Посмотрел фильм недавно на DVD.
Фильм, в целом, огорчил: сентиментальность зашкаливает на уровне мексиканского телесериала, а вот сюжет на этот уровень никак не тянет. Игра актеров - тоже не блеск, за исключением разве главной героини. Очень расстроила еще любимая мною Ирина Купченко: в фильме она кажется совсем не живой.
В какой-то мере интересен образ А. Балуева: мужик никого по-настоящему в жизни не любит, избегает какого-либо проявления чувств и при этом постоянно со всех требует. Но зато честный и хороший командир. В общем, такого рода люди действительно живут на свете. Кстати, Балуев явно перетянул что-то из этого образа в свой персонаж в "Изгнании" Звягинцева. Вообще, мужской мир в "Благословите женщину" очень похож на мир Звягинцева.
Зато женский, как я уже и сказал, - чистая "мыльная опера" с русским чувственным колоритом.
Ну, и совсем искусственно в фильме смотрится персонаж самого Говорухина: этот пассаж на тему сталинских репрессий выглядит вымученно наигранным, что называется, что бы было.
И наконец, мне до конца так и осталась неясна целевая аудитория этого фильма: мужчины все-таки ли женщины? По смысловой начинке фильм должны были бы посмотреть в первую очередь мужики, чтобы оценить тяжкую женскую долю, и не допускать в своей жизни таких ошибок (вообще, фильм не без морализаторства, что вообще характерно для Говорухина). Но на практике такой фильм серьезно могут смотреть только женщины, причем, желательно многодетные домохозяйки.
Общий вывод: фильм можно посмотреть по ТВ вместо пропущенной серии любимой мыльной оперы. Будет много поверхностных эмоций и никакого осмысления.
Неудачная работа, вялая и, главное, непонятно, кому она адресована? Тому, кто считает, что 30-50 годы прошлого века были чем-то замечательным, фильм едва ли даст повод изменить мнение; а те, кто считает иначе, не нуждаются в таком аморфном доказательстве.
Каких-либо серьёзных художественных достоинств - не наблюдается. Безусловно, приятно понаблюдать за Инной Чуриковой, но она ведь здесь не главный герой. Балуев играет сурового (слишком сурового) мужчину, молодая актриса Ходченкова послушную (слишком послушную) женщину... Будь её роль более вразумительной, возможно, она и показала бы себя в лучшем свете, но в этой роли больше запоминается демонстрация её чисто физических достоинств (в паре сцен она предстаёт в неглиже).
Так что если закрыть глаза на выпуклость бюста героини, кино это - плоское, как стиральная доска. И плоскость эта слишком протяжённая... Куда подевался цепкий, хваткий мастер, который хватал за горло и не отпускал в "Негритятах" и "Месте встречи", остаётся только гадать.
Хотя не очень хочется.
Слабенький фильм, какой-то вообще ни о чём в целом. Примерно две трети про войну, точнее даже - про жизнь семьи во время войны, было интересно смотреть, на этом отрезке многие сцены хорошо сделаны (хочется верить, что это всё же талант Говорухина "виноват", а не случайность), но чем дальше - тем тягомотней. Сюжет вообще сериальный, по большому счёту. Главная героиня столько лет сидела вдовая и мужа себе не присмотрела, жила, блин, в своём иллюзорном мире. Во даёт, а ещё своих домашних за легкомыслие ругает. К тому же ни она, ни её мама, ни Кунина толком не изменились за столько лет, что уж совсем неправдоподобно, но это уже мелочи. В итоге Балуев сыграл лучше всех, включая Говорухина с его второстепенной ролью. Какой бы Говорухин ни был гипермегазаслуженный, но тот же Тодоровский своего "Любовника" в миллиард раз лучше сделал. А этот фильм - на троечку. "Кандагар" на очереди.