Детектив, Триллер, Ужасы |
18+ |
Николас Рог |
3 декабря 1973 |
1 час 50 минут |
Англичанин Джон (Сазерленд) реставрирует в Венеции церковь, его жена Лора (Кристи) глотает таблетки: незадолго до этого у них утонула дочка. Однажды с Лорой знакомятся две пожилые сестры; одна из них (Мейсон) — слепая и ясновидящая — уверяет, что видит девочку и та счастлива, а вот Джону угрожает опасность. Полиция тем временем вытаскивает из каналов все новые жертвы неизвестного маньяка, а Джону то там, то здесь на венецианских улочках мерещится маленькая фигура в красном плаще.
С таким сюжетом (сочиненным Дафной Дю Морье) и такой невероятной красотой исполнения (Роуг сам в 60-е был отличным оператором) «А теперь не смотри» запросто мог прописаться по ведомству джалло — патологических маньеристских детективов, чьи кроваво-красные цветы расцвели как раз в это время и как раз в Италии. Но ушел немного в другую сторону и задним числом кажется скорее прародителем современных японских хорроров. Все нужные акценты здесь расставляет не драматургия, а рваный ассоциативный монтаж, не ситуации, а многозначительные паузы между ними. «А теперь не смотри» — проклятая кассета из «Звонка», растянувшаяся по чьей-то злой воле на два часа. В сущности, это фильм про красное пятно неизвестно чего — то и дело мелькая едва ли не 25-м кадром, оно заменяет любые слова и действия, рождая чувство липкой нарастающей тревоги. Которая в финале взрывается настоящим ужасом — эпизодом из тех, что способны лишить сна и запоминаются на всю жизнь. И только в финале непонятное название обретает наконец смысл — это всего лишь дружеский совет зрителю.
Частый гость пижонских рейт ингов ужастиков. Тут хороши Сазерленд и Кристи, но они не вытягивают слабый сценарий, в котором много воды, в том числе сомнительная эротическая сцена. Есть потрясающий короткий эпизод, в его конце под хорошую музыку бегут голуби. Финал не страшный.
Венеция-губительный город, в котором атмосфера смерти ощущается везде и герой предвидит собственную смерть.Дональд Сазерленд и Джули Кристи гениальны в роли супружеской пары, ошибочно полагающей, что этот город поможет им забыть гибель ребенка.Потрясающая операторская работа, великолепная режиссура и шикарный сценарий.Это кино намного больше, чем просто мистический триллер с сюрреалистическим уклоном.