Москва

Рецензия Афиши

?
Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1055
23 апреля 2003

Когда на Варшаву падают первые бомбы, пианист Владислав Шпильман (Броди, «Оскар» за лучшую мужскую роль) играет на радио Шопена. Последующие два с половиной часа он будет выживать среди ужасов холокоста, благодаря необъяснимой удаче, жалости дружка-полицая, любви немецкого капитана к мазуркам — то есть только по не зависящим от него обстоятельствам.

Из сказанного видно, что эту историю можно было повернуть лицом к полному абсурду: если мы и выживаем, то благодаря неизвестно чему, и уж точно — не себе. Но Полански пошел другим путем. Он никогда не играл Шопена и по молодости лет (в 1939 году ему было 6) не имел друзей в полиции. Во всем остальном он мало чем отличается от Шпильмана. В 1941 его тоже загнали в гетто. Он спасся, потому что отец протолкнул его через колючую проволоку. Его мать погибла в Освенциме. Он выжил, скитаясь по деревням между Краковом и Варшавой, исключительно вследствие доброты поляков и обстоятельств. Словом, хотя «Пианист» — экранизация чужой автобиографии, Полански снял свою.

Я пытался ее пересматривать и не смог. Не потому, что больно. После первых пятнадцати минут — хороших, потому что точных и непонятно, куда ведущих, — остается только одно чувство обиды: холокост сохранил жизнь Поланскому, но отнял у меня любимого режиссера.

«Пианист» не имеет отношения к спекуляции. Напротив, он честный, и в этом его беда. Дело даже не в том, что Полански как никто умел опошлить человеческие отношения и в этом открыть бездну подлинности и искренности, — после Билли Уайлдера он был последним евреем мирового кино, веселым циником, для которого нет ничего святого, — нам будет его не хватать. Дело в том, что он никогда ничего кроме автобиографий и не снимал. И когда описывал переживания француженки в Лондоне, не переносящей чужих прикосновений («Отвращение»), и когда рассказывал о тотальном заговоре против забеременевшей от черта девушки («Ребенок Розмари»), и, уж конечно, когда сам снимался в роли иностранца, которого гробят домохозяева и соседи («Жилец»). Но говорил он о себе опосредованно, прячась за жанровыми ширмами и искаженными масками. И чем страшнее ему было, тем смешнее были его комедии ужасов. И чем интимнее смысл высказывания, тем гротескнее хоррор. Но вот пришла старость, подросла дочурка, захотелось подбить бабки и отдать дань. Высказаться от первого лица. И тот мир, который вечно путал Поланского с его извращенцами, не понимал, травил, изгонял, — завалил наградами, облобызал и затискал. Миру только и нужно было, чтобы изгой покаялся, извращенец остепенился, чтобы с художника слезла старая кожа и он остался голым, как все обычные люди. Чтобы у него оказалось наконец что-то святое. Вот трагедия, вот бы про это снять фильм. Но, конечно, комедию, какую он сам уже никогда не снимет.

7
1
7
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 880
16 марта 2009

вроде и всё хорошо, вроде и проникаешься, и сопереживаешь, но.. я долго думал, почему этот фильм не могу назвать гениальным, что делают многие вокруг.. и додумался: не его качество, а его сюжет, мысль автора.. я глубоко против такого героя. для меня это антигерой. показывая войну, холокост, репрессии мне, как зрителю нужен именно герой, а не чудом спасшийся талантливый и обаятельный человек.
Персонаж Броуди не понимает, зачем сопротивляться. ему объясняют: чтобы умереть с честью. Сам Шпильман, воспоминания которого лежат в основе сценария, умер в 2000 году. с честью ли? мне так не кажется. как все эти годы прожил человек, у которого убили всю семью? об этом бы фильм снять. а не про ужасы холокоста. в данном случае стоило делать фильм в целом о явлении, а не вписывать в центр такой малопонятный и невразумительный образ. просто по-человечески не понимаю.
уверен, что из того времени можно найти примеры для подражания. фильм о таких событиях заканчивается овацией в консерватории.. ну, ладно бы, записью на радио - это красиво, он играет для всей Польши, а тут овации, успех.. и зал встаёт не сразу, а только за несколькими людьми в партере.. (случайная деталь?)
Эдриан Броуди - прекрасный артист и только из-за его работы стоит пересматривать "Пианиста". для такого фильма нужно было или сочинять подобающую музыку или подбирать уже существующую.. музыка в "Пианисте", к сожалению, никакая.
Есть много замечательных сцен, которым веришь. не каждый режиссёр сможет снять такое. Поланский смог. но вот главный его герой меня оставил в унынии

4
0
9
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 382
27 января 2015

один из лучших фильмов про Войну. Оскар получен не зря. Смотрел на одном дыхании. Обязательно к просмотру

1
0
7
Мандарин Большой
664 отзыва, 752 оценки, рейтинг 194
18 февраля 2015

Фильм снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши 30-х годов прошлого века. Главный герой фильма — Владек — занимается искусством до тех пор, пока территорию Польши не занимают нацисты. Жизнь всех евреев меняется: их помещают в Варшавское гетто, запрещают работать, унижают, заставляют носить отличительные повязки, а через некоторое время отправляют в концлагерь. В последний момент Шпильману удается спастись с помощью давнего друга.
Жизнь евреев вообще сложна и непредсказуема. А когда война, крысы первыми бегу с корабля. Очень тяжёлый фильм. Я считала Эдриана Броуди каким-то высокоразвитым лбом, пока не посмотрела с ним фильм "Учитель на замену" (сравнительно новый фильм). Он там довольно сексапилен да и фильм снят в моих более любимых красках (арт-хаус). В общем ишите этого актёра. Он играет в кассовых фильмах.

0
0
7
17x17
258 отзывов, 293 оценки, рейтинг 170
19 января 2010

1939 год, нацисты оккупировали Варшаву, всем евреям предписано носить на рукаве белые повязки со звездой Давида. Расовая нетерпимость медленно набирает обороты. В центре событий - Владислав Шпельман (Adrian Brodie) - известный польский пианист, концерты которого до войны по радио транслировались на всю Польшу. Вынужденный переехать в еврейское гетто вместе со своей семьёй, он ищет способ выжить.
Дальше - зачистки, убийства, репартация родных, "жизнь в шкафу", остатки гречневой крупы и банка с консервированными огурцами, выливающиеся в итоговые хэппи-энд, аплодисменты и занавес.

Трудно оценивать фильм основанный на автобиографии. Ещё труднее оценивать, если он имеет отношение к холокосту. Что было и чего не было? Где граница между правдой и ложью? Этого никто не знает лучше людей, которые с этим соприкасались. Почему наши лучшие фильмы про войну в большинстве своём лучше лучших зарубежных? Потому что они там были, они всё видели, они чувствовали, они знают. Параллели напрашиваются и тут.

А Броди мне понравился. Его грустная арлекинская внешность, вкупе с некоторой врождённой костлявостью и сухостью, очень хорошо вписывается в образ интеллигентного пианиста. Хотя конечно было непонятно, откуда на этих длинных пальцах после нескольких месяцев трудовых работ в гетто по-прежнему виден маникюр?

Несмотря на то, что в Америке любят героев, этот фильм не про геройство, а про выживание. И выжить так, как удалось Шпельману - не коллаборационируя с нацистами, не выдавая своих и не бренча на рояле для полицаев - заслуживает уважения. Да ему, в отличие от многих других, повезло. И везение это ещё заключается и в выходе подобного фильма.

Почему все "полянофилы" ругают Романа Полански (Roman Polanski) за этот фильм? За вкус "Оскара", который часто дают не за что? За то, что сценарий получился мешаниной из автобиографии Шпельмана и его собственной? А он что, должен до конца своей жизни снимать циничные фильмы в стиле "Тупика" или "Жильца"? Ему ведь уже под 70, и в конце концов он имеет право снять такую непохожую на себя картину. Да, его собственный стиль тут трудно заметить - с таким же успехом это мог бы снять Спилберг или, упаси боже, какой-нибудь Стивен Содерберг. Но ведь в рамках такой экранизации вообще трудно что-то придумать и дописать. Это - личное.
В общем своего Оскара Полански заслужил. Правда кажется не этим фильмом.

PS
Имхо изначально замах был сделан на получение Оскара, поэтому в картине очень малое количество поляков (они в основном участвуют в массовках), а все ведущие роли отданы голливудским актёрам. А вот появлению Томаса Кречманна (Thomas Kretschmann) не удивлён - у него совершенно типичная немецкая внешность, идеально ложащаяся на стереотипы о немецких офицерах времён Второй Мировой.

1
0
9
Irina Korsakova
149 отзывов, 239 оценок, рейтинг 153
5 августа 2009

Прочитала рецензии. Народу героев подавай. Одни считают, что Шпильман - трусливое гавно, выживший счастливчик. Какой он, мол, герой. Другие говорят - фильм, конечно, хороший, только Поланский все снял про себя. А Шпильман - это так, придаток и удачная рамка для обрамления.
И кто сказал, что Шпильман не боролся за свою страну?
Он не пошел в полицаи, он поддерживал своих родных, вытаскивал брата, унижаясь. Работал как и остальные, не щадя своих тонких пальчиков.
Личность, возможно, не героическая. Но всегда ли стоит снимать фильмы только о героях? Герой, вообще, понятие субъективное. Либо белых, либо черных не бывает. Персонаж немецкого офицера это тоже ясно показывает.
А стремление выжить в эти страшные годы и не пропасть в фашистских лагерях - это что - грех?

Лени Рифеншталь многие считали нацисткой, только потому что она сняла "Триумф воли" и лично встречалась с Гитлером. Это не помешало ей бороться за права негров в Африке и выступать против работорговли, будучи честным и сердечным человеком до конца жизни.

Шпильман остался жив и рассказал остальным об ужасах войны.
А выводы каждый делает сам для себя.

1
0
7
Сергей Павлов
206 отзывов, 208 оценок, рейтинг 110
20 августа 2014

Поланский в этом фильме обращается как к простому зрителю, так и к киноакадемикам-кино слишком правильное, пускай и отличное.

0
0
9
artutpas
89 отзывов, 450 оценок, рейтинг 106
16 июня 2011
Что делать, когда охота кушать? Грызть рояль?

Фильм, конечно, длинный, тяжелый и эмоциональный. Главный герой Владислав Шпильман провел всю войну за закрытыми дверями, прячась ото всех и боясь пошевельнуться. Мир не без добрых людей, и даже в такое непросто время, нашлись те, которые кормили, прятали и лечили Шпильмана, порой рискуя собственными жизнями. Шпильман в любой момент мог присоединиться к повстанческим отрядам в Польше, которые защищали свою родину, мог он и бороться за свою свободу, а не ждать подачек то от своих, то от немцев.

Да, пускай это история не про мужественного героя, храброго человека, ведь никто не знает, как бы он поступил в такой ситуации, а это история про эпоху, про ужасы войны и о том к чему может привести жестокость. Война – яркий пример, возможной разрушительной силы человека, имевший место не в таком уж далеком прошлом.
Можно также говорить, что фильм об искусстве, о ее красоте и вечности. О том, что и среди немцев не все были негодяи, а были такие же люди, но только служившие по другую стону баррикады.

Но лично для меня, это фильм о войне, реальная история человека, потерявшего все, родных и друзей, но сохранившего свой духовный мир, того чего не выбить даже в лагерях, - душу и любовь (пускай хоть к музыке).

0
0
9
AkselPervolnen
57 отзывов, 87 оценок, рейтинг 83
23 апреля 2008

Подарите мне "Спасибку"! )))

Первая полностью релистическая работа мастера. И на сегодняшний день самая известная.

Картина настолько проникновенна ещё и потому, что в ней запечатлены воспоминания режиссера о детстве в краковском гетто, об аресте и гибели в Освенциме матери, об аресте, страданиях и возвращении из Майданека отца.
Не переселилась ли часть души Полански в голодных детей, в мальчика забитого прикладом?

Замечательно поставлены камерные батальные сцены, которые Шпильман видит из окна.

В фильме есть все лики войны и оккупации: жестокость, безразличие, насилие и смирение.

Настоящая энциклопедия короткой и страшной эпохи.


4
0
9
Ольга Оржеховская
45 отзывов, 147 оценок, рейтинг 41
9 февраля 2011

Мне нельзя смотреть такие фильмы.


Такие.

Семья. Семьи. Унижены. Уничтожены.

Страшно стало, когда стену строящуюся из окна увидели. Когда мальчика, заползавшего в гетто с той стороны стены...когда заставляли голодных танцевать...

Когда музыка над всем этим...

И когда жизнь после. Сейчас.

1
0
9
Esenia Kovaleva
18 отзывов, 32 оценки, рейтинг 37
18 мая 2009

Обалденный фильм. Удалось показать ту разницу между героями в нашем представлении, которые бегут на баррикады с оружием в руках, стремясь доказать всему миру, что уж без них никак не обойтись человечеству, и простыми людьми, в числе которых был и Шпильман, оказавшимися на войне не по своей воле, а потому, что так сложилась жизнь. Я думаю, великого пианиста пожалел Бог, послав ему помощника, немецкого офицера, который помог выжить в самые тяжелые годы войны.

А насчет героизма...Кому-нибудь легче стало бы, если бы Шпильман умер в 1943, а не в 2000?? Не думаю. Человек сделал все, что мог и нашел в себе силы нам рассказать о событиях того времени.

Короче говоря, фильм, который стоит посмотреть.

2
1
9
Мария Павлова
194 отзыва, 211 оценка, рейтинг 34
27 сентября 2016

На мой крайне субъективный взгляд это один из лучших западных фильмов о войне. Истории пианиста веришь, ему сопереживаешь, в этом удача выбранного режиссером художественного приема, с помощью которого все ужасы нацизма показаны глазами простого человека. Мне кажется это один из тех фильмов, посмотреть которые должен каждый и скорее всего каждый сумеет нем найти что-то свое.

0
0
9
Евгений Лучанинов
34 отзыва, 37 оценок, рейтинг 31
25 марта 2011

Тяжелая жизнь еврея,смерть,убийства,побег,жизнь годами затаясь от всех,добрый немец который спас музыканта...
Фильм на пять

1
0
3
touchedbygod
12 отзывов, 22 оценки, рейтинг 28
12 января 2011

Начну с плюсов. С Броуди. До чего же убедительно мущина страдал! Ну до чего же убедительно! Браво и супер молодец. А никто случаем не знает, его в конечном счете из-за пальцев на роль утвердили?
В общем, как бы из плюсов-то и все... пожалуй самый заштампованный и спекулятивно-тематический фильм из просмотренных за долго-долго о войне вообще и о Холокосте в частности.
Прододжу придираться:
-а чего все евреи такие чистые были? Все шмотки как-будто только что из магазина! И разнообразие такое нарядов... Даже в конце лохмотья, как с лубочной картинки. Костюмера - шиссен!
-дозировки продуктов в 1943 году установленные немцами (!!!!) для евреев (!!!!) - 3 кг картошки и 1 кг хлеба в день. А морда не треснет, болезные?
Не, народ, вы чо??? Про блокадный Ленинград слыхали? Там уже в 41-м по 250 граммов в сутки давали. Свои. Не немцы.
-а абсолютно целая, с девственно незапыленным роялем в кустах комната в АБСОЛЮТНО, то есть до фундаментов, разрушенном гетто? Декоратора шиссен рядом с костюмером!
Ну, и довершил картину неприятия финальный факт, что истерзанный фашистской оккупацией несчастный еврей-пианист с тонкой душевной организацией прожил до 88 лет, а здоровяк полковник-фашист попал в лапы к диким русским, которые умудрились его уконтрапупить в своих конц-лагерях уже к 1952-му году...

ТЬФУ. Полански, ая-яй, как можно было снять такое дерьмо? Или это такая хитрая акция для воспитания отторжения понятия "холокост"? Фу, как стыдно, учитесь у Спилберга. Над Списком Шиндлера даже камни плакали!

4
0
9
himmeltan.livejournal.com
14 отзывов, 178 оценок, рейтинг 18
30 октября 2008

фильм о том, как человек способен сохранить свою личность и ценности даже в нечеловеческих условиях геноцида
почему кто-то теряет свой человеческий облик не только внешне, но и внутренне, а кто-то способен позаботиться о своем враге, хотя сам беззащитнее и находится долгое время на краю гибели?
почему мы перестаем видеть во врагах людей? потому что нам так легче, наверное
и музыка...

1
0
9
Аля Ломакина
22 отзыва, 63 оценки, рейтинг 16
9 августа 2013

Хорошее кино, которое не будешь смотреть каждый день, но которое приятно периодически пересматривать. «Пианист» относится к разряду тех картин, которые надолго западают в душу и там же остаются. Здесь целостная картинка, приятная музыка, пронзительная актерская игра и мощная сюжетная составляющая.

Роман Полански режиссер одиозный, поэтому неудивительно, что его фильмы вызывают такое же впечатление: тут все достаточно гладко, но местами перетянуто и наиграно, в духе американских кинодеятелей, а не европейских (за это минус). В остальном же ему удалось сделать тонкую картину с примерами жизненных ситуаций – только без репрессий и бомбежек – тут присутствуют все линии современной жизни. Видимо, в любое время люди ведут себя одинаково, показывая истинную сущность в сложных ситуациях, и враг может стать спасителем, а друг – предателем.

Пришлось по душе, как Полански выбирал ракурс для отдельных сцен. Тут нет привычных зрителю углов, все снято как бы мельком, со стороны. Отдельное спасибо ему за сцену с пианино и Шпильмана, она показывает все его чувства и эмоции, отражающие эмоции от радости до горя. Нечто похожее было в фильме с Тимом Ротом, когда перед взрывом корабля Тысяча Девятисотый в воздухе играл свою мелодию. Пианисты люди творческие, поэтому если ранить их душу, они изольют ее музыкой, пусть даже в своей памяти, воображении. Огромная в этом заслуга и Эдриана Броуди, который ненавязчиво приручил публику к своему персонажу.

0
0
9
Filipuz
6 отзывов, 7 оценок, рейтинг 16
23 февраля 2012

Давно хотел посмотреть и вот посмотрел вечером - сразу весь фильм на одном дыхании.
После череды каких-то фильмов, сериалов - как удар - вот оно - Кино с большой буквы.
Таких фильмов - которые действуют как стакан водки залпом, как удар по голове - немного, но от этого они еще более запоминающиеся. Настоящий фильм, ...для меня, это то, что потом держит еще несколько дней, наваждение, дурман, стресс, шок.

1
0
5
Дмитрий Петров
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 4
8 июня 2010

обычный голливудский фильм...поставил 3 звезды...сцены очень художествено поставлены и от этого они не правдивы...момент когда семья главного героя ириску делят на 5 человек - вы посмотрите на них - разве они похожи на голодных людей или на людей 2 года проживших в гетто?!? совершенно не похожи...и подобных "спорных" моментов в фильме к сожалению много....наш "Иди и смотри" намного сильнее...

1
0
9
Lerna
4 отзыва, 7 оценок, рейтинг 3
15 августа 2007

Фильм заставляющий задуматься о жизни, смерти и счастье...мой любимый фильм.

2
0
?
Артем Зубков
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
6 сентября 2003

Естественно, жутко смотреть на это, но? не берет. Может, из-за картонных декораций? Пеплум какой-то. Может, из-за костюмности? Может, из-за того, что слишком много общих планов при обилии очень похожих персонажей? Все время чувствуется атмосфера съемочной площадки, где режиссер орет: ?так? старуха падает? падай? группа пошла налево? дым давайте!?
Действительно пронзительный фильм получился бы, если б сняли вполовину короче. И количество ужасов на сантиметр пленки зашкаливает. Зачем так? Хватило бы старика, выброшенного с балкона и девушки, которой вместо ответа на вопрос стреляют в лицо. Массовость же пошла во вред ? остаются только вопросы: почему они всё это терпели? И еще: касается ли это только евреев? ? короче, не слишком красивые вопросы.
На тему холокоста был старый фильм ?Поезд?. Там весь ужас написан на лице Роми Шнайдер и длится несколько секунд перед титрами. Лично на меня это подействовало как выстрел.
Только после просмотра я узнал, что Пианист - фильм Поланского. Ни за что бы не догадался ? думал, Спилберг какой...

2
0
?
Stukotok
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 3
30 августа 2004

Биография Владислава Шпильмана, автобиография Романа Поланского. Режиссёр и пианист. Абослютно разные профессии, а такие схожие судьбы.
Режиссёр прекрасно сформулировал чувства известного музыканта, не менее прекрасно передал их Эдриана Броуди в роли Шпильмана. Таланты актёра и режиссёра создали очень трогательный фильм. Он трогает своей реальностью, он ранит хотя бы тем фактом, что всё это происходило на самом деле.
Просмотрев это фильм, невозможно остаться равнодушным. Даже если вы сдержите слёзы, эмоции будут переполнять вас, а душа содрогаться от жалости и в тоже время от восторга. Герой фильма – действительно «герой». Он прошёл через адские мучения, не потеряв при этом своей чести. Увидев смерть и разрушение своими глазами, испытав на собственной шкуре голод, непосильную боль и унижения, Владислав остался человеком, остался человечным. Потерев всё: семью, имущество, карьеру, он сохранил в себе любовь, он сберёг в себе музыку. Он не потерял привязанность к ней, и, даже не имея пианино, он импровизировал, представляя себя играющим, сидя в разрушенной больнице.
Этот фильм, воссоздавший истинный облик Второй Мировой войны, поистине гениален. Огромное количество наград – тому подтверждение. Но что награды?! Попробуйте сами оценить его. Попробуйте пережить то, что пережили такие же мирные люди, как вы, внезапно настигнутые войной.

0
0
9
Денис Трохин
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 2
15 сентября 2009

Шпильман герой! Может быть не однозначный, не спасал в одиночку всю Польшу, но и фильм не о Рэмбо. Тяжелая психологическая драма о не легкой судьбе еврейской семьи в годы Великой Отечественной Войны. Фильм заставляющий задуматься об истинных ценностях! 5!

1
0
?
Анна Александровна Артеменкова
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
6 сентября 2003

Давно так не плакала над фильмами... После "земного ядра", "пункта назначения" и "людей икс" этот фильм возвращает в реальность и напоминает о том, что реальная жизнь и труднее, и страшнее, и интереснее и что ни один фантаст не придумает ничего ужаснее того, что действительно происходило.
Становится стыдно жаловаться на свою жинь и серьезно воспринимать собственные мелкие проблемы (зачем съела третью конфету, почему он не позвонил, как сдать экзамен, если ничего не знаешь...). Становится стыдно за то, что выбрасывала испорченные продукты из холодильника, точнее давала им испортиться. Вообще за то, что в своем пустом пластелиново-розовом мире забываю о том, что действительно важно.
Фильм произвел настолько яркое впечатление своей реалистичностью, что и счастливый конец не вызывает сомнений, а наоборот, внушает веру в сверхестесственную способность человека к выживанию и ту силу, которая позволяет не погибнуть в самых неблагоприятных обстоятельствах.
Среди американского мусора приятно посмотреть действительно хорошее кино.
Всем рекомендую

0
0
9
Malina Klubnichkina
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
18 января 2016

Фильм очень понравился! Советую посмотреть.
Выплакала ведро слез, было о чем подумать.
Теперь он в первой десятке любимых
фильмов.

0
0
?
marina beloglaydova
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
6 сентября 2003

Прокат в Москве почти закончился и мы специально ехали в Арктику (более отстойного кинотеатра нет во всей Москве) в зале сидело 6 человек, а перед этим в фойе парочки хотели Терминатора. Фильм потряс совсем другим - не гениальностью постановки, декорациями, автобиографичностью. В России нет семьи, которой не коснулись ужасы той войны. Меня потрясло другое - какая-то апатичность вместо борьбы, стадная покорность. Ведь у героя был выбор и он мог участвовать с другими в сопротивлении. У него ни разу во взгляде не проскользнула даже частичка ненависти. Ещё одна история про богоизбранность и жертвенность еврейской нации?

1
0