Рождество в Кливленде. Звонок в дверь, хозяйка открывает – на пороге пятеро детишек с мешками для подарков и в масках мультяшных героев. Камера крупным планом показывает их одного за другим. Бэтмен, Зеленый Великан, Человек-Паук… Каждому достается подарок. «А это кто у нас?» В кадре – пухленькое мальчишеское лицо, не прикрытое маской. «Я – Харви Пикар». «Харви Пикар? Не слышала о таком герое». «Я – не герой! Я просто мальчик с соседней улицы!» Хозяйка дома непонимающе переглядывается с детьми. Харви в сердцах бросает мешок и уходит.
Как заметил Харви Пикар, обыкновенная жизнь – сложная штука. Она все время отливается в одни и те же скучные формы. Это пустынная местность, где ничего не происходит, не за что зацепиться взгляду. Она почти не поддается описанию. Поэтому в глубине души каждый знает – это не по-настоящему. Настоящая жизнь – это яркое приключение. Если проявишь ловкость и отвагу, то в конце тебя ждет счастливый финал.
Но если настоящая жизнь – это жизнь героев из кино, то что же остается делать, если ты родился в захолустье, и героические приключения тебе не светят? Тогда, раз уж собственное лицо тебе не мило, приходится надевать маску какого-нибудь супергероя и играть его в меру сил.
Харви Пикар вызывающе зауряден. Но он от чего-то – то ли по глупости, то ли от чистого сердца - не постеснялся выставить напоказ то, чего все мы так стесняемся – заурядность собственного существования, серого и дряблого, как ноги горожанина после зимы. И выиграл.
Замысел лаконично выражен в титрах.
В роли Харви Пикара – Пол Джаматти.
В роли настоящего Харви Пикара – Харви Пикар. Настоящий.
Кливленд. Не совсем захолустье, а так – что-то вроде нашего Тамбова – картошка там хорошая. Скромный регистратор в больнице для ветеранов. Средних лет, некрасивый, с пузцом и лысинкой. Его бросает вторая жена, которая и терпела-то эту серую мышь рядом с собой, только пока он оплачивал ее обучение. Все, конец всему, Харви погружается в бездну отчаяния. Оно приходит не от того, что произошло что-то ужасное, а от того, что ничего не происходит. «Как дела, Харви, мы же с тобой год как не виделись? Что новенького за это время?» «Ничего, слава Богу.»
Но Харви обнаруживает у себя дар – он не играет никого, кроме самого себя, поэтому его жизнь сама по себе является неповторимым сюжетом, который остается только записать. Он начинает описывать в комиксах свою повседневную жизнь.
Берман и Пульчини вписывают кадр в рамку для комиксов, а получившийся в результате комикс-бук использует как основу для построения фильма. Захватывает дух, когда ты видишь, как камера свободно проникает через поверхность бумаги и обратно, как иголка сквозь ткань, стежок за стежком. При этом неотступно, как привязанный, за камерой идет след от карандаша – жизнь Харви-то еще не закончена, и сам фильм о нем – часть этой истории.
Жизнь по Харви Пикару – это история о самом себе. Это история о том, как эту историю рассказывают прямо сейчас. Камера, комикс, Джаматти, играющий Пикара, Пикар, играющий Пикара, они смотрят друг в друга, как зеркала, отражая друг друга.
Берману и Пульчини почти удается заглянуть под маску обычного человека, и услышать то, что Рильке назвал «шумом пространства за изнанкой декораций». Надо отдать должное Полу Джаматти: ему досталась непростая роль – как сыграть человека, который играет самого себя? А Харви Пикар при этом без особых усилий делает самое сложное - если продолжить цитату, он «играет жизнь не для оваций». Он просто супергерой.
Американская мечта... Какова она? Как понять, сбывается она обычно или нет? На эти вопросы даже жители самой Америки затруднялись дать однозначный ответ. Может это и правильно, ибо сколько людей, столько и мнений. Множество жителей считают, что их соседи, сами того не подозревая, живут именно такой идеальной «американской» жизнью, о которой первые только грезят. Всё это мы можем наблюдать чуть ли не на каждом шагу, и поэтому такого рода вещи очень интересуют отчаявшихся мечтателей. Только один человек совершенно случайно стал писать комиксы именно про эту самую американскую мечту, американскую, реальную жизнь. Его имя - Харви Пикар. Как у него это получилось? Нетрудно догадаться, что он вопреки всем законам жанра комиксов начал рассказывать о своей жизни, описывать ежеминутные переживания и совершенно обычные бытовые сцены, повседневные трудности, маленькие радости, какие-либо внутренние достижения и внешние разочарования. Получилось как раз то, что хотели читать, о чём интересно было читать и чего действительно недоставало в жизни простых людей. И этот комикс стал расходиться довольно большим тиражом. Возможно потому, что главного героя и одновременно автора редко удивляют жизненные бури и катастрофы, он реагирует на них с весёлым раздражением. А это как раз то, чего не хватает большинству американцев – смеха над собой. Спустя почти 30 лет наконец-то мы можем созерцать этот комикс на большом экране. Безусловно, экранизация таких печатных шедевров чрезвычайно сложна и поэтому мы только теперь видим реально хорошо получившуюся картину.
Над этим фильмом работали долго и упорно авторы сценария и режиссёры Шари Спрингер Берман и Роберт Пульчини. Они себя, безусловно, превзошли! Этой далеко не стандартной истинно арт-хаусной картиной они в два счёта смели все известные кинематографические границы. Эксперименты эти всё-таки оправдали себя, о чём свидетельствуют 9 всевозможных призов и премий, которые получил фильм «Американское великолепие». Дело в том, что режиссёры нам показывают не просто фильм про одного Харви Пикара, а даже про трёх разных! Первый – это рисованный Харви, который неоднократно появляется в довольно продолжительных сценах. Второй – это потрясающий актёр, которых прямо-таки влился в образ писателя и передал его мир, переживания настолько точно, что мы забывали, что перед нами просто актёр. И, конечно, третий – это сам Харви, которых согласился принять участие в съёмках некоторых сцен, озвучивании себя рисованного, а также предоставил реальные видеоматериалы из популярного американского ночного шоу, где он на самом деле неоднократно появлялся в качестве почётного гостя. Все эти образы помогли зрителю прочувствовать разные стороны характера и мироощущения Харви Пикара.
Огромный и неожиданный плюс можно смело адресовать этому фильму за его искромётный, обыденный и ни с чем не сравнимый юмор, который не только приятно рассмешит любого любителя картин такого жанра, но и заставит задуматься над прозрачной комичностью жизни самого зрителя. Каждый из персонажей фильма по-своему комичен и неподражаем, в том числе и все три Харви Пикара. Эта картина хоть и полна сюрпризов и всевозможных поворотов событий, но всё-таки основана на реальной жизни талантливого и очень смешного субъекта. И это делает этот фильм действительно просто великолепным и стоящим! Это надо видеть всем любителям арт-хауса!
Довольно странные бывают комиксы - этакое реалити-шоу в картинках. И судя по жанру байопика они имеют реальный прототип. И вот тут-то и закрадываются различные сомнения. Почему герой действительно не очень-то продался в шоу-бизнес, как в основное средство для зарабатывания? Ведь это же Америка. Альтруист-пофигист? Допустим. Действительно ли в Америке подобный андеграундный тип комиксов хорошо расходился, или авторы приукрасили действительность? Так ли просто герой сошёлся в момент со своей женой, или опять же для фильма немножко подмонтировали эпизод? Если же отбросить эти и другие вопросы, то чего греха таить, жизнь героя откровенна скучна. И получился фильм об одиночестве, рефлексии, месте в жизни, и прочих вечнозелёных темах. Жанра у него нет, для меня он чем-то он перекликается с "Человеком на луне". Смотрится средне, на удивление без сильных провалов. И это несмотря на полное отсутствие каких-либо эпизодов, где можно улыбнуться. Пол Джамати местами вылитый Николас Кейдж, как внешне, так и по стилю игры. Фильм получился ни авторским, ни арт-хаусным, ни каким-либо иным вариантом независимого кино, а скорее просто снятым для тех, кто "в теме".