Москва

Все отзывы о фильме «Пророк»

Un prophète, Франция, Италия, 2009, Рейтинг 7,5

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20420
29 сентября 2009
Искусство быть смирным

19-летний Малик (Тахар Рахим), неграмотный и затюканный арабский гопник, получает несколько лет взрослой тюрьмы за нападение на полицейского. Не сообразив примкнуть к «бородатым», то есть братьям-мусульманам, Малик попадается на глаза лидеру местных корсиканцев Чезаре (Нильс Ареструп), безжалостному старому пахану со связями как в тюремных ­стенах, так и вне их. Он подсылает юношу с бритвой за щекой к болтливому заключенному, который в виде доброго ­приви­дения отныне будет делить с ним одиночную камеру. А сам Малик станет сперва заваривать Чезаре кофе, потом выполнять мелкие поручения, потом превратится в его правую руку, потом сам обзаведется чужими руками, а потом они ему уже будут без надобности — у него вырастут крылья.

Разложенный на эпические два с половиной часа, но только по праздникам покидающий клаустрофобические тюремные пространства, «Пророк» — это и диккенсовский роман ­вос­питания, и «Граф Монте-Кристо», но и сериал «Зона», ­клас­сический сюжет, пересказанный на фене скучающим сокамерникам. Продолжение скорее литературной традиции, нежели кинематографической: для кино тюрьма неизменно место, из которого герой стремится вырваться. Здесь это место, куда Малику стоило попасть. Не характер пробивает стены, а стены, сжимаясь, точат характер. Иллюстрация какого-то очень русского тезиса: «Посиди, может, человеком станешь».

Одиар, ребенок одного из крупнейших французских ­сце­наристов и, по-видимому, находка для психоаналитика, встав уже в зрелом возрасте за камеру, намертво вцепился в тему сын–отец, воспитанник–воспитатель. В «Смотри, как падают люди» совсем юный, дебиловатый Матье Кассовиц банным ­листом прилипал к старому жулику Трентиньяну. В «Очень скромном герое» он же, наученный прожженным офицером, из провинциального трусишки превращался в виртуальную звезду Сопротивления. В недавнем ремейке тобаковских «Пальцев» герой шел по следам своего уже настоящего отца (того же Ареструпа). И всякий раз жизненные уроки, которые с готовностью предлагало старшее поколение, оборачивались катастрофой и моральной деградацией. Слушаться старших означало в итоге лгать, предавать и убивать.

«Пророк», несмотря на лишенный пристрастия, почти ­легкомысленный тон, о том же — о том, как выживает бацилла зла, Чужой, покидающий ослабевшее тело, чтобы перебраться в более свежее и сильное. Про это сделан уже, например, «Крестный отец» — но Коппола с Пьюзо прогоняли Майкла через строй нравственных дилемм. Герой же Одиара, симпатичный и незлой паренек, в который раз оказывается не то что выше морали, а как-то вне ее, он изначально пуст и механически впитывает, как губка, то, что его окружает, — языки, манеры, способы ведения дел. С волками жить — по-волчьи выть. Финальная сцена в тюремном дворе зеркально, симметрично повторяет первую: младший уже полностью скопиро­вал образ старшего, словно диск на компьютере. Предыдущую версию Малика — с его страхом, сомнениями, чувством вины — забрал себе уютный призрак первой жертвы. Который не был таким уж славным при жизни, но после смерти стал все понимать и все прощать, в нужный момент растворяясь в воздухе.

Примерно таким же призраком присутствует в фильме и сам Одиар, который достиг в своей реалистической манере какого-то пугающего, классического совершенства. Прежде его можно было упрекнуть в амбивалентности, теперь же он вовсе выключился из игры: «Пророка» — который, среди прочего, очень занимателен чисто сюжетно — запросто можно посмотреть как историю успеха, руководство, как закалять сталь. И в этом нет цинизма, а есть какой-то страшно здравый, взрослый подход. Одиар раз за разом переснимает один и тот же фильм, а называться он может как угодно: может «Смотри, как падают люди», а может и «Очень скромный герой».

41
0
7
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11672 оценки, рейтинг 1350
26 сентября 2009
Профессионал

Надо же было 19-летнему французскому арабу Малику Аль Джебене (Тахар Рахим) подраться на улице с полицейским — теперь его ждёт шесть лет лишения свободы без «крыши» над головой. Всё говорит против того, что дерзкому Малику не отсидеть свой срок, как вдруг «крыша» неожиданным образом находится: его патроном становится обречённый не пожизненное заключение корсиканец Сезар Лучани (Нильс Ареструп) — местный авторитет, который в своём присутствие заставил ходить по струнке не только заключённых, но и охрану, и вообще навёл в тюрьме свои порядки. За покровительство Сезар просит Малика убрать одного араба-стукача. Аль Джебене, немного для очистки совести посопротивлявшись, выполняет просьбу, наживая тем самым на свою душу призрака, который не будет покидать юношу за всё время отсидки. Время отсидки, впрочем, не пройдёт для Малика даром: ведя двойную и опасную игру, парень, не раз рискуя попасть под пулю, в конце концов превратится из шестёрки корсиканской мафии в самодостаточную и уважаемую криминальную единицу.

Достаточно известный факт, что последний Каннский кинофестиваль по своей программе стал самым сильным за энное количество лет. Но пока на нём гремели такие скандальные премьеры как «Антихрист» Ларса фон Триера, обруганные не меньше, кажется, «Антихриста» «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино и получившая Гран-при «Белая лента» Михаля Ханеке, спокойной и уверенной походкой к Большому призу жюри шёл «Пророк» мастера блатной драмы Жака Одиара («Моё сердце биться перестало», ремейк тобаковских «Пальцев»). Вообще, по традиции, криминальный жанр был любим во Франции, не меньше чем рязановская комедия в Советском Союзе, но за последнее годы он оказался незаслуженно задвинут за шкаф. И Одиар (который, между прочим, значится одним из сценаристов «Профессионала» с Жаном Полем-Бельмандо), снимает в этом направлении не то, чтобы часто (какие-то шесть фильмов за 15 лет), скорее, если судить по регалиям, — довольно метко (среди его наград куча «Сезаров», одна БАФТА и приз за «Лучший сценарий» в Каннах).

Что касается тематической линии «Пророка» — воспитании воли — то она, возможно, и не совершает в своём поджанре сюжетного переворота, но зато пленит какой-то, свойственной старому французскому кино, харизмой.

Также как метафора в названии фильма — в меру подробном бытописание тюремных будней ничем не примечательного паренька и его становлении как личности — содержит аллюзию из «Корана»: пророк — это, конечно, Малик; Мухаммед, оказавшийся за решёткой и сделавшийся своим среди разных слоёв французского тюремного общества. Объединивший их, как арабские племена, под началом новой «религии» (читай патронажа), Малик возвысился. Однако отличительная особенность его криминального роста от тони камонт, тони монтан и прочих «лиц со шрамом» заключалась в том, что он стал авторитетом не потому что так сильно поначалу этого хотел, а потому что, уж извините, так вышло.

Ведь сперва он просто хотел отсидеть свои шесть лет.

2
0
9
Gama
207 отзывов, 218 оценок, рейтинг 683
13 октября 2009
Будь мужчиной


Человек, как известно, существо, способное выжить в любых условиях. Приспосабливаться и выживать – одно из основных его черт. Фильм про тяжбы тюремного заключения на столько сильно передаёт всю составляющую, что невольно думаешь о реальности главного героя. По-настоящему мужское кино про суровые реалии тюремного заключения. Молодой парень проходит жесткую школу выживания по воровским законам.
Отсиживая шестилетний срок, Малик проходит путь от ничтожества до уважаемого на зоне человека, налаживает бизнес за пределами и убирает врагов. Гениально сыгранная главная роль и отличная постановка сюжета. Очень стильно снятый фильм.

1
0
5
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 665
20 марта 2010
Мечта зэка

Почти библейское жизнеописание вознесения неблагополучного 19-летнего араба по тюремной карьерной лестнице - от обыкновенного, неграмотного шестёрки с манерами гастарбайтера-таджика до уровня международного авторитета ("ты похож на адвоката!"). В зависимости от шестого чувства - конъюнктуры - он то примыкает к корсиканцам, то к итальянцам, то к арабам, то работает сам на себя. Он - Овен, так то с завидным упрямством и обезоруживающей энергией он строит свою жизнь, не лишённую, впрочем, изрядной доли хорошей кармы свыше. "Главное - выйти отсюда чуть умней, чем был" - назидает главного героя человек, для сонной артерии которого уже приготовлена бритва под нёбом благодарного ученика.

Мне не очень понятны мотивы, по которым этот фильм получил награду в Каннах. Вероятно, дело всё в той же хорошей карме. Минусы: некоторая затянутость, отсутствие драйва, второстепенные нераскрытые персонажи (например, Цыга и жена партнёра), а также ненормативная лексика для неподготовленного уха.

1
0
5
YAD
144 отзыва, 441 оценка, рейтинг 503
4 октября 2009

Фильм снят очень реалистично, но нудно и затянуто. Актерская игра, особенно исполнителя главной роли (есть подозрение, что актер непрофессиональный), могла бы быть получше, сюжет - позакрученней. Герой симпатии не вызывает вобще, наоборот скорее.
Мораль, видимо, не только показать становление характера, но подчеркнуть, что во Франции чуть ли не все зло - от арабов и прочих приезжих.
Особое внимание - дубляжу на русский: такое количество отборных матов на минуту вряд ли в каком-то еще фильме услышишь.
Общее впечатление - "чернуха", выходишь из кинотеатра с мыслью: "Хорошо, что это наконец-то закончилось".

0
0
9
BigBigZ
67 отзывов, 109 оценок, рейтинг 473
28 сентября 2009
Криминальная драма по-французски

19-летний Малик (Рахим) получает 6 лет за драку с полицейским. В тюрьме неуверенный юноша соглашается на поручение местного главаря корсиканской банды, Лучани (Ареструп), - надо лишь убить одного загорелого араба, все время проводящего в своей одиночной камере. Взамен Лучани обещает свое покровительство и относительно спокойный образ жизни в тюрьме.

Тысячу и один раз, можно трактовать Одияровского "Пророка" по своему. Кому то покажутся уместными религиозные мотивы, другому - жесткая социальная основа. Но и те, и другие, уверен, совершают очень большую ошибку, рискуя, что называется на финальных титрах совсем не восхититься. Потому что "Пророк" - в первую очередь мастерское жанровое кино, и только потом - киноманский росчерк пера. Одияр, невольно(?) ставя знак равенства в кадре между тюрьмой и всей Францией, на примере истории безграмотного араба, которая так и норовит свалиться в какую-то псевдо-религиозную притчу, снимает почти "11 друзей Оушена" в авторском, безусловно стиле. Не стесывая углы, режиссер, тем не менее не задирает нос, где-то в середине включая рок-н-ролл, а драму о человеческом перерождении превращая в жанровое отмывание денег. Впрочем, именно такой симбиоз двух вроде бы противоположностей позволяет Одияру не заигрываться. С одной стороны не хочется, с другой - нельзя, развалиться вся конструкция. И вот тут-то становится ясно, что Одияра вполне можно поставить с другими мастерами жанра в один ряд - Копполой и Скорсезе, - не боясь быть освистанным. Словом, "Пророк" - настоящая классика.

5
0
5
Паршивого Бабца
322 отзыва, 1481 оценка, рейтинг 395
13 октября 2009

муть. отечественные специалисты отличались более существенными достижениями в своё время, поднимающими вопросы, волнующие общество.

1
0
1
ВР-тринадцать
134 отзыва, 490 оценок, рейтинг 379
13 октября 2009

мне кажется очень не приличным делать такую ... 149 минутной. Сколько во франции да и вообще в европе купят билетов очень даже понятно, бывали-с, знаем про колониальные последствия. В каннах приз жюри? так это политика, они его и не смотрели. И вы не тратьте время.

3
0
7
angecastor.livejournal.com
289 отзывов, 315 оценок, рейтинг 308
22 февраля 2012

Человеку свойственно приспосабливаться. Даже в самых тяжелых условиях человек способен выжить, если сильно этого хочет.
Тюрьма - одна из серьезнейших школ жизни. Оттуда можно выйти или закаленным и окрепшим или разбитым и подавленным - третьего не дано. Остаться прежним не получится. 19-летний Малик совсем не похож на того, кто способен противостоять миру и внешнему давлению. Но ему удается справиться с первым натиском обстоятельств и измениться под их влиянием. Незаметно, неспешно, размеренно он обращает ситуацию в свою пользу.
Фильм неоднозначен. Возвышение Малика, пусть и длящееся несколько лет, выглядит очень стремительным и маловероятным, учитывая столь юный возраст. Вряд ли такое возможно в действительности. Всё-таки тюрьма - не институт благородных девиц, где можно вот так попасть под кого-то, а потом с легкостью выбраться.
Но за исключением некой фантастичности повествования фильм очень хорош! Сценарий, идея, режиссура, съемки - всё выглядит очень сильно. Актёры оставляют очень приятное впечатление - особенно главный герой. Сильный образ, сыгранный очень правдоподобно. Отдельно доставляет русский перевод, выполненный в лучших традициях жанра - с жаргоном, максимально передающим атмосферу тюрьмы.
В конечном итоге выбор героя вряд ли можно назвать верным - ведь убив дракона, сам становишь им. Нужно ли это было 19-летнему парню? Вряд ли. Другой вопрос - а был ли у него выбор в таких обстоятельствах? Мог ли он иначе выжить? Это вопрос, на который нет ответа - ведь всё сложилось так как сложилось
И "Пророк" прежде всего об этом - о выборе, который приходится делать каждую минуту нашей жизни. И о том, что каждый выбор имеет свои последствия, предугадать которые невозможно, точно так же как и избежать их. Фильм очень точно отражает известное выражние: "Делай что должен и будь что будет". Стоит взять на вооружение

0
0
9
Сергей Самсонов
347 отзывов, 549 оценок, рейтинг 292
19 января 2010

Фильм совершенно не для старшего поколения, кому правда колет оптические элементы, а в Штатах его наверняка не пустили бы в широкий прокат, снабдив самыми разными буквами латиницы за насилие и неуважение общественной морали. В обществе принято полагать, что тюрьма — это медучреждение, откуда зэки, даже туда случайно попавшие, выходят перевоспитавшимися и правильными. Примерно как смотреть «Ментов» и уверовать, что они такие же, как в кино.

Жизнь другая. Попал в тюрягу, значит, либо там сдохнешь, либо ляжешь под кого-то, станешь шестеркой, либо выйдешь в люди. Это наш герой — когда перед тобой даже не распутье, а одна-единственная тропинка, по которой можно идти или не идти, выбирать как-то не приходится, т.к. не идти будет значить распрощаться с этим миром. Выбор не очень, откровенно говоря: попал в тюрьму из-за непредумышленного убийства в состоянии аффекта, а тебя там и грохнули.

Хотя и победный вариант тоже не самый проходной, когда тебя по ночам преследуют призраки и видения, напоминающие о приближающейся паранойе. Хорошо еще, что часть преступного мира тебя уважает, но то, какими средствами, приходится этого добиваться, без угрызений совести шестеря на мэтров, откровенно говоря, вариант не для каждого, тут еще и определенный склад характера надо иметь.

Сразу в глаза бросается сильный контраст — тамошние тюрьмы куда лучше наших, куда попадают наши узбеки, к примеру, но если сделать скидку только на это, то в остальном фильм очень правдивый. И жесткий, не для всех. Не любите жесткое кино, не любите правду (я тоже ее не всегда приемлю), не смотрите. Не всегда хочется верить, что жизнь такая, так что если надо вернуться к реальности, милости просим.

0
0
7
Lyla
132 отзыва, 1045 оценок, рейтинг 248
28 июня 2009

Добротный, слегка затянутый и немного старомодный фильм о том, как неграмотный и испуганный пацан в тюрьме превращается в образованного и крутого мужика.
Отдельно хотелось бы сказать про фестивальную ММКФную публику. Вашу мать, если в билете написано 22.00, то в зал нужно войти хотя бы за 5 минут ДО начала сеанса, а не через полчаса ПОСЛЕ начала фильма! Никакого уважения к другим, опоздали и начинают долго выяснять какой ряд, какое место, загораживают титры! Зал был забит под завязку, как всегда на программе Шепотинника. Опоздавшим для приземления оставался только проход, но для осознания этого факта этим кретинам понадобилась уйма времени. Продолжали бы тусоваться в фойе, зачем идти в зрительный зал через полчаса после начала фильма?)))

1
0
7
zarkov z
135 отзывов, 784 оценки, рейтинг 229
28 июня 2009

фильм о продолжении судьбы мальчика из фильма "12", который после освобождения уехал из России во Францию, а там снова сел в тюрьму. 2,5 час пролетают незаметно, фильм очень динамичный.

3
0
9
Люба О
140 отзывов, 346 оценок, рейтинг 181
16 октября 2009

Этот фильм - значимое событие. Пропустить его было бы преступлением. 6 лет заключения, 150 минут экранного времени, и миг, за который понимаешь, что мужчина - это тяжелый труд становления и самоопределения. Выжить и не сломаться, лгать и не бояться, руководствоваться инстинктами и мыслить, как император.
"Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!" - девятнадцатилетний Малик эту мудрость бритвой резал на своем языке, по капли выдавливая из себя раба.

1
0
1
And Ter
54 отзыва, 177 оценок, рейтинг 139
4 октября 2009

Посмотрел ещё летом.Редкостная тягомотина.Кое-что из французской тюремной жизни.
Фильм практически ни о чем.Просто арт-хаус и всё.Сам по себе,сам в себе,сам для
себя."Интеллектуалы" восхитяться-"гениально",но если им предложить пронести этот
крест боли и страдания и самим сесть в тюрьму,с ужасом в глазах и болью в
заднице откажутся.

2
0
9
belomor3k
102 отзыва, 147 оценок, рейтинг 104
27 октября 2009

Пророк — это французская экранизация русской народной поговорки — «Хочешь жить — умей вертеться» в потрясающем исполнении Тахара Рахима напару с Нильсом Ареструпом, окаймлённая колоритом французского тюремно-блатного мира (в моём случае — на языке оригинала с «правильными» субтитрами — где виртуозный русский мат и понятия по фене, которые поражают воображение). Их тандем и водоворот событий, который закручивают оба ГГ вокруг друг друга, вжимают в кресло от жёсткости и правдоподобности исполнения.

Это кино о человеке без детства, без семьи, без языка, но сильном внутри, с обострёнными инстинктами, стремящемся наверх и использующем для достижения целей любые средства. И, в итоге, плевав на всех, «никому ни прислуживая, но работая только на себя» он становится выше всех. Поднимает просветлённую и наученную опытом голову и смотрит гордо вдаль, олицетворяя, как мне показалось, в принципе, потенциал всего арабского население Европы.

Возможно это фильм-предостережение, возможно, это фильм-фиксация уже произошедшего, возможно, просто фантазия автора. Но тем не менее, кино сильно и мощно по воздействию. Достаточно кроваво, достаточно грязно, и при этом познавательно в части воссоздания тюремного быта. Ведь режиссёр советовался с реальными зеками, дабы не наврать нигде.

Новый Аль Капоне, в третьем тысячелетии зовётся Маликом, и он араб…

9 из 10

0
0
7
Султан Усувалиев
75 отзывов, 116 оценок, рейтинг 104
17 октября 2009

При всем том, что уже описано и понятно (профессионализм, сюжет, герой), интересно отношение режиссера к самой истории. Вспомните последнюю мелодию, когда за героем едут машины. Музыка однозначна: все получилось, все хорошо. Это меня смутило. Как и другие моменты, где Одиар поперек всему будто специально сделал музыкальные вставки.

Крепкий фильм, странно отмечаемый как кинособытие (тогда на дворе не только экон. кризис), идет на ура, без ощущения времени. Лучшая сцена - перестрелка в джипе - покрывает всё и становится точкой, зарождающей не только эмоции, но и этические споры.

0
0
9
Bondurant
199 отзывов, 702 оценки, рейтинг 99
13 февраля 2011

В голове много всяческих мыслей по поводу фильма. Но что-то целостное собрать не могу. И только ... Советую Вам - посмотрите картину.

1
0
5
hotrabbit
65 отзывов, 221 оценка, рейтинг 96
28 июня 2009

Люди! Куда мы катимся, если такая тематика снимает гран при Канского фестиваля, а на Московском не было свободного места в огромном зале???
154 минуты тюремной драмы! Боже, вот это герои! Преступники, арабы, мафия!!! Кошмар! Что за бред, пиарить всю эту преступную дребедень...
Через полчаса просмотра, когда медленно и вялотекуще развивались события, задалась вопросом, ЗАЧЕМ Я "ЭТО" смотрю???
Еще через час этот вопрос вылетел вслух. Что-то останавливало встать и уйти...может полный зал, одурманенный действом??? ,а может желание узнать развязку???
Но через два часа просмотра, невытерпев самоистязания я покинула зал, и мне абсолютно было наплевать, чем это все кончилось....Поправьте меня, если я не права, но кончится это могло либо убийством главного арабского , блин героя, либо он закрутел, и стал главным арабо-корсиканско-итальяно-французским мафиози.....

18
0
9
Юлия
122 отзыва, 190 оценок, рейтинг 94
26 октября 2009

"Пророк" - отличнoe кино, очень крепкое и качественное и держит в напряжении
всю дорогу. Прям УХ! Кстати, для меня, где-то начиная с середины картины,
развитие сюжета стало большим сюрпризом, т.к. всё пошло совсем не так, как
я представляла себе, читая рецензии. Главный герой всё так же обаятелен, но непредсказуем и опасен как лезвие бритвы. И конечно спасибо "Вольге" за замечательные субтитры! Без них наша радость была бы неполной :)

0
0
9
Melissen Master
55 отзывов, 292 оценки, рейтинг 94
11 октября 2009
Собака ест собаку.

Это кино для настоящих мужчин.
В этом фильме видно как на самом деле становятся бандитами. Без прикрас, без романтизма, поэтому "Бригадой" или "Крестным отцом" тут не пахнет. В этом фильме становиться ясно что значит не верь, не бойся, не проси. Малик, главный герой фильма, попадает в тюрьму нулем, и пройдя через унижение, боль, страх, одиночество, убийство, предательство, проявляя необыкновенно цепкий ум, хитрость и изворотливость из жалкого соплика, об которого все вытирали ноги, превращается в уверенного, решительного умного главаря этнической преступной группировки. Видно, что выживает тот кто умней, кто не боится грязной работы и унижения, кто готов рискнуть всем, предать и убить.
Малик умный пацан. С таким умом парень мог бы добиться успеха в любом месте, но достигает высот в тюрьме через ужасные вещи. У него был выбор. Выбор есть у каждого человека. Будь он храбрее в самом начале и более стойким он мог бы отказаться совершать убийство не смотря на угрозы корсиканцев, и сохранить чистоту, но за это надо пострадать, возможно даже погибнуть. Однако он так испугался за свою жизнь, что совершил то к чему его принуждали - убил, вступив на сторону зла, и дальше весь фильм он творит зло, только с каждым разом более ловко и умело, хотя мы и сочувствует ему. Малик сам стал злом и будет проводником зла в мире и дальше. Малик молодец, что победил, одолел своих врагов, но таким молодцам самое место в тюрьме.
Если кому-то этот фильм не понравился, то это показатель отсутствия вкуса. В фильме есть драма, и трагедия многих людей, реализм. Актеры играют ярко, под час эмоционально. Снят фильм гениально, за что отдельное спасибо оператору, который выбрал манеру съемки погружающую зрителя в атмосферу камер и коридоров, да и тюремная лексика на которую дублировался фильм усиливает впечатление. "Пророк" получил главный приз Канского кинофестиваля, а это один из самых элитных кино призов которые можно только получить. Фильм очень брутальный, циничный и реалистичный, и удерживает ваше внимание на протяжении всех 2.5 часов сеанса как будто это была целая жизнь, но вы даже не заметите как пробежит время, ибо смотрится фильм на одном дыхании.

1
0
7
Saladin
41 отзыв, 538 оценок, рейтинг 93
2 октября 2009

«КЛАДБИЩЕ РЕСПЕКТА»

Молодой араб Малик Эль Джебена попал в тюрьму. За что попал – не важно. У него нет друзей и родителей. Он вырос на улице, и она же и отправила его за решетку. Корсиканцы заставляют его убить араба, который пошел на сделку со следствием. За это они дают ему защиту и разрешают прислуживать у себя. Но вот Саркози перевел всех корсиканцев на их родной остров, а глава их группировки - жестокий и властный дед остается в тюрьме с малыми силами. Авторитет корсиканцев падает, несмотря на всю их власть на свободе. Дед-главарь приближает к себе Малика. Так он становится чужим для мусульман, но и для корсиканцев он всего-лишь – «грязный араб».

Предыдущим фильмом Жака Одиара был ремейк американского фильма 70-х «Пальцы» с молодым Харви Кейтелем и в переводе назывался он «Мое сердце биться перестало» (в оригинале – «Удар, который пропустило мое сердце»). Картина была довольно жесткой, хотя и почти не криминальной – а скорее социальной драмой. Новый фильм Одиара - это современный французский криминальный реализм – кино без положительного героя, кино про подонков и рецидивистов. Кино актуальное – на остросоциальную тему. По нему видно, что героями современной постбуржуазной Европы становятся арабы. Собственно обыкновенных французов в фильме почти нет (или нет и вовсе). Криминальное противостояние разворачивается между мусульманами и корсиканцами. Сюжет в некотором роде представляет из себя извращенную историю про йоджимбо-телохранителя. Эль Джебена умудряется услужить и нашим и вашим, сталкивает их лбами, да еще и наживается на этом. Так же он сталкивает лбами различные фракции внутри корсиканской группировки и играет на их ненависти к итальянцам. В итоге всех пертурбаций оказывается, что главарь корсиканцев – это обыкновенный ворчливый старик, который ничего не может без своих людей. Тот, кто до того держал в страхе всю тюрьму, спокойно получает в живот от одного из арабов.

В слоганах фильм позиционировался как кино о воспитании характера, а на одном баннеров даже было написано, что герой должен «стать новым крестным отцом». Ничего этого в фильме нет – характера парень как был лоховатого и упертого, так и остался. Да, постепенно он становится главой некой криминальной тусовки, обделывающей разные делишки, но еще неизвестно, как отнесутся к его выходкам на свободе те же корсиканцы.
Вообще герой Эль Джебена некоторыми чертами одновременно напоминает Данилу Багрова и Гарри Поттера. От первого он унаследовал провинциальную твердолобость и жесткость. От Поттера получил способности к языкам и вообще к обучению, а также редкую удачу и чудовищную интуицию. Ведя лоховатый образ жизни, Эль Джебена, тем не менее умудряется не только не сгнить в тюрьме, но и подняться по криминальной карьерной лестнице. При этом, к сожалению в моральном плане он как был уродом так и остался – тот факт, что он будет заботиться о жене умершего друга – скорее дань мусульманской традиции, чем человеколюбию. В конце концов, однажды убив человека, уже не будешь размениваться на гуманизм.

Замечу, что драма очень хорошо простроена в структурном плане. Фильм может показаться затянутым, но от затянутости его спасают два насыщенных адреналином экшенновых эпизода в начале и в конце: это убийство героем араба-стукача бритвой и нападение на джип крупного криминального авторитета на свободе.
Если честно, не совсем понятно, почему фильм называется «Пророк». Символами фильм напичкан до отказа, но если это камень в огород Мухаммеда, то получилось не очень политкорректно, особенно, если учитывать, что фигурирующий в фильме имам – тоже связан с криминалом. Собственно сам герой – это нагромождение пороков и на пророка не тянет. Единственное, чем он обладает – как уже было сказано - это интуиция. Если рассматривать развитую интуицию как высшую степень познания, то да, Эль Джебена – пророк, только скорее пророк Шайтана.

P.S. В конце картины звучит трогательная и мажорная одновременно ария Мэкки Ножа из «Трехгрошовой оперы».

0
0
9
Anabena
39 отзывов, 226 оценок, рейтинг 86
10 марта 2010
Кровавые мальчики в глазах

Фильм Одиара безусловно совершил прорыв в болоте лент, посвященных криминальной тематике снятых за последние годы. Настолько отточена сюжетная линия, отлично прописаны характеры главных героев, а эмоциональная составляющая не оставляет сомнений в реальности всего происходящего, что вспоминаешь работы Скорсезе и Копполы в свои лучшие, но... другие времена.
Многие остались недовольны обилием ненормативной лексики в русском переводе. Однако согласитесь, что высокохудожественные диалоги в тюрьме, без мата и фени, среди людей, не умеющих даже читать, выглядели бы куда более смешно и не к месту.
Последнее, что было выдающегося в жанре криминальной драмы, пожалуй, "Город Бога", снятый аж в 2002 году, который , заметьте, имел 4 номинации на Оскар. Поэтому ничего удивительного в том, что "Пророк" был замечен и по достоинству оценен жюри Канн нет. Проблемы социального неравенства и общая политизированность все более и более характерны Каннскому фестивалю.
И конечно за всей криминальной оболочкой стоят общие законы становления... неважно кого и где.
Сталь мало-помалу закалилась, а "мальчики кровавые в глазах стоят"... И тот первый, убитый не по собственному желанию и расчету, а вынужденно, для того, чтобы просто выжить, никак не оставляет в покое. Так и будет приходить во сне кошмарами, а наяву - тягостными галлюцинациями......

1
0
7
eNt1
39 отзывов, 144 оценки, рейтинг 81
10 октября 2009

Интересный фильм, понравилось наблюдать изменение главного героя по ходу фильма (его манера говорить, вести себя)...Он становится все более уверенным в себе и выливается это по-моему уже в веру в собственную непобедимость (сцена бойни в машине и его улыбка). Отдельно скажу про дубляж: как ни странно - но он порадовал, все - начиная от мата и заканчивая блатными словечками - переведено не просто дословно, а именно адаптированно, что не нарушает общую атмосферу фильма. Идет фильм больше 2 часов, но нудным он мне не показался нисколько.

2
0
7
johnsilver63.livejournal.com
43 отзыва, 45 оценок, рейтинг 75
12 декабря 2009

Малик Эль Джебана попал в тюрьму на шесть лет. Ему здесь будет нелегко: это становится ясно с первого дня, когда два козла отбирают у него кроссовки. Поддержки у парня никакой. Но она может появиться. И еще какая. Босс заключенных корсиканцев Сезар Лучини готов взять Малика в свою бригаду, если тот «шлепнет» одного стукача, который своими признаниями грозит завалить всю мафиозную конструкцию. Малик – не убийца, но увильнуть невозможно. Так маленький араб начинает свой большой путь.

Фильм продолжается два с половиной часа. Два из них - тюремный антураж, серые стены, мрачные физиономии, среди которых Одиар рассеял реальных бандитов, сидевших на зоне и умеющих строить соответствующие гримасы. Но изумительное чувство меры позволило ему не переборщить с тюремным мраком. В «Пророке» нет спекуляции темой – фактурной тюремной темой, позволяющей выезжать на антураже режиссерам, которым нечего сказать. Одиар изображает не приключения по ту сторону колючей проволоки, а борьбу двух характеров. Она могла развернуться где угодно, просто по воле обстоятельств случилась в тюрьме. А сама эта борьба передана безупречно – с верными психологическими интонациями, без ненужных обобщений, без заумной философии. Очень просто и с большим знанием человеческой души.

В тюрьме положительных героев не бывает – за исключением тех шести с половиной тысячи американских фильмов, где за решетку попадает несправедливо обвиненный. Джебану не приведешь в пример на уроках по теме «Кем быть?». Но тот, кто понимает, что жизнь – дерьмо (а таких в последнее время отчего-то все больше), может извлечь из фильма свой урок. Молодой араб попадает в тюрьму, когда его самый ближний друг – бумажка в 50 франков. Покидая невеселые пределы, он уже совершенно е нуждается в этой бумажке. И не только потому, что настало время тратить евро. В известном смысле, он, как Леонид Ильич Брежнев или, скажем, пророк Мухаммед может прожить и вовсе без денег. По крайней мере, пока будет цел выстроенный им мир. А мир этот – совсем не фикция. Вот за него стоит и бороться, в каком бы дерьме ты не оказался.

У Одиара примечательная режиссерская манера – он лепит сюжет из коротких сцен, которые зачастую как бы не доводятся до конца. Плавного действия поэтому не получается. Но настроение создается, и оно в конце концов формирует из полуобрывков цельное полотно с увлекательным сюжетом. С первых кадров ясно, что отсутствие звезд в который раз служит точным опознавательным знаком добротности фильма. В кино, как и в футболе, все больше зависит от тренера – хотя кассу все равно наполняют бомбардиры…

0
0
1
Денис
67 отзывов, 238 оценок, рейтинг 73
11 марта 2010

Ужасно неинтересный фильм про путь молодого уркагана от шестерки до авторитета. Незамысловатый сюжет в духе дешевых российских боевиков начала 90-х.
В каком же упадке кинематограф, если такое убожеское кино получает приз Каннского фестиваля??

3
0