Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.3

Выставка
Эксперименты Джона Кейджа и их контекст

Отечественные и иные почитатели Кейджа

Кейдж тотален и универсален и, вероятно, поэтому так популярен в России, где всегда пользуются успехом модернистские системы, которые, как черные дыры, засасывают в себя сразу всю материю. Но элементарность Кейджа весьма обманчива. Среди выставочных работ, сделанных в основном российскими авторами вроде Дмитрия Гутова, Владимира Тарасова, Виктора Скерсиса и других, центральным элементом становится единственный исторический экспонат, на который любопытнее всего взглянуть. А именно — рисунки, сделанные в 20-х годах другом Кейджа Марселем Дюшаном в качестве иллюстрации к знаменитому «Большому стеклу» (оно же — «Невеста, раздетая донага своими холостяками»), одному из самых сложных интерпретационных тренажеров в истории современного искусства.

  • Эксперименты Джона Кейджа и их контекст – афиша
  • Эксперименты Джона Кейджа и их контекст – афиша
  • Эксперименты Джона Кейджа и их контекст – афиша
  • Эксперименты Джона Кейджа и их контекст – афиша
  • Эксперименты Джона Кейджа и их контекст – афиша
Видео, Графика, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
14 ноября 2012
Отечественные и иные почитатели Кейджа

Кейджа знали в СССР еще в 60–70-х, но особенно полюбили в 80-е, когда он приезжал в Россию и общался c музыкантами и художниками. Академические музыкальные круги тогда активно пересекались с андеграундными. Пианист Алексей Любимов и перкуссионист Марк Пекарский исполняли Кейджа все 80-е и 90-е напролет, скандализируя публику в залах столичной Консерватории. Московские концептуалисты Монастырский, Алексеев и Кизельватер писали ему письма и получали ответы. В Петербурге Кейдж знакомился с «Новыми ­художниками» и играл концерт в мастерской Бугаева-Африки. Утюгон — музыкальный инструмент из столика и свисающих с него утюгов на тросиках — является главным доказательством приверженности «Новых» заветам кейджизма. На выставке, о которой речь, российская любовь к Кейджу выражается несколько однобоко: задуманная как набор оммажей к 100-летию композитора, экспозиция собрана куратором Виталием Пацюковым, который близок именно московским концептуалистам. Поэтому питерская традиция поклонения Кейджу будет по большому счету проигнорирована. С другой стороны, ничего страшного — отнять Кейжда у кого бы то ни было невозможно: он тотален и универсален и, вероятно, поэтому так популярен в России, где всегда пользуются успехом модернистские системы, которые, как черные дыры, засасывают в себя сразу всю материю. Но элементарность Кейджа весьма обманчива. Среди выставочных работ, сделанных в основном российскими авторами вроде Дмитрия Гутова, Владимира Тарасова, Виктора Скерсиса и других, центральным элементом становится единственный исторический экспонат, на который любопытнее всего взглянуть. А именно — рисунки, сделанные в 20-х годах другом Кейджа Марселем Дюшаном в качестве иллюстрации к знаменитому «Большому стеклу» (оно же — «Невеста, раздетая донага своими холостяками»), одному из самых сложных интерпретационных тренажеров в истории современного искусства. «Сделать искусство — это сделать что-то», — говорил Дюшан, и Кейдж вторил ему всей своей музыкальной практикой. Но что-то — это не обязательно что-то такое уж простое.

2
0

Отзывы

7
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
27 ноября 2012
Музыка крайне знакового композитора прошлого века в ее визуальной реализации

На самом деле Джон Кейдж - персона для послевоенного искусства чрезвычайно важная, и, вследствие этого, просто написать, что он был музыкантом - равносильно тому, что написать про Трюффо, что он был режиссером. И, тем не менее, сейчас мало кто может сказать о Кейдже что-то конкретное и связанное или назвать хотя бы одну его композицию. На выставку нужно идти, собственно, для того, чтобы суметь сделать это. Предметное отражение работ композитора представляется достаточно сложной задачей, которая, впрочем, прекрасно реализована на выставке посредством, в наибольшей степени, инсталляций... инсталляций крайне любопытных и определенно заслуживающих внимания.

2
0
5
Ирина Сироткина
52 отзыва, 56 оценок, рейтинг 39
24 ноября 2012

На выставке принято показывать работы художников. А можно ли на выставке показать работы композитора? Между тем, Джон Кейдж - фигура настолько знаковая, что Фонд "Екатерина" соблазнился круглой датой - его столетием - взяв на себя нелегкую задачу. Попробуйте, например, "выставить" самую известную и любимую самим композитором работу "4.33"? В пустынных залах галереи проецируют пару видео с концертов Кейджа, приводят перепеиску с Андреем Монастырским, несколько гравюр Дюшана. Остальное - работы художников-концептуалистов, на которых Кейдж якобы повлиял. Но скажите лучше, на кого он НЕ повлиял? И тогда - почему именно эти художники, например, вездесущие Илья Кабаков и Кирилл Серебренников? Объекты и инсталляции призваны передать идею звука, но удается это далеко не всем. Самые, пожалуй, "звучащие" - "Овалоид" Вячеслава Колейчука и "Препарированное фортепиано" Германа Титова. Не удивительно, что - по крайней мере, пока - посетиелей мало - на следующий после вернисажа день на двух этажах нас было двое. Одна из инсталляций выставки гласит: "SILENCE PLEASE". And silence there was! Но то ли это молчание, о котором мечтал Джон Кейдж?

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все