«Адский ад», это перестало быть фигурой речи для братьев Чепмен 24 мая 2004 года, когда их инсталляция «Hell» — 30 тысяч фигурок, девять витрин, годы труда, — сгорела на складе, где хранил Чепменов Чарлз Саатчи. Наследию брит-арта эпохи миллениума был нанесен непоправимый ущерб, заявил Саатчи. Потом прикинули: страховки у погорельцев были сильно завышены относительно цен приобретения; пожар, зафиксировав цены, нечаянно — нечаянно ли? — поспособствовал ценам новым, более высоким; где ж ущерб, кому плохо? Или, как говорят юристы, кому выгодно? (Та же история недавно муссировалась вокруг Дэмиена Херста, еще одного из поколения YBA, Young British Artists, — де он завышал цену на свое произведение, череп из бриллиантов, услугами дружественных дилеров.)
Для YBA это вообще в программу входит — скандалы. Но скандалы были другими. Типа кто-то из Чепменов даст аж в морду сэру Нику Сероте, директору Tate Modern и распорядителю Turner Prize, — потому что Серота обмолвился типа «надо уметь проигрывать»; а Чепмены, абсолютные фавориты того года, воплощение брит-что-угодно, бритые британские hooligans, — продули в финале трансвеститу Грейсону Перри; а тут еще и Серота… В остальном Чепмены ироничные. Предлагают в своих работах любую иронию: детские манекены с х…ем вместо носа и сфинктером вместо рта, толкуйте как угодно. 30000 эсэсовцев и монстров, разнообразно пилящих и режущих друг друга, в инсталляции «Hell» — чистый Босх в масштабе детской железной дороги, девять витрин, — да как угодно. Можно и Босха сюда, и Гойю (на умные вопросы отвечает чаще Джейк, младший). Сверху девять витрин инсталляции образуют свастику: а вы не смотрите, что это свастика; это ирония. Второй чепменовский «Ад» от первого отличался названием — там был «Hell», а то был «Fucking Hell» («newer, improved, bigger, and brighter»), и цифры были fucking лучше: Саатчи жаловался, что «Hell» обошелся ему в полмиллиона, а Франсуа Пино за ремейк заплатил Чепменам 15 миллионов; у Пино в Венеции он и выставляется… Третий вариант, который выставлен в Эрмитаже, наверное, поэтому и не может называться «Ад» — как бы то ни было. Поэтому — «Конец веселья». Размеры те же. В договоре с Пино, наверное, стояло что-нибудь вроде «молодые люди берут на себя обязательство не использовать, осознать» и т.д. — отчего появилось название «Конец веселья». Насчет, будет ли конец, можно зайти к Чепменам на сайт в раздел «what-we’re-working-on-right-this-very-minute»:
Сам ты конец!
Конец веселья по версии братьев Чепмен
Классическое представление о восприятии зрителем произведений искусства можно свести к метафоре о рыбаке и море, где морем является произведение искусства, а рыбак - это зритель. И в этой модели зритель приходит к морю, забрасывает удочку и вылавливает что-нибудь потребное для сердца и ума, или же уходит ни с чем. Но что, если все несколько иначе, а точнее совсем наоборот. Что если зритель и есть море, а художник - рыбак. Впрочем, оставим ненадолго этот тезис и примемся за выполнение непосредственных обязанностей рецензента, а именно дадим возможность читателю составить некоторое представление о выставке.
Произведение братьев Чепменов состоит из двух частей, первая часть представляет собой собрание миниатюр, объединенных общей фабулой. Жанр миниатюры мне чрезвычайно импонирует, поскольку вынуждает зрителя возвращаться к давно забытому навыку, а именно - присматриваться. Миры братьев Чепменов населены, главным образом, людми-мутантами и ожившими скелетами. Скелеты - милейшие создания, они оснащены немецкими касками времен второй мировой войны с маленькими рожками, в их обязанности входит сношать, насиловать, унижать и пытать людей-мутантов. Феерия адского ужаса проходит в антураже исторический декораций разных эпох, особенно симпатичен комплекс американских промышленных зданий в духе 20-ых годов с надписью на въездных воротах "Work hard - Play hard". Необходимо отметить удивительное мастерство авторов: каждая деталь, каждая сцена действа проработана до мельчайших подробностей. Насладившись адским ужасом, вы непременно заметите других персонажей произведения, гораздо менее многочиленных, но, безусловно, не менее значимых. Кто первым бросится в глаза - Гитлер или Рональд Макдональд - сказать трудно, в любом случае, каждый из них несет важную смыслообразующую функцию. Вторая часть выставки - размышление о размышлениях Гойи о войне, насилии и человеческой природе, впрочем Гойя только повод, чтобы продолжить тему, начатую в первой части.
Братья Чепмены взывают к опыту зрителя, т.е. не к опыту зрителя вообще, а к опыту конкретного человека, к моему и твоему опыту. С помощью многочисленных крючков и блесен авторы выуживают из подсознания зрителя те самые мифологические мотивы, вторичное переживание которых позволяет нам несколько иначе взглянуть на окружающую нас действительность, ведь фашизм и культура потребления всего лишь персонажи, суть кроется в нас самих.
Что начинается "после веселья"? Может быть размышление, рефлексия, осознание? Трудно сказать, иногда это просто похмелье. И зависит это не только от умения рыбака, но и от наличия рыбы в водоеме.
О самом сильном впечатлении от поездки в Питер - о выставке Джейка и Диноса Чепменов в Эрмитаже "Конец веселья".
В двух словах. Композиция представляет собой 9 прозрачных кубов, расположенных так, чтобы в плане напоминать свастику. В них 30 тысяч маленьких фигурок фашистов, словно взятых из набора детской железной дороги, штурмуют античный храм, в сопровождении бронетехники бредут по глубокой горной расщелине, высаживаются на побережье, а по большей части бьют, режут, пытают, расчленяют, расстреливают, насаживают на пики, разрывают на части и распинают друг друга.
Все ужасы войн, не важно, как они назывались, сконцентрированы в одном герметичном аду, застывшем на одно бесконечное мгновение. Венец всему - символ эпохи потребления - зловещий макдаковский клоун, распятый на кресте. По эстетике и шоковому ощущению все это напоминает кадры из Hellraiser.
Сильно. Только идиот мог усмотреть в этом произведении признаки экстремизма.
Кровавая феерия братьев Чепменов прочно обосновалась в туманном Петербурге. Если вы достаточно взрослый и психически устойчивый человек не без чувства юмора – милости просим! Веселье кончится с миром – 13 января 2013.
Зал небольшой, но уютный – располагает к приятному времяпрепровождению. Несколько прозрачных кубов, а внутри - веселый Ад остроумных англичан.
В самом сердце зала - извержение колоссального вулкана. Только вместо лавы в этот мир проливается всякая нечисть в несметном количестве: гомофашисты, рецидивисты, мутанты из кусков человеческих тел, пешком и на танках. Восставшие из Ада? Или ад уже на земле?
Как кровожадные спартанцы фашистские скелетоны на танках, заносят копья и распятья над головами, плотной толпой устремляются в мир - на все четыре стороны.
Налево пойдешь – найдешь теплицы с радиактивными отходами.
Направо – гомофашисткие оргии. Нечисть прочно обосновалась на земле и о своем возвращении в адские кущи не помышляет.
Пойдешь на восток, а там – кровосток! Свиньи в резиновых лодках с электроприводом резво мчат в самое сердце бойни. Все очень тонко, с юмором и россыпью изящных деталей – просто глаза разбегаются! Многолетний труд – иначе и не скажешь.
В промежуточных сторонах света несколько кубов наполнены райскими островами, трупами и гамбургерами. В резиновой лодке вездесущий Рональд Макдональд, а рядом курсируют фашистские акулы, обнимая его плотным кольцом из мясистых плавников.
Конечно, не обошлось и без Храма мерзостей: бледных младенцев окунают в купель со сгустками крови. На церковном кладбище козлобородые проповедники бьют себя в грудь и яростно причитают, пока восставшие из могил некрофилы насилуют бродячих свинок.
Напротив на лысой горе распят бледный Снеговик и конечно Рональд Макдональд – он вездесущ. Аминь!
Особо искусно выполнен фриз на фашистком Пантеоне с изображениями победоносных шествий великих и могучих героев атомной войны.
Кругом знаки скорби: падаль, вороны и грифы, штыки и копья, гирлянды из человеческих голов и прочие деликатесы. Чисто английский дух: здесь пахнет плотью и кровью черного пост-модерна.
Кстати, в потешном мире Чапменов почти нет женщин. Живых уж точно нет: скелеты лезут изо всех щелей, неудержимо рвутся на свободу из коровьих утроб, а рядом рыщут вечно голодные овцеволки.
Говорите, конец веселью? Это только начало! Позвольте вашему воображению унести вас на плоту в компании орлов и пеликанов, умильных пингвинов и парочки ослов, а главное – Гитлера-гермафродита! Он уже стал сверх-человеком: в опрятном платье с пышной грудью плывет по волнам... На этом мое путешествие в задорный мир братьев Чепменов завершилось, и я отправилась в тихую гавань офортов Франческо Гойи. Но это уже совсем другая история.
Страшные и смешные. Надпись над вратами игрушечного концлагеря WORK HARD PLAY HARD. Британские насмешники братья Чэпмен представляют в "блокадном" Ленинграде игрушечную инсталляцию, в которой опыты по превращению солдат в биомассу проводят уже над нацистами. В прекрасном здании Генштаба - филиале Эрмитажа - интеллигентный привратник советует не смотреть эту выставку, или, в крайнем случае, написать отрицательный отзыв - "никому не нравится". Возмущению поддается работа с табуированными символами европейского прошлого. Тысячи мелких в нескольких аквариумах разыгрывают кукольный спектакль возмездия - скелеты против нациков. Насаженные на колья головы, ошметки плоти на поле брани, распятый на кресте Рональд Макдональд. Победа над фашизмом рождает новых корпоративных чудовищ, для которых отношение к человеку как к материалу и субъекту потребления маркирует новый виток старой битвы. Борьбы зла против зла.
Выставка состоит из двух частей - диорама "конец веселья" и графика братьев Чепменов. Мне больше понравилась диорама. Очень интересная, масштабная и детализированная диорама! Очень жаль, что нельзя фотографировать - пейзажи ада, фашистов, скелетов, демонов и различных монстров выполнены на отличном, высоком художественном уровне. Даже сложно представить сколько труда стоило склеить, расчленить, раскрасить и слепить сотни(может и тысячу) фигурок. Множество отсылок к картинам Гои и Босха. С детьми до 12-ти идти точно не стоит - не поймут. Конечно много нарисованной крови и расчлененки, обнаженная натура, но этого не больше чем в новостях и ужастиках.
Графика понравилась меньше, т.к. сами рисунки братьев напоминают примитивные дошкольные каляки-маляки, а приставить в фотошопе головы уродцев к рисункам Гои - ума и таланта не надо.
Отдельно скажу о выставочном зале - Грандиозно! остеклить и перекрыть галереями и переходами внутренний двор арки главного штаба отличная идея, прозрачные ступени и "окна" вниз, много метровые двери - буду заходить почаще, чтобы посмотреть на это)
Пишут, что после нападок на их творчество, братья Чепмены будут игнорировать Россию, если это так, то очень жалко. Диорама отличная!