Москва
8

Выставка
Советский неореализм

Не слишком суровый стиль, о котором мало кто знает

Живописный эквивалент фильма «Мне двадцать лет» не «Строители Братска», а скорее картина Юрия Пенушкина с двумя слегка рассеянными девушками в пестрых юбках с велосипедом и на фоне моднейших выставочных афиш «Советская скульптура-64». И если 1930-е с портретами вождей и стахановцев можно считать последствиями Репина, то 1950-е и 1960-е — это перепевы Серова и ОСТа: неореализм, но не критический, а романтический, когда вместо великих княгинь на фоне по-серовски благородных серых стен так же лихо написаны строгие советские девушки с очень непростыми, как видно, характерами.

  • Советский неореализм – афиша
  • Советский неореализм – афиша
  • Советский неореализм – афиша
  • Советский неореализм – афиша
  • Советский неореализм – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
12 декабря 2012
Не слишком суровый стиль, о котором мало кто знает

Кажется, все главные пункты советского наследия хорошо известны. Исторический авангард, нонконформизм, «суровый стиль» 1960-х, нью-вейв 1980-х. Потом оценили соцреализм, который только недавно начали воспринимать как искусство, а не как симптом некоей страшной болезни. Но искусство оттепели (исключая упомянутых «суровых») оставалось в тени, и для него эта выставка может стать настоящим прорывом. Перед нами разворачивается картина другого, не официального, но и не «сурового» советского антимодернизма. А именно так, как отрицание модернизма, который являлся синонимом современной западной культуры, определяется то искусство, которое доминировало в СССР. И в нем, как выясняется, был не только Бродский (который академик). Живописный эквивалент фильма «Мне двадцать лет» не «Строители Братска». Скорее это картина Юрия Пенушкина с двумя слегка рассеянными девушками в пестрых юбках с велосипедом и на фоне моднейших выставочных афиш «Советская скульптура-61». Или «Городской пейзаж» Глеба Белова, техничная и свежая советская графика, от которой дух захватывает, потому что непонятно, как одним черным можно выразить все о такой важной для поэтики 1960-х вещи, как мокрая мостовая. И если 1930-е с портретами вождей и стахановцев можно считать последствиями Репина, то 1950-е и 1960-е — это перепевы Серова: неореализм, но не критический, а романтический, когда вместо великих княгинь на фоне по-серовски благородных серых стен так же виртуозно написаны строгие советские девушки с очень непростыми, как видно, характерами. Пусть для Запада реалистическая традиция была исчерпана, в СССР она продолжалась, и хотя внутри нее не было сделано новых великих художественных открытий, кое-что новое все же было сказано — кое-что новое в области человеческого содержания, которое никогда не перестает обновляться. И даже если уже Мане не интересовался психологией своих моделей, а только живописной поверхностью как таковой, человеческие типы все же продолжали меняться и после Мане: меняться и взывать к портретированию. Особенно что касается начавших уже ­забываться сегодня шестидесятнических типов хороших советских людей.

16
0

Отзывы

5
сергей коновалов
1020 отзывов, 1319 оценок, рейтинг 669
20 января 2013
Ленинградский арт без Ленина

Несколько тенденциозный выбор, основанный на сиюминутных модных тенденциях. Одна бабушка при мне выразила сомнение, увидев выставляемую одежду: "Что-то я такого на улиц не помню. наверное, из-за границы кто-то привёз..." На самом-то деле это были костюмы из современного магазина винтажной одежды. Ну бог с ней, с объективностью, выставка удачно дополняет экспонируемую параллельно "Венеру Советскую" за счёт романтичных, мечтательных, очень таких милых, "ленинградских" картин.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все