Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Город Зеро

СССР, Россия, 1988Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Мистическая трагикомедия Карена Шахназарова про город, из которого нет выхода

Герой приезжает в командировку в захолустье и оказывается свидетелем фантастических событий. Салтыков-Щедрин, Кафка, Бунюэль — все пошло в работу, но как соединить их, Карен Шахназаров толком не знал и наудачу сварганил из лоскутов свой кавээновский апокалипсис.

  • Город Зеро – афиша
  • Город Зеро – афиша
  • Город Зеро – афиша
  • Город Зеро – афиша
  • Город Зеро – афиша
Мистика, Трагикомедия
18+
Карен Шахназаров
1 октября 1988
16 марта 1990
1 час 43 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Карена Шахназарова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Максим Семеляк
696 отзывов, 701 оценка, рейтинг 507
6 мая 2007

Инженер Варакин (Филатов) командирован в город, где секретарши работают нагишом, в краеведческом музее стоит кровать Аттилы, прокурор (Меньшов) поет про ­соколовский хор у яра, а писатель-диссидент (Басилашвили) танцует рок-н-ролл. Став невольным виновником самоубийства местного повара Николаева, Варакин оказывается заложником города, из которого никогда и никуда не уехать.

Карен Шахназаров снял свой фильм под шумок перестройки, и не было на эту самую перестройку сатиры злее и смешнее. СССР еще не закончился, а Шахназаров уже сообразил и продемонстрировал, что все, полный привет. Он взял на вооружение уютную мистику советских кинокомедий и наполнил ее грозным ощущением вышеуказанного полного привета. Салтыков-Щедрин, Кафка, Бунюэль — все пошло в работу, но как соединить их, Шахназаров толком не знал и наудачу сварганил из лоскутов свой кавээновский апокалипсис. Именно в некоторой режиссерской растерянности и кроется основная прелесть этой страшноватой комедии: кульминационная сцена длится без единой склейки добрые пятнадцать минут, и кажется, что режиссер просто не знает, что ­делать дальше. Как, например, остановить Басилашвили, глотающего пельмень, и Джигарханяна, скупо льющего пиво. Если романтический «Курьер» заканчивался укоризненным, но все же морально надежным взглядом воина-интернационалиста, то последнее слово «Города Зеро» — это паническое «бегите». Все побежали, а Шахназаров с той поры ничего стоящего не сделал.

4
0

Отзывы

10
Герман Стогов
5 отзывов, 142 оценки, рейтинг 206
9 января 2020

Прекрасная сатира не только на перестроечную эпоху, но и на ограниченных горлопанов всех мастей. Создающих системы и учащих народ, который они считают быдлом, как жить.

5
0
9
Евгений Шмуклер
105 отзывов, 298 оценок, рейтинг 216
1 мая 2010

Чёрная дыра, это такое заведение, откуда можно выйти только распылившись на всякие там кварки и глюоны. И электронная почта там не работает. Посланный своим родным московским машиностроительным заводом в обычную командировку инженер Варакин попадает в похожее местечко. Вообще, лицам, родившимся до 1985 г. этот фильм лучше не смотреть. Потому что для родившихся потом этот фильм просто психоделический абсурд, а вот тем, кто застал окончание советской эпохи в уже сознательном возрасте узнавание родных интонаций, манер того времени добавит настоящего ужаса.

Такой родной, такой настоящий командировочный инженер Варакин сидя в пустом ресторане становится сначала жертвой жестокой шутки шеф-повара (шутка это, или ещё что - так и не станет понятным), а потом свидетелем его самоубийства. Логично, что о произошедшем его допрашивает местный следователь (Алексей Жарков). Он не играет никакого монстра, эта беседа передана безо всякого абсурда, предельно реалистично и психологически достоверно. Но реальность, которую эта сцена отражает была вполне чудовищной. Допрашиваемый свидетель совершенно не виноват в самоубийстве незнакомого ему повара. Современный даже россиянин знает, что человек оказывает помощь следствию, а оно должно быть ему благодарно за потраченное время. Но в этом разговоре двух мужчин чётко ощущаешь, что один полностью в руках другого. И оба они прекрасно это осознают и каждую секунду об этом помнят. Жуткая сцена, не смотрите.

Пересказывать раскручивающийся затем сумасшедший дом неприятно. Вероятно, сравнение с Кафкой должно присутствовать в каждой первой рецезии на этот фильм, можно к нему добавить разве что мрачнейшего Бориса Виана. Хотя, зачем далеко ходить, усы Николая нашего Васильевича, сами понимаете, Гоголя, тут трудно не заметить, да и Салтыков, не побоимся этого слова, -Щедрин здесь наследил основательно. "Город Глупов" наверняка одно из прежних названий "Города Зеро", даже странно, что охочий на подробные рассказы хозяин краеведческого музея об этом не упоминает.

Смотреть страшно. Наверное причина этого объяснена той самой мрачной шуткой повара-самоубийцы. Он в подарок Варакину, без всякого его пожелания, приготовил торт в виде весьма похоже изображённой головы самого Варакина в натуральную величину, с глазами, каковой торт Варакину принёс страшный лысый официант (Курдюмов) и начал, видите ли, резать. Сам фильм делает нечто подобное с головой и мозгом зрителя, - препарирует его.

В первую очередь страшно из-за этой абсолютной достоверности характеров, поведения людей, их реакций. За каждым персонажем маячат знакомые лица друзей семьи и "знакомых кролика". "То время" в одежде, но это и сейчас приблизительно умеют, в уличной обстановке, эка невидаль, но в лексике, в построении враз, в осанке героев, их манере держаться. А вот такие нюансы современным российским кинематографом кажется утрачены. Когда Никита Михалков в роли князя Пожарского, с какими бы он "ятями" ни говорил, всё равно выглядит насквозь советским. И вовсе никаким, ни в одном глазу не князем.

Сходное чувство ужаса от того, что этот абсурдный, но такой настоящий мир может тебя всосать и не выпустить домой от "Города Зеро" ещё сильнее чем от "Покаяния". Там тоже всё до боли правдиво, но окрашено грузинским колоритом. А Грузия, она всё-таки далеко. Зато город Зеро - наш, нечернозёмный. Поедешь на речку за город или просто за хлебом выйдешь - и ты там.

Когда последние цифры года поменялись местами Шахназаров продолжил свою программу построения памятников эпохам, в своём "Дне полнолуния". И хотя бы из-за этого фильма я не соглашусь с Максимом Семеляком, пишущем, что "из "Города Зеро" все побежали, а Шахназаров с той поры ничего стоящего не сделал." Там уже другие ритмы, голоса, и тоже вот-вот подёрнутся патиной.

В общем - смотреть жутко. Пересказывать - глупо. А фильм - великий.

5
0
9
Дарина Сибирцева
5 отзывов, 7 оценок, рейтинг 12
20 января 2011


Рецензия-Эссе на фильм Карена Шахназарова « Город Зеро» 1988 года выпуска


Дарина Сибирцева


Всюду Город Зеро».


Честно скажу - я обожаю этот фильм. Я смотрела его много раз. Вчера мне захотелось его пересмотреть в очередной раз. К массе полученного удовольствия, я получила и импульс написать рецензию на этот почти полузабытый фильм. Жаль, что полузабытый. Мне кажется, он очень актуален и по сей день. Впрочем, актуальность гениальных фильмов не исчезает, а только усиливается со временем.

Мне кажется, что вряд ли Карен Шахназаров сможет когда-нибудь снять нечто подобное. Гениальность этого фильма такова, что себя просто не переплюнешь. У меня всегда, при просмотре этого фильма возникал вопрос - случайна ли эта гениальность, или она была задумана. Такой вопрос возникает потому, что сценарий фильма прост и в изложении и в исполнении. Но все в том и дело, что все гениальное – просто. Когда начинают наворачивать «тень на плетень» всегда получается как-то убого.

Итак, герой приезжает в провинциальный город в командировку .С самого первого шага в этом городе его обступают абсурдные ситуации и коллизии, в которых он к концу фильма настолько увязает, что понимает - пророчество случайно встреченного в одной семье мальчика - ясновидящего сбудется : он никогда не сможет уехать из этого города, тот оплел его своей паутиной. Вот казалось бы и все. Весь сюжет. Но как это сделано! Фантастика !

Отдельно хочу сказать об актерском составе : играют такие Великие наши советские русские актеры, что дух захватывает : Леонид Филатов ( главная роль), Армен Джигарханян, Владимир Меньшов, Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев, Петр Щербаков, Алексей Жарков. Остальные актеры не уступают в игре главной когорте и не смотрятся на их фоне хуже - и это редкая удача для фильма с таким актерским составом.

Честно скажу, что никогда не была особой поклонницей Леонида Филатова ( не мой типаж), но в этом фильме он играет как Бог. Играет в основном лицом. И это такой высший пилотаж, что современные наши актеры просто отдыхают. К большому горю, в последние годы ушли из жизни столь многие наши Великие русские актеры, что потеря боюсь просто невосполнима. Конечно и сейчас есть актеры, которые с честью несут великое звание Русского актера ( вспомним хотя бы феномен четырех « М»- Миронов, Машков, Меньшиков и Маковецкий). Но - « иных уж нет.»- скребет прямо по сердцу.

Фильм по праву можно назвать фильмом- предчувствием. Он снят в 1988 году перед самым закатом Великой Империи. И все-таки предсказать не только закат, но и будущее развитие по вектору всей нашей жизни тогда было очень сложно. К. Шахназарову это удалось. Понимал ли он это, когда снимал фильм - вот интересный вопрос? Заглянуть не только на 2 года , но на много лет вперед- это не каждому дано.

Фильм можно смотреть бесконечно не только потому, что он снят легко, на одном дыхании. Не только потому, что не устаешь дивиться гениальной актерской игре. Фильм этот- смех сквозь слезы. Когда смотришь- смеешься, а послевкусие остается горькое. Режиссеру удалось ухватить суть нашей жизни - абсурдизм, возведенный в степень, как национальная черточка нашего характера.

Фильм легко перекликается с великим Чеховым- « Всюду Палата номер шесть». И это сравнение не кажется даже кощунственным, так как фильм по остроте и драматургии своей не уступает лучшим вещам нашего великого драматурга.

Самое парадоксальное, что просмотренный сейчас ( ранее- это отдельный разговор), фильм несмотря ни на что оставляет удивительное впечатление доброго, наивного чудесного фильма. Таких сейчас не снимают. Почему? Думается, что автору удалось с поражающей точностью воспроизвести не только атмосферу абсурдизма советской эпохи , но и очень тонко схватить ту теплоту того времени, которой так явно не хватает нам сейчас. По которой мы ностальгируем, несмотря ни на что.

Фильм удивительно точен в прорисовке деталей :образов, костюмов, интерьеров, быта как того времени так и времен, которые вклиниваются в канву повествования. Отдельный восторг удивительной находке- музею восковых фигур, которых играют живые актеры. Завершающие аккорды этого апофеоза советскости в виде вращающихся пирамид с главными героями эпох, застывших в своей закостенелости- приводят в восторг, особенно в сопровождении речей героя Евгения Евстигнеева, как всегда блестяще сыгранного нашим Великим Актером.

Теплота, остающаяся после просмотра фильма особенно задевает еще потому, что подспудно мы начинаем понимать, что снятый сегодня этот фильм был бы гораздо более жесток и трагичен и не вызывал бы смех, а только слезы. Выберемся ли мы когда-нибудь из Города Зеро - вот вопрос, который задан авторами этого фильма нам на все времена.

Вместе с вековым дубом рухнуло что-то еще, стержень, который был в этом дубе, который держал нас, несмотря на свою гнилось. Теперь нам держаться не за что. И в этом трагичность Города Зеро современности.

Жаль, что таких фильмов сейчас не снимают. « И все-таки она вертится» хочется воскликнуть вместе с гениальным ученым. Россия. Мы смотрим этот фильм, и значит мы живы.

2
0
9
Игоревич Олег
7 отзывов, 8 оценок, рейтинг 4
13 мая 2009

После очередного просмотра мне пришла мысль: В картине иносказательно описана смерть героя, а все его хаотичные, не зависящие от его воли перемещения (завод, столовая, отделение милиции, кабинет прокурора, клуб поклонников рок-н-ролла) представляют собой некие подобия кругов ада (напр. проходная завода - чистилище, шахта музея - преисподняя), а жители города разделены на "плохих" (директор завода, смотритель музея, Чугунов, Анна, председатель горисполкома) и "хороших" (прокурор, следователь, электрик музея), а своеобразным Хароном является таксист. В самом конце Варакин прибегает к берегу реки, а параллельно смотритель музея выключает подсветку в саркофаге - это символизирует вознесение его души.
Это слишком неоднозначная и слишком глубокая картина для простого отражения абсурдности повседневной жизни.
p.s. недаром прокурор не смог застрелиться - ведь Там все бессмертны

2
0
9
Sarah_says
24 отзыва, 25 оценок, рейтинг 15
8 марта 2012

Просто потрясающая история о человеке,который приехал в командировку и остался в городе Зеро.Режиссер создает этот удивительный мир:пустой мрачный город с однотипными коробками,механостроительный завод,где главный инженер уже несколько месяцев как умер,а секретарша сидит голая,это прокурор,признающийся подозреваемому в желании убить,это прекрасный повар, по совместительству первый танцор рокнролла в городе,и апогей абсурдизма:краеведческий музей с бредовыми экспонатами.Сначала,мне казалось,что главный герой - слишком вежлив,обходителен,учтителен и только поэтому этот прекрасный и добропорядочеый человек оказывается в такой ситуации, где ему приплетают убийство и водят хороводами по городу.Но ирония тут глубже: герой на самом деле слабохарактерен, пусть и в пиджачке.Вторая моя мысль: система,выдающая желаемое за действительное и действительное за желаемое абсолютно фальшива.Апогея сей вывод достиг при просмотре того самого краевед музея.В конце все заканчивается тем, что Филатов выходит в лес один,садится в лодку и уплывает в неизвестном направлении.Дело в том, на мой взгляд, это фильм не просто предрекает крах системы, уж она- то чувство абсурда и фальши вызывала и без этого, а показывает неспособность человека вообще существовать, карточный домик как будто рушится сам по себе, оставляя место для очередного сооружения.

1
0

Подборки Афиши
Все