Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Последнее метро

Le dernier métro, Франция, 1980
Драма Франсуа Трюффо про актрису, которая прячет своего мужа от фашистов

История про звезду парижской сцены, которая во время фашисткой оккупации прятала в подвале театра своего мужа-еврея. 10 «Сезаров» и номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм.

  • Последнее метро – афиша
  • Последнее метро – афиша
  • Последнее метро – афиша
  • Последнее метро – афиша
  • Последнее метро – афиша
Мелодрама, Военный
14+
Франсуа Трюффо
17 сентября 1980
2 часа 13 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Франсуа Трюффо

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Андрей Плахов
69 отзывов, 69 оценок, рейтинг 221
1 мая 2006

Актриса Марион Стейнер (Денев) руководит театром на Монмартре, пряча в подвале своего мужа-еврея (Беннент), который снизу курирует репетиции и слышит по радиоустройству, как голос жены выдает ее неравнодушие к новому партнеру по сцене (Депардье).

Есть две прямо противоположные версии того, как жил артистический Париж под сапогом нацистского оккупанта. Согласно одной версии, жил не тужил, расслаблялся и получал удовольствие, сдав евреев куда надо. В соответствии с другой, Париж боролся если не явно, то подпольно и самим фактом искрометного творчества бросал вызов бошам. Трюффо, с присущей ему тонкостью и деликатностью, находит труднодостижимый баланс. Он делает это, соотнося историю с частной жизнью. Любовный треугольник с выбором между чувством и долгом не в первый раз у Трюффо оказывается зеркальным отражением исторического тупика. Безумию мира режиссер противопоставляет чье-то личное безумие — попытку быть втроем, никого не предав. Денев играет самую «правильную» роль в своей карьере — «шерифа в юбке», которая подчиняет мужчин не женскими чарами, а волей и умом. Депардье в роли актера-подпольщика воскрешает романтическую легенду военного Парижа.

1
0

Отзывы

9
Сулес Евгений
53 отзыва, 161 оценка, рейтинг 179
28 февраля 2013

Иногда искусство выполняет свою прямую задачу - помогает выжить.

Париж времён оккупации, свастика на улицах, чёрный рынок, голос Эдит Пиаф, фашист, рисующий парижский собор, комендантский час и последнее метро, на которое надо во что бы то ни стало успеть… Время, когда «полны тюрьмы и театры».

В театр еврея Люка Штайнера «Гран Гиньоль» устраивается работать молодой актёр из провинции Бернар (Жерар Депардье), тайный член Сопротивления, «похожий на Габена, в фильме «Человек-зверь». Он заводит интрижки почти со всеми женщинами подряд, но влюбляется лишь в Марион Штайнер (Катрин Денёв), которая в данное время руководит театром, так как её муж по причине «пятой графы» вынужден бежать из страны. Но на самом деле Люка Штайнер прячется в подвале театра - выехать из Парижа никак не удаётся. Он так и просидит там всю войну, диктуя жене, как ставить пьесу. Например, «играть более искренно любовную сцену с Бернаром». Марион сыграет её очень искренно.

Трюффо говорил, что мог бы снять настоящий фильм об оккупации. А снял «Последнее метро». Фильм полный любви к жизни, любви к искусству и любви к самой любви, отсылающий нас к лёгкости Рене Клера, которого почему-то отвергали лидеры новой волны. А теперь, незадолго до смерти, помудревший Трюффо цитирует «Над крышами Парижа» и рассказывает, в общем-то, ту же историю о любви втроём. И о силе искусства и о силе любви, об этом «последнем метро», помогающем выжить в самые тяжёлые дни жизни. О тайном слиянии искусства и жизни, об их тайном союзе. О той старой истине, что… правильно - «весь мир театр, а люди в нём актёры», и это прекрасно! Потому что театр - праздник, пиршество любви и красоты. И в этом театре мы сами выбираем себе роль по вкусу. Выбираем любить или ненавидеть, защищать или предавать…

Я очень люблю этот фильм. И чем мне хуже, тем больше я его люблю. Как Окуджава в свой синий троллейбус, как парижане времён оккупации, я, подвыпивший и невесёлый, спешу успеть в последнее метро, спешу укрыться от снарядов летящих с неба и от подлых предательских рук, от лжи и неправды, укрыться в красно-нежный, с глазами Катрин Денёв, мир Франсуа Трюффо.

1
0
7
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
8 декабря 2012
Классика мирового кино

Иногда в речи происходит вербальный коллапс. Услышав фамилию режиссера, можно долго сокрушаться о его гениальности, о значении его творчества для мирового вообще и для французского поствоенного кинематографа в частности, восклицать о том, что существование такого понятия как Nouvelle Vague просто немыслимо без этого имени. Но при всем при этом не получается назвать ни одного фильма этого режиссера. Нет, ты, безусловно, когда-то что-то смотрел у Трюффо, но сейчас сознание вероломно подводит тебя. И за это становится стыдно. Собственно говоря, "Последнее метро" - пожалуй, самый известный и самый кассовый фильм режиссера, получивший наибольшее количество Сезаров, но так и не удостоенный Оскара в номинации "лучший иностранный фильм".

От действия не нужно ожидать каких-то потрясающих библейских откровений. В свойственной ему манере неторопливого нарратива, режиссер представит зрителю историческую драму о жизни в период нацистской оккупации, снятую практически камерно в театре на Монмартре, деликатно раскрывая при этом проблему того, как французы вели себя в это время (так коллаборационизм или нет?). За казалось бы обычной ностальгией и прекрасной интерьерной стилизацией скрывается колода карт, которую Трюффо умело перетасовывает перед зрителем. За каждой из этих карт - отдельный персонаж. При этом он лишь мимолетно показывается зрителю - последнему нужно самому додумывать образы и размышлять что же в итоге произойдет между скрывающемся в подвале режиссером-евреем, его женой и новым молодым актером театра.

Крайне ценно то, что после просмотра фильма что-то запоминается и впоследствии будет возникать в качестве ассоциации при упоминании об этом фильме. В случае "Последнего метро" таких моментов будет как минимум два - это начальное Mon Amant de Saint Jean от Пиаф и финальная сцена с выворачиванием сюжета. А еще аллегория "последнего метро", лица прекрасных Денев и Депардье и очень правильная, практически интеллектуальная роль Денев. Хорошо только потому, что слишком затянуто.

1
0
5
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
25 ноября 2010

Последнее метро, наверное, самый известный фильм у Трюффо вообще. Куча премий самых разных достоинств и важности, народная любовь и признание критиков. Это можно понять и объяснить – фильм о еврейской проблеме в годы Второй Мировой войны Трюффо снял в то время, когда Полански приставал к малолеткам и снимал всякий там арт-хаус, а Спилберг был увлечен огромными акулами и проблемами общения с иными цивилизациями. С другой стороны, конечно, именно с этой позиции фильм невероятно далек по своему накалу и проблемной боли от лучших образчиков уже набившего оскомину жанра. “Последнее метро” - это примерно то, что будет много лет спустя в “Черной книге” Верхувена. То есть, евреи – да, война – да, притесняют, окупанты и жить страшно – да, да и еще раз да, но совершенно очевидно, что фильм не об этом. Так о чем же “Последнее метро”?
Естественно о любви. И не о простой “мальчик девочку любил”, а о терзаниях между тремя субъектами страсти и вожделения. Идеи “Жюля и Джима” живее всех живых. Марион Штайнер (Катрин Денев) работает актрисой и руководителем парижского театра в годы окупации, ей приходится жить по установленным правилам – не брать на работу евреев, ставить только одобренные цензурой пьесы, выдавать самые престижные места в зрительном зале представителям захватчиков. Это жизнь и Марион не является сторонником сопротивления. Протест ее, если он и есть у ней вообще, на каком-то бытовом уровне – купить на черном рынке 7 кило ветчины и не сказать никому, или признаться в неприязни к немцам кому-то из проверенных близких.
Тем временем, в театр попадает Бернар Гранже (Жерар Депардье), весьма талантливый герой-любовник, являющийся по совместительству активнейшим участником движения сопротивления. Впрочем, его подпольная жизнь показана мельком, при помощи очевидных, но, все-таки, не особо связанных с основной сюжетной канвой намеков. Зрителю представлена гораздо подробней его сторона “мачизма” - парня, который не дает проходу каждой юбке. Естественно, он тайком влюбляется в Марион, а та, еще более тайком, в него. Но, до поры до времени, эмоции будут упрятаны глубже, чем супруг Марион – Лукас Штайнер (Хайнц Беннент), бывший директор театра, какой-то там из евреев, якобы бежавших из страны, но на самом деле прячущийся в подвале театра и оттуда тайком руководящий... нет, не восстанием, а постановкой театральных пьес. Марион любит и его, встречается с ним, поддерживает как может – стирает, кормит, развлекает. Весь фильм и построен на балансировке этого шаткого треугольника. Даже финальные кадры оставляют его более чем прочным – в “Жюль и Джим” и “Англичанки и континент” хотя бы какое-то подобие развития этого конфликта происходит. Что же касается темы еврейства, то Трюффо тут совершенно не углубляется в эту тему – евреям было плохо, ну и Бог с ними.
Однако, при всем том, что фильм на самом деле не тот, чем он кажется, он необычайно хорош. Более двух часов с обычным темпом Трюффо грозятся порой вылиться в настоящую гестаповскую пытку, но только не в этом случае – действие хоть и не содержит никакого “экшна”, естественно, но заняться чем-то еще во время просмотра не тянет. Денев и Депардье играют изумительно. Последний еще не скатился до того уровня, чтобы играть во всем попадающемся под руку хламе, нос его еще не так огромен, а на его игру любо-дорого посмотреть, равно как в целом и всю картину, но только не в качестве иллюстрации зверств фашистов. Впрочем, на эту тему уже и так наснимали изрядно.

1
0
9
Maria Baker
51 отзыв, 81 оценка, рейтинг 69
19 января 2008

Одна цитата из этого фильма способна объясить всё :
Je declare par le presente que je ne suis pas juif et qu'd ma connaissance expresse aucun de mes parents ni de mes grands-parents ne sont ou n'etaient juifs.
(Я нижеподписавшийся заявляю, что я не еврей и, насколько мне известно, ни мои родители, ни их родители не евреи).
Именно о судьбе парижских евреев во время Второй Мирой войны рассказывает Франсуа Трюффо в фильме "Последнее метро". А ещё о любви главной героини (Катрин Денёв) к двум талантливым мужчинам, о сомнениях, долге, чести.
Фильм получился очень жизнеутверждающий, и заканчивается хорошо: настоящее искуство - театр - побеждает

1
0

Подборки Афиши
Все