Пара московских студентов — Ипполит (Колокольников), крупный и кудрявый, и Соня (Арланова), все время плачет, — проводят летние каникулы в Афинах, зарабатывая по мелочи на пропитание. Однажды Ипполита видят голым противные греки с мифологическими именами и предлагают ему некую работу за бешеные бабки на одном из островов при условии, что он поедет без жены. Ипполит — то ли потому что начинающий романист, то ли потому что законченный дурак — не видит в этом подвоха и очень удивляется, когда его начинают трогать за коленки. Оставленная Соня устремляется на поиски возлюбленного и по ходу встречается с интересными людьми. В финале появляется бог Пан в обличье Шамиля Басаева (или наоборот) и расставляет все на свои места.
Видит Пан, от фильма Сторожевой («Небо. Самолет. Девушка») ожидаешь чего-то менее диковинного. Легкий сюрреализм, к которому традиционно склонен автор сценария Ираклий Квирикидзе, из «а что если бы» превратился в «так не бывает». Не бывает таких студентов, таких греков и так, что машины едут в разные стороны, а потом встречаются. Непонятно, каким светлым, священным простодушием надо обладать, чтобы поверить, что достаточно пейзажей Эллады и некоторой условной тронутости героев — и все, история автоматически поднимается на уровень мифа. Иногда кажется, что «Каникулы» делал человек с лицом, как у артиста Колокольникова, а не взрослые и заслуженные кинематографисты. Это невероятно: венгр в исполнении Вячеслава Разбегаева (что само по себе прекрасно), когда сценаристу надо от него избавиться, просто падает с балкона. Буквально. Раскачивается, раскачивается и падает. Снимай Сторожева «Греческую смоковницу», не было бы вопросов, но нет же — там замах на «Волхва», на Орфея и Эвридику, на пусть по-женски необременительную, но вечность. Впрочем, мифы потому и не умирают, что в каждом времени преломляются по-своему. И возможно, для сегодняшней России олимпийская вечность так и выглядит: светит солнце, плещутся волны, красивые люди изъясняются, как в сериалах РТР, и на полминуты появляется Михаил Ефремов, чтобы развлечь почтенную публику своим бесконечно усталым лицом.
Ипполит и Соня на каникулах в Греции зарабатывают, изображая "живые скульптуры". Денег не хватает, порой приходится разыгрывать приступ боли в животе, чтобы не платить. Высокого, сложенного аполлоном Ипполита подмечает хитрый грек, заманивая его поработать на некий остров: кем - не говорит. Когда с финансами становится совсем худо, Ипполит соглашается поехать с греком и оставляет Соню одну. Некоторое время спустя, случайно увидев его в рекламе, Соня отправляется в одиссею на поиски любимого.
Эта летняя лента с первых кадров берет полувозвышенный-полушутливый тон: фильм-миф, античная притча - и так к нему и надо относиться.
Ипполит и Соня, намазав друг друга белилами, предстают в образе греческих божеств. Выглядит романтично-иронично, как и всё в фильме. "Греческие каникулы" ощущаются как история мудрого старика, который говорит серьёзно, а глаза смеются. Да и сами Ипполит и Соня те еще шутники-проказники: устраивают разные проделки, лучатся детством.
Те, кто всю эту летнюю детскость в фильме не почувствовал, именно на неё и ругаются - мол, легкомысленно и наивно. Забавно, что как раз в этой легкости бытия - всё обаяние "Греческих каникул".
Романтика и атмосфера мифа уютно переплетаются на экране с обыденной и где-то неприглядной реальностью. Парень-кинематографист на пристани (отличный Евгений Стычкин) показывает самое лучшее в мире кино в старомодной машине, и разделяет реальный мир гранями: забрался в салон - снежная магия, вышел - знойная скука. В какой-то момент на помощь Соне приходит бойкая инструкторша по дайвингу Мелина (Чулпан Хаматова), которая многое видит, но щадит Соню с её идеализмом - но не свысока, а потому что восхищается. Точно так же - с "Греческими каникулами": мы, умудренные всякой чернухой зрители, многое видим - но пошло-ка оно всё, пока перед глазами этот наивный, добрый и солнечно-ироничный фильм.
просто не хватает слов: до чего же фильм никудышный. даже нет времени и желания расписывать все ляпы и недочёты. не тратьте своё время
только два вопроса: как после такого скучного фильма Сторожева сняла замечательную картину "Путешествие с домашними животными"; и почему Хаматова часто соглашается на роли, которых достойны третьеразрядные актрисы, а вовсе не она?
Фильм в целом завораживающий, но моменты типа внезапной гибели венгра все портят. Очень красивые актеры.
Лично мне фильм понравился. Идея хорошая, но вот только не дотянули, не хватило голливудского эпатажа... скучновато...