Детектив, Фэнтези, Комедия |
Стивен Содерберг |
18 мая 1996 |
1 час 39 минут |
Еще до титров на темный экран, как на сцену, выходит Стивен Содерберг, автор сценария, режиссер и оператор фильма, встает за кафедру и читает длинную лекцию, смысл которой сводится к тому, что мы сейчас увидим самый важный фильм нашего времени, и если кто не понимает, то сам дурак. После титров автор сценария и режиссер вновь появляется на экране в образе Флетчера Мунсона, речеписца для некого гуру, главы секты эвентуалистов, призывающих, чтобы каждый помог себе сам. Его жена изменяет ему с дантистом. Дантиста тоже играет Содерберг. Это позволяет Флетчеру выдать себя за дантиста и, наконец, переспать с собственной женой. Также Содерберг играет иностранного любовника своей жены, который говорит по-итальянски, по-французски и по-японски с субтитрами. В офисе дантиста появляется новая пациентка одно лицо с женой Флетчера. Ее, разумеется, играет та же актриса, что и жену. На эту роль Содерберг пригласил свою бывшую жену Бетси Брэнтли. Стивен Содерберг после "Секса, лжи и видео", "Кафки", "Короля горы" и до лощеного триллера с Клуни "Вне поля зрения" (своей первой удачной продажи в мейнстрим), до "Оскара" Джулии Робертс за "Эрин Брокович", до многомиллионных контрактов прощается с независимостью своеобразным способом: пощечиной тому, кому уже готов поступить в услужение, Голливуду. Фильм-кукиш, состоящий из сплошных кукишей. Как в недавнем австрийском романе: "Если вы думаете, что за ваши деньги мы вам еще и красиво сделаем, можете сразу отваливать". Оказывается, от того, что твои ожидания не удовлетворяют, тоже можно получить удовольствие. Но для этого надо честно признать себя мазохистом.
Этот вопрос сопровождает каждую сцену фильма. Фильма странного, абсурдного и стёбного. Всё происходящее похоже на хулиганскую выходку с определённым намерением - оставить мозг зрителя в смятении. Хотя отдельно взятые сцены высмеивают лицемерие человека, например, или какие-либо другие пороки. Вообще-то у фильма название говорящее. Шизофрения - есть болезнь раздвоения сознания. И подобные сдвиги, правда в весьма своеобразной интерпретации мы наблюдаем и в этом фильме. Вообще описать это кино возможным не представляется. Всё это - здоровая порция нездорового саркастического бреда, высмеющего образ жизни современного человека. Любителям головоломок это кино определённо должно понравится. Хотя определённость есть в одном пункте - у этого фильма есть цельная атмосфера и настроение.
Кстати сказать, с каждым новым просмотром всплывают новые, не замеченные раннее детали и связи между событиями и персонажами. Так что, с некоторой долей упорства, можно постараться решить всю эту головоломку целиком.
9 из 10