Собранная по музейным и частным коллекциям выставка дореволюционных вывесок и реклам — развернутая версия камерных экспозиций, которые Марина Лошак делала в галерее «Проун». Вывеска — почти архитектурная форма, а массив и сторических, да еще и декоративных модерновых вывесок, собранных в одном месте, — это должно быть монументально и празднично. И параллели с авангардом напрашиваются: Ларионов с эстетикой цирюльни, тбилисский малевальщик вывесок Пиросмани. Но есть подозрение, что все эти «Швейныя машины «Зингеръ», извлеченные из музейных закромов, используются для легкомысленного ретротуризма.
Живопись, Графика, Инсталляция |
Собранная по музейным и частным коллекциям выставка дореволюционных вывесок и реклам станет, очевидно, развернутой версией камерных экспозиций, которые Марина Лошак делала в галерее «Проун». Ее давний прием проводить параллели между низовым и авангардным искусством хоть и на определенном этапе стал чуть формальным, но все же остался умнее любой другой галерейной стратегии в городе. Околонаучное одомашнивание авангарда, имеющего миллион занимательных пересечений с народным, всегда находило повод зарифмовать редкие произведения в любопытный знаточеский сюжет. Сейчас этот сдержанный ум и деликатность в обработке темы должны заполнить гораздо более крупный формат Малого Манежа. Вывеска — почти архитектурная форма, а массив исторических, да еще и декоративных модерновых вывесок, собранных в одном месте, — это должно быть монументально и празднично. И параллели с авангардом напрашиваются: Ларионов с его эстетикой цирюльни, тбилисский малевальщик вывесок Пиросмани. Но есть подозрение, что все эти «Швейныя машины Зингер», извлеченные из музейных закромов, используются для легкомысленного ретро-туризма. Казалось бы, что может быть невиннее и развлекательней столетней давности наружной рекламы с ятями. Но тут в пару к выставке стоит привести недавнее переиздание «Московского дневника» Вальтера Беньямина: очевидно, что на вывески обращают внимание только иностранцы, привычный взгляд местного жителя скользит по ним, не останавливаясь. Вот Беньямин и пишет со своей знаменитой наблюдательностью о впечатлениях от послереволюционной Москвы: уличных торговцах (ни в одном другом городе не было, по его наблюдениям, такого количества торгующих с лотков), рекламе и надписях, уделяя много места описанию растяжки от грязно-желтого к бутылочно-зеленому на вывеске «Пивная». К НЭПу традиционный жанр написанной от руки вывески не сильно изменился с дореволюционного времени, однако, как показывает Беньямин, мир мелкой розничной торговли накрепко связан с драматическим ощущением исторического момента. И здорово было бы смотреть на эту выставку не праздными туристическими, а страстными беньяминовскими глазами.
Выставка очень интересная! 250 рублей за билет. Есть тоже коллекция старых фотографий Москвы...интересно видеть как город изменилось.
Непонятно по каким принципам структурированное выставочное пространство "Всего на продажу" являет какую-то адскую смесь дореволюционных чайных коробочек, позднесоветских "Ремонтов часов", плакатов Родченко-Маяковского и эскизов витрин "Булочной". Единственное, за что цепляется глаз - надквартирные вывески начала XX века "Акушерка" и - круче! - "Дворник". Представляете такую на лестничной клетке? Не "адвокат", не "стоматолог"... Взглянув же на досоветские фотографии Никольской ул., Варварки, я вдруг подумал: ну так это же натуральный Таймс-сквер, Пикадилли-сёркас, токийская Сибуйя... почему бы нам не сделать отдельный локальный музейно-дизайновый проект по воссозданию городской зоны со старыми вывесками - пусть и к современным бутикам и фастфудам?
Восторг! ...да и только.
Следует сходить хотя бы для формирования вкуса, так как мы привыкли к повсеместной безвкусицы после кооперативов 90-х.
Очень интересная выставка с фотографиями и образами рекламных вывесок начала века. В новом манеже каждое последнее воскресение месяца - бесплатный вход. Поэтому получили двойное удовольствие! Жалко только, что экспонатов не очень много(
Выставка о-о-о-очень понравилась! Интересно проследить какая реклама, какая восхитительная полиграфия, каллиграфия были до большевиков, которые оставили лишь тупые углы без особого креатива. Безусловно, слог Маяковского the best, но какие красивые раньше были шрифты, сколько цветов, деталей, эх... Было интересно рассматривать фотографии старого московского центра в районе Кремля, одежда людей, вывески везде-это что-то. Всем советую!