Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.5

Выставка
Караваджо

Главный реалист в истории искусства

То, что Караваджо убил человека, сегодня скорее ­умиляет: гению простили преступление за истече­нием срока давности, а искусство его становится все актуальнее. В Пушкинский привезли 11 полотен, среди ­которых важнейшее — «Обращение Савла» из церкви Санта-Мария-дель-Пополо, «Юноша с корзиной фруктов», «Спящий Амур» и «Положение во гроб». Окруженные массой экспозиционных усилий, погруженные в особый полумрак и подсвеченные специально направленными на них лучами све­та полотна тем не менее производят то самое драматическое впечатление.

  • Караваджо – афиша
  • Караваджо – афиша
  • Караваджо – афиша
  • Караваджо – афиша
  • Караваджо – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
22 ноября 2011
Великий художник с голливудской репутацией

Резкие светотени — резкий характер. Все было так давно, что на него можно повесить любое преступление. Художник шлялся по Риму с компанией вооруженных людей в плащах и задирал прохожих, ввязывался в драки, бил посуду в кабаках. У него была сабля. И в конце концов он убил человека. Хотя, кто знает — может, в те времена считалось, что это нормально. Кроме того, по слухам он был гомосексуален. Слух всего один, он относится к XVI веку и подпитывается исключительно эротизмом мужских образов живописца, но мы охотно верим. Вообще-то, у всех художников были подмастерья, но почему-то именно у Караваджо отношения с подмастерьем вызывают недоверчивое внимание потомков.

Как говорил Пушкин: «Врете, подлецы: он и мал и мерзок — но не так, как вы, — иначе!» То, как именно мал и мерзок был Микеланджело Меризи да Караваджо, и есть главный предмет интереса и залог его невероятной популярности в наше время. Образ вырисовывается притягательный: вспыльчивый, порочный и гениальный живописец, изучение биографии которого велось по полицейским отчетам четырехсотлетней давности. Буквально каждое его произведение связано с каким-нибудь скандальным случаем: то напишет проститутку с грязными ногами в виде Богоматери, то бродягу в виде святого Петра, то заказчики откажутся принимать работу.

Но все это на самом деле абсолютно лишние детали, которые, собираясь на выставку, нужно без сожаления отринуть — потому что все понятно и без них. В Москву привезут 11 полотен — это очень много, более чем достаточно, для того чтобы и без жареных подробностей убедиться в абсолютной актуальности Караваджо. Знаменитое «Обращение Савла» из церкви Санта-Мария-дель-Пополо со знаменитым же лошадиным задом во всю высоту холста; «Спящий Купидон» — некрасивый мальчик, который вполне мог бы в свободное время приворовывать на городских рынках; «Юноша с корзиной фруктов» — сладостный образ, осоловелым взглядом напоминающий преступных дегенератов из ранних фильмов Пьера Паоло Пазолини. Который, надо сказать, был безусловно главным караваджистом ХХ века — и это в свою очередь лишний раз свидетельствует о дальнобойности открытий Караваджо: от реализма в неореализм, а оттуда — все к новой правде.

24
0

Отзывы

7
Артём Станкевич
348 отзывов, 380 оценок, рейтинг 481
30 ноября 2011

Тёмные залы, тишина, куча народу на 50 квадратных метрах, кое-где светящие в разные стороны лампочки, большие полотна, сумрачная атмосфера, подсвеченные названия картин и пространные истории написания и объяснения смысла каждой картины привлекают внимание публики гораздо активнее самих произведений мастера, создавая тем самым непросматриваемый и непрошибаемый человеческим взглядом человеческий же забор, через который на эти самые произведения посмотреть довольно сложно, но чувств после посещения выставки остаётся очень много, а маленькая очередь ещё больше увеличивает степень удовлетворённости.

10
0
9
Анна Ульянова
6 отзывов, 36 оценок, рейтинг 18
24 января 2012

Очень правильная выставка ! :)
Все как надо: и размещение картин в хронологическом порядке от ранних к поздним, и полумрак, скрывающий грустные реалии российской действительности типа грязного пола и обшарпанных углов, и сукно на стенах, поглощающее звуки внешнего мира...Все это позволяет забыть о том, что вы-в России. И представить, что вы-в Италии :) А 11 картин, как 11 окон в мир света. Выставка устроена замечательно. Идите - не пожалеете. Берите аудиогид, оставьте в камере хранения свои сумки и свои заботы и, минуя бездарную экспозицию страшных акварелей Блейка, залы с копиями мировых шедевров и чего-то там еще, идите прямо к Караваджо. Оставьте себе побольше времени, чтобы рассмотреть все, не упустив ни одной детали. И не бойтесь легенд про очереди: это все неправда. Очередь действительно есть, но совсем небольшая и двигается быстро. Одним словом я надеюсь, что вы оделись и уже совсем скоро своими глазами все увидите :) Скорее, господа, в мире не так уж много такого, ради чего стоит прерывать чтение романа Диккенса и выходить из дома в такую погоду ;)

6
0
9
Татьяна Миронова
25 отзывов, 28 оценок, рейтинг 51
25 декабря 2011
Пользительная сила искусства или практическое руководство по воскресному выгулу мужчин.

Писать об искусстве нельзя, его можно только чувствовать, но я попробую. Дело было в тот беззаботный выходной, когда на носу новый год, а настроение полно радостного предвкушения. Проснувшись "рано утром", в 2 часа дня и трижды потянувшись, я повернула очи вправо и увидела профиль дрожайшего. Тени от ресниц, зашевелившиеся на лоснящемся черепе благоверного означали его полное пробуждение ото сна. Не дожидаясь того момента, когда он включит дебетно-кредитовую часть своего мозга, я разом и без арт-подготовки выпалила: "Дорогой, сегодня мы идем на Караваджо!". Руки мне в отличии от древнерусских гонцов не поотрубали, а посему весть смело можно было считать доброй. Однако тело любимого, облаченное в фланелевую пижамку с розовыми ромашками мигом метнулось к антресолям, попутно извлекая на свет запыленную коллекцию двд, среди которой блеснул диск с надписью документального фильма ВВС про известного итальянского художника. Попытка откреститься от досугового меропрития вмиг была прервана и отклонена, не оставив шансов отнекаться и альтернатив не чистить машину от снега.
Таким образом, под мерное ворчание родного птеродактиля мы добрались до Пушкинского, где по счастливому стечению обстоятельств не пришлось долго натирать мозоля в ожидающей конвейерно-шпротной укладки очереди. К чести сказать, на Дали и Пикассо стоять приходилось гораздо дольше, а потому моему Дункану Маклауду не удалось скупить весь ассортимент пирожков ближайшего пищеблока на колесах.
Храм искусства поглотил нас почти замерзших, однако трепещущих перед встречей с прекрасным. Слегка скрежеча трансмиссией, моя половина отправилась в гардероб сдавать наше верхнее нательное, благо очередь попалась гуманная - не затоптали. Радостно подхватив под руку его, с гордостью зажавшего в руке металлический номерок, мы торжественно зашагали по красной ковровой дорожке наверх. Стараясь в такт, и при этом без резонанса, попадать в ступеньки, мой визави умничал, бурча под нос философское нечто вроде: "След художника неистребим, в душах людей, в нашей памяти...", если бы не крутая лестница, я позволила бы пелене слез умиления наводнить свои глаза.
Первый же взгляд на шедевр Караваджо подвиг драгоценного в эстетический ступор, я тихонько перекрестилась и выдохнула, суровое мужское сердце оказалось не чуждо к красоте. Способность пробуждать чувства в других – возможно, это и есть, то что называют талантом. Возле картины "Положение во гроб" яхонтовый оперился, отрапортовал о биографии гения, сообщил, что в наши дни Караваджо скорее всего должен был бы расписывать ДК исправительного учреждения, где проводил львиную долю жизни, отбывая наказание по статье 206 за хулиганство. Оказывается, с поволокой юмора даже эпоха Возрождения приобретает особую изюминку.
Ну а если серьезно, сказать, что творения Караваджо поражают - это не сказать ничего. Высшая похвала художнику — это когда перед его произведением забываешь о похвалах. Можно бесконечно долго восхищаться талантом автора, заключающемся в способности передать сложные чувства в простых выражениях. Так же бесконечно долго, как и ругать Пушкинский за расстановку света. Покачивание из стороны в сторону тел собравшейся публики не означало экстаза волнения, а лишь отображало робкие попытки совместить очи с полотном таким образом, чтобы краски не бликовали в более, чем неудачном освещении. Но все это мелочи в сравнении с тем глубоким следом, что оставляет выставка. Техника кьяроскуро, использованная мастером в своих картинах резко очертила впечатления до и после Караваджо. И спускаясь к выходу, мы искренне были благодарны всем, кто позволил нам и дал возможность лицезреть это чудо собственными глазами. Ведь настоящий талант прежде всего - это то, что приносит счастье другим. В этот день мы были счастливы.

6
0
5
ИГОРЬ РЫЖОВ
14 отзывов, 610 оценок, рейтинг 23
17 декабря 2011

Добрался я таки до Караваджо. И, скажу я вам, остался разочарованным. Нет, не Караваджо, конечно. А количеством и подбором полотен. Всего 11 картин и (как не велик соблазн сказать "не лучших", но сдержу себя и скажу) не самых мною любимых. Да, я прекрасно понимаю, что шедевры художника разбросаны по всему миру ("Святая Екатерина" и "Саломея" в Мадриде, "Лютинист" и "Шулеры" в США, "Христос в Эммаусе" 1601 г. и "Мальчик, укушенный ящерицей" в Лондоне, "Успение Марии" и "Гадалка" в Париже, "Амур-победитель" в Берлине и т.д.), и собрать их все и привезти в Москву абсолютно нереально, тем более в рамках Года Италии в России, благодаря которому мы имеем хотя бы эту выставку. ОК, но почему из Италии так мало? Почему Галерея Боргезе дала "Юношу с корзиной фруктов", но зажала "Больного Вакха", "Пишущего Иерониа" и "Давида с головой Голиафа"? Почему Санта Мария дель Пополо предоставила "Обращение Савла", но не смогла расстаться с "Распятием Петра"? А Сан-Луиджи деи Франчези вообще ничего не дала, и апостола Матфея мы не увидели ни в каком виде? Где "Юдифь и Олоферн"? Где "Нарцисс"? "Пожертвование Исаака"? Короче говоря, тема Караваджо в России не раскрыта, и тому, кто надеялся познать талант великого ломбардца, простояв без малого час (или больше) в очереди в ГМИИ, можно только посочувствовать. Из положительного могу отметить прекрасное освещение картин и неплохие аннотации к каждому холсту.

5
0
9
Виталий Федоров
39 отзывов, 51 оценка, рейтинг 61
12 января 2012

Отличная выставка, подача, свет - на высшем уровне. Всего 11 картин, зато каких!

А картина "Обращение Савла" - просто невероятная, конечно если знать о чем она)

Хотя вопрос, что потрясло больше Караваджо или Блейк по-соседству.

Всем рекомендую посетить.

p.s. И обязательно берите аудиогид, с ним намного интересней.

(в будний день очередь была всего минут 30)

3
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все