Платформа для дискуссий, арт-школа и выставка — «Аудитория Москва» выглядит «левой» альтернативой аполитичной «Стрелке», расположенной неподалеку, за рекой. Работы Яэль Бартаны, Хито Штейер ль, Деймантаса Наркявичуса, работающих с темами социалистического наследия, перемонтажа воспоминаний и трансформации идеологий.
Инсталляция, Новые медиа |
Встречаться и говорить — античная ценность, умирающая в городе, где методично уничтожается одна площадь за другой. И проект, который делают кураторы Иоанна Мытковска, Давид Рифф и Екатерина Деготь по адресу Пречистенка, 1, выглядит попыткой вернуть изуродованной, со вскрытыми мостовыми, Москве нормальное достоинство полиса. Можно предположить (и это бросается в глаза), что «Аудитория» — в своем роде пандан новой «Стрелке» по другую сторону ХХС. Тут тоже поставят деревянные скамьи, сделают во дворе инсталляцию-амфитеатр, будут крутить фильмы и проводить занятия для выбранных по закрытому конкурсу студентов-художников. Каждый день будут разговоры — открытые для всех. Нормальный евровариант дискуссионной платформы. Но кураторы явно не собираются оставлять это пространство обсуждений политически нейтральным: все затевается для того, чтобы политическое заострить, и тут не получится обойтись пинг-понгом. Хотя кофе обещают наливать — видимо, в знак того, что и социально озабоченный человек может позволить себе некоторый гедонизм.
Войдя, можно пойти налево, в аудиторию, и смотреть фильмы художников Яэль Бартаны, Хито Штейерль, Деймантаса Наркявичуса, каждый из которых работает с воспоминаниями о недавних эпохах, наследием социализма и с тем, как изменяется история в воспоминаниях, перемонтированных пропагандистских фильмах или в фантазии художника. Или пойти направо, смотреть собственно выставку — хор рабочих, имитирующих звуки заводского производства (Адриан Мейлиз), урок унизительной аэробики для женщин среднего возраста в ЦПКиО им. Горького (Полина Канис), историю мусорщика из кинотеатра (Ольга Чернышева) и много всего другого. Можно дождаться вечера и пойти на встречу с художниками, поговорить о том, что не так с искусством и что не так с Москвой, — поскольку то, что что-то не так, ясно всем и каждому, и это что-то не сводится к отсутствию велосипедных дорожек. Этот проект — мягкий вариант молодежного социализма, поданный через стоящее искусство и оформленный как возможность осмысленной социализации. Которой — ну почему бы и нет — могут увлечься и те, кто играет в пинг-понг рядом, через мост.
Выставка «Аудитория» подготовлена на основе коллекции Музея современного искусства Варшавы. Она посвящена вопросу публичного пространства, точнее вопросу: кому оно принадлежит. Главный фокус экспозиции - памятники и архитектура, демонстрации и акции в общественном пространстве.
Кстати, о пространстве. «Аудитория» выбрала удивительно привлекательную площадку – «Белые Палаты». Это без преувеличения истинное историческое наследие столицы, уникальный исторический памятник. Современное искусство «гостит» здесь впервые.
Представленные работы злободневны и «въедливы». Существенная часть выставки представлена специально подготовленными к выставке художественными проектами, которые одинаково актуальны как в России, так и в Польше. Главное, что объединяет искусство двух славянских народов – это критика доминирования запада на фоне поиска своих корней и аутентичного языка выражения.