Москва

Рецензия Афиши

7
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11457
27 октября 2008

Казахстан, 61 год, раскисший космодром в серых лужах пос­ле вчерашнего дождя; каждый второй фатально простужен, все разговоры — про «полетит — не полетит». Свернешь от станции не туда — ликвидируемый за ненадобностью ­концлагерь, где осипшие вохровцы жгут пустые бараки и стреляют сторожевых овчарок. Свернешь куда надо — поч­ти такие же бараки, и такая же овчарка накануне неудачно ­приземлилась вместе с тряпичным муляжом космонавта: му­ляж разбит, собаке больно. Живые космонавты в кургузых трениках бегают кроссы и факелами горят в барокамерах. И то и другое — без лишних эмоций; кому-то, разумеется, страшно, но ясность цели все здорово упрощает. Единственный, кому ­непросто, — красивый грузинский доктор в хорошем пальто (Мераб Нинидзе), который сам никуда не летит и ничем ­вроде как не рискует, но бесконечно мается между Москвой и Байконуром, обремененный двусмысленной должностью ­терапевта в отряде потенциальных смертников и чрезмерны­ми интеллигентскими надеждами на советскую космическую программу. Женщины (Чулпан Хаматова и Анастасия Шевелева) хотят рожать от него детей, держать за руку, завязывать развязавшийся шнурок и заматывать шею шарфом, чтобы не простыл на ветру. Он отмахивается от них, как от зубной боли, цепляясь за свою больную, маниакальную уверенность, что ракета, стартующая в молочное небо над грязью, бараками и полустанком, не просто дорогостоящий металлолом или аргумент в межконтинентальной игре в ножички — что она что-то изменит.

После «Последнего поезда» и «Гарпастума» Германа-младшего упрекали за манерность, за отцовский наклон почерка, за Гошу Куценко в роли Блока (отважное кастинговое решение, действительно), но по здравому размышлению единственное, что можно было предъявить ему всерьез, — это отсутствие в кад­ре чего-то, отдаленно похожего на фигуру автора. В его тонко сделанных фильмах можно было найти массу достоинств, находок и смыслов, но чего в красивой монохромной дымке не удавалось разглядеть никакой полевой оптикой — это его самого, убедительных свидетельств тому, что за пределами чисто эстетического интереса режиссеру есть хоть какое-то дело до чахоточных немцев и обреченных футболистов в белых рубашках. В отличие от «Гарпастума», сделанного крепко, как футбольный мяч (ну Куценко, да, но будем считать, это был ниппель), «Бумажный солдат» хрупок, стилистически несовершенен и уязвим — он тянется вверх так старательно, что под конец все-таки надламывается от собственной длинношеести. Но в нем Герман впервые говорит от первого лица, оперирует не абстрак­циями и культурными пластами, а личными чувствами, зада­ет вопросы не в порядке интеллектуальной гимнастики, а потому что сам не знает ответ — а хотел бы знать. И странная штука: хваленый дух времени, фиксацию которого принято ждать от современных актуальных форматов, не просто зафиксирован в этом формалистском, абстрактном ретро с наряженными в пальто ходячими метафорами и литературной, от руки писанной речью — он здесь почти что объяснен, пусть и через аналогию. Большинству здравых людей сегодня идеалы 60-х кажутся симпатичной (ну или не очень) детской блажью, «Солдат» же дает почувствовать — никто из сегодняшних тридцатилетних не взрослей и не разумней тех, кому было тридцать в 61-м. Взлетит — не взлетит. Какие-то мы симпатичные, но бессмысленные. Все то же самое, все точно так же — минус стартующая в небо ракета.

46
0
5
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 880
23 ноября 2008
Хорошо они скафандрами стукаются. и всё


второй раз не посмотрю. фильм качественно сделан, но он меня не тронул. Не надо было этих цитат из Чехова, дачные сцены и без того были (чересчур) чеховские. Неужели Герман испугался, что зритель без подсказок не узнает этих жутких мизансцен, когда за пустыми вроде словами лежит катастрофа?
Многие мальчики до сих пор хотят чего-то великого и несбыточного. Только какие сейчас мечты?! мне об этом нужен фильм. Хаматова, думаю, еще когда-нибудь проживёт свою главную роль. Надо ей поменьше бы сниматься. Её роль в «Бумажном солдате» смогла бы прожить лучше другая актриса. Хаматовой мешает её узнаваемое лицо.
Большое достоинство фильма – его естественность. Многим сценам, многим поступкам и даже жестам героев я верю – именно так и в жизни. И потом: хорошо, что сразу не называется Гагарин. Его постепенно угадываешь по улыбке. Хороший кастинг
Пальмовая ветвь за режиссуру? Почему бы и нет. Качественный фильм (значит) был лучше из всех представленных. Вот мне интересно: сможет ли когда-ниб кто-ниб в России снять фильм о современности – так, чтобы этот фильм получил пальмовую ветвь?
и еще: зачем требовать от режиссера "не бараков", а того, что было "на самом деле". лужи - это его образ, он не документальное кино снимает. зачем так истерить по поводу не стоящего того фильма. это ведь не шедевр, чтобы столько страстей
Мне, кстати, понравился голос Нинидзе, когда он называет "неделя вторая.." Грустный такой голос
и хорошо они скафандрами стукаются..

1
0
7
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 795
18 ноября 2008

Оттепель. Март, начало шестедесятых. Грязь, слякоть и свежий ветер свободы. Люди, словно оттаявшие после долгой зимы, бьют рекорды наивности, ожидая к утру наступления коммунизма. Поломанные, жалкие, «симпатичные и бессмысленные», они, словно в туманном сне, запускают что-то/кого-то в космос, лечат, любят, живут, встречаются на дачах, поют Окуджаву, просто ходят, много перемещаются и много-много-много говорят. Их передвижения — броуновское движение, их разговоры - птичий щебет, ни о чем толком, такие же бессмысленные по содержанию. По сути в них — тоска и ожидание чуда детской игрушки в чьих-то руках.

«Он переделать мир хотел,
чтоб был счастливым каждый,
а сам на ниточке висел,
ведь был солдат бумажный».

0
0
7
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 666
17 ноября 2008
А он, судьбу свою кляня, не тихой жизни жаждал. И все просил: огня, огня. Забыв, что он бумажный.

Рабочее название фильма "Отряд" дополнилось окуджавским саундтреком, и в прокате стало более камерным, сфокусированным - "Бумажным солдатом". Горят в этой картине все. Испытатель - в барокамере, Гагарин - в зените своей славы, космонавт №2 - от отчаяния, женщины - от любви, главный герой - на работе... Горит даже хитроумный портрет Иосифа Виссарионовича лампами высокого напряжения. А над всем этим околокосмическим горением горят звёзды. Такие же неизвестные, неприступные и манящие, как 50 лет спустя!

P.S. По германовской тенденциозности: кто не горит, тот вешается или попадает в лагерь.


0
0
7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 590
15 декабря 2008

Все фильмы сына гениальнейшего нашего режиссера Алексей Германа в чем-то схожи. В них бесконечно интеллигентные и милые герои пытаются делать свое дело – лечить, играть в футбол, или вот покорять космос, как в этот раз. Но в каждой картине их прекрасные, но в ракурсе исторического контекста по сути-то бесполезные устремления, надежды, всякий раз с болью и скрежетом подминаются ржавыми гусеницами... судьбы? истории? страны?
В новом фильме младшего Германа за временной отрезок выбраны начало 60-х. Чудесные люди, мечтающие о глобальных планах, о том, как человек полетит в космос, покорит пространство, отбросит цепи притяжения и тем самым изменит... Изменит все. Науку, страну, людей. И рассказ идет тут не о самих космонавтах. Они тут есть, даже подвержены идентификации, но скоре в расфокусированной форме. «Юра, ты что-то путаешь», говорит один из них и мы понимаем, с Кем он сейчас разговаривает. Но сам фильм о тех, кто помог «сказку сделать былью» - о врачах, повисших между Москвой и казахским космическим полигоном, между грязью и лужами разбитой непогодой целины и примерно подобными же, но уже не погодными, а политическими условиями столицы. Но и это тут не главное. Главное тут – люди. Идеалисты с горящими глазами, что буквально физически ломаются от разрывающих их на части векторов приложения силы необходимость и силы осмысления, которые болеют и даже умирают от душевных переживаний. Мужчины, готовые быть «лайками» для железных кабинок, приносить себя в жертву (чему?!), порой до боли напоминая пелевинский «Омон Ра». Женщины, которые как собаки тыкают носом в выключатель – включил, выключил, включил... у нас лампа перегорела. Люди. Начала 60-х. Потом они изменятся. Станут покупать модерновую мебель по знакомству, торговать машинами, швырять в воздух устаревшие шарфы. Но это потом, а сейчас они - сумасшедшие, преданные, настоящие люди, которые говорят неестественным штилем. Тут самый последний солдафон заявит что-нибудь вроде «абсолютно нелепая ситуация, но необъяснимо трогательная и симпатичная моему нраву». Есть подозрение, что именно эти диалоги, германовские диалоги, присланные нам из совершенно другой, какой-то насквозь литературной и проникновенной реальности, напрочь уничтожат зрительскую любовь, ну и черт с ней.
Главное, что фильм получился. Героям, при всей их откровенной синтетичности, веришь, но не потому, что они реальные, а потому, что они такие, какие они есть, странные, больные, если угодно, неестественные, но настолько глубоко метафоричные, что одним своим присутствием в кадре сплетают историю. Тут и авторских заслуг много – картина снята идеально, хотя и в известных традициях, и актеры рисуют именно такие образы, какие должны – глубокомысленно задумчивые ходячие строки Пастернака или Окуджавы. Наверное, надо быть на волне с этим фильмом, чтобы он понравился. Это не то кино, которое хватает и выворачивает зрителя наизнанку.. Но это уже проблема не самого фильма. Герман сделал все, что хотел и у него получилось. Главное, чтобы он не стал безжизненным камнем или прахом, развеянным по больному, грязному, но безбрежному пейзажу нашего многострадального отечественного кинематографа.

1
0
7
Walter Klemmer
92 отзыва, 245 оценок, рейтинг 549
13 ноября 2008

Действительно хороший русский фильм, который, возможно, периодически заносит искусственностью диалогов и надуманностью некоторых сцен (прежде всего, сцен загробной жизни, очевидно лишних здесь, раздувших хронометраж до трудноватых для неподготовленного зрителя 130 минут), на что будет обращать внимание большинство посмотревших.

Но что бесспорно - это потрясающая до основания игра актрисы Хаматовой. Такую роль западная критика назвала бы scene stealing: вот по казахской степи медленно ползёт гигантская ракета, а вот идёт маленькая Чулпан - и видишь только эту женщину. Это у Германа-мл. скорее всего несознательно получилось - снимая фильм о мятущемся мужчине-идеалисте, он сделал впечатляющую историю о двух советских женщинах из 1960-х, которая остается впечатляющей и в наши нулевые.

1
0
5
Евгений Погребной
233 отзыва, 7950 оценок, рейтинг 469
14 декабря 2008

Есть в манере работы Германа-младшего с актерами (наверно есть, я могу только предполагать), такой момент, что во время диалогов герои смотрят куда угодно, в сторону, в камеру, но только не на собеседника, от этого создается впечатление что герои разговаривают сами с собой, и особенно друг друга не слушают. Это впечатление усиливается когда в кадре присутствует несколько персонажей, камера ездит-ездит слева-направо, передвигаются в кадре персонажи, талдычащие каждый свои реплики (что-нибудь вроде "как сегодня холодно", "у вас шарф упал","куда делся мой портсигар" и.т.д.), и такое ощущение что они двигаются по абсолютно параллельным не пересекающимся между собой невидимым рельсам. Может это такой прием показать всеобщее отчуждение, может один из признаков авторского кино, не знаю, я не в курсе.

1
0
5
Павел Л.
150 отзывов, 1677 оценок, рейтинг 374
17 марта 2009

Темное царство запутанного, болезненного, жестокого, циничного, нечеловечного и безумно странного переходного периода в умах людей на примере первого полета в космос.

Сразу для справки: на Байконуре солнечные дни – 350 дней в году.

Фон фильма – пасмурность, серость, сырость, грязь, грусть, потерянность, скитания, скука, тоска, безумие и др. Приз за лучшую режиссуру – это показательно и достойно для великолепного специалиста Германа-младшего, но мне фильм не так понравился, как представлялось перед просмотром.

Врач, работающий с отрядом будущих космонавтов, - грузин, живущий в Москве, Даниил (Нинидзе). Это человек, чей отец стал знаменитым врачом, а потом его с женой отправили в лагеря. Сам Даниил запутался, он гибнет из-за серьезного нервного, душевного кризиса внутри себя. Он верит в будущее космонавтики…или хочет верить…или внушает это себе и другим…Он боится за первый полет, он понимает, что, скорее всего, буду жертвы и первым ответственность несет он, как доктор. Даниил постоянно думает о смерти…и не проходит много времени, как он умирает…не дождавшись результатов первого полете в космос.

Это пережитки переходного революционного периода. С другой стороны, режиссер показывает отношения Даниила с женщинами – его женой (Хаматова) и любовницей. Одна – в Москве, другая – на Байконуре. Одна хочет иметь детей, живет только этим, курит Беломор, тоже работает с космонавтами; другая – «ходит за ним собачкой» и…и всё. Но ему они до глубины души не интересны, он хочет уйти и от той и от другой, но даже на этом не может сконцентрироваться. Даниил смотрит все время куда-то вдаль, и есть предчувствие, что смерть – это единственный для него выход.

Грязь, дождь, кашель, собаки, верблюды, ракеты – Байконур… Для Даниила – это пристанище, где он не смог дождаться самого главного.

Не думаю, что это историческая драма. В реальности всё было не так. Но вариант/взгляд режиссера – это интересное кино. Мне лично тяжело было смотреть медленные, трагические и тоскливые диалоги героев. Единственная улыбка – кадр «я умираю» с другом Даниила, когда тот перестал чувствовать сердце…

Не однозначные впечатления. Я приму решение поставить 3*.

спасибо

0
0
7
Михаил Заикин
183 отзыва, 638 оценок, рейтинг 374
2 декабря 2008

Меня фильм «Бумажный солдат» не оставил равнодушным – это единственное, что могу сказать с полной уверенностью.

Трудно, что-либо добавить, после первого просмотра новой картины Алексея Германа мл.

С одной стороны очень точная, умная и глубокая работа в импрессионистический манере.

Диалоги никогда не имеют логического начала и конца. Юмор тонкий и ловкий, а работа оператора это, наверное, отдельная тема, я не имею профессионального образования, но сразу после выхода из кинотеатра было сильное желания взять любой кадр из фильма и выложить на «рабочий стол». Камера статична, а фигуры героев динамичны, при этом план всегда крупный. Когда смотришь со второго ряда, сопереживаешь сильнее.

С другой стороны.

Гуманистическая риторика главного героя врача Данилы, и дальнейшая эскалация напряжения вокруг его размышлений, бесконечная грязь вокруг космодрома, история с бывшим концлагерем, разговоры Гагарина и команды, что они друг друга «лайками» называют и сама четкая трактовка вопроса – А нужен ли нам Космос такой ценой? Мне эти выводы чужды и не понятны.

Но, меня фильм «Бумажный солдат» не оставил равнодушным – это единственное, что могу сказать с полной уверенностью, и в этом году это лучшая картина! А Чулпан Хаматова выдающееся русская актриса.

1
0
7
Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 370
9 марта 2013

Фильм Германа-младшего пронзает с первых минут, берет за душу, проникает стихийно и напористо, как сквозняк в сердце. Фильм многие ругали за искажение и снижение гагаринского подвига. Но в нем есть не только Сталин, украшенный лампочками Ильича, не только запустение и нищенство пейзажей вместо райского изобилия, не только откровенно абсурдный лагерь жен изменников родины. В нем чья-то душа на куски рвется, успокоиться не может, в нем человек умирает, наконец, настоящий, не бумажный. И Чехов «сквозит», причем не только в финале (монолог из «Дяди Вани»), вообще — во всей атмосфере фильма. И Гагарин там узнаваем, и он не юродивый, не плоский, а сверхздоровый человек, не зараженный проказой интеллигентских рефлексий и сомнениями: быть или не быть, лететь или не лететь, собака я (Белка) или человек. Юра говорит в фильме: «Посадят тебя в коробочку — и лети… Легкое волнение есть, конечно».
1961 год. Главный герой фильма Даниил Покровский, кандидат медицинских наук, готовит первый отряд советских космонавтов к полету. Однако он не уверен в том, что жизнь доверенных ему ребят — меньшая ценность, чем космос для страны, мечтающей доказать свою мощь миру: «а если мальчишки сгорят, превратятся в обугленные комочки?». Даниил любит родину, все готов для нее сделать, даже сам полететь в космос, но в то же время сломлен бессмыслицей происходящего, которое или не происходит или происходит не так, не тогда, не с теми. И не может решить, на чьей он стороне – государства или человека, счастья страны или близких ему людей, Нины или Веры, неба или земли.

Весь фильм – это конфликт его напряженных рефлексий: маниакальной жажды истины, идеала, чуда и неуверенности в них, в себе, в своей мечте. Катастрофическая раздвоенность, противоречие двух сторон одной личности, каждая из которых до известной степени права и неправа. Одна видит мир сартровскими глазами как банальную «черную дыру», бессмыслицу, другая зрит небо, верит в полет, в высокий смысл служения человечеству. Это раздвоение не лечится, оно убивает, сжигает. «Получая два противоположных приказа, машина ломается», — говорит отец Даниила в его сне.

Даниил – врач. Чеховские герои тоже нередко врачи, интеллигенты, которые не знали, как сделать жизнь лучше, но очень этого хотели. Именно Чехов, а не Окуджава в «Песенке о бумажном солдате» первым заговорил об интеллигентах как о бумажных солдатах, грустных, прекрасных, но всегда обреченных упасть. Ведь в поисках мечты они идут лунатически, глядя на звезды, а не под ноги, шатаясь, спотыкаясь, разбиваясь в кровь. Даниил упал, не с неба (возможно, как романтик он хотел умереть именно так), а с велосипеда, нарезая на нем бессмысленные круги по нетвердой почве казахской степи. В сухом остатке – надежда и безнадежность, правда и ложь, бессмысленность и вполне весомый результат мечты. Взлетевший, в том числе благодаря стараниям Дани, Гагарин, с одной стороны, и отлетевшая мечта сделать мир лучше собой, своим горением, с другой. Фильм задает царапающий вопрос: неужели слабая энергия «бумажных» мечтателей может поднять кого-то к звездам, завоевать космос, подарить небо человечеству? Пусть режиссер оставляет нас без точного ответа, пусть отказывает своему герою в просветлении, все же его фильм подспудно сияет таинственным светом. Светом чьей-то сгоревшей души, слабой, бумажной, обманувшейся, но все-таки давшей огонь мечты, который кого-то согрел, а кому-то помог взлететь к звездам.

0
0
5
KHALY
198 отзывов, 309 оценок, рейтинг 279
20 ноября 2008

Тяжёлый фильм. По содержанию и по восприятию. Но это не извиняет режиссера в излишней метафоричности и откровенной затянутости. Меткие диалоги и прекрасная игра актеров ( Хаматова, Нинидзе) превращают фильм в театральное зрелище. Картинка увлекает за собой, хотя казалось бы, чем может увлечь бескрайнее море слякоти. Недосказанность, хаотизм, угнетение - эти главные составляющие картины, преследующие как героев, так и зрителя. Но может это и хотел донести с экрана Герман-младший?..

1
0
1
Вовчик
57 отзывов, 166 оценок, рейтинг 195
18 сентября 2009

С моим другом и коллегой Лионом Измайловым разговаривали о современном кино. Лион посмотрел фильм о нашем советском Байконуре. Мне очень понравилось, что он потом сказал: «Я же был во времена первых космонавтов в Ленинабаде. Там не было всей этой грязи и этого мрака. Мы летали тогда с нашей агитбригадой выступать перед отрядом космонавтов. Знаешь, почему наши режиссеры так усердно поливают грязью всё отечественное? Потому что хотят понравиться Западу!»

Как точно подметил Лион! Я тоже бывал на Байконуре и тоже с агитбригадой Московского авиационного института. Профессиональным артистам в то время допуска в Ленинабад не было. Мы же, учась в МАИ, давали подписку о неразглашении тайны. Только с такой подпиской и можно было попасть на Байконур. Я помню, мы прилетели туда с нашим театром и были поражены радушию, гостеприимству. В Ленинабаде жили люди, которые верили своей мечте, верили в то, что строят новое общество, которым не руководят торгаши. Мы встречались с космонавтами – веселые, радостные ребята. Они сознавали, насколько важен их труд. Какие все они были спортивные, подтянутые, любили рассказывать анекдоты. Иногда выпивали. Гадить на такое прошлое могут только бездари и предатели. Торговцы от кино!

В шестидесятые годы мой отец принимал в Риге известного писателя из ФРГ. Тот попросил сводить его в рижскую церковь. Выйдя из храма, некоторое время он молчал, а потом сказал отцу: «Самые истинно верующие в Советском Союзе!». Отец поначалу удивился. Видя его удивление, гость добавил: «У вас религия и государство разделены. Более того, религия не поощряется сверху, а значит, в церковь ходят только те, кто действительно верит в Бога, не для карьеры, не для того, чтобы быть как все».

И он был прав! В Советском Союзе искреннее верили в Бога, чем нынче. Я помню, как один из космонавтов показывал нам иконку, которую передала ему мама, когда он отбывал из Городка Космонавтов на Байконур: «Если полетишь, возьми с собой! Там к боженьке ближе будешь». Нас начнут уважать на Западе, когда мы сами себя научимся уважать. А снимать фильмы, поливающие грязью Отечество, могут только те, для кого доход важнее Родины. А это всегда признак творческой бездарности.

Рецензия Михаила Задорнова. Опубликована на его сайте.
Полностью с ним согласен. Хотя я не жил в те годы, но мой "интуитивный невосторг" от этого фильма, преобразовался в "осознанный негатив" после прочтения этого отзыва.
После вышеизложенного, даже не хочется заострять внимание на сценарии, игре актеров и т.д.

5
0
9
Юрий Бенгальский
67 отзывов, 156 оценок, рейтинг 178
30 декабря 2008


Прекрасный фильм!

Браво, Герман-мл.! Человек, снявший "Гарпастум", не мог снять плохой фильм.

Здесь многие писали, что скучный - ни минуты скуки!
Фильм заставляет задуматься - а что вы сами полезного делаете в жизни ?

Если Вы не фанат попкорновсого ширпотреба, а любите именно КИНО,
сходите и получите удовольствие.

1
0
5
id46451
30 отзывов, 41 оценка, рейтинг 158
30 ноября 2008

Если в двух словах, то до просмотра этого фильма впечатление от этого картины было намного лучше. Герман-младший (1) получил награду в Венеции (2) за картину о космосе (3) в умах людей (4) с Хаматовой (5) и Нинидзе (6). И что? А ничего... причем ничего хорошего. Нет, конечно, есть тысячи фильмов хуже этого... Прямо-таки кишмя кишат. Но задав изначально планку, нужно ее как-то держать. Меня так мама научила.

2
0
5
Дмитрий Трепольский
76 отзывов, 1344 оценки, рейтинг 152
31 января 2009
Полеты во сне и наяву

В этом медитативном фильме хочется отметить, прежде всего, Чулпан Хаматову, она стержень, на котором держится все происходящее. Фильм не о проекте запуска первого человека в космос, не о муже героини Хаматовой - враче с его «пациентками», не об утраченных надеждах поколения 50-х, а именно о ней, женщине, которой нелегко жить со всеми остальными... Как будто она единственная, у кого есть будущее, и живет она совсем иным. Остальные же герои-наблюдатели вскоре сломаются и исчезнут из жизни, не понимая, как им существовать дальше. А она продолжит жить, просто созерцая происходящее вокруг, ведь у нее есть что-то свое, свой жизненный смысл и личные ценности. Правда еще есть Юрий Гагарин, который видит смысл в своем полете и готов пожертвовать собой ради славы и успеха Родины.

Эту работу скорее можно отнести к артхаусу, чем к мейнстриму, так как кино получилось больше эстетическое, чем смысловое или игровое. Фильм лучше смотреть, а точнее уединенно медитировать, чтобы лучше проникнуться окутывающей атмосферой. Происходящее на экране похоже на сон - замедленные действия, растянутые слова, но при этом наблюдается довольно качественная картинка, стильная и красивая. Режиссер тем самым удачно погружает зрителя в свой фильм, и «туман» фильма проникает внутрь и заставляет досмотреть его до конца, выключив при этом звук.

Оценки фильма (по пятибалльной системе)

Сюжет - 3
Диалоги - 0
Смысл - 0
Игра актеров - 5
Работа оператора - 5
Сценарий - 1
Режиссура - 5
Атмосфера – 5

Средний балл – 3

Официальный сайт фильма
http://www.papersoldier.ru/

3
0
9
Romiros Juan Sanchez Villa-Lobos
44 отзыва, 835 оценок, рейтинг 146
17 ноября 2008
Это все же два фильма в одном.


К моменту как они оба взлетели в небеса, кто на ракете, а кто к родителям, в голове уже пошли титры, а руки приготовились аплодировать. Но на смену 60-м, когда часы постоянно убегали вперед, что ты с ними не делай, внезапно пришли 70-е, где даже часы новые останавливаются. Если «первая часть» понятна многим возрастным группам в зале, то часть вторая – это уже кивок к более взрослой аудитории, которая, волею судеб, составляет меньшинство.
Фильм о сгоревшем человеке. Сгоревшем от фундаментальных расхождений внешнего и внутреннего, слов и дела, идеалов и реалии. В фильме вообще сгорают все - космонавты, один за другим, то от страха, то от зависти, то от нелепости. Сгорают героини в любви, беспомощности и безысходности. Сгорает герой, бараки, топливо и пачками сигареты.
Сама героиня, ее стойкость и преданность супругу «в первом фильме» напоминают "святую" женщину – героиню Рене Зеллвегер в фильме «Нокдаун» – жену боксера. Она очаровательна, иронична и умна.
Взаимоотношения двух героинь во "второй части" фильма сильно напоминают отношения жены и любовницы Бунина в "Дневниках его жены" Алексея Учителя...
Фильм пропитан нашим фирменным юмором сквозь слезы – это бренд нашего кино. Так искренне, по-доброму смеяться прижимая платок к губам, пожалуй, умеем только мы.
Хочется отметить картинку, погружающую в эти лужи, и озноб (знакомые как оказалось еще по рекламе телефизоров) и легкое сумасшествие, игру актеров, и грим.
В общем и целом, картина понравилась, но оставляет послевкусие смазанного финала.
Спасибо.

2
0
9
Василий Авсеенко
280 отзывов, 2251 оценка, рейтинг 139
18 декабря 2008

Очень красивые вещи делает Герман младший. Просто "в тему"… Цитата: "Смотри чему я собаку научил… А я тоже так могу". Повествование местами рваное, местами очень туманное, но восхитительные персонажи. Чулпан - бесподобна в роли стервозной, но очень уверенной в себе дамы...

0
0
9
rocky_plays_rocky
367 отзывов, 370 оценок, рейтинг 109
4 января 2011

Вообще, главное, что снял Герман в фильме - это проход Нины по горящему лагерю, местные жители, катание на велосипеде и два пикника. Эти сцены настолько глубоко поражают и объясняют просто всё, что плюешь на совершенно провальную форму диалогов (но не их содержание), на вымышленный Германом Байконур и на сомнительных (естественно, не всех) персонажей.
Действительно гениальная, засевшая в голове лента о надежде и молодых. Где вам еще покажут атмосферу жажды перемен, грязи по колено и мировых амбиций? Герман сделал это чудовищно достоверно, показав всю страну в куске степи, а ее (страны) эволюцию - в двух пикниках.

1
0
7
Alessandro Smirnoff
73 отзыва, 132 оценки, рейтинг 107
20 ноября 2008

Сразу предупреждаю: это импрессионизм. "Синтетический", как сам Герман говорит. То есть, сюжет, исторические герои и события вообще не важны, это надо понимать. Важно – импрессия, восприятие, ощущения и тп. Примитивных метафор или разрушения мифа искать не надо. Не о том речь. Это субъективынй импрессионизм. Хорошее медитативное кино про прошлое, про невыносимость бытия и метафизическую жажду (которую в наше время мало кто испытывает, даже в темном зале с пивом в руке и ртом, набитым попкорном). Учтите, при должном внимании и участии в просмотре (да-да, тут приходится напрягаться самому, думать, делать встречные усилия души), картина изрядно порушит вам настроение. Неплохое кино.

1
0
3
Иван Стоев
49 отзывов, 52 оценки, рейтинг 100
24 февраля 2009

Это фильм о том, как в 1961-м году в степях Байконура все женщины любили какого-то мутного доктора, и никто не любил Гагарина, Титова, Королёва. Этот доктор, три его женщины и стайка рафинированной интеллигенции не понимали, свидетелями каких событий являются. После того как молитвами кинозрителей этот доктор тупо умер, события переметнулись на 10 лет вперёд. Стая интеллигенции какая была, такая и осталась, только появилось больше разговоров о загнивающем Советском Союзе. Теперь предположения. Видимо, Герман-мл. хотел снять фильм о маленьких людях той эпохи, которых мы не разглядели за стартом первого человека в космос. Однако, если мы вспомним, нет ни одного фильма о Юрии Гагарине и старте первого человека в космос. Забыв об этом, Герман-мл. не воспользовался счастливой возможностью всё-таки рассказать нам об этом событии и отдался пустопёрству и мракобесию, заварил кислую кашу с пенестой шубой невмешательства. Посмотрите, пожалуйста, фильм Германа-младшего «Последний поезд» от начала и до конца, и у вас не дрогнет рука.

2
0
9
Melissen Master
55 отзывов, 292 оценки, рейтинг 94
24 ноября 2008

В этом мире, чтобы взлететь ангелу, нужно чтобы кто то пожертвовал собой.
Безумцы которые потеряли способность любить, не могут видеть и радоваться жизни, правят балом. Они постоянно говорят друг другу что верят в Идею по построению свтелого будущего. Те же кто не безумствует, не вписывается в эту картину, как Нина (актриса Чулпан Хаматова), жена главного врача (актриса Мераб Нинидзе), который следит за отбором первого космонавта. В эту сильную, красивую, мечтательную женщину я почти влюбился пока смотрел фильм. Муж бросил ее, свое счастье, свою единственную радость, и уехал запускать ангела (персонаж Юрия Гагарина), но она нашла его в Казахстане. По пути, она, случайно, в затеряной степи, стала свидетелем того как сжигают сталинские лагеря. Ей тогда сержант сказал что собак надо пристреливать потому что они ничего не умеют кроме как охранять, так же как и он (персонаж сержант).
Порядочные и искренние люди населяли тогда мир, но вместо того чтобы улучшить его, они стремились к жертвам ради отвлченных Идей. Главного героя убила даже не одержимость утопиями, а противоречие между реальным миром и вымышенным, идейным.

Когда я смотрел этот фильм я был очень рад что главную роль сыграл не русский, потому что в то время не было различий. Советую этот фильм особенно тем кто отмечает появившиеся после распада СССР разные Дни незовисимости.

Пажалуй это один из лучших российских фильмов за несколько лет. "Адмиралы" меркнут в сравнении с ним. Побольше бы таких фильмов.

2
0
5
Юлия
122 отзыва, 190 оценок, рейтинг 93
25 ноября 2008

"Фестивальное" кино, типа Звягинцевских работ.
Картинки красивые и Чулпан Хаматова с Мерабом Нинидзе прекрасны, друзья их, на даче которые тоже аутентичные, но в целом - такая тоска, граждане.
Я правда люблю наши фильмы про 60-е..."Июльский дождь", "Ещё раз про любовь", но создатели "Солдата" в своей стилизации перестарались с бессмысленностью диалогов, тотальным смятением душ и запутанными отношениями между героями.
Они там какие-то все действительно, как фигурки из бумаги вырезанные...Ненастоящие.

2
0
1
Денис Серегин
24 отзыва, 564 оценки, рейтинг 92
13 ноября 2008

Просто малопрофесиионально сделанный фильм
Когда будете смотреть (а посмотреть стОит, чтобы понять, как надо снимать Рашу, чтобы понравиться в Венеции), обратите внимание как сделан звук: такое ощущение, что над шумами одновременно и независимо друг от друга трудились неск. бригад. И потом, чтобы никого не обижать, решили использовать весь материал))
В фильме постоянно кто-то свистит, или скрипит, или воет)))) До смешного.
Об "идеях" говорить не буду. Нет там никаких идей. "Пинадкусывали" неск. сюжетных линий и не одну не раскарыли. Пожалуй, тема всепрощающей лесбийской общности двух героинь доминирует...так как это - послоедняя, а от того - самая запоминающаяся.
То кажется, что это некий парафраз на чеховские пьесы, то на артхаусное кино конца 90-х - а потом уже ничего не кажется, в глазах ребят от крупных планов, бессвязных монологов и пр.
Короче - ХАОС

12
0
7
Лесечка
36 отзывов, 37 оценок, рейтинг 70
19 ноября 2008

Казахстан, весна 1961, на космодроме проходят пробные полеты в космос, Белка и Стрелка уже покорили высоты, а Юрий Гагарин только проходит подготовку и отбор. В это же время доктор (Нинидзе), терапевт и просто красивый мужчина пробует жить в данных условиях, верить в то, что знает и как-то себя в этот мир применять. Все вокруг кашляют, курят и ругаются, а женщины хотят от него внимания и понимания. Пейзаж южного серого Казахстана не меняется, грязь, слякоть, постоянный дождь, звоночки велосипедов, гудок поезда, нищета и убогие бараки, расстрел собак и тренировки будущих космонавтов складываются в ту действительность, которую он хочет изменить и в которую он все-таки верит.

Снятый по всем канонам старой школы, «Бумажный солдат», только по прошествии лет смог бы стать таким, каким стал. Пусть даже не критическим, ведь Герман мл. не ставит своей задачей оправдать или осудить существующий в те времена строй, скорее объясняющим те или иные явления, которые не только были, но и есть сейчас. Так получается, что мучившие героя вопросы «я талантлив?» или «чего я добьюсь?» ставятся прямо по классикам, и зрителя в который раз тыкают носом в одну и ту же самоочевидную истину — меняется только оболочка вокруг нас, сами люди остаются точь-в-точь такими же. С такой трактовкой 60-х можно не соглашаться, но Герман мл. дает полную статистику до и после: тут и прошедший через фильм человек с портретом Сталина, и случайные обрывки критики режима в «кухонных разговорах», и такое будничное окончание фильма, дающее полную опись всех выживших и нет.

И фильм, такой же хрупкий, как его название, такой бумажный, без музыки, со странными диалогами и мокрыми глазами Хаматовой производит впечатление не только чего-то большого и нужного обществу в данный временной отрезок, а наоборот маленького и замкнутого, он раскрывает и нечто другое — человека, талантливого, но не признанного, нужного всем, но в тоже время одинокого. Следование идее, по Герману мл. переходит в другое измененное состояние сознания, другими словами, не только вера во что-то великое: «вот завтра полетит и наступит новая эпоха», но и одаренность, внутренняя сила дает возможность человеку поступать так, как ему хочется. И этому нет границ, а доктор, хоть и без ракеты, он все равно полетит.

2
0
7
Василиса Каменская
70 отзывов, 71 оценка, рейтинг 68
17 ноября 2008

Всё ближе 12 апреля 1961 года. Воздух над Байконуром звенит напряженным ожиданием Великого Прорыва Человечества в космос. Перед каждым участником подготовки полёта стоит своя сверхзадача, опытные запуски через один оканчиваются неудачей, а заветная дата всё ближе... Груз ответственности нещадно рушит советскую семью, в итоге раздавливая на смерть врача-консультанта группы космонавтов. Но сквозь все тяготы «бумажные солдаты» должны своей стране совершать подвиги, сгорая каждый в своё время…
Серо-коричневые и унылые, пустынные пейзажи Казахстана (снятые в Волгоградской области на озере Баскунчак), чавкающая грязь под ногами, вечный дождь, нервные затяжки Беломором – всё подчёркивает однонаправленность целей и задач команды полёта.
Ордена оператору и режиссёру дали не зря - картина получилась не обычная и стильная.

1
0