Леонард Зелиг — человек-хамелеон, способный менять свою внешность и поведение, подстраиваясь под окружающих людей. Врачи помещают Зелига в больницу, где пытаются разобраться в причинах этого феномена.
Комедия |
16+ |
Вуди Аллен |
15 июля 1983 |
1 час 19 минут |
Носатый коротышка Леонард Зелиг (Аллен), «человек-хамелеон» согласно газетчикам, «человек без свойств» согласно мифологии ХХ века, страдает странным недугом — он обращается в того, с кем общается: с толстыми он толстый, с неграми — черный, с быками — тореро, а с Гитлером — нацист.
Марсиане, не знающие Вуди Аллена в лицо, досмотрят картину, так и не поняв, что она игровая. В псевдодокументальном фильме нет ни одного кадра, не загримированного под хронику, но почти нет и подлинно хроникальных. Не прибегая к помощи компьютера, снимая старой камерой и «портя» негатив, Аллен и его оператор Гордон Уиллис (создавший до того бархатный мир «Крестного отца») блестяще стилизуют черно-белый документальный фильм 1930–1950-х годов. Дотошные киноманы обнаружат тут изощренную отсылку к началу «Гражданина Кейна», также безупречно имитирующего давнюю хронику, но если Орсон Уэллс говорил о пустоте личности, существующей лишь в восприятии окружающих, Аллен повествует о личности, отсутствующей вообще. Кто-то увидит в «Зелиге» остроумный пастиш о механизмах мифотворчества, кто-то — постструктуралистский анализ Другого, а кто-то — медитацию на тему еврейской участи. Сам Аллен назвал «Зелиг» в тройке своих лучших картин, и с ним трудно не согласиться.
Прекрасно исполненная и полная ума и чувства меры абсурдистская комедия, почти безукоризненно выполненная. Изумительная лента с прекрасным стилем и прекрасно переданной атмосферой мистики. Очень хорошая лента.
Знаменитое мокьюментари, которое приводят практически во всех вменяемых статьях, посвященных этому явлению «подделки под документальный фильм». Ведь это же буквально идеальный пример подобного рода кино. Если смотреть фильм в отрыве от знакомства с творчеством Аллена, и закрывать глаза в местах, где Вуди Аллен не выдерживает и, как в сцене с фашистами, начинает валять дурака, можно принять фильм за настоящий документальный сюжет, несколько мистифицированный (на уровне НТВ какого-нибудь или ТНТ), но выполненный по всем канонам - «современники» с серьезным выражением лица предаются воспоминаниям, черно-белые «хроники» суетливо пробегают перед глазами, врезки Аллена, Фэрроу и остальных подставных лиц сделаны безупречно (не хуже, чем в Фореста Гампе), да и сама история каким-то магическим образом балансирует между полным абсурда фарсом (допустим, сцена с римским папой) и реалистичностью (скажем, эпизод с приемом высшего света, до того момента, конечно же, когда Аллен начинает играть в гольф). Говорят, многие в то время даже купились на подобную «фальшивку». Впрочем, сама идея несколько фантастична. Рассказ идет о некоем таинственном человеке, который жил в первой половине 20-го века и обладал уникальным даром (а может и заболеванием) – превращаться в тех, с кем он общается. Он в кругу негритянских джазовых музыкантов? Кожа становится черной. Общается с политиками? Речи будет выдавать – лучше не придумаешь. Общается с психоаналитиками? Это еще не факт кто кого лечить будет. Даже в фашистской Германии он оказался своим, при всем том, что на протяжении всего фильма многократно подчеркивается еврейская принадлежность Зелига... Фильм резко выделяется из всего, что до этого снимал Аллен. В плане режиссуры это вообще одна из самых сильных его работ. Мало того, что для того, чтобы обманываться с радостью даже сегодня, Вуди нужно было очень постараться технически, так еще и сам темп фильма, смена эпизодов, баланс между диалогами, «интервью», «хроникой» создан настолько идеально, что сдвинь что-то на секунду влево или вправо – будет уже не то. И это при том, что снять подобное было очень сложно, сложней, чем все, что он снимал до этого. Аллен попытался снять создать глобальную, историческую картину, неигровую по своей форме и содержанию, и умудрился сделать ее так легко и непринужденно, что думать о чем же все-таки был фильм не хочется. О человеке, которому хотелось стать незаметным для всех и любить? Или это социальная травля тех людей, что стремятся затеряться в толпе, тех, кто не имеет собственного мнения? О том, что есть «национальный герой» - фикция, выкидыш общества, о котором оно не только в скором времени забудет, но и начнет лечить? Или наоборот – чтобы выделяться на фоне остальных, нужно быть таким, как все? Маленький человек (снова привет Чаплину), своим собственным способом борющийся со страшным и ужасным окружающим миром мимикрируя и превращаясь в хамелеона. Социопатия, своего рода. Грустная трагедия в форме комедии, фарса.
Потрясающий фильм. Замечательная сатира на психоанализ, социальную психологию и социологию толп вместе взятые. Особенно рекомендую тем, кто знаком с теори ями Фрейда. Чудесная игра актеров: учтено каждое движение, каждая интонация - все)
Пожалуй лучшая комедия из всех, что мне доводилось видеть. По-настоящему тонкий и элегантный юмор.
Если есть возможность посмотреть этот фильм - не упускайте ее)