которого и стал этот фильм – также нетипичный для Эшпая, мастера эпического жанра. С первых кадров он погружает зрителя в хрупкий мир, сотканный из тонкой эстетики, самодостаточный и замкнутый на себе самом. В этом мире живут красивые, творчески мыслящие и неординарные личности: она – фотограф, он – художник, её мать – писатель. Но они не слышат друг друга, и достаточно лишь лёгкому дуновению ветра извне, чтобы этот непрочный мир нарушить, и вот уже зримо шатается пол под ногами, как на волнах качает камеру, берущую сложные ракурсы. Богатая палитра теней и отражений, дуэли взглядов – ни одной незначительной детали: всё отпечатывается на внутренней стороне сетчатки, всё работает на создание атмосферы, играющей на натянутой струне истерического нерва. Щелчки затвора фотоаппарата, стук печатной машинки, шаги по сепиевой мостовой – звуки, воздействующие лучше, чем смог бы так и не произошедший в третьем акте выстрел ружья, повешенного на стену в первом. Такой красноречивый визуальный и звуковой ряд, казалось бы, может обойтись и без человеческого присутствия, но больно уж хороши актёры – создающие череду ярких, сочных, живых образов, играющие искренне, с полной самоотдачей, глубоким погружением в проговариваемый классический текст (если в таланте и мастерстве Чулпан Хаматовой я не сомневалась никогда, то некоторые остальные стали для меня приятными открытиями). Круглое белое окно – как фотообъектив, Набоков очень любил фотографию, и весь фильм – словно гимн попытке остановить мгновение: настолько не уступают словам движения, жесты, мимика, словно случайно подсмотренные – и запечатлённые в чёрно-белых спонтанных кадрах. Применительно к такому фильму не хочется говорить кинематографическими терминами, он построен из элементов, олицетворённых его главными персонажами: фотография – контраст, выдержка, глубина резкости; живопись – перспектива, композиция, колорит; литература – метафоры, символы, портреты. Наконец-то современный русский кинодекаданс – вдохновенная деструкция под медитативные фольклорные напевы – обрёл не только форму, но и содержание, давая пищу не только органам чувств, но и интеллекту зрителя. Ввиду этого «Событие» получилось зрелищем на любителя – может быть, даже ещё более редкого, чем любители его логических предшественников, уже имеющих красивую картинку и цепляющих атмосферой, но ещё не наделённых глубоким смыслом: «Эйфории», «Яра», «Живи и помни». Но это отнюдь не мрачное зрелище – в финале светлый лучик детских воспоминаний разгонит слетевшихся на запах страха стервятников-призраков, один нелепее другого, вернёт надежду. Поэтому – советую сходить, посмотреть и постараться что-нибудь да вынести с собой с просмотра, надеюсь, у вас получится.

27.09.09.
Комментировать рецензию

2
0
3
Issahar -
24 отзыва, 50 оценок, рейтинг 33
23 июня 2009

К фильму можно относиться как к некоему формальному эксперименту, о чем говорила Чулпан Хаматова, и тогда следует быть к нему снисходительным, как к попытке поиска, хвалить удачи, сожалеть о неудачах.
Однако Эшпай настаивал на том, что снимал фильм о человеческом эгоизме, и что формальные эксперименты (вроде свойственных студентам операторских забав с кручением горизонта, ощущений телетеатра, создаваемых минимумом декораций и подчас полным отсутствием глубины кадра, интересные идеи с зеркалами и то находчивыми, то нелепыми намеками на жизнь вне дома) призваны помочь справиться со сложным материалом и работают на идею фильма, на его смыслы.
Но так совершенно не получается. Фильм разваливается на составляющие и оказывается некой чередой интересных и не очень картинок в качестве приложения к тексту Набокова, время от времени оживляемой отдельными актерскими или типажными удачами. А ведь текст-то действительно не прост и весьма интересен - невооруженным взглядом видна та глубина, в которую актеры могли бы погрузиться, та мощь, которую можно было бы предподнести, тот драматизм и напряжение, которые должны нагнетаться с каждым кадром, подтормаживая на нервно-сатирических зарисовках, в итоге усиливающих общий нерв. Ничего этого нет и в помине. Сатирические фрагменты оказываются милыми бриллиантиками, дающими зрителю хоть что-нибудь на общем посредственном фоне. Актеры не радуют (за исключением точнейшей Симоновой и ряда эпизодических удач), а подчас и вовсе огорчают.
Крайне огорчительно, что такой интересный состав исполнителей и такой интересный материал в итоге не превратились в хорошее кино.

Можно, конечно, посмотреть его, чтобы увидеть Хаматову без бровей, чтобы убедиться в высоком актерском мастерстве Симоновой, чтобы задаться вопросом, зачем так мало Кореневой, которая сконструировала двумя мазками интересный образ, улыбнуться Оболдиной и Дрейдену, посмеяться над удавшимся персонажем Цыганова... но это лишь эпизоды, кадры...
Если вам этих маленьких радостей достаточно, чтобы провести время перед экраном - смотрите это кино. Если же вам хочется посмотреть нечто цельное и внятное, то увы - смотрите лучше другие фильмы. В том числе и этого режиссера.

2
0
7
Лейла
5 отзывов, 6 оценок, рейтинг 2
21 июля 2012

Фильм необходимо посмотреть всем зрителям, которые любят творчество В.В.Набокова. В его произведениях герои доводят свои чувства до такой степени накала, что читатель всегда оказывается сильно втянут в фабулу и мыслями, и сердцем. Это ощущение удалось передать создателям фильма "Событие". Сюжет прост: герои ждут, когда придет убийца за их жизнями. И как в другой книге Набокова "Приглашение на казнь" тема ожидания смерти раскрывает в человеке эмоции,которых не было в повседневной жизни. Кто-то очень боится смерти, кто-то её ждёт , как избавление, как способ "вечеркнуться из зеркал" или "выписаться из широт". Любовь для Набокова как способ вывести человека из себя стоит в одном ряду с ожиданием смерти.Именно поэтому ,как мне кажется, смерть и любовь здесь - это одно лицо. Для писателя это способ расшевелить в человеке потребность к настоящему, к истине. Только в последнюю ночь, когда смерть уже стояла на пороге, героине Хаматовой Нине удалось сказать мужу правду и о его "творчестве", и о его "смелости". И сразу возник вопрос :"А где смерть?". Может она уже давно пришла, потому что нет души у "художника",она умерла. А вместе умерла и его муза, которая пьет и тоскует о умершем ребёнке. Чулпан до меня,как до зрителя смогла донести такую боль о горе своей героини, что веришь- этот человек видел смерть не раз и страдал. Ремеслом такого не добьешься. Это чьи-то судьбы, пропущенные через сердце.
В фильме много символов. Круглое окно, шары. И герои, каждый замкнут на своей жизни, эго не дает никому дышать. Девочка на шаре грациозная, ловкая, вновь полюбившая жизнь. Может это символ исцеления от страданий и надежда обрести любовь.

0
0

Подборки Афиши
Все