Москва

Выставка
Врата и двери

Проникновение и другие способы познания
  • Врата и двери – афиша
  • Врата и двери – афиша
Живопись, Скульптура, Инсталляция, Новые медиа

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
11 мая 2011
Проникновение и другие способы познания

Станем мы толковать сюжет «Врата и двери» буквально, как проем в стене, отделяющий «здесь» от «там», — или мы будем это делать метафорически и аллегорически («врата учености» и «двери восприятия»; «пришла беда — открывай ворота» и «муж в Тверь, жена в дверь»), или же символически (высокопарные «врата» вместо пошлых «ворот») и даже мистически — когда порог меж «здешним» и «иным», потусторонним, покажется как Путь, Преодоление и Выход, — как бы там оно ни выходило в итоге, сама выставка этого порога парадоксальнейше оказывается лишена. Просто в какой-то момент зритель вдруг понимает, что выставка — вот. И он уже «здесь». Или «там», это как посмотреть. Понимание приходит примерно около «Ротонды» Александра Бродского — притом что деньги за билет еще не отданы, одежда не в гардеробе, Бродский гений, но уже понятно, что пару-тройку экспонатов — вот то у ворот, вот это на асфальте и пр. — это зритель пропустил. «Ротонда» — не первый экспонат. Много повидавшая «Ротонда» впервые появилась два года назад на фестивале «Архстояние» в Калужской области, была затем приобретена в собрание Пермского музея современного искусства и пережила два поджога в Перми; последний раз была замечена, и неплохо замечена, аж в Лувре. А теперь как-то по-больничному белеет на фоне серого мрамора в углу музейного двора. Конструктивно — нечто среднее между античным амфитеатром, Колизеем каким-нибудь, и идеальным ренессансным храмиком, маячащим на заднем плане Рафаэля или Перуджино; функционально, конечно, беседка — «Ротонда», вся сплошь из распахнутых дверей, по Бродскому, должна была служить наблюдательным пунктом для кругового обозрения и постижения пейзажа с последующей релаксацией. Как раз благодаря этой своей садово-парковой функциональности «Ротонда» и смотрелась так выгодно рядом с Лувром; и в Калужской области было не хуже; запертая в углу, лишенная главной своей средовой прелести, «Ротонда» способна обратить внимание лишь единственно, что экспонаты «Врат и дверей» высыпаются из Мраморного двор­ца как разносортные грибы из переполненного лукошка. Толкование кураторской мысли привлекло и объекты всевозможные, от икон и Михаила Рогинского до икон и Олега Кулика — отовсюду есть какой-то созерцательный или познавательный «вход»; но Кулик тоже не поместился. Пластмассовой корове с вмонтированным видео, которое нужно наблюдать, сунув лицо в коровью вагину («двери» или «врата»), выделен специальный, кх-кх, задний проход, дополнительный, к выставочным площадям в прочее время не относящийся. Зритель пытается пройти еще дальше — но хода нет, ему надлежит через «Врата и двери» теперь двигаться в обратную сторону, к выходу… Ну и назначили бы первым экспонатом ограду и ворота двора Мраморного — автор Петр Егоров, 1780–1788: вход, он и выход; кураторы, дарю.

2
0

Отзывы

7
Svetik_FrekenSnork
151 отзыв, 170 оценок, рейтинг 186
5 мая 2011

Двери и врата. Сотни раз за день мы проходим в дверь, выходим за порог и каждый раз мы попадаем в другой мир, в другое пространство, будь это комната, коридор или улица…
Двери, они как лица людей – у каждого дома своя дверь, по которой можно определить, какой была она и её дом раньше, и каким стал теперь, предугадать, что за собой скрывает эта дверь… Но в один прекрасный миг придет ковш, огромный, блестящий и снесет эту память о людях, об их якобы защищенном хрупкими дверьми мирке, уничтожит всё, как это показано в одном из экспонатов…
Эта и многие другие мысли и идеи отражены в большой, просторной выставке, которая распахивается и на улице – именно распахивается – двери «Бродского» уныло и одиноко скрипят, а в центре беседки-комнаты стоит пустой, грустный всеми покинутый стол… Двери скрипят, рассказывая историю и, приглашая, послушать её за столом…
Множество закрытых дверей – безвыходность – как образно и как точно отображено это состояние, вгоняющее в ступор и беспомощность – открывая одну дверь, мы натыкаемся на другую и так без конца…
Врата и сакральный символ – вспомните в церкви Царские врата, Райские врата. Необычно смотрятся рядом с современной, яркой и несколько вызывающей живописью и скульптурой древние иконы, врата из храмов. Но ведь и они раскрывают идею – отрадно видеть такое соседство, как и присутствие хорошо известных нам полотен из Русского музея.
Зеркала тоже врата в другой мир, потусторонний – творцы не забыли об этом и сделали инсталляции с разбитыми зеркалами и стеклами. Как они не боятся?
Необычайно трогательны скульптуры или, возможно, лучше их назвать инсталляциями, показывающие человека и контур, который он оставляет в воздухе – фигурные врата… Трогательна та, что показывает боком беременную женщину с контуром малыша в утробе – ведь её животик – это его дверь в новую жизнь. Женщина, как проводник…
Можно и самому стать участником инсталляции, видео – достаточно встать в квадрат и начнется фильм, где ваша тень станет главным действующим героем.
Но много также и шокирующих, вызывающих экспонатов – человек, поющий в туалете, бесконечный холодильник с ползущим стучащим пакетом – «Москва», не была, сказать не могу, так ли это, и то, что меня больше всего поразила – корова, жующая траву, а, простите, ммм… сзади, у неё два отверстия, куда надо смотреть, чтобы увидеть как нагой мужчина танцует с невестой… Шок.
Или приятно удивляющая и устрашающая композиция, когда из кафельной стены вырывается на вас кто-то невидимый, оставляю только висящие в воздухе осколки.
Двери, окна, врата, выходы в другое пространство. Но и новые значения принимают эти слова, я имею в виду их связь с компьютерами, техникой.
Компьютеризированность мира продемонстрирована в триптихе, где изображены рабочие столы Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова и их разговор по скайпу, если я не ошибаюсь. Да, даже Войну и Мир можно представить в виде окошка с фразочками. Но ведь это реальность, наша жизнь – разве мы не объясняемся в любви, решаем проблемы, ссоримся, миримся по средством «аськи» и «контакта», коротких сообщений, отрывочных фраз, а в реальности зачастую не можем найти тем для разговора, стесняемся, мнемся?.. Так грустно, что в прошлое ушли письма, записки…
Подойдите друг к другу, загляните в глаза друг другу, ведь глаза – и зеркала души и двери в чужую душу, постарайтесь понять друг друга, выйдите за дверь на улицу и отправьтесь сюда, возможно, эта выставка поможет вам что-то понять в себе, в других, в мире, открыть для себя новый мир, и вы выйдете из дверей музея обновленными…

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все