19-летний Малик (Тахар Рахим), неграмотный и затюканный арабский гопник, получает несколько лет взрослой тюрьмы за нападение на полицейского. Не сообразив примкнуть к «бородатым», то есть братьям-мусульманам, Малик попадается на глаза лидеру местных корсиканцев Чезаре (Нильс Ареструп), безжалостному старому пахану со связями как в тюремных стенах, так и вне их. Он подсылает юношу с бритвой за щекой к болтливому заключенному, который в виде доброго привидения отныне будет делить с ним одиночную камеру. А сам Малик станет сперва заваривать Чезаре кофе, потом выполнять мелкие поручения, потом превратится в его правую руку, потом сам обзаведется чужими руками, а потом они ему уже будут без надобности — у него вырастут крылья.
Разложенный на эпические два с половиной часа, но только по праздникам покидающий клаустрофобические тюремные пространства, «Пророк» — это и диккенсовский роман воспитания, и «Граф Монте-Кристо», но и сериал «Зона», классический сюжет, пересказанный на фене скучающим сокамерникам. Продолжение скорее литературной традиции, нежели кинематографической: для кино тюрьма неизменно место, из которого герой стремится вырваться. Здесь это место, куда Малику стоило попасть. Не характер пробивает стены, а стены, сжимаясь, точат характер. Иллюстрация какого-то очень русского тезиса: «Посиди, может, человеком станешь».
Одиар, ребенок одного из крупнейших французских сценаристов и, по-видимому, находка для психоаналитика, встав уже в зрелом возрасте за камеру, намертво вцепился в тему сын–отец, воспитанник–воспитатель. В «Смотри, как падают люди» совсем юный, дебиловатый Матье Кассовиц банным листом прилипал к старому жулику Трентиньяну. В «Очень скромном герое» он же, наученный прожженным офицером, из провинциального трусишки превращался в виртуальную звезду Сопротивления. В недавнем ремейке тобаковских «Пальцев» герой шел по следам своего уже настоящего отца (того же Ареструпа). И всякий раз жизненные уроки, которые с готовностью предлагало старшее поколение, оборачивались катастрофой и моральной деградацией. Слушаться старших означало в итоге лгать, предавать и убивать.
«Пророк», несмотря на лишенный пристрастия, почти легкомысленный тон, о том же — о том, как выживает бацилла зла, Чужой, покидающий ослабевшее тело, чтобы перебраться в более свежее и сильное. Про это сделан уже, например, «Крестный отец» — но Коппола с Пьюзо прогоняли Майкла через строй нравственных дилемм. Герой же Одиара, симпатичный и незлой паренек, в который раз оказывается не то что выше морали, а как-то вне ее, он изначально пуст и механически впитывает, как губка, то, что его окружает, — языки, манеры, способы ведения дел. С волками жить — по-волчьи выть. Финальная сцена в тюремном дворе зеркально, симметрично повторяет первую: младший уже полностью скопировал образ старшего, словно диск на компьютере. Предыдущую версию Малика — с его страхом, сомнениями, чувством вины — забрал себе уютный призрак первой жертвы. Который не был таким уж славным при жизни, но после смерти стал все понимать и все прощать, в нужный момент растворяясь в воздухе.
Примерно таким же призраком присутствует в фильме и сам Одиар, который достиг в своей реалистической манере какого-то пугающего, классического совершенства. Прежде его можно было упрекнуть в амбивалентности, теперь же он вовсе выключился из игры: «Пророка» — который, среди прочего, очень занимателен чисто сюжетно — запросто можно посмотреть как историю успеха, руководство, как закалять сталь. И в этом нет цинизма, а есть какой-то страшно здравый, взрослый подход. Одиар раз за разом переснимает один и тот же фильм, а называться он может как угодно: может «Смотри, как падают люди», а может и «Очень скромный герой».
Надо же было 19-летнему французскому арабу Малику Аль Джебене (Тахар Рахим) подраться на улице с полицейским — теперь его ждёт шесть лет лишения свободы без «крыши» над головой. Всё говорит против того, что дерзкому Малику не отсидеть свой срок, как вдруг «крыша» неожиданным образом находится: его патроном становится обречённый не пожизненное заключение корсиканец Сезар Лучани (Нильс Ареструп) — местный авторитет, который в своём присутствие заставил ходить по струнке не только заключённых, но и охрану, и вообще навёл в тюрьме свои порядки. За покровительство Сезар просит Малика убрать одного араба-стукача. Аль Джебене, немного для очистки совести посопротивлявшись, выполняет просьбу, наживая тем самым на свою душу призрака, который не будет покидать юношу за всё время отсидки. Время отсидки, впрочем, не пройдёт для Малика даром: ведя двойную и опасную игру, парень, не раз рискуя попасть под пулю, в конце концов превратится из шестёрки корсиканской мафии в самодостаточную и уважаемую криминальную единицу.
Достаточно известный факт, что последний Каннский кинофестиваль по своей программе стал самым сильным за энное количество лет. Но пока на нём гремели такие скандальные премьеры как «Антихрист» Ларса фон Триера, обруганные не меньше, кажется, «Антихриста» «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино и получившая Гран-при «Белая лента» Михаля Ханеке, спокойной и уверенной походкой к Большому призу жюри шёл «Пророк» мастера блатной драмы Жака Одиара («Моё сердце биться перестало», ремейк тобаковских «Пальцев»). Вообще, по традиции, криминальный жанр был любим во Франции, не меньше чем рязановская комедия в Советском Союзе, но за последнее годы он оказался незаслуженно задвинут за шкаф. И Одиар (который, между прочим, значится одним из сценаристов «Профессионала» с Жаном Полем-Бельмандо), снимает в этом направлении не то, чтобы часто (какие-то шесть фильмов за 15 лет), скорее, если судить по регалиям, — довольно метко (среди его наград куча «Сезаров», одна БАФТА и приз за «Лучший сценарий» в Каннах).
Что касается тематической линии «Пророка» — воспитании воли — то она, возможно, и не совершает в своём поджанре сюжетного переворота, но зато пленит какой-то, свойственной старому французскому кино, харизмой.
Также как метафора в названии фильма — в меру подробном бытописание тюремных будней ничем не примечательного паренька и его становлении как личности — содержит аллюзию из «Корана»: пророк — это, конечно, Малик; Мухаммед, оказавшийся за решёткой и сделавшийся своим среди разных слоёв французского тюремного общества. Объединивший их, как арабские племена, под началом новой «религии» (читай патронажа), Малик возвысился. Однако отличительная особенность его криминального роста от тони камонт, тони монтан и прочих «лиц со шрамом» заключалась в том, что он стал авторитетом не потому что так сильно поначалу этого хотел, а потому что, уж извините, так вышло.
Ведь сперва он просто хотел отсидеть свои шесть лет.
Человек, как известно, существо, способное выжить в любых условиях. Приспосабливаться и выживать – одно из основных его черт. Фильм про тяжбы тюремного заключения на столько сильно передаёт всю составляющую, что невольно думаешь о реальности главного героя. По-настоящему мужское кино про суровые реалии тюремного заключения. Молодой парень проходит жесткую школу выживания по воровским законам.
Отсиживая шестилетний срок, Малик проходит путь от ничтожества до уважаемого на зоне человека, налаживает бизнес за пределами и убирает врагов. Гениально сыгранная главная роль и отличная постановка сюжета. Очень стильно снятый фильм.
Почти библейское жизнеописание вознесения неблагополучного 19-летнего араба по тюремной карьерной лестнице - от обыкновенного, неграмотного шестёрки с манерами гастарбайтера-таджика до уровня международного авторитета ("ты похож на адвоката!"). В зависимости от шестого чувства - конъюнктуры - он то примыкает к корсиканцам, то к итальянцам, то к арабам, то работает сам на себя. Он - Овен, так то с завидным упрямством и обезоруживающей энергией он строит свою жизнь, не лишённую, впрочем, изрядной доли хорошей кармы свыше. "Главное - выйти отсюда чуть умней, чем был" - назидает главного героя человек, для сонной артерии которого уже приготовлена бритва под нёбом благодарного ученика.
Мне не очень понятны мотивы, по которым этот фильм получил награду в Каннах. Вероятно, дело всё в той же хорошей карме. Минусы: некоторая затянутость, отсутствие драйва, второстепенные нераскрытые персонажи (например, Цыга и жена партнёра), а также ненормативная лексика для неподготовленного уха.
Фильм снят очень реалистично, но нудно и затянуто. Актерская игра, особенно исполнителя главной роли (есть подозрение, что актер непрофессиональный), могла бы б ыть получше, сюжет - позакрученней. Герой симпатии не вызывает вобще, наоборот скорее.
Мораль, видимо, не только показать становление характера, но подчеркнуть, что во Франции чуть ли не все зло - от арабов и прочих приезжих.
Особое внимание - дубляжу на русский: такое количество отборных матов на минуту вряд ли в каком-то еще фильме услышишь.
Общее впечатление - "чернуха", выходишь из кинотеатра с мыслью: "Хорошо, что это наконец-то закончилось".
19-летний Малик (Рахим) получает 6 лет за драку с полицейским. В тюрьме неуверенный юноша соглашается на поручение местного главаря корсиканской банды, Лучани (Ареструп), - надо лишь убить одного загорелого араба, все время проводящего в своей одиночной камере. Взамен Лучани обещает свое покровительство и относительно спокойный образ жизни в тюрьме.
Тысячу и один раз, можно трактовать Одияровского "Пророка" по своему. Кому то покажутся уместными религиозные мотивы, другому - жесткая социальная основа. Но и те, и другие, уверен, совершают очень большую ошибку, рискуя, что называется на финальных титрах совсем не восхититься. Потому что "Пророк" - в первую очередь мастерское жанровое кино, и только потом - киноманский росчерк пера. Одияр, невольно(?) ставя знак равенства в кадре между тюрьмой и всей Францией, на примере истории безграмотного араба, которая так и норовит свалиться в какую-то псевдо-религиозную притчу, снимает почти "11 друзей Оушена" в авторском, безусловно стиле. Не стесывая углы, режиссер, тем не менее не задирает нос, где-то в середине включая рок-н-ролл, а драму о человеческом перерождении превращая в жанровое отмывание денег. Впрочем, именно такой симбиоз двух вроде бы противоположностей позволяет Одияру не заигрываться. С одной стороны не хочется, с другой - нельзя, развалиться вся конструкция. И вот тут-то становится ясно, что Одияра вполне можно поставить с другими мастерами жанра в один ряд - Копполой и Скорсезе, - не боясь быть освистанным. Словом, "Пророк" - настоящая классика.
муть. отечественные специалисты отличались более существенными достижениями в своё время, поднимающими вопросы, волнующие общество.
мне кажется очень не приличным делать такую ... 149 минутной. Сколько во франции да и вообще в европе купят билетов очень даже понятно, бывали-с, знаем про колониальные последствия. В каннах приз жюри? так это политика, они его и не смотрели. И вы не тратьте время.
Человеку свойственно приспосабливаться. Даже в самых тяжелых условиях человек способен выжить, если сильно этого хочет.
Тюрьма - одна из серьезнейших школ жизни. Оттуда можно выйти или закаленным и окрепшим или разбитым и подавленным - третьего не дано. Остаться прежним не получится. 19-летний Малик совсем не похож на того, кто способен противостоять миру и внешнему давлению. Но ему удается справиться с первым натиском обстоятельств и измениться под их влиянием. Незаметно, неспешно, размеренно он обращает ситуацию в свою пользу.
Фильм неоднозначен. Возвышение Малика, пусть и длящееся несколько лет, выглядит очень стремительным и маловероятным, учитывая столь юный возраст. Вряд ли такое возможно в действительности. Всё-таки тюрьма - не институт благородных девиц, где можно вот так попасть под кого-то, а потом с легкостью выбраться.
Но за исключением некой фантастичности повествования фильм очень хорош! Сценарий, идея, режиссура, съемки - всё выглядит очень сильно. Актёры оставляют очень приятное впечатление - особенно главный герой. Сильный образ, сыгранный очень правдоподобно. Отдельно доставляет русский перевод, выполненный в лучших традициях жанра - с жаргоном, максимально передающим атмосферу тюрьмы.
В конечном итоге выбор героя вряд ли можно назвать верным - ведь убив дракона, сам становишь им. Нужно ли это было 19-летнему парню? Вряд ли. Другой вопрос - а был ли у него выбор в таких обстоятельствах? Мог ли он иначе выжить? Это вопрос, на который нет ответа - ведь всё сложилось так как сложилось
И "Пророк" прежде всего об этом - о выборе, который приходится делать каждую минуту нашей жизни. И о том, что каждый выбор имеет свои последствия, предугадать которые невозможно, точно так же как и избежать их. Фильм очень точно отражает известное выражние: "Делай что должен и будь что будет". Стоит взять на вооружение
Фильм совершенно не для старшего поколения, кому правда колет оптические элементы, а в Штатах его наверняка не пустили бы в широкий прокат, снабдив самыми разными буквами латиницы за насилие и неуважение общественной морали. В обществе принято полагать, что тюрьма — это медучреждение, откуда зэки, даже туда случайно попавшие, выходят перевоспитавшимися и правильными. Примерно как смотреть «Ментов» и уверовать, что они такие же, как в кино.
Жизнь другая. Попал в тюрягу, значит, либо там сдохнешь, либо ляжешь под кого-то, станешь шестеркой, либо выйдешь в люди. Это наш герой — когда перед тобой даже не распутье, а одна-единственная тропинка, по которой можно идти или не идти, выбирать как-то не приходится, т.к. не идти будет значить распрощаться с этим миром. Выбор не очень, откровенно говоря: попал в тюрьму из-за непредумышленного убийства в состоянии аффекта, а тебя там и грохнули.
Хотя и победный вариант тоже не самый проходной, когда тебя по ночам преследуют призраки и видения, напоминающие о приближающейся паранойе. Хорошо еще, что часть преступного мира тебя уважает, но то, какими средствами, приходится этого добиваться, без угрызений совести шестеря на мэтров, откровенно говоря, вариант не для каждого, тут еще и определенный склад характера надо иметь.
Сразу в глаза бросается сильный контраст — тамошние тюрьмы куда лучше наших, куда попадают наши узбеки, к примеру, но если сделать скидку только на это, то в остальном фильм очень правдивый. И жесткий, не для всех. Не любите жесткое кино, не любите правду (я тоже ее не всегда приемлю), не смотрите. Не всегда хочется верить, что жизнь такая, так что если надо вернуться к реальности, милости просим.
Добротный, слегка затянутый и немного старомодный фильм о том, как неграмотный и испуганный пацан в тюрьме превращается в образованного и крутого мужика.
Отдельно хотелось бы сказать про фестивальную ММКФную публику. Вашу мать, если в билете написано 22.00, то в зал нужно войти хотя бы за 5 минут ДО начала сеанса, а не через полчаса ПОСЛЕ начала фильма! Никакого уважения к другим, опоздали и начинают долго выяснять какой ряд, какое место, загораживают титры! Зал был забит под завязку, как всегда на программе Шепотинника. Опоздавшим для приземления оставался только проход, но для осознания этого факта этим кретинам понадобилась уйма времени. Продолжали бы тусоваться в фойе, зачем идти в зрительный зал через полчаса после начала фильма?)))
фильм о продолжении судьбы мальчика из фильма "12", который после освобождения уехал из России во Францию, а там снова сел в тюрьму. 2,5 час пролетают незаметно, фильм очень динамичный.
Этот фильм - значимое событие. Пропустить его было бы преступлением. 6 лет заключения, 150 минут экранного времени, и миг, за который понимаешь, что мужчина - это тяжелый труд становления и самоопределения. Выжить и не сломаться, лгать и не бояться, руководствоваться инстинктами и мыслить, как император.
"Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!" - девятнадцатилетний Малик эту мудрость бритвой резал на своем языке, по капли выдавливая из себя раба.
Посмотрел ещё летом.Редкостная тягомотина.Кое-что из французской тюремной жизни.
Фильм практически ни о чем.Просто арт-хаус и всё.Сам по себе,сам в себе,сам для
себя."Интеллектуалы" восхитяться-"гениально",но если им предложить пронести этот
крест боли и страдания и самим с есть в тюрьму,с ужасом в глазах и болью в
заднице откажутся.
Пророк — это французская экранизация русской народной поговорки — «Хочешь жить — умей вертеться» в потрясающем исполнении Тахара Рахима напару с Нильсом Ареструпом, окаймлённая колоритом французского тюремно-блатного мира (в моём случае — на языке оригинала с «правильными» субтитрами — где виртуозный русский мат и понятия по фене, которые поражают воображение). Их тандем и водоворот событий, который закручивают оба ГГ вокруг друг друга, вжимают в кресло от жёсткости и правдоподобности исполнения.
Это кино о человеке без детства, без семьи, без языка, но сильном внутри, с обострёнными инстинктами, стремящемся наверх и использующем для достижения целей любые средства. И, в итоге, плевав на всех, «никому ни прислуживая, но работая только на себя» он становится выше всех. Поднимает просветлённую и наученную опытом голову и смотрит гордо вдаль, олицетворяя, как мне показалось, в принципе, потенциал всего арабского население Европы.
Возможно это фильм-предостережение, возможно, это фильм-фиксация уже произошедшего, возможно, просто фантазия автора. Но тем не менее, кино сильно и мощно по воздействию. Достаточно кроваво, достаточно грязно, и при этом познавательно в части воссоздания тюремного быта. Ведь режиссёр советовался с реальными зеками, дабы не наврать нигде.
Новый Аль Капоне, в третьем тысячелетии зовётся Маликом, и он араб…
9 из 10
При всем том, что уже описано и понятно (профессионализм, сюжет, герой), интересно отношение режиссера к самой истории. Вспомните последнюю мелодию, когда за героем едут машины. Музыка однозначна: все получилось, все хорошо. Это меня смутило. Как и другие моменты, где Одиар поперек всему будто специально сделал музыкальные вставки.
Крепкий фильм, странно отмечаемый как кинособытие (тогда на дворе не только экон. кризис), идет на ура, без ощущения времени. Лучшая сцена - перестрелка в джипе - покрывает всё и становится точкой, зарождающей не только эмоции, но и этические споры.