Москва

Все отзывы о фильме «На Верхней Масловке»

7
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 406
22 ноября 2012

Интеллигенция — это миф. Если повспоминать, сколько ее изничтожали, сажали на философские пароходы, заключали в лагеря и доводили до крайней нищеты, то, сколько настоящих интеллигентов мы насчитаем, тех, кто имеют по два высших образования в третьем поколении?

Интеллигенция — это нравственный эталон общества. Ах, сколько прекрасных мудрых алкоголиков-поэтов обитает в старых дворах Москвы и Петербурга, осененных изменчивой музой. Сколько в них декаданса и изливаемых на бумагу и в партитуры сексуальных зажимов и комплексов тщедушных тел!

Интеллигенция — это социальная группа людей, профессионально занимающихся просветительским трудом. Ах да, это те преподаватели ВУЗов, у которых один набор лекций на все предметы, и одни мысли, которые они ретранслируют двадцатый год в обшарпанных, как питерские дворы, аудиториях.

Что только про интеллигенцию не говорят, и как к ней только не относятся, но трудно отрицать, что это тот культурный слой общества, которым богата Россия, и, познакомившись с которой у любого скептика отпадут сомнения в ее цивилизованности. Несмотря на многочисленные торжественные похороны, интеллигенция жива и здравствует, просто во все масс-медиа, увы, прорываются не слишком образованные и не слишком талантливые люди, удовлетворяющие низким вкусам. То же самое происходит и с изумительным фильмом Константина Худякова по повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке». Пара фестивалей второго ряда, очень ограниченная аудитория и практически ни одного показа на нашем телевидении. А сколько прелести, сколько безысходности и надежды в этом камерном произведении об угасании некогда знаменитого скульптора Анны Борисовны и ее молодом помощнике Петре, который поддерживает в ней огонь, делающий Анну Борисовну живее всех живых.

Их отношения, напряженные и в то же время очень теплые, становятся главной загадкой этого фильма. Что удерживает неудавшегося режиссера в самом расцвете сил с вредной старухой, острой на язык? В их маленьком склепе кипят страсти, превращающие фильм в психологический триллер. Всевозможные комплексы и невысказанные обиды сплетаются в болезненный клубок, удерживает от распада который разве что годы, проведенные вместе, но едва ли бы его было интересно распутывать, подбери на главные роли Худяков других актеров.

Дуэт Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова, сказать по-интеллигентски, это божественно. «На Верхней Масловке» с тем же успехом мог бы стать спектаклем. Это возможно лишь в том случае, когда актеры играют так, что тебе хочется смотреть на это бесконечно. А Фрейндлих и Миронов, неврастеничные, язвительные и трогательные, цепляют намертво и весь мир сужается до их мастерской с обсыпающимися стенами, до маленькой точки на Верхней Масловке, к этому последнему пристанищу интеллигентов, некогда к району художников и поэтов.

Дина Рубина и Константин Худяков, размышляя о судьбах этого культурного пласта, почвы, бесконечно сдираемой властью и рынком, кажется, ставят на ней крест. И вот уже режиссер с высокими моральными стандартами оказывается никому не нужным в циничной Москве, а знаменитого скульптора держат за диковинного динозавра и ждут-не дождутся, когда его можно будет с почестями похоронить и экспроприировать его работы в Третьяковку. И не останется ничего иного как ронять истеричные слезы, когда болезнь и ветхость разъедят и эту маленькую резервацию на карте столицы.

Но все ложь, обман и паникёрство. Походите по книжным магазинам, поищите в Интернете, посмотрите программу Толстой и Смирновой, загляните в музеи и арт-кафе, чтобы утвердиться в мысли, что интеллигенция живее всех живых, и кто-то продолжает передавать из поколения в поколение высокую мораль и бесконечные поиск истины в нашей грязненькой и циничной жизни.

3
0
7
Владислав Штольц
50 отзывов, 61 оценка, рейтинг 150
9 марта 2008

Тщательно и старательно сделанный фильм талантливого режиссера и гениальных артистов.
Анна Борисовна и Петр - потенциально гениальные люди. Они гениальные любовники - страстные, искренние, открытые, доверчивые и одновременно умные, точные, ироничные.
Вместе с тем, эта потенциальность так и не раскрылась. Трагедия этих людей, конфликт фильма строится вокруг этой нереализованности.
В этом можно обвинять время, окружение, кого угодно. Но лучше не обвинять, а понять. Это понимание - основная идея фильма.
Безукоризненно, снайперски точен Миронов. Роль сделана блестяще.
А вот Алисе Бруновне я полностью не верю. У неё вышла дама, которая играет старушку.
Дама кривляется, шамкает, щурится, ворчит - честно отрабатывая образ - как на этюдах в театральной школе.
А надо играть наоборот! Надо играть даму, которой наплевать на то, что она старушка. То есть, эта старушка видит себя только дамой и никем более.
Это Дон Кихот в женском обличьи, который безнадежно сопротивляется - из последних сил - старости, времени, пыли, глупости вокруг себя. Она боец!
Это вроде бы было видно снаружи, но не было в естестве роли Алисы Бруновны.
Роль можно было развернуть до интонации Люси - Раневской в знаменитой постановке Моссовета "Дальше - тишина".
Может лет через 20 получится?


2
0
9
sveta orlova
191 отзыв, 305 оценок, рейтинг 130
5 ноября 2014

Скульптор глыба. Женщина художник. Личность источник ресурсного опыта творчества. Жажда чистого воздуха. Сюжетный концепт отношений в дуэте «мать и сын» или «учитель и ученик» весьма удачно подходит для театральной постановки. Взаимодействие обширного и насыщенного знаниями прошлого и молодого будущего, которое жаждет впитывать новое.

0
0
9
Bondurant
199 отзывов, 702 оценки, рейтинг 99
10 марта 2011

Словно картина, представленная на выставке.
Картина, написанная временем, возрастом и амбициями. Картина о любви, о жизни. Преклонный возраст и молодое поколение - вот два столкнувшихся айсберга в неприкрытой серости дней.

0
0
5
Юрий Якорь
55 отзывов, 94 оценки, рейтинг 42
16 октября 2008

На верхней масловке в начале 20-х годов построили дома-мастерские для скульпторов и художников. В середине 80-х в одном из таких домов доживает свой век скульптор Анна Борисовна, в молодости она жила в Париже общалась с Модильяни, в общем была одним из основных участников светской жизни того времени. Сейчас она почти не выходит из дома и общается лишь с Петром, молодым человеком, что поселился в её доме много лет назад и который сейчас ухаживает за ней. Жизнь Петра не сложилась, нет нормальной работы, поэтому основную часть своей энергии он тратит на старуху и на конфликты с ней…
Фильм поставлен по книге Дины Рубинной и как и все её книги он дает представление о жизни (пост)советской интеллигенции в сложных условиях к которым они в общем-то не приспособлены.
На самом деле фильм прежде всего про человеческий эгоизм, по старущечьи мелка и скандальна героиня Фрейндлих, ведь единственное, чем она сейчас кому-либо интересна это воспоминания о прошлом, ныне она способна только перечислять свои заслуги и пытаться с их помощью что-то выбить из успешных режиссеров для Петра. Эгоистичен Петр, который только и делает, что грозится уйти из дома Анны Борисовны, хотя все прекрасно понимают, что никогда он этого не сделает, потому что ему идти некуда. Эгоистичны все за исключением героини Алены Бабенко, которую вбще непонятно каким ветром занесло в этот сумасшедший дом.

0
0
?
mara
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
5 ноября 2005

Сходила на экранизацию повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке». Честно говоря, понравился Миронов, понравилась Бабенко (или как ее бишь там), а сам фильм оставляет желать лучшего. По моему мнению, он мог быть сильнее. Хотя для человека, который повести не читал, сюжета не знает, да и Рубиной, собственно говоря, не знает, фильм может показаться очень сильным. И все же Рубина пишет ярче и образы у нее выпуклее, чем в фильме.

С другой стороны, Миронов сделал свой вклад – его несравненная игра сделала фильм не экранизацией «На Вехней Масловке», а фильмом о его герое, потому что в повести не такой акцент конкретно на нем, а больше все-таки на отношениях Анны Борисовны и Пети. На Фрейндлих поднять руку не могу - она божественна как всегда, НО я представляла эту героиню немного иной. Но это мое, субъективное мнение, так что посмотреть стоит. Советую.

1
0
?
Peter Linchevskiy
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
4 ноября 2005

Афиша платит зарплату идиоту с уровнем развития, как у Бивиса или Батхеда. Человек написавший такое про гениальную картину, которую Фрейндлих назвала своей самой лучшей работой в жизни при встрече с Путиным и попросила его обязательно посмотреть ее. Написав, что ее невозможно смотреть, он написал не о фильме, а о себе... Эта картина держится на первом месте на сайте www.ruskino.ru уже полгода. Я надеюсь, что Афиша поручит посмотреть фильм понимающему человеку, а этот умственно отсталый дебил не будет вводить публику в заблуждение.

1
0