Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Семейная жизнь

Życie rodzinne, Польша, 1971
Описание Афиши
Описание прокатчика
Молодой инженер Вит Браун после долгого отсутствия возвращается в родной дом

Молодой инженер Вит Браун после долгого отсутствия возвращается в родной дом.

  • Семейная жизнь – афиша
  • Семейная жизнь – афиша
  • Семейная жизнь – афиша
  • Семейная жизнь – афиша
  • Семейная жизнь – афиша
Драма
14+
Кшиштоф Занусси
24 сентября 1971
1 час 28 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Кшиштофа Занусси

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
18 декабря 2007

От времени роспись на стенах пожухла, а где-то исчезла вовсе. Под потолком — паутина. Пахнет плесенью: сквозные трещины пропускают влагу, после дождя из стен выползают черви и Калигари слизывает их языком. Калигари — это блохастый семейный ангел, пес; про него и червей Мареку (Новицкий), составившему компанию своему приятелю, конструктору Виту (Ольбрыхский), когда того телеграммой родные вызвали в эту глушь в связи с ухудшением здоровья отца (Кречмар), рассказывает взбалмошная рыжая дамочка, буквально свалившаяся ему на голову, точнее, спустившаяся с крон яблони подобно Тарзану на самодельной лиане — старшая сестра Вита, Белла (Коморовская в своем победоносном кинодебюте). С нее начинается наше и Марека знакомство с паноптикумом, какой представляет из себя семья Вита, с которой тот давно прекратил отношения. Прежде они владели стеклодувным заводом тут неподалеку. После войны и прихода коммунистов завод национализировали. Мать сбежала в Америку, Вит вырос при социализме и считает привязанность домашних к своему былому величию бредом. Кроме играющей на старых развалинах в свой экзальтированный театр одного актера Беллы и лишаястого Калигари есть еще тетка (Миколайска) — старая косматая ведьма, ну и, собственно, отец — его силуэт появляется в конце длинного коридора в контровом свете, так что лица не разобрать, и потом еще долго-долго он, неузнанный, приближается к гостям этаким убийцей из детектива фрейдистского психоанализа. Представление, с детства раздражавшее Вита до того, что он сбежал в столицу, возобновляется в новом сезоне.

Свою вторую картину мэтр польского кино, лауреат всевозможных золотых львов, орлов и куропаток Кшиштоф Занусси (мы показывали его фильмы «Квартальный отчет» и «Если ты где-нибудь есть») нынче склонен вспоминать с мягкой иронией. Да и виданое ли дело: подобно тому, как в первой фазе своей карьеры Франсуа Озон с упоением играл то в Фассбиндера, то в Дугласа Серка, молодой Занусси в «Семейной жизни» опрокинул в Польшу победившего социализма Чехова, Бергмана, Висконти, Юджина О’Нила и бог знает что еще, предположительно никак не способное пожениться с бодрой и пресноватой действительностью начала 1970-х, когда довоенное прошлое выместилось из человеческой памяти на страницы школьных учебников истории, а до Солидарности и демонтажа памятника Ленину в Гданьске (в котором Даниэль Ольбрыхский, исполнитель роли Вита, примет самое непосредственное участие) оставалось почти 10 лет. И все же фильм был принят критикой на ура – и в Польше, и в СССР. И, кстати, в США. То качество Занусси, которое заставляет сегодня видеть в нем как в человеке большого дипломата, позволяло тогда ему как художнику безболезненно ступать по лезвию идеологического ножа. Он — один из немногих, кто наделен даром овеществлять диалектику в кино. Любая эмоция, любой поступок, любое явление — это реакция; человеческие качества, гражданская позиция, сама жизнь начинаются там, где мы приходим в соприкосновение с иной материей и начинаем реагировать. В минуту слабости, когда погаснет день за окном, отец проронит Виту: «Ты живешь тем, чтобы мне что-то доказать, живешь наперекор мне, Белле, тетке, наперекор этому дому, и поэтому, когда мы исчезнем, ты почувствуешь огромную пустоту». Марксистские ли единство и борьба противоположностей, буддистские ли инь и янь — Занусси в своем кино транслирует именно их мерцание, побуждая всякий разум, какой бы идеологией он не был подкован, погрузиться в гипнотическое состояние всеприятия, подобно тому как танец огня и движение волн пригвождают к себе человеческий взгляд.

2
0

Отзывы

7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
23 ноября 2014

Чуть амбициозный, но необычайно эмоциональный ранний фильм Кшиштофа Занусси о сложностях семейных отношений. Вит (Даниэль Олбрыхски) работает инженером в городе. Он давно не появляется в семейном доме, но однажды вынужден туда поехать, так как получает телеграмму о том, что его отец попал в переделку и теперь плох. Прибыв на место вместе со своим коллегой и другом Мареком (Ян Новицки), он обнаруживает, что его отец жив и практически здоров. Да, был инцидент с взорвавшимся сараем, где он тайком варил самогон, но ничего настолько серьезного, чтобы вызывать его домой. Судя по всему, телеграмма была выдумана сестрой Вита Беллой (Майя Коморовска) – девицей не самого тяжелого поведения. Возможно, в этом принимала участие еще и его тетка (Галина Миколайска), которая ведет все дела в доме. Сам же отец (Ян Кречмар) официально в завязке, но все не так просто. Молодые люди остаются на ужин, однако он заканчивается настоящим скандалом.

Неприглядные подробности жизни некогда богатой семьи, которая так и не смогла пережить потерю положения. Мать ушла из семьи уже давно, отец запил, сестра пустилась во все тяжкие, а тетка, пусть и осталась единственной, кто хоть что-то делает, но так озлобилась на весь мир, что не понятно, кто пострадал сильней всех. Сын поступил тоже не самым лучшим образом, практически оборвав все отношения с семьей, но остался стоять на ногах, хотя и с затаенными обидами. Внутрисемейные отношения осложняются еще и появлением безобидного друга Вита Марека, который оказывается не совсем в лучшем месте в это время, поддается на несложный соблазн Беллы, за что теряет своего лучшего друга – тот не может ему простить вероломства.

Во многом камерный фильм, за исключением нескольких сцен, снятых в саду, и вступления на заводе, снят Занусси просто восхитительно. При всем том, что автор не хочет искусственно усложнять постановку, превращая все в торжество неореализма, то, как он чувствует себя в замкнутом пространстве, просто восхищает. Его умение перенести эмоциональный поворот посредством одного кадра, соединив совершенно разные по накалу сцены, выдают в нем то, европейское кино получило из Польши еще одного талантливого технически и чувствительного режиссера.

0
0

Подборки Афиши
Все