Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Мультфильм
Зимние дни

Fuyu no hi, Япония, 2003
О фильме
Мультфильм
19 июня 2003
39 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Петр Фаворов
260 отзывов, 286 оценок, рейтинг 3363
26 декабря 2007

36 минутных анимационных фрагментов в 36 художественных манерах. Каждый — иллюстрация к короткой строфе, обычно туманной. Скажем — «Туман… Человек тащит лодку…/Хромой?». Все вместе — первая в мире экранизация ренку, классической формы японской поэзии. Ренку «Зимние дни» сочинили в XVII веке поэт Басе и его ученики, мультфильм «Зимние дни» в 2003 году сделал японец Кавамото, собравший аниматоров из разных стран мира (хотя больше половины — японцы) и поручивший начальное звено цикла — оно, собственно, и называется хокку — Юрию Норштейну.

После трогательного кусочка Норштейна зрителю становится трудно. Один за одним идут тоскливо-глубокомысленные, с разводами и крупными планами, эпизоды. Только фрагменту к десятому начинаешь понемногу понимать, в чем тут дело. Лично мне, чтобы разобраться, пришлось посмотреть фильм по второму разу — это потому что я ничего не знал про ренку. Объяснять все на пальцах, кажется, немного подло, но у вас, в отличие от меня, может не быть второй попытки. Если не хотите — дальше не читайте; просто запомните, что «Зимние дни» — это ребус, составленный из мультипликационных фрагментов очень разной степени увлекательности.

Все дело в том, что ренку не обычный поэтический цикл в западном понимании. Каждая строфа, сочиняемая новым автором, — отклик на предыдущую. Иногда она продолжает прежний сюжет, иногда заимствует один-единственный образ, иногда цепляется за последнюю строчку, полностью меняя ее смысл. Буйство фантазии ограничено множеством формальных ограничений: скажем, на протяжении цикла положено трижды упомянуть луну и дважды — цветок вишни. Увы, большая часть очевидных для японцев XVII века смысловых переходов для нас не слишком ясна. В этой ситуации аниматоры, которым поручили экранизировать стихи типа «Чьи-то белые кости…/Или что?», принялись наполнять свои фрагменты образами из окрестных строф. Цикл зажил собственной странной жизнью: слово «пивоварня» дважды оборачивается мотивом современного производства пива, чуть дальше из случайного сравнения возникает тема секса, а вон там никак не могут избавиться от образа цапли, перелетающей от режиссера к режиссеру. Упражнение, конечно, по большей части чисто формальное, но раз — и происходит чудо, и мертвая старинная форма превращается в живую сегодняшнюю поэзию. Вероятно, так должен выглядеть кон игры в бисер — вот уж никогда бы не подумал, что увижу это наяву.

8
0

Отзывы

7
artemie
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
3 января 2008

Мне больше всего понравился эпизод Александра Петрова. Он смог в несколько секунд рассказать историю для полнометражки. Работы японских авторов огорчили. Я ожидал большего. Хотя, может я просто не смог прочесть "их иероглиф".

1
0
7
Alexander Makarov
41 отзыв, 714 оценки, рейтинг 37
3 декабря 2007

Хоть в анонсах и написано, что авторы - 35 аниматоров со всего мира, но это несколько не так. В основном аниматоры - японцы. И лишь избранные стихи из цикла экранизировали приглашенные иностранцы.
И вот их то фрагменты, наверное, ближе всего европейскому зрителю (и самый близкий - все-таки Норштейн), т. к. зачастую язык японцев все же остается малопонятным иероглифом.
Но в целом, фильм оставляет после себя приятное впечатление и не жалеешь, что сходил его посмотреть.

1
0
7
alkien
20 отзывов, 230 оценок, рейтинг 48
17 января 2008

36 анимационных фильмов объединенных единым принципом и темой рэнга «Зимний день», написанного Мацуо Басё со учениками в 1684 г. Проект японский, в качестве почетного гостя Ю. Норштейн (по аналогии с «почетным гостем» при написании рэнга), «хозяин» Кирихато Кавамамото и еще полсотни анимистов, в том числе из Великобритании, Чехии, Бельгии, Китая, Канады. 36 разнообразных техник от простой компьютерной до невообразимого пластилина по целлофану + тушь, «ожившая живопись», гравюра, куклы, мелки, «игольчатый экран», пр. пр. В итоге передать смысловое единство «зимнего дня» не удалось, зато получилось объединить авторов, работающих в разных стилях, эмоциях, жанрах, то есть создать довольно удачный полиптих современной анимации.

0
0
5
Macine
7 отзывов, 47 оценок, рейтинг 2
5 января 2008

"...Дни" -- замечательная находка для наблюдателя.
Это экскурсия во внутренний мир мультипликатора, которому отведено всегда чуть более минуты, чтобы раскрыть образы и обозначить сюжет.
В ходе просмотра поглядывала на часы, считала эпизоды и ждала развязки (не окончания ренку, а экскурсии в закулисья). Именно в финале разоблачатся секреты кадра: кто-то сможет подглядеть секрет "Ёжика в тумане", кто-то -- понять, что стоит за образами только что просмотренных короткометражек, кто-то -- увидеть Японию в лицах, скромных и не очень.
Приятно удивил в очередной раз сюжет кисти Александра Петрова. Красивые и "думающие" мультфильмы.
Наиболее понятны российскому зрителю будут эпизоды, созданные европейскими мультипликаторами, японские короткометражки в очередной раз напомнят, что "Восток -- дело тонкое", и так и не раскроют свои секреты -- атрибут культуры.
Так или иначе, после просмотра уходишь, ликуя, что разгадка мультфильмов стала к тебе чуть ближе, а выходя на улицу, начинаешь размышлять, вырезать снег из бумаги или лучше нарисовать на стекле.

0
0

Подборки Афиши
Все